Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
№ 70/24448/ 9 АПРЕЛЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 Слово обозревателю Ключ к русскому коду ГАСТРОЛИ | В Липецке выступил армянский музыкант - виртуоз И мой дудук со мной ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Сергей Малюков Величие заснеженных вершин Арарата, журча- ние прозрачных горных рек, зелень залитых солнцем долин — как будто всё великолепие Армении предстало перед зрителя- ми, едва в зале зазвучал дудук — древний духовой инструмент, с виду обыч- ная деревянная трубка с отверстиями. Молодой виртуоз Аргишти по приглашению Липецкой филармонии вместе со своей группой выступил в областном Центре культу- ры и народного творчества. Музыкант благодаря своему юмору сразу же нашел контакт с публикой. —Кроме меня здесь есть ещё армяне? — обратился Аргишти к залу, в котором былонемалопредставителей армянской диаспоры. — Здесь так темно, что все ка- жутся армянами... Каждую пьесу для дуду- ка в сопровождении кла- вишных, гитары, а также экзотического индийского дарбука музыкант предва- рял небольшим экскурсом. — А сейчас я исполню вам одну мелодию. Когда я сыграл ее одной женщине, она тутже согласилась стать моей... тещей. Правда, сей- час я опять холостой... Объявляя следующую композицию, Аргишти за- метил: «Небо ереванское черно, как волосы моей жены». А когда пришло время пьесы «Первый ереванский снег», музыкант признался, что всякий раз эта мелодия навевает совершенно раз- ные мысли и в зависимости от настроения становится историей то счастливой, то, напротив, неудавшейсялюб- ви. Завершился концерт бурей аплодисментов зрите- лей и выходом на бис. А не- задолго до начала выступле- ния Аргишти ответил на вопросы журналистов. — Как у вас возникло желание играть на дудуке, дализнатьармянскиекорни? —Дело в том, что я вырос не в Армении, а в Санкт- Петербурге. Я пианист по образованию, но когда ус- лышал дудук, ощутил себя армянином. Уже во взрос- лом возрасте стал учиться играть на нём. В Армении ещё остались самобытные музыканты, их советы, тех- ника мне интересны. Хочет- ся вернуть инструменту первозданное звучание. —Почему именно дудук стал музыкальным симво- лом Армении? Какие на- циональные качества он отражает? —У армян много нацио- нальных инструментов. Просто сейчас дудук стал знаменитым. Проведу па- раллель с балалайкой. Она задорная и одновременно сентиментальная, тем са- мым отражает душу русско- го человека. А Армения стоит на перекрёстке всех путей: торговых, военных. Народ всегда сильно страдал от завоевателей. Когда ар- мянин заявляет на публике про свою национальность, он в первую очередь хочет подчеркнуть, какой он не- счастный. Многовековая боль армянского народа на- шла отражение в музыке дудука. — Выступления отнима- ютмногосилиэнергииувас? — Мы с дудуком так до- говорились. Я играю, несу музыку людям, реклами- рую его, а он взамен являет- ся моим личным духовни- ком. Сложно объяснить… Когда я начинаю играть, он из меня словно психоанали- тик вытягивает: «Аргишти, у вас с мамой пропало взаи- мопонимание, давайте по- говорим об этом». И вот этот бесконечный психоанализ изматывает. — Говорят, что звуки дудука могут исцелять бо- лезни… — Пару раз у меня это случайно происходило. Од- нажды у одной девушки бо- лела голова, и я предложил ей: «Давай я поиграю, а ты подержись рукой за инстру- мент». И, поверьте, у неё прошла болезнь. — Для какой аудитории вам б ольше нравит с я играть? — Русские слушатели концентрируются на музы- ке, им неважно, чей это ин- струмент, они просто полу- чают удовольствие, слушая его. Мне это нравится. На- ших так дудуком не уди- вишь. А в Азербайджане, например, сразу начинают спорить: «Это наш инстру- мент, а не армянский». И пошло-поехало…Яевропеец по воспитанию, хочу играть любимую музыку, а не уча- ствовать в межнациональ- ных конфликтах. — Вам ближе классика или этническая музыка? — В этнической музыке более сильны эмоции. Если песня о любви—то она одно большое цельное чувство. А в классической музыке эмо- цииужепрепарированы: тут немножко, там немножко. Так что этника мне ближе. —Хотитепоэксперимен- тировать со звучанием? —Сегодня в поезде я слу- шал рок-группы «Killswitch Engage», «Slipknot», захоте- лось самому сделать что-то очень тяжёлое. Подставить вместо голосамелодиюдуду- ка. Это будет что-то удиви- тельное, новое, и мне при- дётся очень много порабо- тать, чтобы всё получилось. — Кто делает вам ин- струменты? — Сегодня в мире есть три лучших мастера, кото- рые делают настоящий ду- дук.Уостальных—подобие, сувениры. У знаменитого армянского музыканта и композитора Дживана Га- спаряна есть инструменты всех троих. Я работаю толь- ко с одним и пока доволен. — Пробовали писать музыку для кино? —Я написал саундтреки к трём дипломным работам молодых режиссёров. Одна была про афонскихмонахов, вторая—про Чечню, третья —история любви. Но это всё короткометражки.Надеюсь, что рано или поздно озвучу и полнометражный фильм. Сейчас в Америке снимают фильмпро события451 года, когдаперсынапалинаАрме- нию. Мне бы хотелось в нём поучаствовать, но боюсь, что Дживан Гаспарян меня опе- редит. — Что означает ваше имя? — Оно переводится со староармянского как «до- стойный любви». Так звали царя древнего государства Урарту на Армянском наго- рье, он заложил крепость Эребуни, от которой потом пошёл город Ереван. На са- мом деле сейчас Аргишти — не очень распространён- ное имя в Армении, пример- но как Ярослав в России. И. Неверов В старой оперетте пели удалые куплеты: «Разго- вор на эту тему портит нервную систему…» Сегодня тем, которые не портят нервную систему, раз-два и обчелся. О чем бы ни зашла речь, раздра- жаемся, пугаем и пугаем- ся, обижаемся, впадаем в депрессию. Фигурально выражаясь, на любой яблоне в нашем саду зреют яблоки раздора. Корруп- ция, Сталин, ЖКХ, депу- татская недвижимость за рубежом, запрет «голубо- го» агитпропа, телематер- щина — дальше, господа, можете нанизывать «бусины» на эту нитку сами. Н а грани истерики об- с ужд ают с я д аже вещи, на первый взгляд, безобидные,подразу- мевающие академическую взвешенность, поскольку они не угрожают нашему карману, здоровью, жизни. По какому учебнику учить детей истории? Что вклю- чить в «золотуюсотню»книг для обязательного чтения? Проходить Достоевского в школе или не проходить? Господи, да тысячи людей жили и живут припеваючи, путая Александра Невского с Александром Македон- скими не раскрывая ни «Об- ломова», ни «Бесов», ни «Мастера и Маргариту». Стоит ли сжигать нервные клетки еще и из-за этого? Как ни странно, многие считают—стоит, интуитив- но чувствуя: на кону цен- ности поважнее денег. Не- давно журналисты попыта- лись составить перечень со- чинений, определяющих русский культурный код. В списке, кстати, оказались не только наши писатели, но и Экзюпери, и Уайльд, и Ре- марк, и Гете, и Хемингуэй, что вполне справедливо. Мы народ отзывчивый, нам нужны и Толстой, и Шек- спир. Но, выбирая, мы бе- рем то, что насущней для русской души, для россий- ской жизни. Журнал так и объявил: вот книги, по кото- рым россияне отличают своих от чужих! А ежели русское и рос- сийское нынче под постоян- ным прицелом новых циви- лизаторов с их мечтой о компактной, неамбициоз- ной, перешедшей с кирил- лицы на латиницу и вообще без осадка растворенной в среднеевропейском безалко- гольном коктейле стране, приходится такому цивили- заторству сопротивляться. Оттого и горячимся. О чередной скандал в гуманитарных кругах эхом откликнулся в городах и весях. Случился он из-за интервью. Его дал малоизвестный широкой публике руководитель ко- миссии Общественной пала- тыпо сохранению историко- культурного наследия Па- вел Пожигайло. Давайте, предложил он, приведем к общему знаменателю толко- вания произведений на школьных уроках. А вдоба- вок усомнился в пользе ран- него знакомства с «Бесами» и назвал опасными для не- зрелых умов и неопытных душ «Портрет Дориана Грея» и даже роман «Мастер и Маргарита». Короче, сильно подста- вился. И схлопотал по пол- ной. И справа, и слева. Уни- фицированная трактовка классики? Да он, злодей, тоскует по тоталитарному единомыслию! Опасныекни- ги? Да это ж возвращение к цензуре! Костьми ляжем, а не допустим. Детки имеют право читать все.Хоть «Пор- трет», хоть маркиза де Сада. Кипит благородное либе- ральное негодование. Труд- но вообразить, из каких заоблачных высей взирают поборники свободы и на члена Общественной пала- ты, и на российские школы, учителей и детей. Может, спустись они чуток пониже, не стали бы кричать: «Не отнимайте у ребенка «Бе- сов»!»Потому как знали бы: дитятя просто ни за что не возьмет в руки шестисот- страничный, неподъемный во всех отношениях роман. О чем и напомнил лите- раторам и ученым их колле- га поэт Сергей Арутюнов, оказавшийся с Пожигайло в печальном меньшинстве. Между тем он, кроме того, что стихи сочиняет, еще и в школе преподает. Потому и свидетельствует со знанием дела: ввести подростка в не- вероятно сложный мир До- стоевского на уроках нере- ально. Педагогов, способ- ных на такой гераклов под- виг, отчаянно мало. Адетей, обладающих интеллекту- альными, духовными, эмо- циональными возможностя- ми понять великий роман, и того меньше. Куда перспек- тивнее заинтересовать «на старте» любителей «стреля- лок», чатов и американских боевиков «Белыми ночами» и«Беднымилюдьми».Нель- зя же подступаться к выс- шей математике, не усвоив счета и таблицы умноже- ния. Я бы к ранним повестям Федора Михайловича при- бавил и несколько статей из «Дневника писателя». Это отменная прелюдия к его романам. В принципе, и «Дневник», и публицистику других писателей прошлого сейчас надо читать в любом возрасте. Тамнемало надеж- ных старых рецептов от се- годняшних недугов. А то клюем на убогие теории типа: хватит печься о народе и стране, лучше хлопотать о собственном процветании, и верим — это неопровержи- мое божественное открове- ние. И не внемлем тому же Достоевскому, когда он, от- вергая навязываемый рос- сиянам индивидуализм и эгоизм, писал: «Способность быть гражданином — это и есть способность возносить себя до целого мнения стра- ны».Илииз своего девятнад- цатого века диагностировал тяжкую болезнь двадцать первого столетия: «Страст- ная жажда жизни и потеря высшего смысла жизни». Вот о чем бы говорить на уроках литературы. Тогда уж точно рано или поздно подросшие ученики и до «Бесов», и до «Идиота», и до «Карамазовых» доберутся! В сущности, пора заново решить: а зачем они нужны, уроки литера- туры? Чтобы нечитающие пацаны зазубрили с голоса про стиль, композицию, жанры, метафоры, ямбы и анапесты? Или все-таки по- любили книгу? И читали для удовольствия, с интере- сом, ради постижения того самого «высшего смысла». Вопросы эти возникли не вчера. Еще Маршак беспо- койно констатировал: учеб- ники литературы отталки- вают детей от классики. В начале семидесятых я свои- ми глазами прочитал в со- чиненииабитуриенталипец- кого института, что Онегин был разночинцем. А вузов- ская преподавательница то- скливо цитировала из друго- го экзаменационного опуса — по роману «Как закаля- лась сталь»: «Павлуша, я хотел бы подражать тебе!» И со вздохомкомментировала: человек подал документына филфак, а самстрадаеттакой глухотой, такой нечутко- стью к фальши. Да как мож- ноназыватьгерояОстровско- го, по-домашнему сюсюкая, — Павлушей? Корчагин — Павка, и только Павка. Ко- ротко, как выстрел, жестко, твердо, весело. Наверное, про композицию книги вы- пускник мог рассказать все. А дух и смысл ее для него были закрыты… Настоящая книга — не слова на бумаге. Как вспо- минал один известный лите- ратор, егомать, читая«Анну Каренину», признавалась: ей кажется, что Анна посе- лилась в их доме. Вот оно! Не образы Анны, Татьяны Ла- риной, Печорина, Расколь- никова, Базарова, а живые люди, которым сопережива- ют, которых любят, с кото- рыми плачут и смеются. Не пройдя эту фазу чтения, не станешь самозабвенным читателем. Не обольешься слезами над вымыслом, — считай, усилия школы пошли прахом. Об этом до- гадался когда-то учитель Ильин. Его объявили нова- тором. Он беседовал с детьми о книжных героях как ре- альных людях. Противники Ильина возмущались: онже игнорирует специфику сло- весного искусства! Апедагог не сомневался: детям важна жизнь, а не литературоведе- ние. Ямб не воспитывает. Музыка стиха пробивается к человеческому сердцу без всяких наукообразных объ- яснений. С ямбами разо- браться можно и потом — между делом, мимоходом. Главное — пусть начнут читать и думать — для души, а не для оценки. Н ынешней школе как раз Ильиных и недо- стает.Исредитех, что ведут уроки, и среди тех, кто составляет программы, одо- бряетинновациииреформы. Такие педагоги не будут от- пугивать подростков эпопея- ми. Но сумеют сделать так, чтобыонипусть позже, нони в коем случае не прошли мимо «Войны и мира», «Бе- сов», «Тихого Дона». Ведь русский культурный код без этихимногихдругихзамеча- тельных книг, действитель- но,можнонавсегдаутратить. Александр Дементьев Эту больницу я знаю не понаслышке. Не только потому, что не раз доводилось писать о районном лечебном заведении, что приютилось в живописном уголке поселка Ключ Жизни. Не раз лежал я когда-то с хворями в его отделениях. Остались в памяти чуткие и душевные врачи-профессионалы, хлопотливые и заботливые медсестры. В остальном же впечатления от пребывания в больнице были, мягко сказать, не самые лучшие. Особым благо- устройством она не отличалась. Тут и восьмиместные палаты, и известные «удобства» с видавшей виды и постоянно не работающей сантехникой, и казенная убогость антуража на фоне открывающихся взору пейза- жей из окон... Вот такой запомнилась мне райбольница. И когда года два тому назад я ус- лышал, что в планах му- ниципалитета кардиналь- но преобразить лечебное учреждение, создать здесь максимальный комфорт для пациентов, признаться, не очень-то поверил. Хотя бы потому, что только перма- нентным латанием дыр в данном случае не обойтись, а средства на капитальную реконструкцию нужны ахо- вые. Да и ей дело не ограни- чивается. В обновленные-то стены со старой материаль- ной и лечебно-диагностиче- ской базой не въедешь. Однако все разочарова- ния и сомнения в прошлом. Приехал в конце минувшей недели сюда и не узнал не- скончаемо ремонтируемую ЦРБ конца прошлого века. Воистину, новую жизнь обрела райбольница в по- селке Ключ Жизни. И все это благодаря федеральной программе модернизации медицины, в которой ак- тивно участвует Липецкая область. Побывавший здесь в кон- це минувшей недели за- меститель главы областной администрации Дмитрий Мочалов, сам по профессии врач и в прошлом руководи- тель лечебного учреждения, не преминул заметить: — С 78-го года я в меди- цине. Но таких вливаний в отрасль, как ныне, не пом- ню. Раньше УЗИ было не везде, а об эндоскопических операциях сельские врачи и мечтать не могли. А сегодня это — реальность. Есть все условия, чтобыи в селе здра- воохранение отвечало тре- бованиям XXI века, чтобы рослокачествомедицинской помощи. Его слова подтверждает на конкретных примерах главный врач ЦРБ Джамал Юзбеков: —Сегодня больница ока- зывает 78 видовмедпомощи. При этом за два года их количество увеличилось в два раза! А что касается финан- совых затрат на модерни- зацию, то они составили 35 миллионов рублей. И таких сумм здесь прежде тоже не знали. Капитально отремон- тированы хирургическое и реанимационное отделения с оснащениемихсовременным оборудованием, полностью СОБЫТИЕ | Елецкая районная больница прошла кардинальное « лечение » «Земский доктор» идет в глубинку СПОРТИВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ | « Энерком » сделал первый шаг к финалу Победа вместо забастовки Михаил Абрамов Липецкий «Энерком» одержал уверенную победу со счётом 5:2 над «Прогрес- сом» из Глазова в первом матче полуфинала первен- ства России по мини-фут- болу в высшей лиге. Ответный поединок пройдёт в Глазове в воскре- сенье, 14 апреля. Наши мини-футболисты не перестают удивлять. За- няв в регулярном чемпи- онате шестое место, в чет- вертьфинале онисокрушили финишировавший третьим новоуренгойский «Ямал- НУБК». А теперь уверенно победили и сильнейшую команду «регулярки», сде- лав тем самым весомую за- явку на попадание в финал. Аведь ещёнаканунематч находился под угрозой сры- ва. Ввиду многомесячных задержек с выплатой зара- ботной платы игроки «Энер- кома» грозили руководству клуба забастовкой. Ситуа- цию удалось разрешить в субботу, за сутки до игры. В ходе встречи с командойпре- зидент клуба Сергей Стрель- цов дал гарантиипогашения задолженностей в самое бли- жайшее время. Матч начался с атак го- стей, и уже на первой мину- те удар Дмитрия Будина с острого угла достиг цели — мяч рикошетом от дальней штанги влетел в сетку ворот Артёма Салахова. Однако постепенно хо- зяева площадки перехва- тили инициативу, и на 13-й минуте Александр Сивец реализовал выход один на один, красиво перебросив мяч в дальний угол. На 22-й минуте Денис Логунов уве- ренно реализовал 10-метро- выйштрафной удар, выведя липецкую команду вперёд — 2:1. Второй тайм начался с нарушения правил вштраф- ной площади липчан, но Артём Салахов в блестящем стиле парировал удар Алек- сея Богатых с 6-метровой отметки. А на 30-й минуте Миха- ил Сухарев промчался по левой бровке и прострелил вдоль ворот гостей: к мячу спешил Максим Истомин, однако игрок «Прогресса» Алексей Кравцов срезал мяч в сетку—3:1. Через две минуты после выверенного паса Станислава Цыганко- ва на рандеву с вратарём гостей выскочил Александр Сивец. Эффектно обработав мяч и не менее эффектно уложив голкипера на пол, 13-й номер липчан довёл счёт до 4:1. В оставшееся время «Прогресс»постоянно выпу- скал пятого полевого игрока вместо вратаря, моменты возникали с завидной ре- гулярностью то у одних, то у других ворот, но мяч в сетке побывал ещё только дважды. На 45-й минуте Виктор Сенатов ударом с метра за- вершил голевую комбина- цию гостей, а минуту спустя Сухарев восстановил статус- кво, послав мяч под голки- пером глазовчан, — 5:2. За две минуты до фи- нальной сирены «Энерком» получил численное преиму- щество: за вторую жёлтую карточку (нападение на вратаря) с площадки был удалён Богатых. Но счёт больше не изменился — 5:2 в пользу хозяев. В другом полуфинале «Тюмень-2» переиграла на своейплощадке «Алмаз-АЛ- РОСУ» из Мирного — 6:4. * * * На учебно-тренировоч- ной базе «Парус» состоялся товарищеский футбольный поединок между соперни- ками по зоне «Центр» вто- рого дивизиона первенства России. Липецкий «Метал- лург» обыграл гостейиз там- бовского «Спартака»—4:0. В первом тайме липчане реализовали два выхода один на один: отличились Сергей Чернышов и Дамир Садиков. Ещё один гол, забитый Михаилом Кости- ным, был отменён арбитром из-за нарушения правил. В конце тайма на поле вспыхнула массовая пота- совка: полузащитник «Ме- таллурга» Аркадий Акопян не выдержал грубости там- бовских футболистов, в оче- редной раз сбивших его с по- мощью нарушения правил с ног, и ринулся выяснять отношения. На помощь к Акопяну прибежал Черны- шов, а затем в «разборку» включились и остальные игроки обеих команд. В результате виновника- ми инцидента судьёй матча были признаны Акопян и Чернышов, увидевшиеперед собой красные карточки и досрочно покинувшие поле. Впрочем, поскольку поеди- нок носил товарищеский статус, главный тренер лип- чанСергейМашнинвосполь- зовался правом заменить удалённых футболистов. Вторая половина матча прошла в более спокойной обстановке. Третиймяч в во- рота спартаковцев забилЛев Королёв, который вышел на поле вместо Акопяна. А на 89-й минуте Кирилл Гоцук ударом головой установил окончательный результат — 4:0. * * * В минувшие выходные после зимнего перерыва возобновилось первенство «Черноземья» по футболу. Молодёжный состав ли- пецкого «Металлурга» при- нимал на загородной базе «Парус» дублёров курского «Авангарда» и уступил — 1:2. Счёт в первом тайме открыл курянин Сергей Вялых, а после перерыва АлександрАсташов сравнял результат. Однако заминуту дофинального свистка гости всё же вырвали победу — точный удар удался Алек- сандру Подоляку. А вот ФК «Елец» удачно съездил в Калугу, где пере- играл дублирующий состав местного клуба второго ди- визиона — 2:0. Судьба по- единка была решена уже в первом тайме: на 19-й минуте счёт открыл Виктор Копылов, а удвоил преиму- щество гостей на 28-й мину- те Александр Харин. преображена старая поли- клиника. А площади хирур- гического отделения увели- чены на целое крыло этажа. Но число коек при этом не изменилось.Зато—комфорт, о чем прежде приходилось лишь мечтать. И нет более восьмиместных палат. —От чего зависит успеш- ное лечение и выздоровле- ние больного? — рассказы- вает заведующий отделени- ем Александр Демиденко. — От кадров, от оборудова- ния и в немалой степени от условий, в которых он нахо- дится. Условияже эти после модернизации улучшились у нас на порядок. Да и с кадрами все в по- рядке. Работают здесь про- фессионалы высшей пробы. В год делают более полуты- сячи операций, в том числе высокотехнологичных. И лечат не только сельских ельчан, но и горожан, жи- телей других районов. А с марта этого года за ЦРБ за- креплен один «дежурный» день в неделе по оказанию экстренной хирургической помощи по Ельцу. Что же касается второй составляющей—оборудова- ния, то отделение в рамках той же программы модер- низации оснащено новыми операционными столами и прочей диагностической и лечебнойтехникой—тойже эндоскопической стойкой, позволяющей выполнять оперативные вмешательства на современном уровне. Причем после ремонта те- перь здесь две операционные — для плановых и экстрен- ных операций. В прошлом то время, когда ЦРБ остро нуждалась в «узких» специалистах: анестезиологе, наркологе, кардиологе, травматологе. Сейчас у больницы один из самыхвысокихпоЛипецкой области показателей обеспе- ченностиврачебнымикадра- ми, а в сравнении с другими ЦРБ— самый высокий. Все это — результат программы «Земский доктор» и усилий областной власти, направ- ленных на привлечение вра- чей в сельскую местность: желающие работать здесь получают субсидию в мил- лион рублейна обустройство своего житья-бытья. Благо- даря такой поддержке в ЦРБ пришло работать 11 специалистов различного врачебного профиля. На открытии модерни- зированной ЦРБ вместе с заместителем главы об- ласти Дмитрием Мочало- вым побывала начальник регионального управления здравоохранения Людмила Летникова, котораядалавы- сокую оценку развитию ме- дицинской помощи в Елец- ком районе. В свою очередь руководитель муниципали- тета Николай Савенков от имени всех ельчан выразил благодарность руководству региона за внимание к раз- витию сельской медицины, благодаря чему районная больница кардинально пре- образилась. Остается лишь добавить: сама местная власть в этом процессе не была сторонним наблюдателем. Строго и даже въедливо контроли- ровала ход ремонтно-строи- тельных работ. Но на то она и власть!.. Административ- ная клизма в случае чего у нее всегда наготове... ФОТО АЛЕКСАНДРА ДЕМЕНТЬЕВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz