Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 77/24455/17 АПРЕЛЯ 2013 3 Слово обозревателю ВЫСТАВКА | Дружба , скрепленная талантом Вид с «Холма» Андрей Снегов Когда у этих молодых художников спрашивают, что их объединяет, они весело отвечают: «Не знаем. Никакой общей программы у нас нет. Каждый пишет как хочет. Но мы просто дружим. Поэтому и держимся вме- сте». Такиесть.Работыдвадцатичетырех авторов, выставленных в областном краеведческом музее, абсолютно, пря- мо-таки вызывающе разные. Иконы, импрессионистические пейзажи, тон- кие и как будто бы старомодные аква- рели, абстрактные композиции, очень колоритные реалистические портреты, графика, выполненная с помощью чертежных инструментов…У каждого своиориентиры, кумиры, пристрастия, жизненныйопыт, понимание, радичего он берется за кисть, карандаш, перо. Может быть, главное преимущество молодости — бесстрашие. Еще нечего терять, но веришь и надеешься, что сумеешь многое приобрести. Назвав творческое объединение «Холм», эти ребята, что не так давно были студен- тами, не загадывали публике загадок. Им, разумеется, достало вкуса и здра- вого смысла обойтись без пафосных и претенциозных «Вершины» или «Кручи». «С холма,—сказал мне один из них, — горизонт лучше виден…» А подниматься вверх, даже на неголо- вокружительную высоту, сподручнее в хорошей компании, чтобы нашлось кому поддержать, коли оступишься, с кемподелиться радостьюот открывше- гося перед взором пейзажа. Что меня приятно удивило: они чужды нередко встречающейся в творческой среде сектантской нетер- пимости. Условно говоря, реалист с интересом следит за экспериментами ученика экспрессионистов, поклонник авангарда не поглядывает свысока на «замшелого» последователя мастеров позапрошлого века. Как заметил из- вестный психолог: позволь другому быть другим. Но в «Холме» не только позволяют товарищу быть другим, а еще и с удовольствием оценивают его неповторимость. Среди чуть ли не ста пятидесяти произведений новой экспозиции есть немало примечательных, уверенно зре- лых. На меня произвели впечатление смелая, взрывная энергетика Дианы Ауде, работы Анны Кушнаревой и Юлии Маевской, красивая загадоч- ность Александра Марчукова. Здесь я прерву перечисление, хотя назвал отнюдь не все, что понравилось. Однако что особенно ценно? В то время, как практичные люди от ис- кусства пропели отходную станковой живописи, члены «Холма» вдохно- венно трудятся над картинами, мало задумываясь о том, можно ли будет их продать. Картина—она для души, для самовыражения, для диалога с чутким, отзывчивымзрителем. Азарабатывают они себе на жизнь иначе, но не изме- няя своей художнической профессии: оформляют музейные экспозиции и помещения, занимаются росписью храмов, архитектурой, преподавани- ем. В объединении появляются новые люди. Если на прошлой выставке в музее демонстрировали свое творчество пятнадцать человек, то сейчас их уже двадцать четыре. На «Холме» места хватит всем, никому не тесно. Так что мне представляется пра- вильным, что именно с его участ- никами решил обсудить свою идею липецкий коллекционер Анатолий Нехорошев. У него колоссальное со- брание произведений художников нашего региона — семьсот картин, рисунков, скульптур. За двадцать лет собирательства он познакомился, а то и подружился со многими авторами. Естественно, Анатолий Никифорович особенно дорожит холстами талант- ливых мастеров старшего поколения — Сорокина, Сорочкина, Климова, Дворянчикова. Но, как он сам гово- рит, его волнует, кто же приходит на смену этим и другим замечательным художникам старшего поколения. Он считает, чтомолодые должныполучать больше внимания, больше реальной поддержки. Поэтому Нехорошев и на- мерен выделить определенную сумму для проведения областного конкурса живописцев, графиков, скульпторов от восемнадцати до тридцати пяти лет. Об этом он и советовался с пред- ставителями «Холма». «Важнее всего, —считает коллекционер,—чтобыкон- курс был честным и премии получили действительно лучшие». Планируется пригласить в жюри авторитетных спе- циалистов. Итоги будут подведены в сентябре-октябре. Естественно, «холмчане» за эту инициативу. Они готовы внести лепту в организацию конкурса и, конечно же, включиться в соревнование своими работами. МЫ ПОМНИМ | Сто лет назад родился фотолетописец Великой Отечественной Иван Нарциссов О людях, что ушли не долюбив... И. Неверов На фронте фотокорреспон- дент Иван Нарциссов сделал тысячи снимков. Как замечает президент фонда «Наследие», носяще- го имя Ивана Александро- вича, Александр Шапова- лов, они сохранились не только на выцветших страницах солдатских газет, но и разлетелись по всем городам и весям с надписями на оборотной стороне: «На память...» Бойцы хотели вернуться домой с победой, но пони- мали, что это удастся не всем. И посылали женам, матерям, сестрам, детям свои фото с передовой — пусть они сохранятся в семейных альбомах, чтобы внуки и правнуки знали, какими были их деды и прадеды, защитившие страну. Иван Нарциссов, не скупясь, печатал им фотокарточки. А к километрам военной пленки прибавились потом километры пленки с ка- драми мирной жизни. Нар- циссов и на фронт уходил «с лейкой и блокнотом», и после Победы не изменил призванию фотолетописца. Многие замечательные лип- чане, многие памятные собы- тия в жизни Липецка и всей области увековечены им. Без фотоаппарата его трудно представить. Уроже- нец тогда совсеммаленького курортного городка в центре России, он до рокового июня 1941-го успел поработать в киргизской республикан- ской молодежной газете. А потом, надев форму, публи- ковался в многотиражках Калининского, Степного, Первого Белорусского фрон- тов. Его снимки появлялись в «Комсомольской правде», например портрет дочери легендарного генерал-май- ора Панфилова Валентины — она была военной мед- сестрой. Он снимал марш- броски, разведку боем и атаки, освобожденные де- ревни и города, прощание с погибшими товарищами, награждение героев, раз- битую вражескую технику, раненых в прифронтовых лазаретах, детей и женщин, переживших оккупацию, — весь труд, всю боль, все мужество, бесконечное пре- одоление, которое и зовется Великой Отечественной. Вместе с ним в редакциях служили талантливые жур- налисты, писатели, поэты. Допустим, в газете 9-го от- дельного танкового корпуса «За победу!» он дружил, ел из одного котелка, спал ря- дом на соломе с Михаилом Светловым, большим поэ- том, авторомпрославленных «Гренады»и«ПесниоКахов- ке». Иван Александрович вспоминает об этом в своих немногословных мемуарах. В общем, увиденного им, пережитого хватило бы на две жизни. А ценность фото- работ Нарциссова такова, что без них вряд ли может обойтись любое солидное иллюстрированное издание по истории войны. Их, к примеру, можно найти в уникальном пятитомнике «Великая Отечественная в фотографияхидокументах». И вот этот человек рабо- тал в нашей газете. Скром- но, не пренебрегая ника- кими, подчас рутинными, обязанностями фотокора, которому полагается не- медля идти, ехать, лететь в любом направлении, где ожидается нечто примеча- тельное, интересное или хотя бы нужное для редак- ции. И всюду с ним опять же был его фотоаппарат. Вероятно, далеко не все товарищи Нарциссова знали или предполагали, какой мастер и какой хра- брый воин трудится рядом с ними. Не знали о его ордене Отечественной войны, двух орденах Красной Звезды, не знали о том, что ему дове- лось снимать в поверженном Берлине... Тем более что и внешне в нем нельзя было усмотреть чего-то необычно- го—невысокого роста, очень мягкий, интеллигентный, легкий на подъем, привет- ливый в общении. Оставшееся после Ивана Нарциссова колоссальное архивное наследие — воис- тину памятник людям, ко- торые, как писал фронтовой поэт, «ушли не долюбив, не докурив последней папиро- сы». Малая часть этих сним- ков вошла в нарциссовский альбом «Война крупным планом». Всего двести пять фото. Из тысяч. А эти ты- сячи еще ждут своего часа. Такое наследие не стареет, не утрачивает своей ценности и святости для истории, для всех идущих следом за по- колением победителей. Хотим как лучше... Елена Бредис На канале «РЕН-ТВ» демонстрируется очередной «меди- цинский» сериал «Верное средство». Действие происхо- дит в некой идеальной больнице. Там работают невероят- но чуткие врачи. Они и в семейные заботы пациентов вникают, ведут с их родственниками душеспасительные беседы, если полагают, что это может ускорить выздоров- ление, и ломают голову над сложным диагнозом, проводя все новые и новые обследования. А в это время их ре- альные коллеги-пе- диатры из Ижевска объявляют так называемую «итальянскую забастовку». Они продолжают работать, но только «от и до», жестко придерживаясь должност- ных предписаний. Положе- но тратить на осмотр боль- ного ребенка пятнадцать минут? Вот так и будем. Положено обслужить за сме- ну определенное количество детей? Тогда не предлагайте нам дополнительные участ- ки. Причина этой протест- ной акции? Для получения положенных доплат педиа- тры вынуждены были при- нимать вдвое больше детей, чем предусмотрено норма- ми, а «бумажную работу» брать на дом. А в результате при осмотре каждого ма- лыша им надо уложиться в... три минуты. Какой тут индивидуальный подход? Какой поиск нестандарт- ных, но, быть может, спаси- тельных решений? Да за это время мама ребенка и раз- деть толком не успеет, разве если начнет это делать еще в коридоре. Кстати, недо- вольство врачей полностью поддерживают родители. Их такой формальный, ка- зенный подход к здоровью детей, естественно, тоже не устраивает. «Все для человека, все — во имя человека» — был такой лозунг в советские времена. А народ тихонько подхихикивал: «Ну, да. Мы даже знаем имя этого человека». Ладно, сегод- ня мы уяснили, что тогда были просто «винтиками» в сложнейшем механизме огромной державы. Ну, а сейчас-то? Ведь теперь вроде как главная ценность — это достойная жизнь человека, его права и свободы. Будем справедливы. На пути бюрократического рав- нодушия, волокиты, высо- комерного «Приходите зав- тра» поставлено немало пре- град. «Электронное прави- тельство», открытие МФЦ, жесткая регламентация, что чиновник обязан сделать, как говорится, по первому требованиюи в какие сроки, безусловно, дают плоды. Причем в нашем регионе эта работа ведется давно, настойчиво и успешно. Но как на свежепокрашенной поверхности вдруг просту- пают старое ржавое пятно или царапина, так и в нашей жизни возникают подчас отзвуки все того же казен- ного отношения к людям, когда главное, чтобылегко и удобно было большим и ма- ленькимстолоначальникам, а не нам с вами. И тогда как будто бы разумные меры и шаги оборачиваются своей противоположностью. По замыслу, по форме вроде бы все правильно, а по суще- ству... Ну вы помните, как это звучит у немодного ныне политика: по существу—из- девательство. И значально, в момент тягостных раздумий над принятием нуж- ных и правильных решений и законов, никто над нами издеваться не собирается. Тогда почему же частенько наоборот получается? Пря- мо-таки мистика какая-то. Вот решили, что энерго- ресурсы должны постав- ляться гражданам напря- мую, минуя управляющие компании. Справедливо? Да. Зачем лишних посред- ников кормить? Но теперь какая-нибудь баба Нюра ежемесячно получает кучу бумажек, в которых своими уже слабыми глазами долж- на разглядеть итоговые суммы, а потом сложить их, чтобы понять, сколько же ей придется платить за скромное жилище. Кварт- плата от таких решений и манипуляций понизилась? Что-то незаметно. А кто- нибудь подсчитал, сколько древесины надо извести, чтобы таких бумажек на всех граждан России хва- тило? Так кому в результате лучше стало? А цель-то благая была. Идем дальше. Когда не- сколько лет назад мы уста- навливали в квартире счет- чики, никаких сложностей не было. Звонили в ЖЭК, вызывали специалиста, он счетчики ставил и тут же их пломбировал. Теперь песня другая. ЖЭКи этим больше не занимаются. То есть ищи- те, хозяева, сами какую-ни- будь частную контору и са- мостоятельно договаривай- тесь. Нашли. Договорились. Соответственно, если вы человек работающий, отпра- шиваетесь у начальства и начинаете ждать. Наконец, приборы индивидуального учета установлены, деньги заплачены. Но у той «пес- ни» есть и второй куплет: опломбирование! А это уже выполняют непосредствен- но поставщики ресурсов. Иными словами, вы долж- ны съездить в эти конторы, оставить там письменные заявления на пломбировку. А график работы у контор, между прочим, точно та- кой же, как и у вас. Оп-ля! Ваш начальник уже косит- ся. Но это он зря. Потому что вам все равно придется еще раз отпрашиваться, когда приедут товарищи с «пломбами». И не факт, что все одним днем обойдется, договориться-то необходимо сразу с тремя фирмами. Еще пример. Знаю я одну семью, которая и офи- циально, и реально относит- ся к малоимущим. Волею недоброй судьбы в ней три инвалида, причем у одного — туберкулез. А еще двое маленьких детей. К тому же они переселенцы из одной нашей бывшей республики. Как эти люди умудряются жить на три пенсии, я, чест- но говоря, не понимаю, но как-то выживают. Сейчас стоят в очереди на полу- чение социального жилья. Чтобы подтвердить свое право иметь крышу над го- ловой, члены семьи ежегод- но(!) собирают всевозмож- ные справки. Заметьте: не бесплатно. В этом году уже на две с половиной тысячи насобирали. Но и это не все. На днях у них потребо- вали предоставить дополни- тельно оценку их садового домика и комнаты в обще- житии. Точнее речь идет о трех справках—на каждого сособственника комнаты. К слову: если эту комнату на троих поделить, то на каж- дого метра по три придет- ся. В прошлом году ничего подобного было не нужно. А сейчас — вынь да по- ложь. Список необходимых документов каждый год может меняться. В общем, ждите сюрпризов. Мои зна- комые подсчитали: на сей раз оформление дополни- тельных справок обойдется еще в пять тысяч. А семья- то, напомню, малоимущая! Где они возьмут деньги на право и дальше стоять в этой очереди? Впрочем, не все так худо. Вдруг, слава Богу, выяснилось: городской де- партамент соцзащиты обя- зан сам решить проблему с оценкой, причем бесплат- но. Но... все равно как-то не очень весело, ведь для получения всевозможных бумажек маленьких детей необходимо предъявлять «живьем», таская их с собой по всем конторам. Новая картинка. Платим заквартиру в сберкассе. Ана деле всего одно окошко рабо- тает, остальные закрыты. Спрашиваем: «А талончик на очередь все равно брать?» Отвечают: «Конечно, обяза- тельно!» Ане лучше ли было быподумать, кого в соседнее окошко посадить, чтобы люди в очереди не стояли? Но для этого ж нужно, как сейчас сталомодно говорить, «креативное мышление». Куда проще по привычке талончики выдавать. А если вспомнить о невозможности попасть в поликлинику сра- зу к узкому специалисту, минуя терапевта? Амедико- экономические стандарты, где четко прописано, сколь- ко дней и какими препара- тами надо лечить больного с данным диагнозом? Как будто у всех людей одина- ковые организмы и они все одинаково болеют. М ежду тем за всеми этимиидеями, реше- ниями и законами наверняка стояли самые гуманные намерения. Но почему-то реализация их оборачиваетсяформализмом и создает массу неудобств и сложностей. Вспоминаете: все для человека? ЖИЗНЬ БЕЗ ПРЕГРАД Цветы на холсте и в душе Елена Панкрушина Деревенский домик, речушка, сад — далеко от Липецка есть уголок в Донецкой области, родной сердцу семидесятипятилет- ней Тамары Мельниковой. Там прошло ее детство — временами беспечное, временами — тяжелое. Долго Тамара Михай- ловна только мечтала обза- вестись картиной тех мест, где родилась. Нарисовать ее пенсионерка решила сама. Только вот художественных навыков оказалось малова- то. Ведь живописью Тамара Мельникова никогда не за- нималась. А недавно узнала об открытии в областном выставочном зале изостудии для людей с ограниченными физическими возможностя- ми и записалась на курсы. ПокаТамараМельникова тренируется рисовать каран- дашомпростыенатюрморты. — Ребенком я очень лю- била рисовать, — говорит она. — Но тогда не хватало нам, малышам, ни каранда- шей, ни альбомов. Помню, былиуменя бумагажелтова- тогоцветаикарандашсиний, который я очень берегла. С техпорбольшене доводилось браться за рисование. Сейчас Тамара Мельни- кова на пенсии, есть время и большое желание научиться живописи—пожалуй, един- ственное, что требуется при поступлении в изостудию. —Цветы и экзотических рыбок я перерисовывала из журналов,—показывает она альбом со своим «домашним заданием». — А вазочки, телевизор, лампу — с нату- ры. Тяжело было, ведьпока у менядажекарандашнеполу- чается держать правильно: под большим наклоном. Тридцатилетней Ольге Тиуновой справиться с «ору- диями» труда художников еще сложнее из-за заболева- ния нервной системы. Но че- рез полчаса усердной работы на бумаге появляются тюль- паны, совсем как живые. Студия живописи для людей с ограниченными воз- можностями заработала не так давно. Первые занятия посещали восемь человек. У каждого из них есть на то своя причина. К примеру, Екатерина Роденко мечтает научиться создавать соб- ственные флеш-игры. —Моя деятельность свя- зана с работой на компью- тере и программированием, — рассказывает она. — Но придумать идею и написать программу — это полдела, нужно уметь прорисовывать графические образы. А вот художественных навыков для этого у меня недоста- точно. Екатерина изображает в основном геометрические формы, учится соблюдать пропорции,делатьпроекции. АЕленаБудюкина,наоборот, рисуетцветы.На занятияона приходит, чтобы отвлечься от домашних хлопот. Дома у нее два полуторагодовалых малыша — Леша и Саша. Как-то мама решила занять- ся живописью, увлеклись рисованиемисыновья. Близ- нецы рисовали сначала на бумаге, а потом перешли на двери и стены. С тех пор обои поменяли уже трижды. И теперь Елена осваивает изо- бразительное искусство за пределами квартиры. — Эта студия должна стать не только местом, где люди-инвалиды будут за- ниматься живописью, но и пространствомдля общения, — рассказывает директор областного выставочного зала Юрий Белякин. —Же- лающие освоить живопись посещают студию бесплат- но. Даже «инвентарь» — планшеты, бумагу, кисти, краски, карандаши — уч- реждение приобретает за счет собственных средств и спонсорской помощи. Заня- тия проходят по понедель- никам, когда для обычных посетителей выставки за- крыты. Попасть сюда даже маломобильным гражданам легко: не надо преодолевать ступеньки, подъемы или бордюры. Ограничений по возрасту для обучающихся тоже нет. А условия для творческого обучения — са- мые благоприятные: прямо в зале, среди работ известных мастеров. Учителем же для людей с ограниченными возмож- ностями стал известный ли- пецкийживописециграфик, член Союза художников России Дмитрий Дикарев. Человек терпеливый и урав- новешенный, он умеет про- сто и доходчиво объяснять, а главное — сам замечатель- ный художник. А значит, не только словом сможет помочь своим студийцам. — Мы не ставим оценки за работу и не устанавли- ваем сроков выполнения задания, понимаем, что к нашим ученикам нужен особый подход, — говорит Дмитрий Алексеевич. — Какую технику рисования осваивать — они выбирают сами. Моя задача помочь им достичь желаемого. Кто знает, возможно, через какое-то время полот- на нынешних его учеников украсят стенды городских и областных вернисажей. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА И. Нарциссов у Брандербургских ворот. Весна 1945 г. ИЗ ФОТОАРХИВА АЛЕКСЕЯ НАРЦИССОВА УТОЧНЕНИЕ В заметке «На один крючок» («ЛГ» за 16 апреля) начало текста следу- ет читать: «с 20 апреля по 1 июня включительно в соответствии со статьей 46.7 Правил рыболовства для Азово-Черноморского бассейна в Липецкой области проводятся мероприятия по охране водных биоресурсов на период нереста рыб».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz