Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
Страница выходит по благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона Ведущие рубрики Александр Хаустов и Сергей Кибальниченко Д орога к Храму СУББОТА , 5 АПРЕЛЯ 2014 № 65 (24693) 6 ЛИПЕЦКАЯ газета СЛОВО ПАСТЫРЯ | Молитва против экстрасенсов Скользкая тропа суеверий Иерей АлексийШумаков, клирик Христо-Рождествен- ского храма Липецка Характерной чертой нашего времени стали суеверия. Это слово, если внимательнее к нему присмотреться, говорит о суетной вере в приметы, эзотерику, магию и гороскопы. Люди порой готовы искать помощь где угодно, лишь бы сиюми- нутно решить возникшую проблему. И вот уже человек при- ходит к гадалке или экс- трасенсу, доверяя им свои сокровенные тайны. Мно- гие эти «целители», под- черкнуто используя цер- ковную атрибутику, хоро- шо вписались в религиоз- ный образ жизни русского народа. Увешанные икона- ми стены, горящие свечи, «святая вода» и какие-то непонятные «молитвы» — все это производит глу- бокое впечатление на суе- верного человека. Церковь, конечно же, знает истинную цену по- добным «целителям», на- стойчиво начавшим заяв- лять о себе еще с конца восьмидесятых годов. В те времена, когда экстрасенс Кашпировский собирал по всей стране огромные залы, в одном православ- ном монастыре пошли на смелый эксперимент. На сеанс к этому новомодно- му «целителю», громкую рекламу которому обеспе- чило телевидение, напра- вили монахиню. На ней была светская одежда, ничем не выделяющая ее среди остальных зрите- лей. Заняв место в зале, монахиня начала мыслен- но читатьИисусовумолит- ву и «Богородице Дево, радуйся». Прошло совсем немного времени, а экс- трасенс уже весь покрыл- ся испариной. Еще через несколько минут из его уст полилась отборная брань. Кашпировский кричал на своих помощников, тре- буя выдворить из зала женщину, котораямешает ему работать. Описанный случай на- глядно показал истинное лицо «целителей». Но чем в таком случае они при- тягивают к себе народ? «Бабушки» и экстрасенсы предлагают «клиенту» легкий путь исцеления. Это в церкви надо каяться, приходить на богослуже- ние и с чистым сердцем молиться. «Целитель» же никаких усилий от посе- тителя не требует. Обещая ему поправить пошатнув- шееся здоровье, он не при- зывает его отказаться от греховной жизни, приз- нать свои ошибки и недо- статки, примириться с ближним. По-человечес- ки, конечно же, очень жаль людей, поддавших- ся на этот соблазн. Вспоминается одна се- мья, пригласившая свя- щенника совершить требу. Когда на приготовленный стол батюшка застелил скатерть, положил Еван- гелие, его внимание не- ожиданно привлек святой угол, если его так можно было назвать. В квартире был дорогой ремонт, бле- стели новые полы и обои, зато иконы поросли веко- вым слоем пыли. Взгляд священника упал и на входную дверь. Над ней вместо иконы БожиейМа- тери «Семистрельная» красовался засохший цве- ток — чертополох. Ко- лючка, одно название ко- торой неприятно режет слух, оберегала квартиру, о чем не без гордости со- общил глава семейства. И тогда священник поинте- ресовался: «Зачем же вы меня пригласили служить молебен, призывать на вашу семью благодать?» Оказалось, что вчера эти люди были у «бабушки», она читала какие-то непо- нятные молитвы и посо- ветовала позвать священ- ника на всякий случай. Последние слова хочу осо- бо подчеркнуть. Получает- ся, что молитвенное обра- щение к Богу людям нуж- но «на всякий случай». В этой связи приведу еще один пример из моей пастырской практики. Наш прихожанин, нахо- дившийся на лечении в городской больнице, од- нажды обратил внимание на бабулю, раздававшую в отделении хирургии «мо- литву». Написанные на листке слова настолько шокировали человека, что он решил показать их свя- щеннику. «И пусть меня положат на операционный стол, как тело Твое, Госпо- ди, положили на крест, и снимут меня со стола, как тело Твое сняли с креста» — гласила «молитва». Психическое и духовное здоровье ее автора, ставя- щего себя вровень с Иису- сом Христом, вызывает серьезные опасения. Но этот человек еще и других пытается лечить и учить, вот в чем беда. Понятно теперь, поче- му «целители» никогда не получат благословения Церкви. Ни один право- славный священнослужи- тель не скажет обратив- шемуся к нему за духов- ной помощью человеку: «Я буду лечить». Он пред- ложит вместе помолиться, а дальше — как Бог ре- шит. Если человек не по- лучит исцеления, значит, такова воля Господа. Мно- гие из нас порой не пони- мают, что болезнь может быть наказанием за пре- грешения или испытани- ем, пройдя через которое человек очистится серд- цем, осознает свои недо- статки. Если в верующей семье заболеет ребенок, то роди- тели чаще посещают храм, поят больного крещенской водой, участвуют вместе с ним в таинствах Соборова- ния иПричастия. Молить- ся за ребенка начинают все родные и близкие. Икогда он выздоравливает, все радуются, благодарят Бога за посланное испыта- ние, которое позволило еще крепче сплотить се- мью, укрепить ее в право- славной вере. Сказанное вовсе не оз- начает, что Православная Церковь отрицает офици- альную медицину. Мы молимся о врачах, просим Господа благословить их труд. Среди них, кстати, очень много верующих, искренне считающих, что без Божьей помощи лече- ние пациентов крайне за- труднено. Радует, что в последнее время все боль- ше появляется батюшек, имеющих медицинское образование. Приняв свя- щеннический сан, они од- новременно несут послу- шание, оперируя больных. Подводя итог сказанно- му, важно отметить, что посещение гадалок или экстрасенсов лишь навле- чет на человека новые беды. Поначалу человек может почувствовать об- легчение, за которое при- дется заплатить высокую цену. Как священнику мне не раз приходилось слышатьжалобы, что дела идут из рук вон плохо, что муж внезапно запил. На- чинаешь разбираться, и выясняется, что все эти несчастья обрушились по- сле посещения «бабуш- ки». Предаваясь суевери- ям, легко потерять Божью милость, и чтобы вернуть ее, иногда и целой жизни не хватит. ЗАМЕТКИ ПРИХОЖАНИНА | О пути человека к вере Жизнь как поиск Алексей Шишкин Я познакомился с Александром Чеботаревым случайно, когда писал заметку о воскресной школе Покровского храма Липецка. Пока одни малыши разучивали церковные песно- пения, а другие — постигали жития святых, Александр Викторович показывал для их родителей красочный фильм по ноутбуку. Время от времени он останавливал ленту, рассказы- вая об истории православия, архитектуре, убранстве храма и многом другом. Он говорило достаточно слож- ных вещах таким простым и по- нятным языком, что, казалось, на глубокое изучение основ хри- стианства у него ушли многие годы. Но позже я с удивлением узнал, что путь Александра Че- ботарева к вере был непрост. Он хотяивоспитывалсявправослав- ной семье, но былкомсомольцем, а потому к религии относился без душевного порыва. Перед самым поступлением в ЛГПУ в начале девяностых стал он, однако, ежедневно посещать Преображенский храм на улице Папина. Что сподвигло? — за- гадка для него самого. Во время учебы в вузе его заметил архи- мандрит Даниил (Пацкан), кан- дидат богословия и тогдашний настоятель Христо-Рождествен- ского храма на улице Арктиче- ской. Он подарил Александру Чеботареву Библию и молитво- слов. Тогда-то молодой студент и началосознанноизучатьСвящен- ное Писание, исповедоваться, причащаться, воцерковляться. Заметив его старания, протоие- рей Александр Суриков предло- жил ему читать на клиросе. Были у него и другие настав- ники — протоиереи: Николай Животиков, Владимир Беляев, Иоанн Раков, чье имя теперь носит воскреснаяшкола приНи- кольском храме. Они учили Александра Чеботарева читать, петь, молиться, поститься, ис- поведоваться да и, наверное, жить по правде. Теперь эти зна- ния он передает учащимся вос- кресной школы. Посмотришь на Александра Викторовича и не- вольно задумаешься, насколько неисповедимы пути Господни. Получив диплом учителя исто- рии, он поступил в Воронежскую духовную семинарию и успешно ее закончил. Сейчас работает старшим алтарником, уже два года преподает в воскреснойшко- ле Закон Божий и православное краеведение. Вместе с другими преподавателями и детьми он со- вершает паломнические поездки по святым местам нашего края. ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ | В Ельце возрождается величественная церковь Под Покровом Пресвятой Богородицы Милада Федюкина Елецкий храм Покрова Пресвя- той Богородицы в этом году готовится отметить свое 160- летие. О точной дате рождения церкви свидетельствует над- пись на плите, найденной во время реставрационных работ архимандритом Товием, в ведение которого храм и был передан несколько лет назад вместе с приходом. Батюшка вместе с сотнями православ- ных ельчан буквально по кирпичику поднимает из руин некогда одну из самых много- людных церквей города. Более полутора столетий назад под бесконечно высокие своды величественного храма Ельца, едва заслышав колокольный перезвон, торопился и стар и млад с Александровской и Кузнечной слобод, спешил с самых разных уголков и прочий городской люд. От деревянного зодчества – к монументальной Византии Первая деревянная Покров- ская церковь была построена в Ельце в конце XVI – начале XVII века. Столетие спустя прихожа- не сподвиглись вместо старой выстроить новую, каменную. Испросив разрешения епархи- ального начальства, принялись за богоугодное дело, значительно изменив и расширив храм. Но уже к середине XIX столетия возникла необходимость ремонт- ных работ в храмовой части: в стенах появились трещины. Изучив ситуацию, елецкие архи- текторы вынесли неутешитель- ный «диагноз»: изменить что либо уже нельзя, требуется ка- питальная перестройка. При- хожане начали собирать сред- ства для строительства. Первы- ми пожертвователями были по- четные граждане Сергей иНико- лай Петровичи Хренниковы, церковный староста, купец Ни- колай Криворотов и его брат, купеческая чета Горшковых, купцы Стратон Ходов и Иван Заусайлов, которые «…с усерди- ем жертвовали по силам своим на сие святое дело». Проект был выполнен архи- тектором Андреем Тоном – бра- том Константина Тона. С много- численными дополнениями и изменениями в XIX веке патри- архальному Ельцу явился храм, выполненный в русско-визан- тийском стиле. Как свидетель- ствуют историки, Покровская церковь стала одной из самых больших и величественных на всю округу. Окруженная с трех сторон кирпичной оградой с же- лезными решетками, она выхо- дила своими фасадами на две стороны целого квартала между улицами Соборной и Старо- оскольской, а пятиярусная коло- кольня на целое столетие стала высотной и градостроительной доминантой Ельца. Самый боль- шой колокол на ней, отлитый старанием ктитора храма, елец- кого купца Ивана Петровича Хренникова, весил 500 пудов. К началу XX века приход По- кровской церкви насчитывал порядка двух тысяч прихожан. В их числе была семья Хренни- ковых. Они и жили как раз на- против: на службы ходили, де- тей крестили. В одной из метри- ческих книг сохранилась запись о рождении десятого ребенка в этой семье: «1913 год, май, рож- дение 28, крещение 29 дня. Имя Тихон в честь СвятителяТихона, епископа Воронежского, Задон- ского чудотворца, празднуемого 13 августа». И сам будущий композитор в детстве служил в храме Покрова Богородицы ко- стыльником, пел в церковном хоре, впитывая красоту и возвы- шенность христианских обрядов и праздников, колокольного перезвона. Революция стала неотврати- мым Рубиконом, перейдя кото- рый уже нет возможности вер- нуться…Церковные реликвии и святыни, серебряная утварь были изъяты. А в 1933-м храм вообще закрыли. Во время вой- ны полы разобрали, а еще через 30 лет ельчане сбросили крест главного купола и разрушили всю крышу. Траншея для про- кладки коммуникаций, выры- тая неподалеку, заполнилась водой и ослабила грунт. Коло- кольня рухнула. Храм оставленный – всё храм… Разрушенной, но несломлен- ной святыней дожил Покров- ский храм до наших дней. В на- чале девяностых ему был при- своен статус памятника регио- нального значения. К двухты- сячным передали РПЦ, а четыре года назад порог церкви пере- ступил новый священник, архи- мандрит Товия. Благодаря его подвижнической работе под святые своды вновь возвращает- ся жизнь. Несколько лет назад, когда восстановительные работы еще начинались, мне довелось побы- вать в этой церкви. Десятками грузовиков вывозился мусор и только-только обустраивался цокольный этаж под богослуже- ния. Где столетия назад разме- щался погреб или подвал (о чем напоминают вмурованные в низкий сводчатый потолок крю- ки), теперь звучат вечные слова Священного Писания. Сегодня батюшка с радостьюговорит, что в это помещение проведено теп- ло. Он также обустроил котель- нуюсо всей необходимой аппара- турой. В самом же храме прямо у входа устроена фотогалерея – документальный хронограф, по сути летопись того, какимнепро- стым трудом достигается воз- рождение святыни. На люби- тельских снимках – десятки прихожан, большей своей ча- стью люди преклонного возрас- та. Ведомые БожьимПромыслом и по воле сердца своего они вно- сят посильную толику в общее дело. На одной фотографии при- хожанка чистит подсвечник, а на другом снимке – молодой парень в строительной робе монтирует многометровый мусоровод, тот, что теперь тянется с церковной крыши на землю. Тут же кадры, где идет расчистка камней и рас- пил дерева для настила пола, и еще – старинные видыцеркви. А та добрая пачка фотографий, что просто не вместилась на стенд, лежит себе, дожидается своего часа на столе – в молитвенной зоне. Так что если кто-то однаж- ды задастся целью написать книгу о возрождении храма, то у батюшки он может найти бога- тый иллюстративныйматериал. Помогаютприхожанене толь- ко делом, но и посильными сред- ствами: напротив фотогалереи стоит небольшой ящик для сбора пожертвований и размещены реквизиты для денежных пере- числений. Вообще же здесь тре- буются серьезные финансовые вливания. Цена реконструкции исчисляется десятками миллио- нов рублей, нужны и профессио- налы-строители, специализиру- ющиеся на восстановлении хра- мов. Требуются реставраторы с лицензией, услугикоторых тоже недешевы. Говоря об этом, батюшка кротко заключает, мол, живу с верой на то, что Господь пошлет попечителя или спонсора. Ведь удалось же с Божьей помощью пусть не капитально, но все же отремонтировать крышу. И тру- бы-водостоки протянуть, защи- тив, таким образом, стены от вечной сырости и от дальнейше- го разрушения. Пока же в основ- ных помещениях главные рабо- ты еще только впереди. Привыч- но ступая через дощатые разва- лы и попутно объясняя разницу между «новоделами» и значимо- сти спасения родовой основы здания, батюшка проводит меня во вторуючасть церкви – трапез- ную. Пока она скрыта за массив- ными дверями, и когда сюда придет реконструкция—одному Богу только и известно. Между тем именно здесь на одной из стен изображен визит святителя Тихона Задонского в церковь к блаженному Козьме. Мало кто знает, что во второй половине XVIII века ктитором Покров- ской церкви состоял купецКозь- ма Студеникин, известный сво- имблагочестиемицеломудрием. Он раздал свое имущество нуж- дающимся и, поселившись в церковной сторожке, обучал детей грамоте. И вот именно у блаженного Козьмы чаще всего останавливался при посещении Ельца святитель Тихон и назы- вал того своим другом. Сюжет теперь едва угадывается. В ту- склом свете лики становятся почти не видными. Нынешний температурный режим в про- мерзшей разрушенной церкви, равно как и отсутствие специа- листов-реставраторов, не остав- ляют шансов на сохранение этой росписи. АотецТовия продолжает рас- сказывать о найденных наход- ках. Так, например, под полом была откопана печь, отапливаю- щая весь огромный храм. Об объемах топки можно теперь только догадываться, зато марш- рут прохождения теплопровода, разумно спроектированный бо- лее полутора столетий назад, виден воочию из-под частично разобранного пола. Также уда- лось увидеть погнутый крест и плиту с выгравированной датой основания церкви: «1854 года месяца сентября в 12 день». Впрочем, наверняка это лишь малая толика открытий, кото- рые предстоит сделать при вос- становлении святыни. P. S. Кто хочет оказать помощь в восстановлении храма, может перечислить деньги на расчетный счет: Местная православная религиозная организацияПриходПокров- ского храма города Ельца Липецкой области Липецкой и Елецкой епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат): 399770, Липецкая обл., г. Елец, ул. Маяковского, ИНН4821012081 КПП482101001 р/с 40703810503000000235 в Елецкомфилиале ОАО «Липецккомбанк», г. Елец Кор.счет 30101810400000000719 БИК 044218719 в РКЦ Ельца. К началу ХХ века приход Покровской церкви насчитывал порядка двух тысяч прихожан. В их числе была и семья Хренниковых. И сам будущий композитор в детстве служил в храме Покрова Богородицы костыльником, пел в церковном хоре. ” ФОТО МИЛАДЫ ФЕДЮКИНОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz