Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 8/24386/ 16 ЯНВАРЯ 2013 14 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ I. Паспорт областной целевой программы «Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013—2015 годы» Наименование Программы Областная целевая программа «Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013—2015 годы» (далее — Программа) Основание для разработки Программы Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» Государственный Заказчик Администрация Липецкой области (далее — администрация области) Разработчик Программы Управление труда и занятости Липецкой области Цель и задачи Программы Цель Программы: компенсация в области естественной убыли населения и трудовых ресурсов. Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач: — оказание содействия добровольному переселению участникам Программы и членам их семей в вопросах: первичного обустройства, здравоохранения, занятости; — информационное обеспечение реализации Программы на территории Липецкой области с целью формирования механизмов процесса переселения в область соотечественников на основе осознанного выбора места будущего проживания, сочетания их ожиданий с потребностями и возможностями муниципальных городов и районов области. Сроки реализации Программы 2013—2015 годы Исполнители Программы Управления труда и занятости Липецкой области, здравоохранения Липецкой области. Объемы и источники финансирования Программы Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Прогнозируемый объем финансирования мероприятий на весь период реализации Программы за счет средств областного бюджета составит 15074 тыс. руб., в том числе по годам (с возможным последующим изменением в ходе реализации и корректировки Программы): 2013 г. — 5208 тыс. руб.; 2014 г. — 5208 тыс. руб.; 2015 г. — 4658 тыс. руб. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности Количество соотечественников, переселившихся в Липецкую область (участников Программы и членов их семей), всего — 1350 семей (3240 чел.), в том числе в 2013 г. — 450 семей (1080 чел.), в 2014 г. — 450 семей (1080 чел.), в 2015 г. — 450 семей (1080 чел.). В трудоспособном возрасте всего — 1944 человека, в том числе в 2013 г. —648 человек, в 2014 г. —648 человек, в 2015 г. —648 человек. Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы Общий контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет администрация области. Управление труда и занятости Липецкой области, как уполномоченный орган, ответственный за реализацию Программы, представляет отчетные данные в соответствии с постановлением администрации области от 28 ноября 2007 года № 168 «О Порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ» в управление контроля и проверки исполнения, экономики администрации Липецкой области и управления финансов Липецкой области по итогам I квартала, I полугодия и 9 месяцев — до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года — до 1 февраля года, следующего за отчетным. II. Описательная часть Программы 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа 1.1. Социально-экономическое положение Липецкой области Липецкая область (далее — область) расположена в центре Европейской части Рос- сии, на пересечении важнейших транспортных магистралей, связывающих столицу Рос- сийской Федерации с Югом России, а западные районы России — с Поволжьем. Площадь территории области — 24,1 тыс. кв. км, что составляет 0,14% от террито- рии Российской Федерации. Протяженность с севера на юг — 200 км, с запада на восток — 250 км. Население области составляет 1,66 млн. человек, из них 65%— городские жители. Область делится на 331 муниципальное образование: 2 городских округа и 18 муни- ципальных районов, 6 городских и 305 сельских поселений, имеет 1585 населенных пун- ктов. Наиболее крупные города: Липецк (с населением 503,1 тыс. человек), Елец (114,5 тыс. человек), Грязи (46,9 тыс. человек), Данков (22,6 тыс. человек), Лебедянь (22 тыс. человек). Климат области умеренно континентальный. Административный и культурный центр области — город Липецк, расположен на бе- регах реки Воронеж. Выгодное географическое положение области и наличие значительного природно- ресурсного потенциала являются факторами, благоприятствующими ее социально-эко- номическому развитию. Экономика области характеризуется динамичным поступательным развитием. Область имеет мощный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, инфра- структурный и экономический потенциал, который определяет перспективы ее разви- тия. За последние пять лет валовой региональный продукт увеличился в 4,5 раза. Сред- негодовые темпы роста составили в промышленности — 105%, сельском хозяйстве — 108%, розничном обороте — 110%, инвестиций в основной капитал — 120%. Реальные располагаемые доходы населения увеличиваются ежегодно в среднем на 10%. Доля бедного населения сократилась более чем на 40% и составила 15,7%. Реальные располагаемые денежные доходы в 2011 году увеличились по сравнению с 2010 годом на 0,7% . Денежные доходы населения сложились в сумме 241725 млн. рублей, увеличившись по сравнению с январем—декабрем 2010 г. на 8,6%. Среднедушевые денежные доходы составили 17233 рубля в месяц, денежные расходы на душу населения — 15734 рубля в месяц. Среднемесячная заработная плата работников за 2011 год в целом по области вы- росла на 10,5%, составив 17 201 рубль. Своевременно и в полном объеме обеспечивается выплата зарплаты работникам бюджетных учреждений. Суммарная задолженность по заработной плате по кругу на- блюдаемых видов экономической деятельности на 1 января 2012 года отсутствовала. В области активно возводится социальная инфраструктура. Новая школа построена в слободе Александровка города Ельца. Завершено строительство школы в поселке Лев-Толстой. Заканчивается реконструкция Верхне-Матренского дома-интерната в Добринском районе. Заложен фундамент нового лабораторного корпуса областного противотуберкулезного диспансера. В регионе ведется строительство целого ряда спортивных объектов. По основным социально-экономическим показателям область занимает достойное место в Российской Федерации и в ЦФО, в т.ч. по объему промышленной продукции на душу населения, соответственно 3 и 1 места, по инвестиционному риску — второе в Рос- сии. По объему привлечения инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя — третье, по иностранным инвестициям — седьмое в ЦФО. Практически впервые в России в области создана и успешно реализуется модель конкурентоспособного территориального кластера, конкурентной сети близко локализо- ванных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для отрасли, самих предприятий, региона и страны в целом. Создание на территории области особой экономической зоны промышленно-произ- водственного типа (далее — ОЭЗ ППТ) в рамках Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» явилось инструментом, позволяющим решить проблему преодоления сложившейся моноотрас- левой структуры промышленности, ускорить развитие обрабатывающих производств с высокой долей добавленной стоимости. Приоритетными видами деятельности являются: машиностроение, производство оборудования и компонентов, готовых металлических изделий, неметаллических мине- ральных продуктов, резиновых и пластмассовых изделий. К 2010 году было завершено строительство всей необходимой инженерной, тамо- женной, транспортной инфраструктуры первого этапа ОЭЗ ППТ «Липецк». Созданный благоприятный инвестиционный климат способствовал тому, что 22 ком- пании стали резидентами ОЭЗ ППТ «Липецк», среди них — компании из России, Японии, Италии и Бельгии. Объем привлеченных инвестиций составил более 60 млрд. руб. Развитие ОЭЗ «Липецк» позволит привлечь к концу 2020 года около 45 резидентов с объемом инвестиций 120 млрд. руб., планируется создать 15 тыс. рабочих мест, ежегод- ный объем производства достигнет 100 млрд. руб. Область является пионером в привлечении реальных корпоративных инвестиций в развитие высокотехнологичных производств на территории России. На базе исполь- зования продукции Новолипецкого металлургического комбината было осуществлено привлечение итальянских корпораций к созданию в области завода по производству холодильников (60% в общем объеме производства по России). Фактически впервые в современной России было развернуто мощное импортозамещающее производство. Среди наиболее крупных инвестиционных проектов по производству «белой» тех- ники — завод по производству стиральных машин «Стинол» (с 2004 года компания на- зывается ЗАО «Индезит Интернэшнл»), построенный компанией «Мерлони» в рекордно короткие сроки — за 11 месяцев, с объемом инвестиций 40 млн. евро. В 2005 году введен в строй центр логистики для складирования и дистрибуции бы- товой техники, поступающей с заводов ЗАО «Индезит Интернэшнл» и компании «Мерло- ни», инвестиции в строительство которого составили 32 млн. евро. Производство «белой» техники создало условия для развития внутриобластной коо- перации. Наряду с традиционным поставщиком комплектующих изделий для завода холо- дильников «Стинол», таких как ООО «Электроаппарат», в области появился ряд новых средних и малых предприятий — ООО «Компания «Ассоль», ЛФ ООО «Милапласт», ООО «Пазелль-Эльта», фирма «Контур-Флок», ООО «Экинлер», ОАО «Центролит». В соответствии с Законом Липецкой области от 18 августа 2006 года № 316-ОЗ «Об особых экономических зонах регионального уровня» на территории области с учетом инициатив органов местного самоуправления и схем пространственного развития тер- риторий создаются особые экономические зоны регионального уровня. В настоящее время в области реализуются инвестиционные проекты по созданию и развитию 4 особых экономических зон регионального уровня промышленно-производ- ственного типа (далее — ОЭЗ РУ ППТ): ОЭЗ «Данков», ОЭЗ «Тербуны», ОЭЗ «Чаплыгин- ская», ОЭЗ «Елецпром». Приоритетными видами деятельности являются: производство пищевых продуктов, лекарственных средств, готовых металлических изделий, неметал- лических минеральных продуктов. Объем затрат на строительство инфраструктуры на территориях ОЭЗ РУ ППТ соста- вил 125 млн. руб. На территориях особых экономических зон зарегистрировано 14 участников с инве- стиционным потенциалом 44 млрд. руб., будет создано 6,3 тыс. рабочих мест. В ОЭЗ РУ ППТ «Тербуны» реализуется один из самых масштабных проектов послед- них лет в медицинской промышленности Российской Федерации — строительство заво- да по производству лекарственных препаратов «Рафарма». Прогнозируется снижение поставок импортных лекарственных средств в Российскую Федерацию до 60 — 70%. Крупный инвестор зарегистрирован в ОЭЗ РУ ППТ «Елецпром» — ОАО «Куриное царство». Объем инвестиций составит 18 млрд. руб., будет создано 4 тыс. рабочих мест. Проект включает в себя: завод по убою и переработке птицы, комбикормовый завод, инкубаторий, птичники, завод по утилизации и переработке отходов убойных заводов. Реализация проекта по созданию ОЭЗ ППТ позволит придать ускорение развитию муниципальных образований области за счет инфраструктурного развития, расширить доходную базу бюджетов различного уровня, создать привлекательную инвестиционную среду. Большое значение имеет для экономики области создание индустриальных парков, что позволит улучшить инвестиционный климат, будет способствовать привлечению ин- вестиций в реальный сектор экономики и модернизации экономики в целом. На территории городского округа г. Липецк создана ОЭЗ РУ технико-внедренческого типа «Липецк-Технополюс». В Лев-Толстовском районе на площади 84 тыс. га создана особая экономическая зона агропромышленного типа «Астапово» (далее — ОЭЗ РУ «Астапово»), предусматри- вающая замкнутый цикл комплексов по производству сельскохозяйственной продукции, перерабатывающих предприятий, центров логистики. Заявленный объем инвестиций превышает 6 млрд. руб., будет создано 2,4 тыс. но- вых рабочих мест. Основные участники ОЭЗ РУ «Астапово»: — ОАО «Липецкмясопром», входящее в агрохолдинг ОАО «Группа «Черкизово». Главным направлением предприятия является создание высокопродуктивного свино- водства. Производство свинины предполагается довести до 50 тыс. тонн в год, что будет составлять 2/3 от областных и 3% от российских объемов производства. Проектом пла- нируется создание еще 13 предприятий и строительство жилого микрорайона; — ЗАО «Центральный грибной комплекс», предусматривающее производство суб- стракта, компоста, покровной почвы и выращивание грибов (шампиньоны, вешенка), мощностью 6,6 тыс. тонн грибов в год; — ООО «Баско» — зернохранилище нового поколения по хранению высокопротеино- вых культур мощностью 100 тыс. тонн зерна единовременного хранения. В результате создания ОЭЗ РУ «Астапово» производство продукции сельского хозяй- ства возрастет на 2 млрд. руб. (в ценах 2005 года), или на 5%, налоговые поступления составят 240 млн. руб. в год, возможно привлечение незанятого трудоспособного насе- ления прилегающих районов. Наличие источников лечебных минеральных вод, значительного историко-культур- ного, духовно-православного и археологического наследия, уникальных народных про- мыслов, многообразных природных достопримечательностей, что представляет особый интерес для российских и иностранных туристов, дает возможность создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа. ОЭЗ РУ туристско-рекреационного типа «Елец» расположена на территории город- ского поселения г. Елец площадью 931 га. ОЭЗ «Задонщина» занимает большую часть Задонского муниципального района — 97 тыс. га. Развитие особых зон туристско-рекреационного типа «Елец» и «Задонщина» позво- лит привлечь более 9 млрд. руб. инвестиций, создать свыше 700 рабочих мест. Дополнительным эффектом от создания особых экономических зон будет увеличе- ние туристического потока в область до 340,2 тыс. человек в год. Планируемая потребность в привлечении специалистов и рабочих кадров для предприятий резидентов ОЭЗ ППТ «Липецк» в 2013—2015 годах Таблица 1 № п/п Показатели Факт на 01.03.2012 Прогноз на 31.12.2013 Прогноз на 31.12.2014 Прогноз на 31.12.2015 1 Количество рабочих мест на предприятиях резидентов ОЭЗ ППТ «Липецк», в том числе: 1775 2500 3000 3700 2 рабочие специальности: операторы машин, станков, линий; водители погрузчиков; электрики; контролеры; наладчики оборудования; слесари-ремонтники; механики; электротехники и др.; 1230 1750 2100 2590 3 ИТР: мастер производства; технологи производства; инженеры в области машиностроения и металлообработки и др.; 410 570 690 850 4 Административно- управленческий персонал: менеджеры; бухгалтеры; IT-специалисты; экономисты; юристы; специалисты по кадрам; офис-менеджеры и др. 135 170 210 260 Потребность в рабочих местах на период 2013—2015 годы в особых экономических зонах регионального уровня (ОЭЗ РУ) Таблица 2 № п/п Наименование ОЭЗ РУ Количество рабочих мест, чел. план создано потребность 2013 г. 2014 г. 2015 г. 1 ППТ «Тербуны» 10000 201 850 1500 1500 2 ППТ «Чаплыгинская» 3000 70 500 600 1000 3 ППТ «Данков» 3000 0 350 500 600 4 ППТ «Елецпром» 5000 0 1000 2000 1000 5 ППТ «Астапово» 3000 793 300 600 350 6 ТРТ «Елец» 10000 55 800 1500 1800 7 ТРТ «Задонщина» 4000 31 300 500 700 8 ТВТ «Липецктехнополюс» 300 0 40 80 100 9 ИТОГО 38300 1150 4140 7280 7050 Помимо создания новых рабочих мест в ОЭЗ ежемесячно областной банк вакансий имеет не менее 10 тысяч рабочих мест. В этой связи переселенцы имеют возможность трудоустроиться в любой организации региона, при соответствии определенным квали- фикационным требованиям. 1.2. Система социальной защиты населения Благоприятная социально-экономическая и правовая ситуация в области способ- ствует повышению уровня жизни населения. Одним из эффективных способов реализации социальных потребностей семей с детьми стали меры по увеличению размеров выплат и пособий на детей в соответствии с Законом Липецкой области от 28 марта 2009 года № 259-ОЗ «О социальных поощри- тельных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью». Были увеличены размеры: — единовременной социальной выплаты лицам из числа детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, в связи с рождением ребенка (детей) с 10 до 20 тыс. рублей; — единовременной социальной выплаты в связи с рождением (усыновлением) тре- тьего и последующих детей или детей-близнецов (областной материнский капитал) с 30 до 50 тыс. рублей. Отменен возрастной ценз на получение ежемесячной социальной выплаты малоиму- щим семьям на ребенка (детей) от полутора до трех лет, раньше эту выплату получали только молодые семьи. Увеличен размер ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Законом Ли- пецкой области от 2 декабря 2004 года № 142-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка»: — базовый размер со 150 до 200 рублей в месяц; — на детей одиноких матерей; на детей, усыновленных женщиной, не состоящей в браке; на детей одинокой матери, переданных в установленном порядке на воспитание опекуну (попечителю) (вследствие смерти матери, ее болезни и по другим причинам), с 300 до 400 рублей в месяц; — размер ежемесячного пособия на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, если решение суда (постановле- ние судьи) о взыскании алиментов на детей с лиц, обязанных их уплачивать, не испол- няется; на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву в качестве сержанта, старшины, солдата, матроса; на детей из многодетных семей с 225 до 300 рублей в месяц; — размер ежемесячного пособия на ребенка из числа детей-инвалидов с 450 до 500 рублей в месяц. Предпринятые меры косвенно повлияли на уровень рождаемости в области, соот- ветственно и увеличилось количество получателей: — единовременной социальной выплаты лицам из числа детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, в связи с рождением ребенка (детей) — увеличилось на 18,2%, с 68 детей в 2010 г. до 93 детей в 2011 г.; — единовременной социальной выплаты в связи с рождением (усыновлением) тре- тьего и последующих детей или детей-близнецов (областной материнский капитал) — увеличилось на 172 человека, или на 12,9%; — ежемесячной социальной выплаты малоимущим семьям на ребенка (детей) от 1,5 до 3-х лет — выросло на 1150 семей, с 7855 семей в 2010 г. до 9005 семей в 2011 г., и со- ставило 114,6% к уровню прошлого года. Указанные меры привели к повышению уровня жизни семей с детьми и одиноко про- живающих граждан. Количество детей, проживающих в семьях с доходами ниже прожи- точного минимума, сократилось на 2563 ребенка. На 10 и более% снизилось количество детей, проживающих в малообеспеченных семьях, в Добринском, Добровском, Тербун- ском, Хлевенском районах и г. Ельце. Органами социальной защиты населения области осуществляется предоставление мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям, имею- щим детей, безнадзорным детям, ветеранам труда, труженикам тыла, гражданам, нахо- дящимся в трудной жизненной ситуации, малоимущим гражданам и другим категориям населения. На развитие социальных услуг для пожилых людей и инвалидов направлена работа комплексных центров социального обслуживания, которые являются самостоятельными муниципальными учреждениями. Функционируют отделения надомного обслуживания, в которых социальные работники помогают одиноким пенсионерам и инвалидам. Созданный в 2002 году «Геронтологический центр социально-трудовой реабили- тации инвалидов и пожилых людей» стал координатором работы по оказанию психо- логической, профилактической и оздоровительной помощи пожилым гражданам и инвалидам. В центре функционируют три отделения. Проводятся реабилитационные мероприятия, работают кружки по интересам, оказываются различные бытовые услуги. Ежедневно отделения центра посещают от 20 до 70 человек. На протяжении многих лет функционирует центр социального обслуживания «Ми- лосердие». Каждый день более 500 малоимущих горожан и лиц, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, получают благотворительное горячее питание. Такой вид соци- альной помощи за последние пять лет получили свыше 34 тыс. человек. Важное место в действующей системе социальных гарантий занимает поддержка семьи, материнства и детства, а также поддержка лиц, чей доход не превышает про- житочного минимума. За последние годы наблюдается значительный рост численности граждан, получающих адресную материальную помощь (в 1,6 раза). Для оказания помощи «трудным подросткам» в городе Липецке создан и действует «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». В области имеются ресурсы для обеспечения доступа участников Программы и чле- нов их семей к услугам органов социальной защиты населения. 1.3. Оценка демографической ситуации По оценке территориального органа Федеральной службы государственной стати- стики по Липецкой области, численность постоянного населения области на 1 января 2012 года составила 1165,9 тыс. человек и уменьшилась с начала 2011 года на 0,5%. Число родившихся в 2011 году уменьшилось на 2%. Это объясняется тем, что отно- сительно малочисленное поколение женщин, родившихся во второй половине 1980-х гг., достигло фертильного возраста и включилось в процесс деторождения. Благодаря эффективным мерам, принятым законодательно на федеральном уровне и дополненным региональными инициативами, в последние годы были созданы благо- приятные условия для улучшения демографической ситуации в области. Положительная динамика отмечается в сокращении смертности населения. В 2011 году число умерших составило 17785 человек (на 1797 человек меньше (9%), чем в 2010 году). Показатель смертности 2011 года сократился к уровню 2009 года на 8%. В большинстве муниципальных образований области произошло снижение числа умерших. Важной возрастной особенностью населения области является его старение. Со- гласно международным критериям, население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и более во всем населении превышает 7%. В регионе эта доля составля- ет 16% жителей. Из-за изменений в возрастной структуре населения в области (так же как и в России и в ЦФО) увеличился показатель демографической нагрузки на трудоспособное насе- ление. Показатель демографической нагрузки (число лиц в возрасте моложе и старше трудоспособного на 1000 населения в трудоспособном возрасте) составляет 662 на 1000 (к примеру: в результате Всероссийской переписи населения 2002 года показатель составлял 634 на 1000 человек). Увеличение произошло за счет роста численности на- селения в возрасте старше трудоспособного. В разрезе муниципальных районов области выделяются Добровский и Измалковский районы, где доля пожилых возрастов наибольшая, а доля трудоспособных наименьшая. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года средний возраст жителей области составил 40,8 года (2002 г. — 40,0 лет). Одним из основных показателей демографического развития является естественная убыль населения. Естественная убыль населения в 2011 году по сравнению с 2009 годом в области со- кратилась на 20%, с 5,6 на 1000 населения в 2009 году (6,5 тыс. чел.) до 4,5 в 2011 году (5,2 тыс. чел.). Кроме того, в структуре муниципальных образований прослеживаются положительные тенденции прибыли населения (г. Усмань). В городском поселении г. Ус- мань на протяжении ряда лет отмечается преобладание числа родившихся над числом умерших и, как следствие, увеличение естественного прироста населения (+2,1 на 1000 человек населения). По итогам статистической разработки показателей механического движения на- селения за 2011 год число выбывших из области превышает число прибывших на 849 человек. Показатели механического движения населения Таблица 1 № п/п Число прибывших Число выбывших Миграционный прирост Мужчи- ны и женщи- ны Мужчи- ны Жен- щины Мужчи- ны и женщи- ны Мужчи- ны Жен- щины Мужчи- ны и женщи- ны Мужчи- ны Жен- щины 1 Всего, в том числе в возрасте, лет: 18253 8643 9610 19102 8785 10317 -849 -142 -707 2 0-15 2473 1265 1208 2464 1241 1223 9 24 -15 3 трудо- способном 12945 6544 6401 14305 6887 7418 -1360 -343 -1017 4 старше трудо- способного 2835 834 2001 2333 657 1676 502 177 325 5 14 лет и более 16086 7517 8569 16952 7693 9259 -866 -176 -690 6 18 лет и более 15279 7139 8140 15833 7180 8653 -554 -41 -513 В результате миграционной убыли более всего область потеряла население в тру- доспособном возрасте — 1360 человек. Небольшой прирост сложился по населению в возрасте старше трудоспособного — 502 человека. Потери населения в значительной степени обусловлены выездом населения в дру- гие регионы России. Так, в населенные пункты Российской Федерации выехало в 2011 году 18886 человек, приехало из других регионов в область — 14978 человек. Миграци- онное сальдо с регионами России составило «минус» 3908 человек. Миграционная убыль наряду с естественной убылью населения усиливает темпы снижения общей численности населения области. В 2011 году превышение числа умерших над числом родившихся составило 5261 человек. Общая убыль населения (естественная и миграционная убыль) за 2011 год со- ставила 6110 человек. Показатели миграционного прироста Таблица 2 № п/п Возраст мигрантов Мигра- цион- ный прирост по странам СНГ В том числе по странам Азербайджан Армения Беларусь Казахстан Киргизия Республика Молдова Таджикистан Туркмения Узбекистан Украина 1 Всего, в том числе в возрасте, лет: 2933 75 328 20 534 308 322 179 58 790 319 2 0-15 367 5 39 3 94 51 27 25 2 103 18 3 трудоспособном 2200 63 269 14 357 191 266 144 52 608 236 4 старше трудоспособного 366 7 20 3 83 66 29 10 4 79 65 Так, в 2011 г. миграционный прирост населения области уменьшился в сравнении с соответствующим периодом прошлого года на 1,1 тыс. человек. Естественная убыль населения частично компенсирована притоком мигрантов из стран — участников СНГ, при этом наиболее значительным он был из Узбекистана, Ка- захстана, Украины, Армении и Киргизии. Замедлению процесса убыли населения области может способствовать процедура привлечения соотечественников, проживающих за рубежом. 1.4. Анализ ситуации на рынке труда области Трудовые ресурсы области составляют 716,2 тыс. чел., или 61,1% от населения в целом. Основная часть трудовых ресурсов — это трудоспособное население в трудоспо- собном возрасте — 93,1%, доля работающих лиц старших возрастов — 5,7%. Из общей численности трудовых ресурсов: 545,1 тыс. чел. (76,1%) занято в экономике области; 46,0 тыс. чел. (6,4%) — лица старше 16 лет, обучающиеся в образовательных учрежде- ниях общего и профессионального образования с отрывом от производства; 125,3 тыс. чел. (17,5%) — не занято в экономике и не учится. Областная целевая программа «Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013—2015 годы» Постановление администрации Липецкой области № 517 от 17.12.2012, г. Липецк Об утверждении областной целевой программы «Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013—2015 годы» В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содей- ствия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» администрация Липецкой области постановляет: Утвердить областную целевую программу «Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013—2015 годы» согласно приложению. Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ Окончание на 15-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz