Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ В Липецкой области свыше 4160 детей - сирот , большинство из которых живет в опекунских и приемных семьях В детских домах воспитываются 965 ребят В 1477 неблагополучных семьях растут поч - ти 2,5 тысячи мальчишек и девчонок ТОЧКА ЗРЕНИЯ Помогут социальные гостиницы Павел Рябов, студент Липецкого государственного технического университета, бывший воспитанник Липецкой школы-интерната № 2: —Когда я покидал детдом, то даже не представлял себе, как буду жить вне его стен. Без друзей, учителей, воспитателей… Первые два месяца во- обще в это не мог поверить. Приезжал в гости к педагогам как к себе домой, а уезжать не хотелось. Но постепенно привык кжизни в студенческом обще- житии. Учился сам готовить каши, жарить картошку, на каникулах даже суп-лапшу пробовал сварить—ничего, вкусно получилось. Первую сессию сдавать, конечно, было трудно, на стипендию, жаль, не вытянул. Хоро- шо, что я получаю еще социальную стипендиюи некоторые другие выпла- ты. Если все сложить, то в месяц при- ходится больше семи тысяч рублей, и вдобавокк этому раз в семестр получаю деньги на покупку одежды и учебных принадлежностей. Если разумно рас- поряжаться этими средствами, то на жизнь хватает. Сейчас уменяникто не спрашивает, на что я трачу свои деньги, и это хоро- шо. Хочется уже быть самостоятель- ным. Мы же взрослые люди, а потому какой-либо надзор тяготит. Слышал, конечно, про выпускников детдомов, которые попадали под влияние крими- нала и во всякие нехорошие ситуации, бросали учиться, но, надеюсь, со мной такого не случится. Сиротам нужна не тотальная опека за тем, как они распоряжаются финан- сами, а наставничество, поддержка иного рода. Вот сейчас выпускники детдомов имеют гарантированные льготы при поступлении в средние и высшие учебные заведения, но после зачисления все равно сталкиваются с проблемами в учебе. Ведь разница между школьным уровнем образова- ния и требованиями преподавателей в вузе — существенная. Многие из моих сокурсников, кто рос в семьях, устраняли пробелы в знаниях, прибе- гая к помощи репетиторов, в итоге они имели более высокий уровень знаний. Я же такими платными услугами ни- когда не пользовался, и единственные люди, к которым могу обратиться за помощью, — мои бывшие учителя. Сейчас постигать высшуюматематику, начертательную геометрию, инженер- нуюграфикукроме вузовскихпрепода- вателей мне помогает учитель родной школы-интерната Татьяна Михайлов- на Радюкова. К ней я приезжаю почти каждую неделю. Но как быть тем, у кого вуз и детский дом находятся за много километров друг от друга? Остро стоит перед выпускниками детдомов и жилищный вопрос. К счастью, у меня он решен давно, а вот получат ликвартирумои бывшие одно- классники после окончания вуза или техникума — неизвестно. Наверное, им придется снимать квартиру, отда- вая чужим людям большую часть сво- его заработка. Я прекрасно понимаю, что государство не в состоянии завтра дать каждому сироте по квартире. Но как-то решать квартирный вопрос нужно. Возможно, строить социаль- ные гостиницы, в которых бывшие детдомовцы жили бы до получения своего жилья. ПОЗИЦИЯ Не быть «собаками на сене» Игорь Батищев, народный учитель России, председатель Липецкого отделения Российского детского фонда, директор школы-интерната III-IV вида для слепых и слабовидящих детей: — К величайшему со- жалению, могу констатиро- вать, что система постпатро- натного сопровождения вос- питанников детских домов и интернатов в Липецкой области пока находится в зачаточном состоянии. Что я имею в виду? Когда сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в стенах специ- ализированного учрежде- ния, с ним, как правило, все хорошо. Он окружен вниманием и заботой педа- гогов, психологов, не обре- менен мыслями о поисках хлеба насущного. Но как только молодой человек, так и не устроившийся в приемную семью, вступает в самостоятельную жизнь, сразу начинаются пробле- мы. Некоторые скажут: «А чему, мол, удивляться? Яс- ное дело, ребенку, привык- шему жить «под крылом», нелегко адаптироваться к окружающей действитель- ности». Это отчасти правда, но именно в таких случаях должна работать хорошо отлаженная система, ко- торая позволит молодому человеку преодолеть стресс, вызванный резкой сменой условийжизни, и будет опе- кать его, пока он прочно не встанет на ноги. Но сегодня эта работа ведется не на должном уровне. Начинаются проблемы с самых элементарных ве- щей — работы и жилья. На сегодняшний день большин- ство выпускников детских домов или интернатов могут поступить максимум в про- фессиональное училище, причем на специальности, предусматривающие скром- ные заработки. Получается, что дети изначально «про- граммируются» пребывать на социальном дне общества без какой-либо надежды на лучшую долю. Вопросы с жильемрешаются более или менее успешно, но, тем не менее, нередки случаи, ког- да сиротампредоставляются только комнаты в общежи- тии. Вроде быничего страш- ного, и такое жилье лучше, чем никакого. Но давайте посмотримна вещи реально. Из кого в значительной ча- сти состоит контингент, про- живающий в современных общежитиях? В основномиз маргиналов: алкоголиков, наркоманов, людей с уголов- нымпрошлым. Какребенок, еще вчера воспитывавшийся в интернате, может чувство- вать себя в окружении таких соседей? Какие социальные установки от них он приоб- ретет? За время обучения в ин- тернате на банковском счете воспитанника накаплива- ется сумма, порой дости- гающая 700 тысяч рублей. Это и алименты, и пенсия по инвалидности, и другие выплаты. Казалось бы, все замечательно. Однако здесь же кроется опасная ловуш- ка. Помните сказку о при- ключенияхБуратино? Стои- ло ему «засветить золотые», как его быстренько «взяли в оборот» пронырливые кот и лиса. Примерно так же про- исходит и в жизни. «Новые друзья», узнав, что у де- тей-сирот есть приличные суммы, либо «подбивают» их потратить на какие-то праздные нужды, либо под разными предлогами и с помощью всяческих уловок присваивают деньги себе. Что можно сделать, что- быпрекратить подобное?Во- первых, установить квоты для приема воспитанников детдомов иинтернатов на ра- боту. При этомпредоставить им доступ к перспективным вакансиям, заняв которые они смогли бы достойно зарабатывать. Во-вторых, обеспечить детей социаль- ным жильем при условии, что в течение определенного времени они не смогут ни продать квартиру, ни обме- нять ее, ни подарить кому бы то ни было. И в третьих, добиться, чтобы на первых порах с выпускником ин- терната обязательно работал психолог или социальный педагог.Хотябыдомомента, пока вчерашний детдомовец не начнет самостоятельно за- рабатывать на жизнь. Думаю, это вполне реали- стичная программа. По духу она полностью совпадает с принятым в конце про- шлого года «законом Димы Яковлева» и федеральным проектом «России важен каждый ребенок», запу- щенным «единороссами» в январе 2013-го. Еслирешено не отдавать сирот в какие- либо зарубежные страны, то сам Бог велел обеспечить им достойнуюжизнь наРодине. Иначе велик риск уподо- биться «собаке на сене». Выпуск подготовлен отделом общественно-политической жизни. ОПЫТ | Путевку в профессию дает интернат На пороге взрослой жизни Форум Дискуссионный клуб «Липецкой газеты» Цифры статистики говорят о том, что в целом по России только десять процентов выпускников российских детдомов успешно адаптируются в обществе и ведут позитивный образ жизни. Осталь- ные же либо повторяют ошибки своих родителей: злоупотребляют алкоголем, не стремятся получить образование и не хотят работать. И это несмотря на то, что программы адаптации, призванные помочь сиротам найти себя во взрослом мире, существова- ли всегда. Педагоги учили и учат ребят самообслуживанию, культуре организации быта, этикету, но многие, как и прежде, не готовы отправиться в плавание по жизни самостоятельно. Трудности адаптации сирот — проблема не только директоров детдомов и сотрудников органов опеки, но и всего общества. Не каждый работодатель готов принять на работу выпускника детдома, а тем более с инвалидностью. Не каждый родитель будет рад, если его дочь или сын свяжет себя узами брака с сиротой, выходцем из неблагополучной семьи. Не так быстро, как хотелось бы, движется очередь на получение жилья. Проблема социальной адаптации бывших выпуск- ников детдомов сегодня обсуждается на всех уров- нях. К ее решению подключились и Уполномочен- ные по правам ребенка, и социальные службы, и органы образования, и депутаты. Как уберечь сирот от роковых ошибок во взрослой жизни? Ответить на этот вопрос попытаемся и мы в сегодняшнем выпу- ске «Форума». Галина Кожухарь, Галина Светлова В Тербунском районе есть не совсем обычное образователь- ное учреждение. Это специаль- ная (коррекционная) школа-ин- тернат для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, действующая еще с 1957 года. Директорствует здесь уже на протяжение тридцати четы- рех лет Михаил Черников — удивительно скромный, интел- лигентный человек. Знают его далеко за пределами района и области. А когда приезжают гости и заходят в кабинет Михаила Петровича, невольно обращают внимание на простоту обстановки — скромный стол с книгами, шкаф для одежды, крашеные полы. Обычнуюдверь с незатейливой ручкой в течение дня спокойно открывают взрослые и дети со сло- вами: «Амне бы посоветоваться», «Можно задать вопрос, Михаил Петрович?» Он посмотрит, кивнет и выслушает, а потом даст совет, а то проводит до класса или мастер- ской. Не повышая голос (не позво- лял себе такого никогда), может сделать замечание или похвалит: одного, второго, третьего. «Ни я, ни мои коллеги ни разу не слышали от директора: «устал, выдохся», хотя приходит он сюда одним из первых, а уходит поздно вечером»,— рассказала педагог- психолог Надежда Офицерова. С начала девяностых годов интернат обновлялся и благо- устраивался. Сейчас это целый комплекс, включающий школу, спальный корпус, столовую, бан- но-прачечное хозяйство, газовую котельную, теплицу, гаражи, многочисленные подсобные по- мещения, кабинетыимастерские. А у Михаила Черникова уже по- явились новые идеипо возведению спортивной площадки, открытию сенсорной комнаты, необходимой для укрепления здоровья и релак- сации детей. Основное направление, куль- тивируемое в школе, — трудовое воспитание. Здесь выявляют спо- собности подростков, развивают их, чтобы подготовить воспитан- ников к жизни вне стен интерна- та. Неважно, если потом ребята переориентируются на другую профессию. Главное—ускоряется процесс их социального взросле- ния. Педагоги коррекционной школымного лет применяют опыт Макаренко, опираясь также на мудрость деревенского семейного воспитания, когдаребенка смалых лет приучают к труду. Винтернате для этого есть вся необходимая база: несколько десятков гектаров земли, фруктовый сад, машинно- тракторный парк, свиноферма. Воспитанники самишьютшто- ры, скатерти, постельное белье, одежду, костюмы для танцеваль- ного кружка и для других куль- турно-массовых мероприятий. В столярной мастерской изго- тавливают разделочные доски, вешалки для одежды и ящики для рассады, рамки для картин и стеллажи, стенды, полки, шкафы. Ребятам даже под силу создание декораций для театрализованных постановок. КоДнюптиц ежегодно по договору с Тербунскимлесниче- ством воспитанники делают по 50 скворечников. Радость. Ещекакая! Нет проблем и с ремонтом обуви. Работает полноценная мастерская под руководством Эдуарда Труно- ва. Кстати, швейному делу обучает Ольга Ульшина, столярному — Сергей Болотов. В школьную практику дирек- тор—человек, умеющийсплотить, направить, показать пример, пове- сти за собой коллектив, — смело вводит инновации. Интернат под его началом значительно перестро- ил своюработу. Открыты классы с углубленным трудовым обучением по пяти направлениям. Впрошлом году начала действовать регио- нальная стажировочная площадка «Создание педагогических систем, обеспечивающих социализацию личности обучающихся». Воз- главляет ее работу заместитель ди- ректора Игорь Кончагин. Под его кураторством учителя трудового обучения Валентина Щетинина, Любовь Попова, Эдуард Трунов, Ольга Болгова, Ольга Понарьина, Павел Семенов подготовилили программы, по которым воспитан- никив 10-12классахпроходят под- готовку по профессиям овощевода, мастера по ремонту обуви, слесаря, маляра-штукатура, уборщика помещений. Их разработки оце- нили на семинарах по проблемам адаптации детей с ограниченны- ми возможностями здоровья и рекомендовали к применению в коррекционных школах России. Педагоги уверены, что обязаны научить своих подопечных зараба- тывать. Только в этом случае есть надежда, что они не пропадут во взрослой жизни. Когда пригла- шают ребят поучаствовать в по- сильном производительном труде, а оплату гарантирует районный Центр занятости населения, от желающих, представьте, нет от- боя. «Непривычно, да, чтобы дети в 16-17 лет работали в школьном хозяйстве да еще получали за это деньги! Но это так», — говорит Михаил Черников. —У детского труда есть актив- ные сторонники и решительные противники, — размышляет он далее. — Главный аргумент по- следних — ребята должны полно- ценно учиться и отдыхать. Все правильно, но давайте взглянем на проблему с другой стороны. На многолетнем опыте педагоги убедились: не приучишь к труду в детстве, когда они сами за взрос- лыми бегают и горят желанием помочь, дальше — пиши пропало. В самостоятельную жизнь юноши и девушки вступают с 18-20 лет. В эту пору все мы требуем от них социальной зрелости, ответствен- ности, инициативы. А как разо- вьются эти качества? От сидения за компьютером? Педагоги школы-интерната «за» трудовое воспитание. Эта практика перед жизненным эк- заменом стала уже традицией. Выпускники прошлых лет звонят, приезжают в свой бывший дом. У многих из них благополучно сло- жиласьжизнь, они создали семьи, ведут домашнее хозяйство. И бла- годарныза это своимнаставникам. ФОТО АЛЕКСАНДРА МАРЧУКОВА Игорь Батищев — отец родной для всех воспитанников интерната. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ИЗ ПОЧТЫ «ЛГ» Учить на собственном примере На мой взгляд, самый лучший способ помочь сиротам— определить их в семьи. Это главное условие для адаптации ребят ко взрослой жизни. Ведь на примере приемных роди- телей они учатся самостоятельно выполнять обязанности по дому, понимают, как должны строиться отношения между супругами. Согласитесь, эти вещи очень сложно объяснить в теории. Чтобы девочка стала хорошей матерью, а мальчик — за- ботливым отцом, необходимо, чтобы они ежедневно видели нормальные человеческие отношениямеждучленами семьи. А когда приемные родители воспитывают не одного, а не- скольких ребятишек, так это еще лучше. Старшие сыновья и дочери являются примеромдлямладших, заботятся о них, учатся в чем-то уступать, становятся более ответственными. А у малышей, кроме любящих папы и мамы, появляются еще братья и сестры, с которыми можно и посекретничать, и поиграть. Конечно, пока дети не подросли, не встали на ноги, родителямприходится тяжело. Но зато потом—какая радость собраться всем вместе в семейном кругу! Еще проживая в Республике Коми, мы с супругом усы- новили двух детей, и это при том, что у нас уже был общий ребенок и сын мужа от первого брака. А в 2000 году перееха- ли на станциюДрязги Усманского района. Через некоторое время увидели заметку в местной газете об оставленном в роддоме Мише и почувствовали, что этот малыш ждет именно нас. И взяли его к себе. А еще через три года узнали о близняшках Коле и Тане, а также их брате Ване, которым тоже нужны были мама и папа. Сомнений — брать или не брать — ни секунды не возникало. Но было непросто. При- шлось существенно увеличивать дом, достраивать несколько комнат. Только после этого мы смогли забрать троих ребят. Не скрою, часто приходится слышать от людей осуж- дение, непонимание. Мол, зачем так много детей в семью взяли. Но я стараюсь не обращать внимания на это. Тех, кто поддерживает, все равно больше. Особенно я благодарна работникам службыопекиУсманского района. Спасибо, что поверили, помогли и до сих пор во всем нас поддерживают. Яне скрываюот детей тайну их усыновления и ничего кроме благодарности от них не слышу. Не могу сказать, что жизнь в нашей семье ровная и без- облачная. Бывают минуты и счастья, и горести. Два года назад я потеряла мужа. Но вместе со мной — мои любимые дети. Сейчас у меня восемь внуков и четверо взрослых детей. Двое из них остались в отчем доме. Недавно у сына родился четвертый ребенок. Так чтоживем вместе большой и дружной семьей. Надежда Соколова. Станция Дрязги Усманского района ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА 3 ЛИПЕЦКАЯ газета СУББОТА , 30 МАРТА 2013 № 63 (24441)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz