Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 68/24446/5 АПРЕЛЯ 2013 3 Вас заинтересо - вала тема , под - нятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее про - должение ? Пред - лагаем высказать свою точку зре - ния и в письме в редакцию , и на сайте нашей газе - ты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? ФЕСТИВАЛЬ | В гостях у « Родничка » побывали сотни коллективов со всей страны Волшебная сила танца Сергей Малюков Три дня в областном Центре культуры и народного творчества продолжался танцевальный марафон. На V межрегиональный фестиваль детских хореографических коллективов «В гостях у «Родничка», организованный ОЦКНТ и управлением культуры и искусства Липецкой области, съехалось более 500 участников, представляв- ших 25 детских хореографических коллективов из Север- ной Осетии, Татарстана, Владимирской, Вологодской, Курской, Московской, Новосибирской, Белгородской, Рязанской, Липецкой областей, Краснодарского края. Царившая на фестивале атмосфера больше напоми- налапраздничныйкарнавал. В глазах рябило от раз- ноцветных костюмов. Вот мальчишки и девчонки, одетые сказочными зверуш- ками, рядом их ровесники с Кавказа в папахах и рубаш- ках с газырями, чуть по- одаль — танцоры в русских нарядах из льна и ситца. Не первый год гостепри- имные хозяева — образцо- вый ансамбль танца «Род- ничок» имени заслужен- ного работника культуры России Галины Шелякиной — приглашает в Липецк лучшие хореографические коллективы со всех угол- ков необъятной России. По традиции юные танцоры «Родничка» подготовили для гостей большую при- ветственную программу из танцев народов мира. Вдох- новившись танцевальной феерией, участники фести- валя приступили к конкурсу в нескольких творческих номинациях.Номеста ипри- зына этом празднике далеко не главное, гораздо важнее дружеское общение и обмен традициями национальных культур. Разве смогут наши гости забыть весёлые поезд- ки с концертами в Задонск, Тербуныи Становое, участие в творческих лабораториях и зажигательную дискотеку «Снова вместе!»? А открытый урок заслу- женного коллектива народ- ного творчества, ансамбля народного танца «Раздолье» имени Валерия Шелякина, стал для многих ребят насто- ящимпрофессиональнымма- стер-классом,приоткрывшим хореографические секреты. У с п е л и у ч а с т н и к и фестиваля побывать на интерактивной программе «Романовскаяигрушка в гос- тях у «Родничка» в Центре романовской игрушки, где попробовали свои силы в традиционных липецких промыслах: изготовлении текстильной куклы, леп- ке и росписи романовской игрушки. Все самые яркие номера сложились в разноцветный калейдоскопна гала-концер- те в большом зале ОЦКНТ. Здесь не было победителей и проигравших, в выигрыше остались все, кто хранит культуру танца и традиции своих народов. Ребята из села Хазни- дон Республики Северная Осетия-Алания победили в номинации «народный танец», блестяще исполнив осетинский традиционный танец симд. — Мы уже второй раз приезжаем в Липецк к «Родничку», — говорит руководитель детского об- разцового ансамбля на- родного танца «Хазнидон» Анатолий Гадзаонов. — Нравится, как тепло нас принимают. Все знают про кавказское гостеприим- ство, но в Липецке живут люди с не менее широкой душой. Здесь очень силь- ный состав участников и ав- торитетнейшее жюри. Есть возможность поучиться у других коллективов и в то же время себя показать. В таком свободном общении людей разных националь- ностей и рождается уваже- ние к нашим культурам, дружба между людьми. Девятиклассник Георгий Лагкуев из «Хазнидона» на- долго запомнит поездку. — У нас в Северной Осе- тии очень красиво, недаром название нашего села и ан- самбля переводится как «Зо- лотая вода», но и в Липецке тоже очень здорово, расска- жу всем своим друзьям про ваш город. В восторге от творческой атмосферы, царящей на фе- стивале, и Галина Руфанова, руководитель образцовой детской студиипри ансамбле народного танца «Северные зори» имени Валерия Ассов- ского из Череповца Вологод- ской области. — У вас в области власти много делают для возрожде- ния фольклорных традиций и создания условий для твор- чества,—говоритхореограф. —Мысудовольствиемвысту- пили с концертом в Тербунах и были искренне поражены красивым и уютным Двор- цом культуры и спортивным комплексом. У нас такие не то что в селе — не в каждом крупном городе увидишь. Когда руководство заботится о народе, это видно сразу. Через год юные танцо- ры со всей страны вновь приедут в Липецк уже с новыми номерами. Пред- седатель жюри, профессор Орловского государствен- ного института искусств и культуры, заслуженный работник культуры РФ Ни- колай Заикин и начальник управления культуры и ис- кусства Липецкой области Татьяна Горелова выразили общее мнение участников и гостей форума: — Фестиваль «В гостях у «Родничка» доказал, что достоин статуса «всероссий- ского». Не исключено, что он получит его уже в следу- ющем году. ПРЕМЬЕРА | В Липецком театре кукол подготовили спектакль к 60- летию области Нет нашей ярмарки краше Елена Панкрушина В Липецком государственном театре кукол состоялась премье- ра спектакля «Липецкая ярмар- ка», приуроченного к 60-летию области. Музыкальное сопрово- ждение картины основано на липецкой матане. Костюмы — точная копия нарядов уроженцев липецких сел. Куклы изготовле- ны по принципу тряпичного Петрушки, которым в старину веселили публику. А текст — на- стоящая сокровищница пословиц и поговорок липецкого края. Авторами пьесы, собравшими воедино местный фольклор, выступили Александр Пономарев и Элен Кораблина. Что быль, а что небыль — по русским присказкам порой трудно угадать. Одни нас веселят, другие — уму-разуму учат. Такое богат- ство — оно же народная мудрость, — накопленное веками, бережно хранится в архиве литературных кафедр Липецкого государствен- ного педагогического универси- тета и пополняется из года в год по итогам фольклорных практик. Именно сюда обратились авторы «Липецкой ярмарки» за матери- алом для пьесы. После изучения студенческих трудов основа была написана. На ее доработку ушло еще несколько месяцев. Пьеса была готова к постановке уже в 2012 году. Однако директор театра и режиссер спектакля Олег Пономарев решил приберечь ее до 2013-го — в качестве подарка юбилею области. Тем более что презент оказался и вправду ори- гинальным. — В нашем театре никогда не было постановок на основе мест- ного фольклора, — говорит Элен Кораблина. Ярмарка была выбрана главной темой как наиболее благодатная для использования частушек и поговорок. Действие спектакля происходит в Липецке, куда съез- жаютсяжители всех сел и деревень области. Главный герой спектакля — паренек Егорка. «У нас что на душе — то и на языке», — говорит он о себе и о своих земляках. По ходу спектакля зритель встретится с тербунским мужи- ком, беседующим с мудрой гово- рящей лошадью. «Энциклопедия на четырех копытах» повествует о достопримечательностях родной земли времен царской Руси и на- ших дней: о минеральных источ- никах, пушколитейных заводах, фонтанах, заповедниках — ста- рейшей Галичьей и современной Кудыкиной горе — и прочих объ- ектах гордости липчан. Будут сре- ди героев пьесы и мастера умелые — каменотесы из Новодубового, скорняки долгоруковские, — и купцыкаликинские, идаже робкая девушка из села Романово. Чем только не богата ярмарка: и товаром отменным, и весельем непременным. Недаром артисты (Сергей Русаненко и Екатерина Рязанцева), они же герои спекта- кля и кукловоды, в начале первого действия зазывают всех «ярмарку праздновать». Ведь это, по их сло- вам, «самый веселый обычай». Наведается сюда купить го- ловной убор на зиму и скупой не- мец, совершенно не понимающий русские прибаутки. В погоне за экономией приобретет оншапку не лисью, не соболью— а «на рыбьем меху, жабьем пуху». Будет и мед- ведь (какое гулянье в старинной Руси без косолапого!). Не обойдется и без романтической истории. Ведь это тоже ярмарочная традиция — «Приехали на ярмарку, а тут оно как-то на свадебку». Дляюных ценителей кукольно- го театра заготовленыинтерактив- ные игры. На этот раз ребятишки должны будут разгадать загадки старинные. И поскольку ответы на них для современных малышей диковинные, не возбраняется поль- зоваться подсказками родителей. В спектакле нет злодеев, нет опасностей— только радость и по- техи. Яркие костюмы, интересные декорации, украшенные гербами районов и поделками народных промыслов, задорная музыка и мягкие тряпичные куклы, которые так и хочется взять в руки и при- жать к себе, — все это придется по душе и взрослым, и детям. Тем, кто ценит народные сказки и кому интересна история родного края. Слово обозревателю Вольтметром совесть не измерить Елена Бредис Поборники «поголовного покаяния» требуют, как в фильме Тенгиза Абуладзе, сбросить с обрыва истории не только «труп» Сталина, но и всех предков, объяв- ляя их не менее виновными в массовых репрессиях и жертвах, чем вожди. Ведь молчали, послушно и слепо выполняли приказы, самой своей покорностью одобряя все мерзости и кошмары. В ельцинские годы ху- дожественный руко- водитель Липецкого академического театра дра- мы Владимир Пахомов ска- зал мне: «Мы все сломаемся на детях. Если наши дети станут голодать, то я буду ставить «Песнь о президен- те», а вы пойдете работать в «Правду Жириновского». Он был прав. Если создать для человека невыносимую ситуацию, вряд ли стоит ждать от него нравственных подвигов и щепетильности. Да, Ахматова писала пись- мо Сталину, начиная его обращением: «Глубокоува- жаемыйИосифВиссарионо- вич», но в этом письме она просила освободить сына. Так что, обвиним и Анну Андреевну? А заодно еще миллионы людей, элемен- тарно боявшихся за своих близких? Конечно, не дай Бог ни- комуиз нынеживущих стол- кнуться с тем, что выпало на долю дедов и прадедов. Не дай Бог встать перед выбором: чистая совесть или жизнь ребенка, жены, родителей. В этом случае шекспировский афоризм: «Все мы знаем, кто мы есть, но не знаем, кем бы могли быть» означает только одно: в нечеловеческих условиях только единицы, святые и страстотерпцы, в силах вести себя безупречно, по- человечески. Оставим, однако, в сторо- не экстремальные ситуации. И подумаем: что измени- лось в людях за минувшие почти восемьдесят лет ре- волюций, войн, репрессий, контрреволюций?Какой вы- бор делают они, даже когда им ничто не угрожает? Этим давно интересуются ученые. Американский психолог Стэнли Милгрэм, затевая в начале шестидесятых годов необычный эксперимент, хотел доказать: невероятная жестокость гитлеровцев объясняется отсутствием в Германииразвитойдемокра- тии и здорового индивидуа- лизма. Понятно, что сделать это он попытался на примере своих соотечественников. В эксперименте предус- матривались три роли: «экс- периментатора», «учителя» и«ученика». Собственно, ис- пытуемым был только «учи- тель». Ему объясняли, что намерены изучить влияние наказания на способность запоминать. Он должен был давать задания ученику, а услышав неправильный ответ, включать генератор тока. «Ученик» находился в соседней комнате, якобы опутанный проводами. С каждым разом силу уда- ра тока полагалось увели- чивать — от пятнадцати вольт дойти до четырехсот пятидесяти. В то же время «учитель» знал: в любой момент он может отказаться продолжать эксперимент, ничем не рискуя. Каковоже было потрясение Милгрэма, когда выяснилось: шесть- десят пять процентов испы- туемых дошли до отметки в четыреста пятьдесят вольт! Да, они переживали сильнейший стресс, пото- му что за стеной «ученик» изображал страшные муки и истошно кричал. Но по настоянию «эксперимента- тора» все равно увеличивали силу тока. Что заставляло их делать это? Белый ха- лат «экспериментатора», символизирующий профес- сионализм и компетент- ность, которыми сами они не обладают? Привычка подчиняться власти?Неспо- собность к самостоятельным решениям? Кстати. Мил- грэм проводил исследование сперва среди студентов пре- стижногоЙельского универ- ситета, а потом еще в разных штатах. И вынес вердикт: «Если бы в США были соз- даны такие же концлагеря, как те, что существовали в нацистской Германии, в любом американском городе средней величины нашлось бы достаточно людей для работы в них». Такой же эксперимент был устроен и в две тысячи восьмомгоду.Испытуемыми были мужчины и женщины от двадцати до восьмидеся- ти лет, разных профессий, разных вероисповеданий, из разных социальных групп. Итог тот же: семьдесят про- центов дошли до последней отметки. Получается, че- ловек не меняется? На его поведение не влияют ни вос- питание, ни образование, ни уровень интеллекта? П роще всего, конеч- но, списать все на из- начально порочную природу человека, сослаться на маркиза де Сада, которо- го на Западе считают клас- сиком и рекомендуют из- учать в школах. Но давайте вспомним принцип «бытие определяет сознание» и по- смотрим, какое же сознание определяет «капиталистиче- ское бытие». На протяже- ниимногих поколений люди усваивают: есть «хозяин», и он в любой момент может тебя уволить. Не затрудня- ясь объяснениями. Просто скажет: «Фирма больше в ва- ших услугах не нуждается». И все. А на улице — очередь безработных, что по зако- нам рыночной экономики и свободнойконкуренциипра- вильно, нормально. Многие ли станут в такой ситуации перечить боссу? Вообще разговоры о ли- берально-демократических свободах во многом блеф. За- падное общество настолько жестко регламентировано, что для свободы совести ме- ста не остается. Запомнился американский фильм о вра- чах, где вся интрига крути- лась вокруг медицинских страховок. Поразил финал: возле больницы падает с велосипеда иполучает тяже- луютравмумальчик. Кнему на помощь бросается моло- дой доктор (этакий идеаль- ный герой-нонконформист), а из окна главный врач кри- чит: «Сначала узнай, есть ли у него страховка!» По фильму совершенно ясно: главный герой оди- нок, из американского обще- ства он «выпадает». На его месте большинство врачей помощь пострадавшему, у которого нет страховки, оказывать не станут. Да и будущее доктора-альтруи- ста туманно: руководство больницынаверняка от него избавится. Вы тут не усматрива- ете никаких параллелей с поведением участников эксперимента? Я буду про- должать увеличивать силу тока, потому что мне ска- зали: так надо, таковы пра- вила. А поскольку не я эти правила устанавливал, то и не мне их нарушать. Да, господа, это и есть право- вое общество, где граждане действуют только так, как им предписано извне, не сообразуясь с собственной совестью, не позволяя заду- мываться о нравственности. Я уже слышу гул возра- жений: а в советские тридцатые годы мало было людей, которые по доброй воле с готовностью строчили доносы? Да, не- мало. Но разве кто-нибудь называл тот режим либе- рально-демократическим? Если копнуть еще глуб- же, то мы с вами наткнемся на клад. Я имею в виду клад денежный. Потому что в рыночной системе, где ни копни, все равно в деньги упрешься. Они определя- ют твою «кастовую» при- надлежность, помогают добраться до «респекта- бельных кругов» тебе, по- зволяют твоим детям стать в этих кругах своими. А если на карту под названием «деньги» поставлено так много, то нужно ли риско- вать, лезть на рожон, демон- стрируя самостоятельность поведения, мучиться мыс- лями о морали? Это ника- ких дивидендов не сулит. Такое вот бытие и такое со- знание. Одно тревожит: что может произойти с нашим сознанием, если у нас про- должится культивирование так называемого западного образа жизни? ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ВЕРНИСАЖ | В художественном музее открылась выставка Сергея Гавриляченко Певец казачьей вольницы Сергей Иванов —Не люблю персональные выставки, жутко неудобно быть в центре внимания, — признается народный художник России Сергей Гавриляченко. —На общей можно спрятаться за колоннами, выглянешь, вроде бы висят твои карти- ны, ну, значит, порядок, а на «персоналке» отвертеть- ся не получится. Но когда меня позвали в Липецк, я просто не мог отказаться от такого шикарного выста- вочного пространства в старинном особняке. В областном художе- ственном музее в Доме Губи- на выпускник Московского художественного академи- ческого института им. В.И. Сурикова, профессор, се- кретарь Союза художников России представил свою экс- позицию «Во имя русского размаха, во славу легендар- ных лет…». Главная её тема — история казачества. Сергей Гавриляченко родился в городе Шахты Ростовской области недале- ко от Дона, однако, по его словам, в юности «болел авангардом», а традициями и ратными подвигами рус- ского воинского сословия всерьез увлекся уже учась в Москве в конце семиде- сятых. С тех пор казачья тема стала стержневой в его творчестве. Художник в своих полотнах планомерно исследует архетип донской вольницы, изображая мир, где превыше всего ценились воля, удаль, доблесть и от- вага. Посетивший выставку зритель словно проходит через все главные этапы в жизни казака. Вот трёхлет- ний ребёнок проходит обряд инициации в воины — «По- стриги», повзрослевший казак уходит на войну — «Проводы», бесстрашно сра- жаетсяс врагами—«Атака», восстанавливает силы после жестоких схваток — «Марс отдыхает», наслаждается за- воеваннымиплодамипобеды в компаниифранцузской ко- кетки — «Парижский мир» и, наконец, рано или поздно с достоинством уходит в мир иной — «Харон». Картиныказачьего быта, красивейшая природа Дона, масштабные батальные сце- ны — всему этому тоже на- шлось место в экспозиции. — Казачество — это огромный пласт русской истории. К сожалению, мы стали забывать его подвиги в Отечественной войне 1812 года, на Кавказе, во время Первой мировой, — говорит мастер. — Хочется, чтобы память об этом продолжала жить в народе. Казаки умели воевать, быть беспощадными к врагам на поле брани, но в них никогда не было нена- висти к другим народам. В жены казаки бралиженщин самых разных национально- стей. Ребёнок сызмальства слышал от матери, кроме русского, еще и другойязык, учился понимать, договари- ваться и уживаться с самы- ми разными людьми, ни о каких этнических чистках и тактике выжженной земли на покоренных территориях не было и речи. Казачьи традиции, песни, преда- ния постоянно вдохновляют меня на новые сюжеты. Так, старая песня Туроверова про боевого коня стала основой для целой серии картин о прощании с родными всад- ника, уходящего в вечность. Перед открытием выстав- ки состоялась творческая встреча с художником пред- ставителейлипецкогоказаче- ства, кадетов, учащихся дет- ских художественных школ. —Как добиться живости картин? — поинтересовался уСергеяГавриляченкоюный живописец. — У меня до сих пор с этимпроблема,— признался с улыбкой мастер. —Людям нравятся светлые, легкие тона полотен. Это как в му- зыке — Моцарт звучит до- ступнее Мусоргского. Мне же ближе мрачные, темные цвета. Иногда запережива- ешь по этому поводу, а потом посмотришь работывеликих голландцев — те тоже писа- ли в не самых жизнерадост- ныхкрасках—иуспокоишь- ся.Укаждого—свое видение мира. В юности я думал, что если в день не сделал мини- мумтриакварели, онпрошел зря. Сейчас, напротив, если делаю в год три работы, то считаю, что очень много по- трудился. Главное — найти себя, свой стиль. Профессор «суриковки» поделился с ребятами и сво- ими творческими секретами. — Главное, — хорошо выспаться перед работой. Я —ночнойчеловек, предпочи- таюприходить в мастерскую ближе к вечеру. Ещё одно непременное условие — за- пастись сладостями,шокола- дом и мармеладом. Выставка «Во имя рус- ского размаха, во славу ле- гендарных лет…» продлится в художественном музее до 23 апреля. ФОТО ЕЛЕНЫ ПАНКРУШИНОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz