Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
№ 68/24696/ 10 АПРЕЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 22 ПРЯМАЯ РЕЧЬ | АФИША Поразительно: оказывается, у китайских студентов любимый ли- тературный герой... Павка Корчагин. Правда, вместе с ним в первуютройку кумиров попали также Джеймс Бонд и Спайдермен. Но, может быть, такое неожидан- ное, даже шокирующее соседство не случайно? Да, в советские времена кто-то из кинокритиков едко назвал Агента 007 и.о. героя. Да, западный зритель и читатель легко улавливают пародийные интонации в фильмах и романах о нем. Но паренек из Пекина или Шанхая, энтузиаст и романтик, имеет право относиться к шпионским фэнтезиЯнаФлеминга иначе. Он ищет и находит свое где угодно. Ему нравят- ся и насквозь выдуманный супермен, и большевик Павел Корчагин, потому что оба служат идее, выполняют вели- кую миссию и демонстрируют редкую несгибаемость. А вот у нас сейчас немыслимо представить, чтобы молодые выбрали персонажей Николая Островского для примера и подражания. Наши от лю- бой патетикишарахаются, как черт от ладана. Любое искреннее, естествен- ное движение души они маскируют циничными словечками. А идеализм, жертвенность, гражданственность хоть Николая Островского, хоть его романного двойника Павла Корчагина считают фанатизмом и пропагандист- ской игрой. В большом ходу теперь понятие миф. Все, что не вмещается в рамки личного успеха, карьеры, заработка, благоденствия ближних, объявляется мифом. ИпобедыАлександраНевского — миф, и бросок на амбразуру Алек- сандра Матросова — миф. Скажешь: «миф», и точно гора с плеч. Слава Богу, не с кого делать жизнь. Не за кем тянуться. Не с кем себя сравнивать. И главныйтезис умершего вместе сСовет- ским Союзом соцреализма — в жизни всегда есть место подвигу — выглядит как несусветная глупость и демагогия. Всегда есть место подвигу? А разве в жизни всегда и везде не быломеста под- лости,жадности, предательству, равно- душию? Таков человек. Нечего его приукрашивать. И нечего спрашивать с нас по меркам этих «мифических» Корчагиных, Маресьевых, Кошевых. Не знаю, объяснит ли что-либо в удивляющем мир «китайском чуде» симпатия китайцев к роману «Как за- калялась сталь». Но если новое поко- ление россиян не прочитает эту книгу, не испытает зависти к душевной силе ее героя, то, по-моему, «российского чуда»мыможем еще долго не дождать- ся. Впрочем, одной книгой положение тоже не изменишь. Об этом я думал, господа, когда в минувшее воскресенье канал «Куль- тура» извлек из забвения, почти из не- бытияфильмс одиознымдля современ- ного слуха названием «Коммунист». ...Губанова били смертным боем, а онподнимался с земли. Внего стреляли в упор, но он все не падал, а медленно шел навстречу пулям, и стрелявший, истерично визжа, отступал, бросался бежать. Потом были похороны. Речи над гробом звучали короткие. Кто-то сказал, что Губанов вступил в партию не ради чинов и пайков, а в поисках О пользе старого кино Переключая каналы с Исааком Розенфельдом КИНО АПРЕЛЯ Избранная Новая версия будущего Земли Приключения неординар- ной девочки в тоталитар- ном обществе будущего в фильме «Дивергент» . Странные вещи начинают происходить вжизнипри- нявшего новый препарат по борьбе со смертельны- миболезнямигерояфиль- ма «3 дня на убийство». Поиск сокровищ в рамках любовного треугольника — таков сюжет отече- ственной комедии «Аван- тюристы». ФОТО KINO-TEATR.RU СЕРГЕЙ ИВАНОВ «Дивергент» — фантастический бо- евик, поставленный по молод ежному бестселлеру Верони- ки Рот «Избранная». Действие развивает- ся на Земле в будущем, в деспотичном Чикаго. Все подростки, достиг- шие 16 лет, обязаны вы- брать одну из пятифрак- ций и присоединиться к ней на всю оставшуюся жизнь.Каждаяфракция представляет определен- ное качество: Искрен- ность, Отречение, Бес- страшие, Дружелюбие и Эрудиция. Главная героиня яв- ляется редким случа- ем, когда однозначную склонность к чему-то одному выделить невоз- можно. «Тыопасен, если ты другой»—под таким девизомживет Земля бу- дущего. Приключения девочки в тоталитар- ном обществе поставил известный режиссер Нил Бергер («Иллюзио- нист», «Области тьмы»). В главной ролиШейлин Вудли («Потомки»). Люк Бе с с он , г о - товясь к собственной премьере боевика со Скарлетт Йохансон, выпускает на экраны проект, в котором он является продюсером и автором сценария. «3 дняна убийство» —кри- минальный триллер. В секретной лаборатории ученые разработалипре- парат, которыйпозволя- ет человеку справиться с любой неизлечимой болезнью. Руководство спецслужб предлагает принять это лекарство своему экс-агентуИтану Раннеру (Кевин Кост- нер), которому врачи поставили смертель- ный диагноз. Теперь во- круг Раннера начинают происходить странные вещи. Что это — гал- люцинации, побочный эффект от таблеток или мир действительно по- лон ужаса и кошмара? В фильме также сня- лись Эмбер Херд, Хей- ли Стайнфелд, Конни Нильсен. ФильмпоставилМак- Джи, начинавшийскли- пов для групп Offspring и Cypress Hill, а затем снявший «Ангелы Чар- ли», «Терминатор: Да придет спаситель» и «Значит, война». Днем она — пример- ная медсестра, которой люди доверяют свою жизнь. А ночью она использует собствен- ную сексуальность, со- блазняя людей, чтобы затем убить их с особой жестокостью… Ваша боль—ее наслаждение. Об очень плохом медра- ботнике рассказывает фильм ужасов «Медсе- стра» Дугласа Арнио- коски, постановщика сериалов «Мыслить как преступник», «Сон- ная Лощина», «Стре- ла». Главную героиню играет Пас де ла Уэрта («Подпольная импе- рия», «Спеши любить», «Сильная женщина», «Предел контроля»). Классик артхаусного кино Джим Джармуш тоже решил обратиться к мистике. Герои его новой картины «Выжи- вут только любовники» — древние вампиры, которые видели еще татаро-монгольское иго и инквизицию. Адам — рокер из Детройта, играющий андеграунд- ную музыку. Он уже очень старый, он хочет тишины, покоя и тихо ненавидит «мертвецов» (так вампиры зовут лю- дей). Ева же, напротив, весьма жизнерадостная вампирелла постарше, общающаяся с поэтом времен Шекспира — Кристофером Марло — и живущая в Танжере. Онаприезжает вытаски- вать своего любовника из пучины депрессии. Но идиллию нарушает внезапно заявляющаяся младшая сестра Евы — Ава. В главных ролях Тильда Суинтон, Том Хиддлстон, Антон Ель- чин, Миа Васиковска. Отвлечься от груст- ныхмыслейипомечтать о предстоящем отпуске можно на отечествен- ной комедии «Авантю- ристы» Константина Буслова («Бабло»). Катя и Андрей, успешный молодой банкир, при- летают на Мальту на от- дых. В дайвинг-центре они случайно встреча- ют Макса — профес- сионального дайвера, тайком занимающегося черной археологией, и, по совместительству, бывшего возлюбленного Кати. Во время одного из погружений Катя на- ходит фрагмент спаса- тельногожилета с номе- ром немецкой подлодки времен Второй мировой войны. Девушка вы- ясняет, что в 1942 году у мальтийского ордена рыцарей-госпитальеров была похищена коллек- ция уникальных древ- неегипетских релик- вий, которая должна была быть доставлена в Германию именно на подлодке. Однако цен- ный груз туда не при- был. Троица начина- ет поиски сокровищ, ввязываясь в череду опасных авантюр. А от- ношения между искате- лями приключений все больше напоминают лю- бовный треугольник… Главные роли играют КонстантинХабенский, ДенисШведов и Светла- на Ходченкова. правды. Кто-то припомнил, как он сутками рубил деревья, пилил их на поленья для паровозной топки, чтобы доставить эшелон с продовольствием строителям первой советской электро- станции. Реалистическое, земное, внимательное к приметам, подробно- стям быта эпохи Гражданской войны экранное повествование к финалу пре- вращалось в легенду, в масштабную метафору. Спустя шестьдесят лет непросто вообразить, как потряс фильм Юлия Райзмана первых зрителей. Его смо- трели по многу раз — как до войны «Чапаева». Он перешагнул границы, демонстрировался в фешенебельных зарубежных кинотеатрах. В кадре — голодные, оборванные, в опорках люди возводили на торфяных боло- тах электростанцию. А в залах дамы в мехах и джентльмены во фраках и смокингах следили за своими «классо- выми врагами» и не прятали слез, со- страдали, сочувствовали, восхищались и мужеством героя, и мастерством ки- нематографистов. А на Кубе бородачи Фиделя, пытаясь защитить Губанова, начинали палить в его врагов, дырявя белое полотно экрана. Позже судьба «Коммуниста» ока- залась не самой счастливой. Войдя в обойму официальной советской клас- сики, он демонстрировался на ТВ по красным датам или, наоборот, в дни государственного траура, очередных похороночередного генсека.Предпола- галось, что именно такая картина мак- симально соответствует торжественной скорби момента. И уже не смущало то обстоятельство, которое ставилось в вину сценаристу и режиссеру во время съемок: Губанов не был крупным ру- ководителем, комиссаром, «великим гражданином». Он служил всего лишь на складе и добывал для стройки гвоз- ди, олифу, лопаты. И, действительно, не хлопотал о карьере, не думал о себе, сжигая свою жизнь в огне мечты и на- дежды. Той мечты, той надежды, что давно потускнела, поскольку даже ее официальные защитники, пропаган- дистыпотихоньку предавали ее, меняя на дачи, иномарки, кремлевские и обкомовские пайки. Понятно, что с началомперестроек- перекроек-реформ фильм совсем по- терял актуальность. Вероятно, он уже раздражал, напоминая предателям об их предательстве, а обывателям — о какой-то иной жизни, иных целях, иной морали. На «Культуре» «Комму- ниста» решили (решились!) показать в связи с девяностолетием киностудии «Мосфильм». Как-никак признанная, хрестоматийная классика. В картине, конечно, многое вос- принимается архаично. Театральность мизансцен, нарочитость освещения в кадре, прямолинейность, нажим в му- зыке Родиона Щедрина. Зато страсть, темперамент, душевная чистота Гу- банова, сыгранного рано погибшим выдающимся актером Евгением Ур- банским, не выцвели, не выглядят ни примитивно, ни фальшиво. Не зря Блок говорил, что настоящий поэт — величина неизменная, стареют его лек- сика, приемы, но поэзия остается. Вот и в «Коммунисте» осталась поэзия ге- роического, которое бескомпромиссно противостоит сегодняшней эгоистич- ности, проповеди индивидуализма, приоритету шкурного интереса. Профессор-историк однажды ска- зал мне, что пока у нас нет права говорить о великой державе. Она в прошлом. Хотимее вернуть—потребу- ются колоссальные усилия, терпение. Причем возродить величие страны даже у самых умелых менеджеров не получится. Для этого нужныМинины, Корчагины, Губановы. Уж простите, господа, за пафос. Россия, где нет ме- ста ни подвигу, ни пафосу, не будет не только великой, но и просто Россией.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz