Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 62/24440/ 29 МАРТА 2013 9 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Постановление администрации Липецкой области № 130 от 15.03.2013, г. Липецк Об утверждении областной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта продукции отрасли животноводства в Липецкой области на 2013—2015 годы» В целях развития сельскохозяйственного производства и в соответствии с Уста- вом Липецкой области администрация Липецкой области постановляет: Утвердить областную целевую программу «Развитие сельскохозяйственной по- требительской кооперации в сфере переработки и сбыта продукции отрасли живот- новодства в Липецкой области на 2013—2015 годы» (приложение). Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ Раздел I. ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПЕРЕРАБОТКИ И СБЫТА ПРОДУКЦИИ ОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013—2015 ГОДЫ» Наименование целевой Программы Областная целевая программа «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта продукции отрасли животноводства в Липецкой области на 2013—2015 годы» (далее — Программа) Основание для разработки Программы Закон Липецкой области от 25 декабря 2006 года №10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года» Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы» Заказчик Программы Администрация Липецкой области Разработчик Программы Управление сельского хозяйства Липецкой области Цель и задачи Программы Цель Программы: повышение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей путем развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта продукции отрасли животноводства. Задачи Программы: создание условий для развития отрасли животноводства в малых формах хозяйствования на селе через развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации; формирование рыночной цены и исключение многочисленных посредников в цепи между сельхозтоваропроизводителями и потребителями Сроки реализации Программы 2013—2015 годы Основной исполнитель программных мероприятий Управление сельского хозяйства Липецкой области Объемы и источники финансирования Источником финансирования являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета прогнозно составит 120 000 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год — 50 000 тыс. руб.; 2014 год — 40 000 тыс. руб.; 2015 год — 30 000 тыс. руб. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов к концу 2015 года: увеличение занятости сельского населения — прирост численности членов сельскохозяйственных кооперативов (за исключением кредитных) на 600 граждан, ведущих сельскохозяйственное производство; создание не менее 45 рабочих мест; прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции отрасли животноводства у членов сельскохозяйственных кооперативов на 1,1 млрд. рублей (в ценах предыдущего года); создание кооперативной сети розничной торговли, включающей не менее 32 магазинов; улучшение материально-технической базы в предприятиях сельскохозяй- ственной потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции отрасли животноводства Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет администрация Липецкой области. Управление сельского хозяйства Липецкой области в установленные сроки (по итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9 месяцев — до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года — до 1 февраля года, следующего за отчетным) представляют в управление экономики, управление контроля и проверки исполнения администрации Липецкой области и управление финансов Липецкой области отчетную информацию за указанные периоды в электронном виде и на бумажных носителях в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года № 168 «О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ» Раздел II. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяй- ства и вклада села в экономику страны и благосостояние российских граждан, повы- шение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, а также приближение села к городским жизненным стандартам являются основными целями государственной политики. Развитая кооперация является важнейшим механизмом повышения эффективности производства, вовлечения в экономический оборот высвободившейся в процессе ин- тенсификации производства рабочей силы, социальной стабильности в обществе. Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства выступают в качестве субъектов интеграции в сельскохозяйственные потребительские кооперативы. На се- годняшний день малые формы хозяйствования Липецкой области представлены 1404 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями и более 185 тысяч индивидуальных хозяйств населения, в которых содержится третья часть поголовья крупного рогатого скота (в том числе коров) от областного показате- ля, 11% поголовья свиней и 89% овец и коз. В 2012 году малые формы хозяйствования произвели 33,2 тыс. тонн скота и птицы на убой (в живом весе), или 15% от областного показателя, 102,7 тыс. тонн молока, или 37%, 135,5 млн. штук яиц, или 23%. В развитие отрасли животноводства в регионе значительный вклад вносят хозяйства населения. Однако в течение последних пяти лет наблюдается тенденция спада объемов производ- ства животноводческой продукции в частном секторе. Личные подсобные хозяйства населения, вне зависимости от их положения и разме- ров, обычно успешно производят сельскохозяйственную продукцию, но им редко удает- ся также успешно ее реализовать. В связи с предупреждением распространения африканской чумы свиней ужесточи- лись требования по соблюдению ветеринарно-санитарных норм. Возникла необходи- мость в создании и модернизации предприятий по убою, переработке и хранению про- дукции животноводства. Из сложившихся реалий, в качестве приоритетного направле- ния комплексной поддержки развития животноводства в малых формах хозяйствования на селе определено формирование системы сельской потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта животноводческой продукции и продуктов ее переработки. За три последних года доля кооперативов в закупках молока у населения выросла с 11% до 48%, что позволило снизить темпы уменьшения численности поголовья коров в лич- ных подсобных хозяйствах. Задача стимулирования развития и роста эффективности субъектов малого пред- принимательства в сельской местности, а также личных подсобных хозяйств не может быть выполнена без решения проблем продвижения создаваемой ими продукции на ре- гиональные и межрегиональные рынки, а также материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства, что, в свою очередь, вызывает потребность в соз- дании и развитии системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осу- ществляющих перерабатывающие, снабженческо-сбытовые и обслуживающие функции. Кооперирование сельхозтоваропроизводителей малых форм позволяет им устоять в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры и решать проблемы повышения эко- номической эффективности ведения сельского хозяйства. Целью деятельности сельскохозяйственного потребительского кооператива являет- ся удовлетворение потребностей членов кооператива в услугах по наиболее выгодным ценам, что создает предпосылки для снижения затрат и роста доходности в хозяйствах, которые являются членами кооператива. Решить задачу по улучшению финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводи- телей, развитию отрасли животноводства в малых формах хозяйствования в регионе возможно программно-целевым методом, а именно с помощью настоящей Программы. В целях увеличения объемов производства продукции животноводства в личных подсобных и фермерских хозяйствах и прироста выручки от реализации этой продук- ции (в ценах предыдущего года) в рамках Программы предусмотрена государственная поддержка в виде предоставления субсидий на возмещение части затрат на создание и модернизацию предприятий сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки и сбыта продукции животноводства. Мероприятием Программы также предусмотрена поддержка на создание сети коо- перативных розничных магазинов, что позволит исключить многочисленных посредни- ков в цепи между сельхозтоваропроизводителями и потребителями. В рамках реализации Программы за три года будет привлечено инвестиций на сумму более 249 млн. рублей, в том числе 120 млн. рублей из них будут возмещены из средств областного бюджета. Так, объем внебюджетных средств по периодам реализации Про- граммы составит: в 2013 году — 54 млн. рублей, в 2014 году — 43,2 млн. рублей, в 2015 году — 32,4 млн. рублей. Реализация Программы позволит увеличить занятость сельского населения, снизить затраты на переработку продукции животноводства за счет модернизации цехов по убою и переработке, увеличить рентабельность производства в малых формах хозяй- ствования, что будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий. 2. Цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации Цель Программы: повышение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей путем разви- тия сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта продукции отрасли животноводства. Задачи Программы: создание условий для развития отрасли животноводства в малых формах хозяйство- вания на селе через развитие системы сельскохозяйственной потребительской коопе- рации; формирование рыночной цены и исключение многочисленных посредников в цепи между сельхозтоваропроизводителями и потребителями. Срок реализации Программы: 2013 — 2015 годы. 3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета про- гнозно составит 120 000 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год — 50 000 тыс. руб.; 2014 год — 40 000 тыс. руб.; 2015 год — 30 000 тыс. руб. Объемы расходов на выполнение Программы устанавливаются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год, ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета. Государственная поддержка оказывается в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию мероприятий Программы. 4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения Управление сельского хозяйства области является разработчиком и исполнителем Программы и осуществляет: разработку и уточнение условий и порядков предоставления субсидий в соответ- ствии с системой программных мероприятий; реализацию мероприятий Программы; выполнение обязательств по реализации мероприятий Программы в соответствии с доведенными лимитами предельных объемов ассигнований, утвержденными законом Липецкой области об областном бюджете на соответствующий финансовый год; аналитическую работу по оценке отклонений фактических результатов от целевых показателей в рамках реализации программных мероприятий и вносит предложения по их уточнению и корректировке. Условия предоставления субсидий сельскохозяйственным потребительским коопе- ративам определяются законом Липецкой области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет администрация Липецкой области. Управление сельского хозяйства Липецкой области в установленные сроки (по итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9 месяцев — до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года — до 1 февраля года, следующего за отчетным) представляют в управления экономики, контроля и проверки исполнения администра- ции Липецкой области и управление финансов Липецкой области отчетную информацию за указанные периоды в электронном виде и на бумажных носителях в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года № 168 «О по- рядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ». В год завершения действия Программы в отчете дается оценка за весь период ее реализации. 5. Оценка эффективности Программы Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов к концу 2015 года: увеличение занятости сельского населения — прирост численности членов сель- скохозяйственных кооперативов (за исключением кредитных) на 600 граждан, ведущих сельскохозяйственное производство; создание не менее 45 рабочих мест; прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции отрасли живот- новодства у членов сельскохозяйственных кооперативов на 1,1 млрд. рублей (в ценах предыдущего года); создание кооперативной сети розничной торговли, включающей не менее 32 мага- зинов; улучшение материально-технической базы в предприятиях сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта сельскохозяйственной про- дукции отрасли животноводства. Эффективность Программы оценивается путем сравнения фактических и плановых значений индикаторов и показателей за каждый период действия Программы по соот- ветствующим мероприятиям. Фактические значения индикаторов и показателей определяются путем проведения мониторинга управлением сельского хозяйства области. Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы на 2013—2015 годы представлены в таблице «Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы». Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы Таблица № п/п Наименование Еди- ница изме- рения Вели- чина в базо- вом году (2012 год) Плановые значения по периодам действия целевой программы Источник определения значения показателей 2013 год 2014 год 2015 год 1. Цель Программы. Повышение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей путем развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта продукции отрасли животноводства 2. Индикатор 1 цели. ед. 806 1006 1206 1406 Ведомствен- ная отчет- ность Численность членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (за исключением кредитных) — граждан, ведущих сельскохозяйственное производ- ство 3. Индикатор 2 цели. ед. 15 15 15 Ведомствен- ная отчет- ность Создано рабочих мест в сельскохозяйствен- ных потребительских кооперативах, занимающихся переработкой и сбытом продукции животноводства 4. Задача 1. Создание условий для развития отрасли животноводства в малых формах хозяйсво- вания на селе через развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации 5. Показатель задачи 1. млн. руб. 3472,7 3820,0 4202,0 4622,0 Ведомствен- ная отчет- ность Стоимость сельскохозяйственной продук- ции отрасли животноводства, закупленной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (в ценах предыдущего года) 6. Объем финансовых средств по мероприяти- ям тыс. руб. 45000 35000 27000 7. Эффективность мероприятий к показателю (экономическая) руб./ руб. 0,13 0,09 0,06 8. Задача 2 . Формирование рыночной цены и исключение многочисленных посредников в цепи между сельхозтоваропроизводителями и потребителями 9. Показатель задачи 2. ед. 12 12 8 Ведомствен- ная отчет- ность Введено в эксплуатацию зданий, помеще- ний, павильонов для организации рознич- ной торговли 10. Объем финансовых средств по мероприяти- ям тыс. руб. 5000 5000 3000 11. Эффективность мероприятий к показателю (экономическая) млн. руб./ ед. 0,4 0,4 0,4 Раздел III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Таблица № п/п Наименование Еди- ница изме- рения Весовой коэффи- циент, характери- зующий влияние данного мероприя- тия на достиже- ние показателя задачи/ данной задачи на достиже- ние цели Ответ- ственный исполни- тель Объем финансирования (тыс. руб.) Всего в том числе по годам реализации: 2013 год 2014 год 2015 год 1. Цель Программы. Повышение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей путем развития сельско- хозяйственной потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта продукции отрасли животноводства 2. Индикатор 1 цели. Численность членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (за исключением кредитных) — граждан, ведущих сельскохозяйственное производство 3. Индикатор 2 цели. Создано рабочих мест в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, занимающихся переработкой и сбытом продукции животноводства 4. Задача 1. Создание условий для развития отрасли животновод- ства в малых формах хозяйсвова- ния на селе через развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации 0,7 5. Показатель задачи 1 Стоимость сельскохозяйственной продукции отрасли животновод- ства, закупленной сельскохозяй- ственными потребительскими кооперативами (в ценах предыду- щего года) 6. Предоставление субсидий сельскохозяйственным потреби- тельским кооперативам на возмещение части затрат на строительство и (или) рекон- струкцию производственных, складских зданий, помещений, сооружений по убою и (или) пере- работке и (или) хранению продукции животноводства тыс. руб. 0,3 Управле- ние сельского хозяйства Липецкой области 29000 12000 10000 7000 7. Предоставление субсидий сельскохозяйственным потреби- тельским кооперативам на возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования для убоя и (или) переработки и (или) хранения продукции животноводства и (или) специализированных транспортных средств тыс. руб. 0,3 Управле- ние сельского хозяйства Липецкой области 40000 17000 13000 10000 8. Предоставление субсидий сельскохозяйственным потреби- тельским кооперативам на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяй- ственной техники и (или) оборудования и (или) машин для производства продукции животноводства тыс. руб. 0,2 Управле- ние сельского хозяйства Липецкой области 18000 8000 5000 5000 9. Предоставление субсидий сельскохозяйственным потреби- тельским кооперативам на возмещение части затрат на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и (или) птицы и (или) племенного инкубационного яйца и (или) кормов тыс. руб. 0,2 Управле- ние сельского хозяйства Липецкой области 20000 8000 7000 5000 10. Задача 2. Формирование рыночной цены и исключение многочисленных посредников в цепи между сельхозтоваропроиз- водителями и потребителями 11. Показатель задачи 2 Введено в эксплуатацию зданий, помещений, павильонов для организации розничной торговли 0,3 12. Предоставление субсидий сельскохозяйственным потреби- тельским кооперативам на возмещение части затрат на строительство и (или) рекон- струкцию и (или) модернизацию зданий, помещений, павильонов для организации розничной торговли сельскохозяйственной продукцией и продуктами питания 1 Управле- ние сельского хозяйства Липецкой области 13000 5000 5000 3000 13. ИТОГО 120000 50000 40000 30000 Областная целевая программа «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта продукции отрасли животноводства в Липецкой области на 2013—2015 годы» Областная целевая программа «Развитие сельскохозяйственной кооперации в отрасли растениеводства и создание оптово-распределительных (логистических) центров в Липецкой области на 2013—2015 годы» Постановление администрации Липецкой области № 131 от 15.03.2013, г. Липецк Об утверждении областной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной кооперации в отрасли растениеводства и создание оптово- распределительных (логистических) центров в Липецкой области на 2013—2015 годы» В целях развития сельскохозяйственного производства и в соответствии с Уста- вом Липецкой области администрация Липецкой области постановляет: Утвердить областную целевую программу «Развитие сельскохозяйственной ко- операции в отрасли растениеводства и создание оптово-распределительных (логи- стических) центров в Липецкой области на 2013—2015 годы» (приложение). Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ Раздел I. ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В ОТРАСЛИ РАСТЕНИЕВОДСТВА И СОЗДАНИЕ ОПТОВО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ (ЛОГИСТИЧЕСКИХ) ЦЕНТРОВ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013—2015 ГОДЫ» Наименование целевой Программы Областная целевая программа «Развитие сельскохозяйственной кооперации в отрасли растениеводства и создание оптово- распределительных (логистических) центров в Липецкой области на 2013—2015 годы» (далее — Программа) Основание для разработки Программы Закон Липецкой области от 25 декабря 2006 года № 10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года» Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы» Заказчик Программы Администрация Липецкой области Разработчик Программы Управление сельского хозяйства Липецкой области Цель и задачи Программы Цель Программы: повышение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей путем развития сельскохозяйственной кооперации и создания системы оптовых распределительных (логистических) центров по сбыту сельскохозяйственной продукции Задачи Программы: создание условий для развития отрасли растениеводства в малых формах хозяйствования на селе, развитие сельскохозяйственной кооперации; создание товаропроводящей инфраструктуры, расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки Сроки реализации Программы 2013—2015 годы Основной исполнитель программных мероприятий Управление сельского хозяйства Липецкой области Объемы и источники финансирования Источником финансирования являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета прогнозно составит 120 000 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год — 50 000 тыс. руб.; 2014 год — 40 000 тыс. руб.; 2015 год — 30 000 тыс. руб. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов к концу 2015 года: прирост численности членов сельскохозяйственных кооперативов (за исключением кредитных) на 600 граждан, ведущих сельскохозяйственное производство, что является увеличением занятости сельского населения; прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции отрасли растениеводства у членов сельскохозяйственных кооперативов на 164,4 млн. рублей (в ценах предыдущего года); создание кооперативных распределительных (логистических) центров и сельскохозяйственных кооперативных рынков — 4; модернизация предприятий сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции отрасли растениеводства Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет администра- ция Липецкой области. Управление сельского хозяйства Липецкой области в установленные сроки (по итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9 месяцев — до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года — до 1 февраля года, следующего за отчетным) представляют в управление экономики, управление контроля и проверки исполнения администра- ции Липецкой области и управление финансов Липецкой области отчетную информацию за указанные периоды в электронном виде и на бумажных носителях в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года № 168 «О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ» Раздел II. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Сельская кооперация представляет собой массовое, демократическое, современ- ное социальное движение, призванное обеспечить достойный уровень жизни сельского населения, продовольственную безопасность страны, сохранность сельскохозяйствен- ных земель, повысить уровень человеческого капитала на селе, обеспечить устойчивое развитие сельских территорий. В Липецкой области насчитывается более 185 тысяч личных подсобных хозяйств, зарегистрировано 1404 крестьянских фермерских хозяйств и индивидуальных предпри- нимателей, занимающихся сельским хозяйством.. Малыми формами хозяйствования в 2012 году произведено 146 тыс. тонн овощей (93% от общего объема производства), 615 тыс. тонн картофеля (85%), зерна 260 тыс. тонн (14%), подсолнечника 35 тыс. тонн (16%), сахарной свеклы 544 тыс. тонн (14%). Доля личных подсобных и фермерских хозяйств в производстве продукции растение- водства в области с 2000 года выросла в среднем на 5%. Однако темпы роста участия малых форм хозяйствования в производстве сельско- хозяйственной продукции могли быть выше. Отсутствие системы и механизма обслу- живания сельхозтоваропроизводителей малого и среднего агробизнеса препятствуют их развитию. Малый и средний бизнес особенно остро нуждается в развитии системы сбыта, снабжения, финансирования, обслуживания, которая учитывала бы потребности и специфику его развития. Сельскохозяйственная потребительская кооперация заклю- чает в себе большие потенциальные возможности роста темпов производства, эконо- мического и социального развития села, являясь связующим звеном между различными сферами агропромышленного комплекса. Окончание на 10-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz