Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
Ф инансовый вестник Выпуск подготовили Сергей Кибальниченко и Анастасия Карташова СУББОТА , 30 МАРТА 2013 № 63 (24441) 4 ЛИПЕЦКАЯ газета По новым правилам Владимир Зайцев, начальник управления по размещению госзаказа Липецкой области —С момента вступления в силу 94-го федерального закона «О размещении за- казов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» прошло уже более пяти лет. Втечение этого временив до- кумент постоянно вносились изменения. Поправки при- нимаются и сейчас, но пока еще остается немало нере- шенныхиспорныхвопросов, с которыми сталкиваются заказчики. Речь, в частно- сти, идет о поставляемых по контрактам в детские сады и школы некачественных продуктах, о закупаемых для больниц низкопробных лекарствах, о недопустимом состояниидорог, на которых появляются выбоины уже через несколько месяцев по- сле проведенного ремонта. Все это происходит потому, чтоизначальнозаконодатель больше думал об экономии денежных средств, чем о ка- честве закупаемых товарови услуг. В итоге наименьшая цена, позволяющая сэконо- мить бюджетные средства, стала главным критерием, по которому оцениваются заключенные контракты. Но сегодняшнее законода- тельство оставило без ответа вопрос об эффективности госзакупок и должностных лицах, отвечающих за ко- нечный результат. Сложившаяся за послед- ние годы практика, кроме того, выявила ряд узких мест. Не всегда можно гово- рить о грамотном планиро- вании. Отсутствие информа- ционно-аналитической базы по ценам на товары, работы и услуги влечет за собой не- объективное формирование начальной цены контрактов заказчиками. Перспективное планирование Госзакупки долгое время находились в «зоне риска» финансовых и коррупцион- ных нарушений, но переме- ны в этой сфере происходят стремительно. С введением контрактной системы (КС) кардинально изменятся вза- имоотношения между по- ставщиком и заказчиком. Новая законодательная база создаст механизмыуправле- ния всеми стадиями госзака- за, что повысит его социаль- ную эффективность. В рамках КС заказы ста- нут размещаться на основе плана, имеющего четкую, логично выстроеннуюструк- туру. В результате повысит- ся прозрачность процедуры закупок, а также будет по- ставлен заслон многим зло- употреблениям со стороны заказчиков.Именнона этапе планирования предполага- ется определять основные условия контракта: началь- ную цену, объем, номенкла- туру закупаемой продукции и многое другое. Причем форма планирования госза- каза, предусмотренная кон- трактнойсистемой, позволит каждому потенциальному поставщику еще задолго до начала торгов получить ис- черпывающуюинформацию по любому контракту. Общественный контроль В настоящее время ин- ститут государственных за- купок все чаще привлекает внимание общественности. Сэтимсвязано еще одно важ- ное нововведение, которое принесет с собой контракт- ная система. Речь идет об общественном контроле, в рамках которого граждане и организации вправе бу- дут проводить независимый мониторинг, оценивать эф- фективность и процедуру закупок, а также результаты исполнения контрактов. Нельзя не отметить еди- ную информационную си- стему в КС. Сейчас на офи- циальном сайте закупок вывешиваются только све- дения о совершаемых или уже завершенных сделках. Планируется, что в буду- щем доступна станет полная историякаждого заказа—от момента включениязакупки в план до приемки товара. Сегодня немало проблем возникает непосредственно на этапе исполнения кон- тракта. Вот типичный при- мер. Фирма, поставившая некачественные лекарства, отказывается устранить не- достатки. В создавшейся ситуации выбор у заказчи- ка невелик: либо принять бракованный товар, либо обратиться в суд с иском о расторжении контракта. Тяжба с поставщиком по- требует немало времени, в течениекоторогобольницыи поликлиники останутся без медикаментов. Еще один ва- риант—расторгнуть заклю- ченный договор по обоюдно- му согласию, но опять же не получить лекарства в срок. Влюбомслучае создавшаяся ситуация отразится на каче- стве предоставляемых меди- цинских услуг. В рамках же контрактной системы для заказчика предусмотрена возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Такое же право, кстати, предоставлено и по- ставщику. Обойти «подводные камни» Чтобы обойти все «под- водные камни», наткнуться на которые можно при пере- ходе на КС, мы внимательно изучили положение дел в Белгородской и Воронеж- ской областях, а также в со- измеримой с нами по числу жителей Калужской обла- сти. Вперечисленных регио- нах уже внедрили элементы контрактной системы. На- работанный соседями опыт представляет большой инте- рес в практическом плане. Проведенный анализ, кроме того, позволил увидеть, где мы вырвались вперед, а по каким параметрам пока от- стаем от других регионов. Никто не ожидает, что на следующий день после всту- пления в силу закона о кон- трактной системе все сразу станет идеально. Процедура перехода на новые условия торговбудетпроходитьнетак быстро и безболезненно, как хотелось бы. В самом слож- ном положении окажутся те организации, руководители которых не уделяют долж- ного внимания подбору и обучению квалифицирован- ных кадров, занимающихся закупками.Поройштат этих специалистовнастолько уре- зан, что невозможно даже сформировать полноценную закупочную комиссию. Еще хуже, когда обязанности по организации закупок по со- вместительству возлагают- ся на бухгалтера. Поэтому уже сейчас, не дожидаясь вступления в силу нового закона, необходимо при- ступить к формированию высокопрофессионального кадрового состава. Нужно выстроить современную си- стему контрактных отноше- ний, при которой управлять всем жизненным циклом системы закупок станет ин- ститут уполномоченных органов. Несомненно, что КС станет важным шагом на- встречу цивилизованному регулированию государ- ственных закупок. Но сде- лать его нужно обдуманно, с тем расчетом, чтобы си- стема была устойчивой и не требовала внесения бес- конечных поправок. А всем участникам закупочного процесса необходимо акти- визировать свою работу для того, чтобы нормы нового закона успешно применять на практике. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ | К чему приведет модернизация системы госзаказа Накануне больших перемен На этой неделе Госдума приняла в третьем чтении проект закона о федеральной контрактной системе (КС), нацеленного на коренную модернизацию системы государственных и муниципальных закупок. Он будет регламентировать весь цикл размещения заказов, в том числе на стадиях планирования и исполнения контрактов. Ожидается, что уже в ближайшее время законопроект подпишет Президент России. В таком случае контрактная система начнет действовать с января 2014 года. О предстоящих нововведениях специально для «Финансового вестника» рассказали представители двух ключевых областных ведомств, отвечающих за госзакупки. АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ | В работе казначейства используются современные технологии В режиме электронного диалога «В будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в Интернете, и те, кто вышел из бизнеса». Эти слова Билла Гейтса как-то сами собой приходят на ум, когда речь заходит о работе казначейства — ведомства, где все операции строятся на передо- вых информационных технологиях. Электронный документооборот давно вытеснил бумажные носители, а интересующая клиентов информа- ция выложена на официальных сайтах. Неудивительно, что главной темой нашей беседы с руководителем управления Федерального казначей- ства по Липецкой области Татьяной Пелипец стали инновации, внедрен- ные в последние годы. — Передовые технологии и со- временные методы управления давно вошли в практику нашей работы, — подчеркнула Татьяна Михайловна. — Еще недавно казначейской новацией считалась система электронного доку- ментооборота, надежность и удобство которой отмечали многие участники бюджетного процесса. Но уже в про- шлом году треть клиентов управления Федерального казначейства по Липец- кой области переведена на более совер- шенную систему удаленного финансо- вого документооборота СУФД-online. Она позволяет управлять платежами из любой точки, подключенной к сети Интернет. Многие клиенты уже оценили пре- имущество «зарплатных проектов». Отпала необходимость возить с собой большие суммы наличных денег, ушли в прошлое сутолока и очереди у дверей бухгалтерии. Заработная плата теперь перечисляется на банковские пластиковые карты, и это уже не вос- принимается диковинкой. Более того, сегодня аналогичный механизм вне- дряется при расчетах в организациях за приобретаемые товары и услуги. Такие карты называются «корпора- тивными». Благодаря имуменьшается бумажный документооборот и ускоря- ются платежные операции. Другой новацией стал механизм, при помощи которого учитываются бюджетные обязательства получате- лей средств федерального бюджета. Поначалу внимание уделялось только тем обязательствам, которые воз- никли на основании исполнительных документов судебных органов. Что же касается госконтрактов и иных договоров, то учет существовал в упрощенной форме — по факту рас- ходования средств. С июля 2012 года ситуация изменилась. Теперь клиенты предоставляют в казначейство сведе- ния о постановке на учет бюджетных обязательств, возникающих на осно- вании государственных контрактов и иных договоров. Одновременно они сообщают информацию о возможности осуществления авансового платежа, графике оплаты и источнике средств, за счет которого она будет осущест- вляться. Такой подход не только обеспечивает прозрачность процедур, предсказуемость в экономике, но и позволяет оперативно отражать всю информацию об исполнении контрак- тов и договоров на сайте госзакупок. — Какой эффект получен от вне- дрения двух общероссийских сайтов (госзакупок, государственных и муни- ципальных учреждений), оператором которых являются органы Федераль- ного казначейства? — В 2011 году начал функциони- ровать общероссийский официальный сайт для размещения информации о государственных заказах. Он обеспе- чил повышение конкуренции среди поставщиков товаров и услуг, юриди- чески значимый электронный доку- ментооборот, общественный контроль за тем, как размещается и исполняется заказ. Статистика показывает, что се- годня на сайте зарегистрировано более 600 тысяч пользователей, ежедневно производится более 20 миллионов об- ращений к системе. В 2012 году начал функциониро- вать официальный сайт для размеще- ния информации о государственных и муниципальных учреждениях. Сегод- ня на нем зарегистрировано около 190 тысяч учреждений и более 260 тысяч пользователей. Сервисы сайта дают возможность получать информацию о результатах деятельности учрежде- ний, контрольных мероприятий, бух- галтерской отчетности, а также остав- лять свои отзывы. Таким образом, развитие сайтов повышает контроль качества государственных и муници- пальных услуг, способствует созданию конкурентной среды, обеспечивает от- крытость и доступность информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений. —ТатьянаМихайловна, расскажи- те о последних нововведениях. —Особо стоит сказать об информа- ционной системе государственных и муниципальных платежей и государ- ственной автоматизированной системе «Управление». В перспективе эти раз- розненные ресурсы объединит интер- нет-портал «Электронный бюджет», вобравший в себя все преимущества со- временных безбумажных технологий, такихкак однократность ввода данных и быстрота обработки информации. «Электронный бюджет» повысит про- зрачность бюджетной системыне через отчеты, как это происходит сегодня, а через отражение текущих процессов. В настоящее время началась ре- ализация перспективного проекта «Казначейство-банк». Он позволит казначейству интегрироваться в систе- му банковских расчетов, став их пря- мым участником. В скором времени все счета бюджетной системы, которых сегодня около 70 тысяч, перейдут из Центрального банка в систему балан- совых счетов Казначейства России. В итоге сократятся сроки зачисления доходов в бюджет, оптимизируется процедура доведения средств до ко- нечного получателя. Примечательно, что на лицевые счета клиентов деньги будут зачисляться в день поступления на единый казначейский счет, а не на следующий рабочий день, как это про- исходит сейчас. —Как современные казначейские технологии отразятся на жизни на- шего региона? —Немаловажно, что казначейские новации предназначены не только для клиентов нашего управления. В рамках проекта «Модернизация каз- начейской системы» была разработана система мониторинга эффективности исполнения бюджетов. Ресурс содер- жит информациюо доходах и расходах бюджетов, межбюджетном регулиро- вании, статистические и другие дан- ные. Продукт ориентирован не только на казначейство и его клиентов, но и на внешних пользователей. К нему уже подключились областные струк- туры, такие как управление финансов, управление контроля в сфере разме- щения госзаказа, Контрольно-счетная палата региона. Скоро к системе при- соединятся Счетная палата Липецка и Контрольно-счетная комиссия Ельца. Таким образом, органы власти полу- чили эффективный инструмент управ- ления государственными финансами, реализованный на основе казначей- ских технологий. В скором времени липчане смогут узнавать информацию о задолжен- ности перед бюджетом, погашать ее, расплачиваться за государственные услуги через «личный кабинет пла- тельщика» в сети Интернет. С этой целью формируется единый банк данных, созданием и обслуживанием которого занимается казначейство. Государственные и муниципальные учреждения направляют в государ- ственную информационную систему государственных и муниципальных платежей информацию о начислении сборов, пошлин, административных штрафов, а кредитные организации — сведения об их уплате. С января 2013 года в региональной базе данных зарегистрировано почти 330 органи- заций — участников системы. Вся полезная информация размещена на сайтах Федерального казначейства (roskazna.ru) и нашего управления в разделе «Информация для клиентов / Информационная система УНИФО (ГИС ГМП)» (lipetsk.roskazna.ru). — Почему информационной от- крытости придается такое огромное значение? — Еще в XIX веке в период цар- ствования Александра II гарантией соблюдения бюджетной дисциплины являлась гласность. Эта тема не по- теряла своей актуальности и в наши дни. Поэтому сегодня казначейские технологии должны гарантировать доступ к информации об обществен- ных финансах как государственным и муниципальным структурам, так и обычным гражданам. Рабочие, сту- денты, предприниматели — все, кто платит налоги, имеют право знать, куда тратятся эти деньги. — Татьяна Михайловна, в этом месяце управлениеФедерального каз- начейства по Липецкой области отме- чает свое 20-летие. Какое главное, на ваш взгляд, достижение за эти годы? — В нашем управлении сложился коллектив единомышленников, здесь работают грамотные специалисты, каждый из которых вносит свой вклад в развитие казначейской системы. В коллектив постоянно вливается моло- дежь, которая сжеланиеми интересом учится новому, перенимает опыт у старшего поколения. На современном этапе органы Федерального казначей- ства представляют собой динамично развивающуюся, надежную и передо- вую казначейскую систему, которая сосредоточила огромные массивы информации о состоянии государ- ственных финансов и владеет широ- ким набором инструментов, чтобы оперативно и эффективно управлять бюджетными потоками. Пользуясь случаем, хочу поздра- вить своих коллег, ветеранов и поже- лать им крепкого здоровья, неиссяка- емой энергии, оптимизма, реализации планов и новых профессиональных побед! КСТАТИ В январе этого года Президентом России объявлена благодарность руководителю управления Федерального казначейства по Липецкой области Татьяне Пелипец . Тем самым высокая оценка дана всему коллективу , который трудится в управ - лении . Безымянных исполнителей больше не будет Лариса Глебова, заместитель начальника управления контроля в сфере размещения государственных заказов Липецкой области Вокруг государственных закупок всегда разгора- лись серьезные споры, что неудивительно. Ведь через эту сферу деятельности проходит половина всех бюджетных средств. А потому и налогоплатель- щики, и государство заинтересованы в том, чтобы каждый потрачен- ный рубль приносил максимальную отдачу. Существующая законода- тельная база, тем не менее, далека от идеала. Сегодня многие эксперты говорят о том, что 94-й федеральный закон полностью себя исчерпал. На протяжении послед- них десяти лет основным критерием, по которому определялся победитель торгов, была минимальная цена контракта. Со време- нем заказчики научились четко формулировать тех- ническое задание, содер- жащее исчерпывающие характеристики закупае- мых товаров, работ и услуг. Но сама процедура так и осталась несовершенной. Отсутствовали такие важ- ные направления, как пла- нирование закупок, анализ эффективности исполнения контрактов. Все это время каждый регион шел сво- им путем. Контрактная система, напротив, при- несет с собой единообра- зие в подходах. На первый план выйдет качество за- купаемых товаров, работ и услуг. Это принципиально важные нововведения, при- званные усовершенствовать закупочную деятельность. Стартовая цена Несомненным достоин- ством КС станут новые спо- собы, позволяющие опреде- лить лучшего поставщика. Получив больше самостоя- тельности, заказчик будет выбирать тот путь, который усилит конкуренцию среди потенциальных поставщи- ков. Важен ведь конечный результат. А как к нему идти — заказчик решит сам, учитывая специфику закупок. Надо сказать, что управ- ление контроля в сфере раз- мещения государственных заказов Липецкой области проводило экспертизу на- чальной цены контракта еще задолго до того, как такое требование появи- лось в 94-м федеральном законе. Эта работа позво- ляет ежегодно экономить до 500 миллионов бюджет- ных рублей, эффективно использовать финансовые ресурсы и снижать корруп- ционные риски. С внедрением КС поря- док формирования началь- ной цены контракта станет совершеннее. Законодатель предусмотрел пять методов ее определения, которые будут варьироваться в зави- симости от характера и ус- ловий проведения закупки. В настоящее время этому вопросу придается перво- степенное значение. Ведь правильно определенная начальная цена контракта позволяет и государствен- ные интересы соблюсти, и поставщика заинтере- совать, чтобы он принял участие в торгах. Борьба с демпингом Немаловажно, что у за- казчика появится право от- клонять заявки тех постав- щиков, которые решили «поиграть» в демпинг. Если они снизят стартовую цену на 25 и более процентов, то им придется предоставить соответствующие обосно- вания. Такое нововведение позволит заказчику уже на первоначальном этапе от- клонить заявки сомнитель- ных фирм, стремящихся заполучить контракт любой ценой. Ожидается также, что КС кардинально изменит стиль работы заказчиков. Безымянных исполните- лей больше не будет, со- ответственно возрастет и персональная ответствен- ность должностных лиц, не обеспечивших эффективное проведение закупок. Сама же система закупок ста- нет более прозрачной, пре- дусматривающей контроль со стороны представителей общественности. В новых условиях ру- ководителям бюджетных учреждений придется пере- смотреть свои подходы к кадровой политике. Ведь нововведения принесут ощутимый эффект только в том случае, если в сфере госзакупок будут работать грамотные, ответственные специалисты. Они должны разбираться в маркетинго- вых исследованиях, хорошо знать гражданское право и законодательство о закуп- ках, а также отраслевую специфику. Следует также отметить, что в Липецкой области уже наработан опыт плани- рования закупок, внедрен региональной информа- ционный продукт, вклю- чающий аналитический и отчетный блоки. К приме- ру, план закупок на 2013 год формировался с учетом среднесрочной перспекти- вы. Широко используется информационная програм- маАЦК-Госзаказ. Не сомне- ваюсь, что весь этот опыт окажется очень ценным при переходе на КС. Сегодня наше управле- ние целенаправленно го- товится к введению кон- трактной системы. Врамках проводимойработыизучает- ся кадровый потенциал за- казчиков, их материальная и техническая база. Одно- временно определяются первоочередные шаги для эффективной адаптации бюджетных учреждений к проведению закупок в но- вых условиях. Многое пред- стоит еще сделать, но общи- ми усилиями мы добьемся того, чтобыконтрактная си- стема принесла государству и обществу максимальный эффект. Планирование заказа Размещение заказа Заключение и исполнение контракта Контроль результатов исполнения Сфера действия 94- ФЗ Сфера действия Контрактной системы Контроль соблюдения законодательства
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz