Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ОДНОСЕЛЬЧАНЕ № 63/24691/ 3 АПРЕЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 6 ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ВЛАДИМИР ЗОЛОТАРЕВ Эта легенда известна не одному поколению села Волчье Добровского райо- на. Летчик самолета (было время, когда сюда воздуш- ным путем добирались, как сейчас на автобусе) все удивлялся, зачем террито- рию перед своими домами местныежители устилают коврами. Их он разглядел с высоты птичьего полета однажды летом. Когда же летчику объяснили суть дела, то он поразился еще больше — выдумкой и талантом волченских ма- стеров. Богатая земля Коврыручной работымож- но увидеть в Волчьем и те- перь. Из года в год накануне Троицы — одного из самых светлых православных празд- ников, символизирующего возрождение к новой жизни, односельчане наводят чистоту и порядок перед своими усадь- бами. Подготовив площадь, отправляются, нет, не в дом за коврами, а в карьер, который здесь прозвали «Кладовой», в Делихов овраг и лог «Барак». Местные земли богаты разно- цветным песком — красным, белым, желтым, оранжевым, коричневым. С его помощью жители и «рисуют» вокруг до- мов красочные «обереговые» узоры. Получаются картины, которые и в самом деле можно принять за настоящие ковры, что и показалось летчику с самолета. Рисуют волченцы со смыс- лом. Запасаясь песком, важ- но сохранять его природную влажность, чтобы орнамент, нанесенный на землю, сохра- нялся как можно дольше — как минимум, всю Троицкую неделю. Время, конечно, внесло свои коррективы. Сегодня некоторые подкрашивают песок красителями, чтобы со- ставлять картины всех цветов радуги. Но по сей день сохра- нены в этом обряде обязатель- ные рисунки. Например, от дома к дому прокладываются узорчатые песчаные дорожки, чтобы соседи жили в мире и согласии. Лестница из пе- ска символизирует тропу к Богу, который может по ней спуститься, это своего рода соединение земли и неба, а круг — это символ вечности. Рисуют также полукруги и цветки. — Говорят, когда Господь ходил по земле, то богатые люди расстилали для него са- мые красивые ковры,—объяс- нила заведующая Волченской библиотекойМарияКремнева. — А у бедных их не было. И они решили разукрашивать дорожки к дому цветным пе- ском, создавая таким образом «обереговые» узоры и «тропу для Бога». Господь увидел это и пошел по ним. Эту историю мне рассказала очень давно моя бабушка. С тех пор я и сохраняю традицию в родном селе. Узоры жизни Народные традиции в судьбе Марии Кремневой Техника песчаных узоров передается из поколения в поколение. «Дорисовались» волченцы до того, что обряд был внесен в электронный каталог объектов нематери- ального культурного наследия народов России. Выяснилось, что ничего подобного в нашей стране больше нет нигде. Хранительница прошлого В том, что уникальная волченская традиция стала до- стоянием государства, заслуга начальника отдела областного Центра культуры и народного творчества Веры Живанович и, конечно,МарииКремневой. Не сыскать во всем Волчьем человека, более неравнодуш- ного к истории села и его жителей. Она здесь родилась в про- стой многодетной семье. Мама была домохозяйкой, отец — трактористом. Казалось бы, на роду было написано выбрать крестьянскую профессию. Но она со школы начала тяготеть к русской литературе. Икогда ей, повзрослевшей, предло- жили место в сельском клубе, согласилась не раздумывая. В Волчьем она познакоми- лась с будущиммужемЮрием, тоже жителем села. С благо- дарностью вспоминает Мария Кремнева и время, когда вы- полняла обязанности заме- стителя секретаря партийной организации по идеологии. Но работа в сельской библи- отеке — это, конечно, особая история. Более сорока лет она пишет свою «Живую книгу», собираяпо крупицам, сберегая и развивая здешние народные обряды и промыслы, за что и получила в прошлом году об- ластную премию «Хранитель традиций». Большинство людей чаще всего не берегут того, что до- стается им по наследству от старшего поколения. Уезжают в города, отрываются от своих корней, а вслед за ними из сел уходит и традиционная куль- тура. Более того, сегодня она меняется под влиянием мас- совой культуры. Другими сло- вами, теряется национальный иммунитет. То, что позволяет уже ребенку идентифициро- вать себя частью своего наро- да, своей родины. И если бы не такие энтузи- асты, как Мария Кремнева, то давно бы рассеялись вол- ченский колорит, многооб- разие местных обрядов, песен и частушек и многое другое, что хранится не в сундуках, а в сердцах и душах местных бабушек. Полна горница Открыв дверь в Волчен- скую сельскую библиотеку, можно подумать, что ошибся адресом. Ведь переступив по- рог, оказываешься в комнате крестьянского быта. Вот уж поистине: «чем дальше в бу- дущее входим, тем больше прошлым дорожим». Здесь и образа, и печка, скамья с прялкой, люлька смладенцем, посуда, полотенца и множе- ство других истинно сельских предметов и приспособлений. И, разумеется, хозяева в на- родных костюмах. — Это мои свекор со све- кровью, — улыбается Мария Петровна. — Крестьянина и крестьянку соорудила из подручных материалов и на- рядила в их костюмы. Именно так одевались в нашем селе в начале прошлого века. Впрочем, у хозяев горницы лиц нет. И это еще одна вол- ченская особенность. «Милый милую сам нарисует, а она — представит его таким, каким захочет, — объясняет Мария Кремнева. — Испокон века у нас в селе мастерили кукол без лица». Самобытная старина пре- красно уживается в библиоте- ке с требованиями сегодняш- него дня. Новые выставочные стенды, например, оформля- ются с использованием ком- пьютера и принтера, фото- аппарата. Каждое полугодие выписывается не менее десяти изданий, поступают новые книги. Здесь всегда порядок и очень уютно. Может быть, поэтому и посетителей много. Местные школьники с удо- вольствием приходят на все тематические мероприятия. Более того, с их участием би- блиотечный клуб «Сказочни- ки» ставит спектакли. Для своих односельчанок МарияКремнева организовала женский клуб «Светелочка». Здесь они делятся общими радостями и проблемами, вспоминают прошлое и рас- суждают о будущем, поют на- родные песни. — Домой часто возвраща- юсь затемно. Но если бы была возможность начать жизнь сначала, я все равно пришла бы в свою библиотеку. С го- дами Волчье стало для меня больше, чем малая родина. Я горжусь тем, что родилась здесь и живу. И надеюсь оста- вить односельчанам после себя богатое культурное на- следство, — говорит Мария Кремнева. Приобщиться же к нему сможет каждый, кто побыва- ет в Волчьем. Тем более что и повод будет. Летом здесь планируется организовать очередной областной этногра- фический праздник «Зеле- ные Святки», в ходе которого можно не только насладиться многообразием песочных узо- ров, но и поучаствовать в их создании. Дословно Глава Волченского сельсовета Дмитрий Архипов: — Волчье — село старинное, са- мобытное. И мы заинтересованы в сохранении истории села, активной пропаганде традиций народного твор- чества. Помогаем в проведении всехме- роприятий. Радуемся, когдана сельские праздники съезжаются дажете, кто уже давноживетза пределами Волчьего. Даже из Москвы приезжают. Сейчас в селе идет реставрация храма преподобного Сергия Радонежского. Он включен в реестр памятников региональногонаследия. Строителинамеренывыполнить все работы к празднованию 700-летия святого, которое будет отмечаться осенью нынешнего года. Справка «ЛГ» Волчье — село Добровского района Липецкой области. Центр Волченского сель- ского поселения. Стоит на левом берегу реки Делехов- ки. Здесь же в нее впадает небольшая степная речка. Возникло в XVIII веке. В документах 1782 года упоминается село Волчье с сельцом Делеховским. Предполагается, что на- звание село получило из-за того, что в здешних местах водилось много волков. Но возможно также, что топо- ним связан с диалектным словом «волчик», означаю- щим овраг, полукруглый в истоке, расширяющийся к устью. Оврагов в селе дей- ствительно много.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz