Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

4 № 65/24693/5 АПРЕЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ Все жанры в гости Андрей Дымов Поступивший в киоски «Роспечати» первый номер литературно- го журнала «Петровский мост» за 2104 год отличается жанро- вым разнообразием: читатель найдет здесь повесть и пьесу, рассказы и эссе, стихи, очерки, путевые заметки, рецензию, сказку… Непростые человеческие судьбы в центре рассказов Александра Титова, Анатолия Рощупкина, Романа Богословского. Как всегда, остро злободневна повесть ТатьяныЩегловой «Играя на диджери- ду». Елена Добрякова представляет современную комедию в двух актах «Обед на троих». Молодых читателей наверняка заинтересует рассказ дебютиру- ющей в журнале в качестве прозаика липецкой тележурналистки Светланы Мелешко, повествующий о том, чем могут обернуться случайные знакомства в Интернете. Поэтическую рубрику журнала на сей раз представляют опыт- ные авторы, не раз печатавшиеся в «Петровском мосте»: Борис Шальнев,НиколайКарасик, ГеннадийРязанцев, ТамараРоманова, Светлана Аксёнова. Во второй тетради — литературоведческие заметки Надежды Комлик о творчестве писателя Евгения Замятина и Татьяны Дву- реченской о фронтовом поэте ПавлеШубине, новая сказка Тамары Алексеевой «Сегиричка», материалы по краеведению, сатира и юмор. СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Лауреат премии Президента РФ Павел Матвиец : «Вдохновляюсь дневниками капитанов» БЕЗОПАСНОСТЬ | Автоинспекторы и байкеры обеспокоены ситуацией на дорогах Мопеды появляются вместе с подснежниками Екатерина Воронина На состоявшемся в област- ном управлении ГИБДД брифинге для журналистов и членов одного из липецких мотоклубов была озвучена тревожная информация. Едва владельцы двухко- лесной техники уселись за руль, как сразу же появились первые жертвы дорожно- транспортных происшествий с участием мопедов, скутеров и мотоциклов. В регионе уже зарегистрировано 9 таких ДТП, в которых пострадали 12 человек, причем девять из них не достигли совершенно- летия. Буквально несколько дней назад липецкий семикласс- ник, управляя мопедом, по предварительным данным, нарушил очередность проез- да и столкнулся с «девяносто девятой» моделью ВАЗа. В результате дорожно-транс- портного происшествия по- страдали и сам водитель мопе- да, и его ровесник-пассажир, оба были госпитализированы. А ведь в Правилах дорожного движения ясно говорится, что перевозка пассажиров на ску- тере запрещена, за исключе- нием детей в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном устойчивыми подножками. При выявлениифактов на- рушения Правил дорожного движения несовершеннолет- ними водителями мопедов и скутеров, в известность в обязательном порядке авто- инспекторы ставят подразде- ления участковых уполномо- ченных полиции и инспекции по делам несовершеннолет- них, отметил исполняющий обязанности заместителя на- чальника УГИБДД УМВД России по Липецкой области Сергей Стенюхин. Родителей малолетних нарушителей привлекают к администра- тивной ответственности за неисполнение родителями или иными законными пред- ставителями несовершенно- летних обязанностей по их содержанию и воспитанию. Им грозит либо предупрежде- ние, либоштраф от 100 до 500 рублей. Автоинспекторы еще раз напомнили о том, что ску- тером разрешается управлять только с 16 лет с соблюдением всех требований безопасности — обязательно должен быть включен свет фар и использо- ваться мотошлем. Для водителей скутеров и мопедов, как и для остальных участников дорожного движе- ния, предусмотрена админи- стративная ответственность. Так, за езду без мотошлема нарушителю грозит штраф в размере 800 рублей. Если водитель скутера или мопе- да управляет транспортным средством в состоянии опья- нения или по вине скутериста из-за нарушения ПДД про- изойдет ДТП с причинением легкого или средней тяжести вреда для пострадавшего, то он заплатит штраф в раз- мере от одной до полутора тысяч рублей. Если же вред здоровью будет тяжелым или пострадавший погибнет, то за это предусмотрена уголовная ответственность. Присутствовавшие на бри- финге представители мото- клуба обратились к водите- лям скутеров и мотоциклов с просьбой соблюдать культуру поведения на дороге и не за- бывать о средствах защиты, а автомобилистов просили помнить, что помимо машин в теплое время года на дорогах появляется двухколесная мо- тотехника. Эти простые меры помогут значительно улуч- шить ситуацию с дорожно- транспортным травматизмом на дорогах региона. Сотрудники Госавтоин- спекции и байкеры заплани- ровали различные профилак- тические и пропагандистские мероприятия. не призывает художников писать в русле некой генеральной линии, есть галереи современного искусства, его поклонники и коллекционеры. Но, я считаю, избрав определенный фор- мат музея, надо его выдерживать, шаг за шагом осуществляя свою культурную миссию. Не секрет, поступают разные предложения, но мы не поддаемся искушениям и в крайности не бросаемся. Придя в музей как в храм, люди верят, что его экспонаты — это некий эталон искусства, важно не ставить экспе- рименты над их душами, выдавая за истину то, что ею не является. Это наша последовательная позиция. Свято место пусто не бывает, дадим слабину—и его займут люди совсем с другими представлениями о пре- красном.АМаратуГельману, думаю, будет тесно в Доме Губина, есть го- раздо более подходящие для его про- ектов залы. Должна быть гармония внешнегоивнутреннего содержания, музей начинается с фасада, и мне очень дорога его камерность. — Какой из многочисленных выставочных проектов последнего времени вам особенно дорог? — Очень ценно для нас сотруд- ничество с Московским государ- ственным музеем А.С. Пушкина, ещё и потому, что это очень личная, дружеская история. Его директор, Евгений АнатольевичБогатырёв, ав- торитетнейший человек в музейном мире. Мы сделали уже три совмест- ных проекта, стало уже доброй тра- дицией открывать год экспозицией из коллекции пушкинского музея. По степени сложности организа- ционной работы и ответственности, конечно, отмечу прекрасную вы- ставку старинных икон из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства. Столичные коллеги провели тогда очень серьез- нуюработу с нашими сотрудниками. Вообще каждый такой проект для нас — отличная школа, ещё один сданный экзамен. Начиная от того, как привезти и разгрузить ценные экспонаты, распаковать и разме- стить их в зале. Мне лично очень нравится развешивать работы, с удовольствием участвую в этом про- цессе. У каждого музея свой стиль подачи материала, свой почерк. И, естественно, свои аннотации, документы. Но чем сложнее, тем интереснее. — Как формируется фонд худо- жественного музея, сколько сейчас хранится экспонатов, какие из них представляют наибольшую цен- ность? —На сегодня нашфонд, включая филиалы, составляет порядка пяти тысяч работ. Ранее предполагалось формировать его исключительно за счет приобретения произведений ис- кусства. Но сейчас многие ведущие российские мастера готовы пере- дать нам в дар свои работы. Так, из Москвы я привез работу замечатель- ного московского художника Ильи Каверзнева, работающего в академи- Сергей Малюков Директор областного художествен- ного музея Павел Матвиец стал лауреатом премии Президента РФ молодым деятелям культуры. В Екатерининском зале Кремля престижную награду ему вручил Владимир Путин. Какое место должен занять музей в современ- ной культурной среде, как удалось установить плодотворное сотрудни- чество с ведущими музейными центрами страны, какие приятные сюрпризы ещё ждут липчан? Об этом и многом другом Павел Матвиец расскажет читателям «Липецкой газеты». — Павел Сергеевич, всех инте- ресует, за что именно присуждена такая значимая награда? — Премия вручалась с форму- лировкой «за вклад в развитие оте- чественного музейного дела». Это высокая оценка большого труда всего коллектива музея, наша общая награда. Когда на основе областной картинной галереи создавался ху- дожественный музей, недостаточно было просто переделать вывеску. Современный музей не ограничива- ется одними лишь экспозициями, не менее значима его научно-ис- следовательская, издательская, просветительская деятельность, каталогизация и реставрация экспо- натов. Одна из «жемчужин» нашей коллекции — само здание Дома Гу- бина. Необходимо, чтобы музейная экспозиция органично заполняла пространство старинного особняка. Мы активно работаем над тем, чтобы стать большим музейным комплексом, стараясь отслеживать все актуальные тенденциимузейного дела. Начали серьезно заниматься фондами, сформировали концепцию нашей визитной карточки — по- стоянной экспозиции. Очень важно установить профессиональные и дру- жеские связи с ведущими музеями страны. Когда в регион приезжают первоклассные выставочные проек- ты, звучат слова одобрения от опыт- ных коллег, то понимаешь — мы на верном пути. А ещё приятно, когда твои мысли и стремления совпада- ют с позицией главы государства. И премия — это своего рода оценка правильного выбора и хороший сти- мул двигаться вперёд. — Какое место, на ваш взгляд, должен занимать музей в современ- ной культурной среде, как сделать его интересным для людей, которые всё больше времени проводят в вир- туальном пространстве? — На награждении я абсолютно искренне сказал: музей в России — это больше, чем музей, это скорее храмкультуры, своего рода стержень иммуннойсистемынашего общества, гарант духовного здоровья народа. Какие бы современные технологии ни появлялись, они всё равно будут играть в музее второстепеннуюроль. Его основа — подлинные вещи, ценность которых с годами только растёт. Когда ведутся переговоры с другими музеями о партнерстве — это наше непременное условие. Да, это сложно, дорого, требует создания определенных условий, но результат того стоит. Когда человек получает возможность своими глазами уви- деть шедевры Государственного Эрмитажа или Русского музея, то испытывает такие эмоции, которые не сможет дать ни одна виртуальная экскурсия. А у музея, сумевшего ор- ганизовать выставки столь высокого уровня, соответственно растет репу- тация в профессиональной среде, что облегчает дальнейшие контакты. —Сегодня в художественномму- зее представлено преимущественно классическое наследие, а готовы ли вы предоставить площадку для современных экспериментов в ис- кусстве, например тех, которые про- двигает известный галерист Марат Гельман? — Сегодня, слава Богу, никто ческом стиле. Рыночная стоимость картины — порядка 20 тысяч дол- ларов, но живописец, побывавший со своей персональной выставкой у нас, предпочел подарить её музею в знак уважения. И таких примеров немало.Из-за ограниченныхобъемов фондохранилища мы, увы, даже вы- нужденыпорой вежливо отказывать дарителям. Все решения всегда при- нимаются независимой экспертной комиссией, в которую я не вхожу. Могу лишь высказать свои соображе- ния о художественной ценности той или иной работы, не более. Каждый наш экспонат по-своему интересен и ценен. Важно уметь предложить публике узнаваемые культурные бренды. Ажиотаж во- круг той же Джоконды гениального Да Винчи в Лувре — это еще и ре- зультат хорошей работы музейных маркетологов. Задача музея — вво- дить в научный оборотмаксимальное количество культурных брендов, подогревая интерес публики. Любой шедевр — первый среди равных.Нужно уметь грамотнопози- ционировать музей и его коллекцию, и тогда посетителямне будет скучно. Частные галереи в первую очередь зарабатывают на искусстве, отсюда дутые громкие имена художников, баснословные цены, шумиха в прес- се, скандалы и прочие технологии раскрутки. У нас задача принципи- ально иная, в первую очередь вос- питательная. Здесь не должно быть место пошлости и модной шелухе. Исходя из этих принципов и подби- раются экспонаты. — Чем будете удивлять и радо- вать липчан в Год культуры? — На днях у нас открылась пер- сональная выставка «Балтийская симфония» великолепного мари- ниста Евгения Щербаня из Санкт- Петербурга. Очень светлый худож- ник и человек, профессионал в своем непростом направлении живописи, наследник традиций русской мари- нистической школы. Всем рекомен- дуюпознакомитьсясеготворчеством. В течение года мы продолжим сотрудничество с нашими хорошими друзьями, музеями-побратимами. В ближайшей перспективе Липецк увидит у нас экспонаты из собра- ний Русского музея, музея-запо- ведника «Петергоф». Обязательно сделаем выставку совместно с Санкт- Петербургской академией худо- жеств. Активно ведется «музейная дипломатия», не так давно установ- лены контакты с одним интересным британским музеем, не исключено, что в будущем мы примем гостей с Туманного Альбиона. Летом прой- дет традиционный пленэр «Русская провинция», уже ставший заметным явлением в художественнойжизни в ЦФО. Всех планов открыть не могу, но приятные сюрпризы обязательно будут. —Чувствуется, о делахмузейных вы можете рассказывать бесконеч- но, но давайте поговорим о вас лич- но. Что привело вас в эту довольно редкую профессию? —Все мыродомиз детства. Имен- но тогда закладываются все наши основные склонности и увлечения. Не могу сказать, что с юных лет я не мыслил для себя иной стези, но посещение музеев, вдумчивое зна- комство с их сокровищами подарили мне одни из самых ярких детских впечатлений. Первое образование на факульте- те иноязычнойкультурыЛГПУбыло связано с педагогикой и иностран- ными языками. Это тоже промысел Божий, все не случайно происхо- дит. Владеть языками очень важно в современном мире, а педагогика здорово мне помогает в общении с людьми. Наша целевая аудитория— в первую очередь дети, к ним нужно найти подход, подобрать ключик к их сердцам. Затем, уже в более зрелом возрас- те, я окончил Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина по специальности «искусствовед». Исследовал творчество художников- маринистов. Профессия редкая и интересная, реализовать её уместнее всего в музее. Главное, я считаю, не отказывать- ся от того, что тебе нравится, делать любимое дело искренне. В2009 году я пришел в областную картиннуюгалерею, в 2011-м стал её директором, а спустя два года преоб- разовал галереюв музей. Я счастлив, что со мною рядом работают предан- ные своему делу единомышленники —искусствоведы, реставраторы.Мы — одна команда, и я горжусь этим. Люди другого склада у нас попросту не задерживаются. —Сами занимаетесь живописью или, быть может, коллекционируете её? —Нет. Лучше не совмещать рабо- ту и хобби. Мое любимое дело—кол- лекция музея, ей я и отдаю всё своё время. Наверное, это выглядит как какой-то фанатизм, но, вернувшись из Москвы с награждения, я, едва умывшись, с утра побежал в музей. Действительно, не представляюсвою жизнь без всего этого. —Что произвело на вас в послед- нее время наиболее сильное впечат- ление в культурной жизни? — Посещение Музея Мирового океана в Калининграде. Он ещё даже не до конца построен, но то, что уже готово — поражает масштабами. Я искренне порадовался за нашу страну, которая строит совершенно фантастическое здание океанари- ума в виде земного шара размером в девятиэтажный дом. Это просто потрясающе. Тем более, я не равно- душен к морской тематике. Читаю сейчас путевые записки известных российских капитанов — Крузен- штерна, Головнина, Беллинсгаузена, Литке. По сути, корабль сопоставим с учреждением, и, читая ощущения капитана, записанные по дням в бор- товомжурнале, ловишь себя на мыс- ли, что какие-то ситуациина корабле во многом схожи с твоей практикой. Открываешь наугад страницу такой книжки — и словно поднимаешься накапитанскиймостик, примеряешь на себя решения капитана. Жаль, что эта часть литературного насле- дия редко востребована читающей публикой. — Наверное, увлечение мор- скими историями и сформировало ваш профессиональный интерес к маринистике… —Видимо, да. Как и любой маль- чишка, не наигравшийся в кора- блики, мечтающий о море, соленом ветре и опасных путешествиях, но живущий далеко от портов, я искал всё это в книгах и картинах. Море ведь у каждого свое внутри. Маринистика — очень сложный жанр, океан изменчив и непостоя- нен, непросто уловить его настрое- ние, найти верный свет и цвет. Мне очень нравятся наши старые мастера —Щедрин, Боголюбов, Воробьёв, ге- ниальный Айвазовский. Он был так плодовит, что написал более шести тысяч произведений, за это его все обижают, а напрасно —попробуйте, как он, сделать такой «ширпотреб». Русскаяшкола живописи совершен- но особая, она впитала всё лучшее из мирового искусства, по-особому пе- реосмыслив классическое наследие. —ВГод культурывысказывается много разныхмнений о её состоянии и насущных проблемах, а что думае- те об этом вы? — И музей, и культура в целом — это государственно-образующее явление. На недавнем Культурном форуме не случайно чаще других ци- тировали слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева и Владимира Владимировича Путина. Да, сегод- ня нашей сфере чего-то не хватает, что-то пока не получается, но важ- на последовательность действий и решимость государства поддержать отечественную культуру. Культура, как воздух, её отсутствие замечаешь, когда она исчезает. Год культуры — это здорово, но пора объявлять культурное столетие. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz