Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Но с усиленным насаждением западного индивидуализма на- чался сломнациональногокода. Боюсь, это только начало. — А что, может быть еще хуже? —Хуже будет, когда эти ре- бята вырастут. Об одномпоказа- тельном случае мне рассказала мама. Она случайно обратила внимание на то, как несколько подростков смотрят по мобиль- ному телефону видео. При- гляделась — и, потрясенная, бросилась к реке. Оказывается, трое одиннадцатилетних маль- чишек наблюдали, как тонет их девятилетний приятель. Да еще снимали это на сотовый. Слава Богу, мама успела добежать и помочь мальчику. Но какими вырастут эти юные любители видеосъемки? Большой вопрос. —Каквыобъясните патоло- гическое желание непременно снимать на мобильник всякие жуткие события? —Если быподобные ролики не пользовались популярно- стью в Интернете, вряд ли бы родилось такое повальное ув- лечение. Под каждым роликом указывается количество про- смотров, вот и идет своего рода соревнование: кто кого «пере- плюнет», поскольку степень интереса к снятому — как бы личный рейтинг автора ролика, показатель его «выдающейся индивидуальности». —Ну да, сейчас же во главу угла ставятся успешность и ли- дерство. Какими средствами, во имя чего, — дело десятое. — По-моему, Эриксон пи- сал: детей не надо воспитывать успешными, их надо воспиты- вать счастливыми. А установ- ка на лидерство тоже, как ни странно, стимулирует, разви- ваетжестокость. Имкто-нибудь объяснил, что успешность—это когда ты становишься про- фессионалом своего дела? Нет. Им твердят другое: успешен тот, у кого больше денег, у кого выше пост или крупнее фирма. А подросток-то хочет быть ли- дером уже сегодня, сейчас. Но с помощью чего проще всего доминировать в таком возрас- те? Прежде всего, действуя жестоко. Если же у самого не хватает силенок и наглости, то можно постоять в сторонке и поснимать. А потом выложить в Интернет и пожинать лавры. Глядишь, такипрославишься… —Вот это для меня тоже не- понятныймомент. Вы говорите —подростки... Да ведь и вполне взрослые люди, оказавшись свидетелями автокатастрофы, хватаются за камеру вместо того, чтобы вызвать «скорую», хоть как-то помочь пострадав- шим... — А «прославиться» важ- нее, чем реально помочь. Ведь эти любительские съемки ак- тивно провоцируются тем же телевидением, оно охотно и все чаще демонстрирует такие ролики. На телеканале «Перец» призыв уже придумали: «Из телефона — в телевизор!». И опять-таки тут особая подо- плека: успешность нынче стала синонимом популярности. А кто популярен? Звезды шоу- бизнеса, телеведущие, шоуме- ныи прочие лица, мелькающие на «голубом экране». Значит, и самим необходимо любым образом «засветиться» на этом экране или, на худой конец, в Интернете. — Люди перестали сочув- ствовать и сострадать друг другу? — Уровень эмпатии, то есть осознанного сопереживания другому человеку, заметно снизился. Помню, моя пятилет- няя дочь со слезами на глазах бросилась к мальчишкам, ко- торые ломали деревце: «Пере- станьте, ему же больно!» И услышала в ответ: «Дура, оно же неживое». Понимаете, это уже специфическое восприятие мира, в которомживому, тепло- му, чувствующему остается все меньше места. Дерево — нежи- вое, муравей—козявка, кошка или собака сострадания тоже не вызывают — над ними можно издеваться, а потом хвалиться в Интернете, кто издевался изощреннее. И вы думаете, что эти мучители четвероногих будут сострадать людям? Тем более, посторонним или мало- знакомым... — И все-таки в голове не укладывается, как можно дой- ти до такого цинизма, чтобы тиражировать любительские ролики со сценами насилия, а потом продавать их… —Но если успешность—это не только популярность, но еще и большие деньги, то неважно, каким способом ты их добу- дешь. Недостойным, непоря- дочным, нечестным? А многие ли так уж задумываются, что означают эти понятия? И мно- гие ли объясняют это детям? А в ответ на упреки в неразбор- чивости вам с удовольствием процитируют, что в основе лю- бого большого капитала лежит преступление. Это они усвоили. Каки то, что при большомкапи- тале ответственность наступает далеко не всегда. — Кстати, об ответствен- ности. В Италии законодатель- но запретили выкладывать в Интернет ролики со сценами насилия. Нарушителя ожидает лишение свободы сроком на пять лет или штраф в размере семидесяти пяти тысяч евро. Вам не кажется, что и нашему государству пора вмешаться в ситуацию и, опираясь на уго- ловное право, проявить волю? — Эпидемию видеонаси- лия это, возможно, приоста- новит, но проблемы не решит. Проблема-то глубже. Дети не чувствуют боли другого. У них атрофировалась та часть души, которая способна сострадать. И тут не стоит говорить о какой- то изначальной социальной ущербности техже подростков. Потому что и избивают, и сни- мают зачастую дети из вполне благополучных — по крайней мере, материально — семей. Те же дети спокойно снимают пожары или автокатастрофы, даже не думая бросаться на помощь. — Создается впечатление, что формируется поколение наблюдателей, которым ин- тересно только фиксировать жизнь, проходящую рядом, а не участвовать в ней. По-моему, одна из причин заключается в том, что в советское время была установка на активную жизненную позицию, а теперь —на лидерство. Вот и выходит, что современный человек за- циклен исключительно на себе, любимом. А все, что не связано лично с ним, воспринимает как мелькающие на телеэкране кадры. —Для активнойжизненной позиции требуется целый ком- плекс качеств. Прежде всего — душевная невозможность пройти мимо беды, страдания или несправедливости. А это в ребенке надо терпеливо, каж- додневно закладывать. Вот не- давний случай. Гуляю и вижу: несколько ребят лет семи-де- сяти раскачивают на качелях девочку. Раскачали настолько сильно, что она испугалась, плачет, умоляет прекратить. Но те с хохотом продолжают свое. На помощь девчушке бросились только я икакой-то мужчина. А рядом, представьте, стояли ро- дители этихдетейиравнодушно поглядывали. Выжене думаете, что эти дети не вырастут душев- но «глухими»? —Мы пришли с вами к про- блеме семейного воспитания, какой бы банальной она ни казалась… — Банально — не означа- ет неверно. Большинство ро- дителей заняты добыванием денег или карьерным ростом. А остальная жизнь сосредота- чивается, опять же, в экране телевизора. Они, рожденные в СССР, сегодня сами нередко безразличные наблюдатели. Это можно объяснить усталостью, отсутствиемвремени.Но нельзя оправдать. Потому что на них смотрят дети. Посторонние наблюдатели Почему видеокамера смакует равнодушие и жестокость РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ № 66-67/24444-24445/ 4 АПРЕЛЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 ЕЛЕНА БРЕДИС Недавно по телевиде- нию показали пожар в жилом доме. Народ из подъезда, понятно, вы- сыпал на улицу, спасая себя. При этом все знали: в горящей квартире—ин- валид, сам он не сможет выбраться из пламени и дыма. Однако попытаться что-либо предпринять ни- кто не спешил. Впрочем, не совсем так: некоторые с энтузиазмом снимали пожар на видеокамеру мобильного телефона. Не- известно, чем бы дело закончилось, если бы не проходивший мимо па- рень. Он непостижимым образом взлетел по стене на третий этаж и еще до приезда пожарных выта- щил инвалида на балкон. Тема, конечно, не новая. Интернет пестрит роликами, за- печатлевшими трагические ЧП или чьи-то жестокие выходки. Девочки зверскиизбивают одно- классницу. Ученики глумятся над пожилой учительницей физкультуры. Огромное коли- чество просмотров этих роликов даже не шокирует, а повергает в ужас. Что же с нами творит- ся? Неужели так повлияла на людей техническая новинка — видеокамера в сотовом? Или есть более глубокие и серьезные причины столь и странного, и страшного явления? Об этом я спросила липецкого психоана- литика Екатерину АНТОНОВУ. — Пусть первая моя мысль покажется банальной, но я ее озвучу: жестокость, перепол- нившая телеканалы и компью- терные игры, оказывает очень сильное влияние на детей и под- ростков. Видя всё это с детства на экранах и мониторах, они привыкают и перестают эмоци- онально реагировать. Для них и насилие, и несчастья вроде как не всерьез, как бы понарошку. Более того: сегодня зачастую жестоким может оказаться и главный положительный герой сериала или боевика. Да, он жесток по отношению к врагам, плохимперсонажам. Но камера- то фиксирует и смакует эту жестокость, как бы предлагая брать с него пример. А уж при- думать себе врагов подростку ничего не стоит. — Заметьте: в советское время положительный герой категорически не мог быть без- жалостным. Даже к врагам. Считалось, что его морально- нравственные принципы не допускают этого… —Но тогда идеология, пусть и принудительная, формирова- ла такой облик персонажей, с которыми публика себя иденти- фицировала.Асейчасидеологии как бы и нет — ее место заняли интересы, причем эгоистиче- ские. Никто ни за кого не отвеча- ет, никто никому ничего не дол- жен. Главное — личный успех. Но о каком объединении нации можно тогда говорить? Чем прикажете ее объединять? Ведь бессознательное есть не только у человека, а и у целого народа. Когда-то для бессознательного нашего народа были характер- ны и соборность, и общинность. Жестокость, переполнившая телеканалы и компьютерные игры, оказывает сильное влияние на детей и подростков. “ Уровень эмпатии, то есть осознанного сопереживания другому человеку, сейчас заметно снизился. “ ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz