Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
№ 66-67/24444-24445/ 4 АПРЕЛЯ 2013 ПЕРЕКЛЮЧАЯ КАНАЛЫ с Исааком Розенфельдом Служенье муз Секреты хорошего кино Известный телеведущий, режиссер, сценарист и продюсер Алексей Пиманов поделился творческими замыслами ЕКАТЕРИНА ГОНЧАРОВА Алексей Пиманов — герой своего времени. Ему есть, что сказать лю- дям, и он говорит — по- средством фильмов и те- лепередач, над которыми работает как сценарист, режиссер и продюсер. Это он снял исторические сериалы «Александровский сад», «Охота на Берию», «Жу- ков». Он создает и сам ведет программу«Человекизакон»на Первом канале, а его кинохол- динг«ПимановФильм»снимает для «первой кнопки» страны ещеоколодесятипередач, среди которых — такие популярные, как «Кумиры», «Здоровье», «Армейский магазин»… — Алексей Викторович, расскажите о проектах, над которымивысейчасработаете? — Это фильм про знамени- тую укротительницу тигров Маргариту Назарову, которая блестяще сыграла в известном советском фильме «Полосатый рейс».Еежизньбылаполнауди- вительныхсобытий.Исценарий получился, поверьте мне, — на «вынос мозга»! — Чем еще готовитесь уди- вить российского зрителя? — Вместе с командой кол- лег я работаю над сценарием фильма о генерал-лейтенанте НиколаеВласике—начальнике охраны Иосифа Виссарионови- ча Сталина. Взялись за работу для того, чтобы показать, че- рез какие испытания пришлось пройти этому человеку. Он по- знал как самые «верхи», так и «низы»:25летпреданнослужил вождю народов, а в итоге был предан и посажен в тюрьму. В этом смысле Николай Власик —человек героической, но вме- сте с тем и трагической судьбы, которая достойна того, чтобы о ней узнал зритель. — Алексей Викторович, откройте секрет: в чем залог успешного фильма? — Есть три всем известных критерия любого хорошего кино. Первый — это сценарий. Второй — сценарий. И третий — сценарий. Казалось бы, куда проще.Однаконаделевсене так просто. Работа над сценарием к фильму «Жуков» заняла три года. В ней участвовали три че- ловека: с первым мы собирали материал, со вторым — писали сценарий и только с третьим, ВиталиемМоскаленко, благопо- лучно завершилиработу. Сегод- нямневрукивсечащепопадают сценарии, в которых первое событие появляется только на шестой, а то и на восьмой стра- нице. В таких случаях я обычно говорюсценаристам: «Возьмите в руки книгу «Три мушкетера» Александра Дюма и прочтите первую фразу этого великого романа». Первые строки звучат примерно так: «25 апреля 1625 года в городеМента былперепо- лох…».Ключевоеслово—«пере- полох», которое вас интригует с первых же страниц романа. —А какой из ваших сцена- риев вам особенно дорог? — Сценарий к фильму «ОвечкаДоллибыла злаяирано умерла».Планируюприступить к съемкамкартиныуже в июле. — Кого из актеров пригла- сите в свой фильм? — Пока секрет. Но открою маленькуютайну:вэтомфильме планируется использовать мно- го пластического грима, потому как одному и тому же артисту предстоит сыграть персонажа в разные периоды жизни — с 22 до 45 лет. —Наверняка, как у любого режиссера, у вас есть любим- чики среди артистов. Можете назвать их имена? — В первую очередь это те артисты, с которыми я уже ра- ботал: СашаБалуев, ЛенаЯков- лева, Оля Погодина, Ксюша Кузнецова,АняБанщикова...Я ихвсехлюблюодинаково.Ноне со всеми актерами, с которыми я когда-то работал, у меня есть возможность сотрудничать и сегодня. Например, с Димой Жулиным...Онсыгралглавную роль во всехтрех моихфильмах цикла «Александровский сад» — Алексея Казарина. Дима олицетворял на экране образ настоящего героя—этакого ин- теллигентного парня, который мог и «пальто подать и в морду дать». Очень одаренный артист! Несколько лет назад, на пике своей карьеры, Дима оставил профессию и ушел послушни- ком в монастырь. —Чтовпервуюочередь тре- буете от актеров как режиссер? —Все, кто работает со мной, знают: актера я вовлекаю в работу над фильмом задолго до начала съемок. Для нас обо- их важно настроиться на одну волну.Первыйсовет, которыйя даювсемначинающимрежиссе- рам: пройти «застольный пери- од» — говоря иначе, разобрать сценарий «от и до». Сначала самому, а потом — с актерами. Как удачный пример могу при- вести фильм «Мужчина в моей голове», в котором главную женскую роль исполнила Ольга Погодина. — Расскажите, что было особенногоприработенадним? — На первый взгляд этот фильмможетпоказатьсялегкой новогодней историей. Но мало кто знает, каким трудом далась Ольге эта роль. Ей предстояло сыграть героиню, в голове ко- торой «заговорил» мужчина. Она готовилась к съемкам ров- но год. И я готовился вместе с ней. Перед началом работы дал наставление: «Мы снимаем не новогоднюю сказку, а кино про женскую судьбу и психоло- гию. Каждая женщина носит маску:днемонаодна,адома,под пледом — другая, настоящая!» Я поставил перед Ольгой очень непростую задачу: стать такой, как «под пледом»—то есть, на- стоящей, без страха за то, что в любой момент кто-то может ее обидеть.Первые два съемочных дня выдались непростыми, но потом ей удалось вжиться в образ, и мы благополучно сня- ли фильм. На мой взгляд, он удался. — А хороший режиссер — это кто? — Тот, у которого есть ре- жиссерскийталант.Могусвами поделиться своим наблюдени- ем: 90 процентов режиссеров работать не умеют как раз по причине отсутствия таланта. Когдамне говорят о ком-то: «Он хороший режиссер, заканчи- вал такой-то институт…» — я останавливаю: «Покажите мне, что он снял!» В кино, как и в журналистике, научитьхорошо сниматьилиписатьнельзя.Ведь Достоевского иПушкина никто не учил писать, литературного института никто из них не за- канчивал. — То есть, вся надежда на Божий дар? —Безусловно! Акнемупри- бавьте кругозор, чувство дра- матургии, которое в равной степени,какичувствомонтажа, привитьневозможно.Кто-товсе это чувствует, а кому-то просто не дано. — Алексей Викторович, а каким вы представляете рос- сийского зрителя, для которого снимаете свои фильмы и про- граммы? —Сегодняшнийроссийский зритель — очень требователь- ныйиизбалованный.Ониздале- кавидитоткровеннуюхалтуруи в любой момент может выклю- чить телевизор. Как известно, зритель голосует пультом. И когда твой фильм собрал хоро- ший рейтинг — это большая удача и радость. ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ «Оставь мне судьба только частнуюжизнь и забери у меня жизнь сценическую, мне будет скучно, неинте- ресно, а может быть, и не нужно жить». Эти слова написаны на бумаге, напечатаны в книге мемуаров. Но я слышу, как они произносятся, уга- дываю тембр голоса, темперамент, бесстрашную рас- пахнутость души, вижу характерный острый прищур автора — актера Михаила Ульянова. Надо было выбирать: по «Культуре» — передача Сергея Соловьева об Ульянове, по другому каналу — свежий, с пылу с жару, наверняка полный тайн и разоблачений фильм о Березовском. Два колоритных современника. Оба не представляли себя на обочине, без дела, которое считали своим. Для Ульянова не играть на сцене, не сниматься в кино — прозябание, лучше умереть. Для Березовского лондонская эмигра- ция без надежды вернуться в Россию на белом коне и вновь передвигать здесь людей во власти, как фигуры нашахматной доске,—тошное, тоскливое доживание. Так какой же канал предпочесть? — А что тебе этот Березовский, — вдруг сказала жена. — Ну, великий грешник, оказавшийся у раз- битого корыта. Правда, его «корыта» нам с тобой, наверное, хватило бы безбедно жить до ста лет. Но не ему. Почему он должен тебя или меня интересовать? Только потому что умер? Яне смог ей ответить. Любопытно, а что быответили на этот простой вопрос хозяева телеканалов, где теперь долго еще будут мусолить историюБорисаАбрамовича, обсуждать, осуждать и тем не менее незаметно превра- щать его в романтического, демонического, но притяга- тельного героя. Ровно тоже самое делали несколькими неделями раньше с дедом Хасаном. Как будто смерть автоматически реабилитирует любого криминального авторитета или политического авантюриста. Что осталось после этих персонажей? Общак? Особ- няк? Злость, ненависть, чья-то кровь, чьи-то слезы? С какой стати недобрая их память сразу заслоняет все иное, захватывает эфир и первые полосы газет? В общем, я из принципа решил смотреть передачу «Ми- хаил Ульянов — русский мужик». Соловьев повернул разговорнеожиданно. Он сказал, что и в советском, и в постсоветском кино много пре- красных актеров, но страшный дефицит настоящих мужчин, а вернее—мужиков. Емуизвестнылишь двое: Ульянов иСергейШакуров. Это он, конечно, поскупил- ся. А несправедливо забытый Евгений Урбанский? А другой Евгений—Матвеев, с бешеным темпераментом сыгравший Нагульнова в «Поднятой целине»? А Ни- кита Михалков — как ни относись к его «мигалкам», винодельческому бизнесу, самопиару, но ведь тоже мужик, несмотря на дворянские кровя? А, наконец, Шукшин? Но по существу Соловьев прав. Муж- ское начало на наших экранах слабовато. Теперь особенно. Про- ходитчередакаких-то смазливых, иногда накачанных, как Стивен Сигал, исполнителей, но о них впору вздохнуть, как Нонна Мор- дюкова из «Простой истории»: хорошие вы, ребята, а не орлы. Даже Маковецкий или Хабен- ский, Пореченков или Безруков —не орлы. Может, это отражение реальности, где неломающийся, негнущийся, верный долгу, женщине, семье, Родине герой встречается не- часто, прямо хоть в Красную книгу заноси? Ульянов, действительно, был уникален. Он похо- дил на маршалаЖукова (не внешне, а по сути) больше самого Жукова. А его Егор Трубников, загонявший, стиснув зубы, в «хорошуюжизнь» вконец обнищавших односельчан, заставляя их вкалывать по четырнадцать часов в день, кому-то представлялсяжестокимдиктато- ром, а у кого-то вызывал восхищение. Что прикажете делать, спрашивали они, на Руси нужен честный, справедливый, одержимый идеей «светлого будущего» вождь, пусть даже речь идет не обо всей державе, а об одном-единственном колхозе. По-моему, сегодня к этому склоняется даже Сергей Соловьев. Вероятно, он, лидер кинобунтарей девя- ностых, в чем-то заметно переменился. Теперь бы он скорее всего не стал устраивать богемную актерскую тусовку, чьи участники должныпроходить в зал, топча подошвами расстеленный у входа портрет Брежнева. Повествуя об Ульянове, он без иронии, нейтрально вспоминает самые советские ролиактераиегоисключи- тельное положение в тогдашнемкинокакГерояСоцтру- да, лауреата, депутата и т.д. Официальное признание творца больше не пятнает его биографию, не ставит его автоматически ниже диссидентствовавших, гонимых, запретных собратьев по искусству. Служение наверняка входило в кодекс мужского поведения Ульянова. И как-то трудно во- образить, чтобы он появился в рекламном ролике, расписы- вая достоинства шампуня или стирального порошка подобно вполне талантливым актерам иного поколения. Он знал цену популярности, а точнее, любви народной и не разменивал ее на легкие деньги от рекламы, шоу- бизнеса ихалтурных сериалов, не спекулировал славой. Служенье муз не терпит суеты. И он не был ни суетлив, ни суетен. Вы полагаете, ему не было в том нужды? Но денег много не бывает. Вон явно не бедствующий Питер Броснан с его «чайным» роли- ком (помните: смахивающий на Рейгана джентльмен отпивает глоток и довольно произносит: «Сплендид»?) и до российских телеящиков добрался. АБрюс Уиллис прямо-таки породнился с банком «Траст». Отшумят сенсации, вызванные смертью Березов- ского. И он навсегда уйдет из кадра, из памяти, как ушел из жизни. А об Ульянове не забудут еще много лет. И будут вспоминать не только по юбилейным датам, а всякий раз, когда зритель почувствует укол в сердце, следя за трагическими поворотами в жизни местечкового извозчика Тевье-Молочника, бунтом Егора Булычева или святой местью подонкам «воро- шиловского стрелка». ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 Алексей Пиманов на церемонии вручения премии «Золотой орел- 2013» с наградой за многосерийный фильм «Жуков». ФОТО ИА «СТОЛИЦА» Мужское начало на наших экранах слабовато. Теперь особенно. Проходит череда каких-то смазливых, иногда накачанных, как Стивен Сигал, исполнителей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz