Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
№ 63/24691/ 3 АПРЕЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 КУЛЬТУРНЫЙ КОД СОФЬЯ ВОБЛИКОВА «Театр танца «Казаки России» — один из веду- щих профессиональных танцевальных коллек- тивов страны. Нередко его называют «большим казачьим балетом», осно- вание тому — высочай- шее мастерство артистов имасштабностьпрограмм, включающих оригиналь- ные образцымногочислен- ных «казачьих» регионов России — от реки Дон и Черного моря до Сибири и Дальнего Востока». Так был представлен ли- пецкий творческий коллектив на сайте Московского между- народного Дома музыки, где совсем недавно, чуть больше недели назад, прошел его кон- церт. А через несколько дней после этого мы встретились с художественным руководи- телем театра танца «Казаки России», народным артистом России Леонидом Милова- новым и выяснили, что же такое есть в народном танце, что заставляет артистов идти в «сознательное рабство», как определил наш собеседник их напряженныйтруд, а зрителей — вновь и вновь приходить на концерты, чувствуя, что они сами вот-вот пустятся в пляс. — Леонид Петрович, чем для вас является танец? —Это средство выражения —своей души, своих идей. Это когда без слов можно передать образ жизни, мысли, чувства, рассказать о культурных тра- дициях любого народа… — Каким образом? — Да вот, например: если сделать так (приподнимает руки, прищелкиваяпальцами. — Прим. авт. ), то становится ясно — это Испания. А если вот так размахнуться, рас- крыться, всем понятно — это Россия. Видите, сейчас только руки «говорили». А ведь есть еще осанка, поворот головы, взгляд… Не зря танец называ- ют международным языком, доступным всем. Танец — это мост дружбы. Там, где слова уже ничего не решают, начи- нает говорить наше искусство. — Слова романтика. — Возможно. Но сама жизнь подтверждает, что при помощи искусства можно быстрее достучаться до души человека, открыть ее потаен- ные черты, убрать нанос чер- ствости, амбициозности, уста- лости. Кстати, пример — из экономической сферы, дале- кой вроде бы от романтизма. Анатолий Гольцов рассказы- вал: когда японская «Йокаха- ма» только пришла к нам, ее представители долго тянули с подписаниемдоговора, а после того, как они побывали на на- шем концерте, сразу сделали это. Вот она—сила искусства! И, пожалуйста,—пользуйтесь этим. Зашли переговоры в ту- пик — пригласите партнеров на концерт. Они сами потом придут к вам и предложат все, что вам надо. — И что, на ваш взгляд, Руководитель театра танца «Казаки России», народный артист РФ Леонид Милованов: «Танец — мост дружбы» ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ привлекает современных лю- дей в народном танце?Иногда ведь сталкиваешься с таким пренебрежительным отноше- нием к народному искусству: мол, лубок, глянцевая от- крытка иничего общего с днем сегодняшним не имеет. — Народный танец — вне времени. Потому что он от- ражает душу народа, ее свое- образие. Вспомним, например, движения русского танца — ведь такой широты, такого размаха ни у кого больше нет, это наш характер. И понятно, откуда это взялось, — посмо- трите вокруг, на наши дали, просторы. О танцах других народов можно сказать то же. Фундаментальные черты характера каждого народа, выраженные в танце, всегда будут завораживать. Однако мы не только бере- жем традиции, но и развиваем их. Из-за чего приходится иногда спорить с коллега- ми, также занимающимися фольклором. Аутентичный фольклор — это хорошо, но пропагандировать только его… Не знаю, будет ли это интерес- но массовому зрителю, вос- питанному на других ритмах, на попсе. — Так что же, подстраи- ваться под эти вкусы надо? —Нет, просто не забывать, что жизнь сегодня иная. Я за сохранение фольклора, но чтобы он по-настоящему был жив, в него надо вдохнуть не- что свежее. Не скатываясь, конечно, в попсу, как это де- лают, ксожалению, некоторые популярные артисты. Уверен: только найдя правильный баланс между старинным и современным, мы можем сбе- речь исконную танцевальную культуру. А ведь в некоторых странах она уже утеряна. — Вы сказали: «Танец — мост дружбы». Сейчас, в свете событий вУкраине, это звучит по-особенному… — Что сейчас там проис- ходит, мне трудно понять. когда вокруг политические потрясения и экономические кризисы? —Авремя было в 1990 году создавать ансамбль «Казаки России»? Советский Союз раз- валился, катастрофа произо- шла, а мы в октябре 1991-го дали первый сольный концерт в концертном зале «Россия»! Мне кажется, в такие трудные моменты, на изломе, как раз и рождается что-то ценное, уни- кальное. И вот недавний наш концерт вМоскве—мыпросто «взорвали» международный Дом музыки! Восторженные отклики до сих пор приходят. Понимаете, тяга кискусству, к чему-то возвышающемуся над повседневностью в человеке есть всегда, и кризис это не отменяет. — Так-то оно так, но есть же вопрос денег, финансовых возможностей. — Я понимаю: проблем много. Условно говоря, и до- роги надо ремонтировать, и мосты строить, и садики для детей открывать. Но о культуре забывать нельзя. А у нас есть такая традиция нехорошая — относиться к культуре по «остаточному» принципу. Это в корне невер- но. Экономику мы тем самым не поднимем, а вот ущерб — стране, государству, обществу —нанесем значительный. Да, люди искусства, культуры не собирают машины и не произ- водят колбасу. Но у нас другая продукция — духовная. Мы лечим души. И это не пустые слова. Можно ли ждать от человека какого-либо успеха, если у него дух угас? А вот без колбасы прожить можно. Сейчас как раз пост идет, многие его держат — и ничего страшного. Да я и сам пощусь — прекрасно себя чувствую! Кстати, руководство нашей области прекрасно все это по- нимает. Причем это в делах проявляется. Коллективу на- шему, например, всегда помо- гали. И благодаря региональ- ному управлению культуры искусства мы участвовали и продолжаем участвовать во многих проектах. Но мы гото- вы побороться за президент- ские гранты и со столичными коллективами, в творческом соревновании показав, что и в провинции есть артисты, которыми может гордиться не только область, но страна в целом. — А может ли профессио- нальное искусство, сфера культуры обойтись без под- держки государства, рассчи- тывая, например, только на общество, какие-то социаль- ные институты? — Нет, сегодня это просто невозможно. По-прежнему главную роль в этом вопросе играет государство. Да и во многих странах так же. И в связи с этим, мне кажется, власти надо больше заинтере- сованности проявлять в этом плане. Просто почаще бывать на концертах, спектаклях. Глядишь — и появится глу- боко личное желание помочь тому или иному коллективу, учреждению культуры. Ведь одно дело—заниматьсячем-то по обязанности, а другое — по велению сердца. но—апотомводночасьеможет рухнуть все, ивосстановить это будет тяжело. Да культура — это не просто песни-пляски, а одна из основ общества.Падает уровень культуры— снижает- сяуровеньразвитияобщества в целом.По-моему, этоочевидно. Как и то, что людей искусства, работников культуры, тех, у кого есть идеи, кто работает в полную силу, — их надо под- держивать. Вот моя задача — сберечь и развить культуру народного танца и передать ее потомкам. Но в одиночку я с этим не справлюсь. — Потомков у вас в ко- ридоре много можно встре- тить — на занятия, наверное, пришли? — Нашу детскую студию больше 200 детей сейчас по- “ Не завидовать, помнить о том, что на чужом несчастье своего счастья не построишь. Работать с полной отдачей своему делу. Быть мудрым; обдумывать свой поступок, прежде чем сделать его. Формула культурного кода Леонида Милованова А ведь русские и украинцы — настолько близкие наро- ды. История, язык, культура — как много общего у нас! И сама по себе Украина — бо- гатый край, красивые люди, а как поют — заслушаешься! Но что бы ни случилось, мы, люди культуры, не должны усугублять конфликт. И наш коллектив танцевал и будет танцевать украинские танцы —А поехали бы вы сейчас с гастролям по Украине? — Сейчас — нет. Как ру- ководитель коллектива я дол- жен, прежде всего, заботиться о безопасности артистов. —Кстати, в последнее вре- мя о культуре часто говорят именно как о факторе наци- ональной безопасности. Вы с этим согласны? —Да.Не будууглублятьсяв тонкостии сложности, скажу о том, что лежит вроде бы на по- верхности. Раньше выругаться матомна улице было стыдно— люди оборачивались, могли за- мечание сделать. Сейчас даже девушки не стесняются таких слов в своей речи. Уступить место в общественном транс- порте пожилому человеку, женщине было обязательной нормой. Сегодня же это дела- ют, скорее, по собственному желанию-нежеланию. И так далее, примеров много можно привести. Скажете, это все мелочи, бытовой уровень? Но вот смелочей все иначинается: сыплетсяпотихоньку, незамет- сещает. Хотя это, по большому счету, не наша забота — обу- чатьребят.Мыпрофессиональ- ный коллектив, у нас иные задачи.Но никуда не денешься — о кадрах надо думать. Сей- час унас еще работают артисты старшего поколения. А когда они уйдут — кто их заменит? Плавная смена поколений — это залог устойчивости любого творческого коллектива. Я вынашиваю идею и собираюсь отстаивать ее — Липецку не- обходимо хореографическое училище, где готовили быпро- фессионалов, а не педагогов, как в нашем колледже. — Скептики в ответ воз- разят —мол, до искусства ли,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz