Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
6 № 5-6/24383-24384/12 ЯНВАРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Вровень с эпохой X Окончание. Начало на 1-й стр. Однажды случайно кол- леги узнали, что собкор по Тербунскому району Сер- гей Безлепкин на Малой земле воевал рядом с самим товарищем Брежневым! Сохранился и снимок: на нем они рядом — Брежнев и Безлепкин. «Да ты бы ему письмо написал, что ли… — подсказывали коллеги, — может, квартиру тебе бы дали…». Ох, не любил Сергей Тимофеевич этих советов… …АНиколаюПереведен- цеву писала сама Маргарет Тэтчер! «Уважаемый сэр Переведенцев!» — так на- чинались эти письма… Вот какие это были старики! После фронтовиков га- зету приняли другие, тоже закаленные жизнью, зу- бастые ребята, о них го- ворили — послевоенное поколение. Они прорубили для нас просеки, прошли по бездорожью, вытащили из болот безвременья самое ценное, что всегда было в на- шей профессии, —верность своему читателю. Каждый, кто делает сегодня газету, чувствует их незримое при- сутствие и ощущает их под- держку. Были времена, когда в редакционных коридорах снова начинали звучать революционные марши… Тени прошлого метались по стенам. Газету закрывали, а по кабинетам шатались, как в октябре семнадцатого, «комиссары в кожанках», и самый главный из них кричал, что пришел вы- правлять «крен корабля». Это было в августе 1991-го. Тогда впервые в лексике липецких журналистов по- явилось слово «забастовка», а сами они стали пикетом возле захваченного обкома. И — победили! Вместе со всем народом. Журналисты газеты не раз оказывались в «горячих точках»: в Приднестровье, в Чечне, работали на зава- лах в Армении после Спи- такского землетрясения, защищали «Белый дом» в октябре 93-го, но больше жизнь проживали со своими героями в русской деревне, которая и была многие годы самой настоящей «горячей точкой». Над газетчиком всегда было много начальников. А уж они точно знали, о чем писать можно, а о чем — надо бы погодить, испро- сив у них, у начальников, специального на то раз- решения. Но газета пере- жила этих начальников. А также — время, когда ничего плохого не было. А было только одно хорошее. А если кое-где у нас порой появлялись отдельные недо- статки (такие ма-а-сенькие- премасенькие), так с ними сразу начинали бороться до полной и окончательной победы. И все всем было ясно. Куда идти, за кого голосовать и кому отдавать рапорты — будь то пред- седатель совета дружины, секретарь райкома или Ге- неральный секретарь с его съездом КПСС. Но и в это время, сквозь все запреты и даже вопреки внутреннему цензору (он обычно сидит в каждом пи- шущем), всегда пробивалась к солнышку Правда Жиз- ни. В этом обнаруживалась генетика самой газеты как явления русской действи- тельности. А если этому яв- лению 95 лет, то, выходит, с наследственностью у нее все в порядке. При этом нажи- тое и новое в ней соседству- ют, сочетаются, как крылья старого доброго ветряка, теперь почти забытого. Он по-прежнему стоит на высо- ком холме и «ловит» ветер перемен, чутко реагируя на каждый порыв и всякое дуновение. Теперь дуют новые ве- тры… В наш шибко гра- мотный век все, что воз- можно, принято хранить в электронном архиве, в ходу диски,флешки, винчестеры. Удобно, надежно и…скучно. Но старые газетчики больше доверяют исписанным блок- нотам и пожелтевшим стра- ницам. Энтузиазм великих строек, геройство военного тыла, вечная маята русской деревни—все сохраниладля нас подшивка. С поблекших страниц и поцарапанных снимков на нас смотрит са- ма История: дома, семьи, рода, края, эпохи. И мы по- нимаем, что без этой памяти были бы нищи. Вот почему ветеран газетыИсаакРозен- фельд косится на каждый монитор, а сам до сих пор пишет… перьевой ручкой. Чернилами! А как пишет — читателюобъяснять не надо. Вот и подумаешь: а может, оно и зря—все этипланшет- ники, ноутбуки, айфоны, айпады (ну-ну, уж и пошу- тить нельзя!)… Конечно, от прогресса и нанотехнологий не увернешься. Да и зачем? «Липецкая газета» давно шагнула в большоймир, она общается с ним через соб- ственный сайт, она дружит с телевидением и сама сни- мает фильмы, она встроена в медиа-сообщество России, и здесь у «Липецкой газе- ты» свое особенное место. А еще газета была и остается кузницей кадров для других изданий. Отсюда уходили и уходят в большуюжурнали- стику, в центральные газеты вчерашние репортеры и соб- коры, многие стали у руля газет ижурналов липецкого края. Настойчиво, даже упря- мо, в «Липецкой газете» поддерживают и оберегают еще с советских времен очень важную для людей общественную приемную, где бесплатно людей кон- сультируют лучшие специ- алисты области. Ни в одной газете страны нет больше общественных приемных, а в «Липецкой» она суще- ствует более 50 лет. Причем прием людей часто ведется на выезде, в районах. …Конец года страна про- вела в прениях по поводу усыновления наших си- рот американцами. А «Ли- пецкая газета» уже много лет без помпы ведет акцию «Найдименя, мама!». За это время более семисот детей обрели новых родителей. И этот опыт неплохо бы рас- пространить в стране, где на глазах меняется отношение к сиротам. Для человека, работав- шего в газете, любая другая профессия покажется пре- сной. А жаргон, на котором разговаривают газетчики, для посторонних — смесь французского с нижегород- ским: «метранпаж», «колон- титул», «досыл», «нонпа- рель», «подвал», «дырка», «боевик»…Эта заумь иногда может помешать личной жизни. Помню, когда-то я сам заливал девушке про распиравшие грудь чувства, но в самое неподходящее время звонилредактор, имы долго говорили про дырки на «чердаке» и в «подвале». Спускаясь с газетных об- лаков на землю, я сам себя спрашивал: «Так что там мы говорили про любовь?» Девушка уходила, хлопнув дверью. И правильно де- лала! А любовь… Любовь, конечно, оставалась. Стали бымыбез любви обхаживать эту дивную, с характером, никогда не стареющую даму по имени Газета?.. У всех в этом мире свой путь и свое время: у звезд, рек, вождей, поэтов. Но нас нет сегодняшних без на- шего вчера. И тут связь не только историческая. Есть еще вполне осязаемая—до- кументальная. Как между двумя разными берегами. А мостами между ними нам служат строчки и старые фотографии. Какой Интер- нет способен подарить вам это чудо: волнующийшорох страниц, а на них, как на белом листе «Униброма», проступает наша прошлая жизнь. Мудрая и трудная, боевая и местами невесе- лая, в меру горькая, в меру счастливая… Но — наша! А рядом мы, журналисты, со своей судьбой. А у судьбы есть имя — Газета. И. Неверов Три десятка фотографий журна- листов-фронтовиков располага- ются сегодня в холле редакции. Только пять сделаны во время войны или вскоре после Победы. На остальных — солидные, погрузневшие, поседевшие люди. Пиджаки, галстуки. Солдатские гимнастерки и офицерские кители с орденами «сороковых- роковых» для них оказались бы тесноваты. И поди угадай, какими они были тогда, под Москвой, в спасенном Сталин- граде, Харькове или Берлине. З ато на тех пяти — до чего же ладные, бравые ребята! По- гоны, ордена, медали, все при всем. Илица, которые не только не успели обзавестись морщинами, но иногда еще не утратили маль- чишескую округлость. А среди этих пяти самый интересный, я бы сказал лихой, портрет Ивана Нарциссова. ИванАлександрович, а в ту пору скорее все-таки Ваня, позируя, немножко играл, валял дурака. Одна рука в кармане, дру- гая сшиком отведена в сторону, а в ней... Сперва я думал—самокрут- ка.Хотякогда я с нимпознакомил- ся, он мало сказать не курил, он был непреклонным сторонником здорового образа жизни. Но война есть война. На передовой курил, потом бросил. Лишь недавно кто- то разглядел: да это ж крышечка от фотообъектива! Может быть. Он ведь всю жизнь, и на фронте, и до, и после, был фоторепортером. Позировал Нарциссов, вероят- но, кому-то из коллег по редакции фронтовой многотиражки. Поста- рался придать взгляду насмеш- ливое, победительно-мужское выражение. Настоящий сердцеед, удачливый ухажер с «лейкой» — как говорится, смерть дев- чонкам. Но на самом деле он, не сомневаюсь, не принадлежал к ловеласам. Слишком порядочен, интеллигентен, деликатенитонок. А это ловеласам противопоказано. Но вот что молод, обаятелен, умен — безусловно. Смотрю на снимок и вспоминаю две строчки из мему- арных записокИванаАлександро- вича: «Мы были молоды и крепки здоровьеми верили вПобеду. Асил для Победы мы не жалели». Итак, военный корреспондент. В этом сочетании главным словом для Нарциссова было — «воен- ный». Когда после боев под Ельней его часть переформировывалась в тылу, он узнал, что будет служить в новой 24-й танковой бригаде. — Скоро в бой, — сказал ему кто-то из командиров. — На свя- щенную защиту Москвы. Кем вы хотите быть? Ответил легко, без колебаний: —Если в бригаде не будет своей газеты, то пулеметчиком. Ивсе-таки он войну прошелне с пулеметом, а « с «лейкой» и блок- нотом». И сделал тысячи снимков. После войны они публиковались помимо периодики в самых авто- ритетных энциклопедических из- даниях о Великой Отечественной. Несколько лет назад племянник Ивана Александровича Алексей Нарциссов собрал максимум этих фотодокументов. А сам журна- лист, понимая, как бесценно его наследие, передал свои негативы в липецкий архив. Чтобы все опу- бликовать, потребуется десяток- полтора томов. Алексей отобрал из тысяч кадров двести пять. Они вошли в замечательный альбом «Война крупнымпланом». Апред- варяютсяснимкивоспоминаниями автора — бесхитростно-достовер- ными, как и его фотографии. С лышал я, что фронтовые операторы и газетные фото- репортеры считали долгом непременно привозить из коман- дировок сюжеты и снимки пере- стрелок, боев, атак.Чтобыниктоне заподозрил, что они отсиживались позади наступавших, не высовы- вались из окопа, а то и вообще при- нимались за дело, когда бой уже закончен, предпочитая снимать лишь сгоревшие немецкие орудия, искореженные машины, убитых врагов. Историки даже сетовали, что в километрах пленки не так легко отыскать эпизодысолдатско- го быта, картинки с воином, пишу- щим письмо домой, раздачу каши из котла, эвакуацию раненых. Нарциссову тоже доводилось ходить в атаку. У него немало снимков, пахнущих порохоми ды- мом. Вот наводят орудие артилле- ристы. Вот выбегают из молодого редкого леска бойцы и, ложась на несколько секунд в пожухлую тра- ву, прицельно бьют по немцам. Вот ползут под обстреломдва связиста. Вот бросает гранату пехотинец. Но журналист понимал: для будущего ценно и другое. Он без устали снимал портреты тех, ко- го, быть может, уже завтра или даже сегодня настигнет пуля или осколок снаряда. На этих фото мы видим и храброго генерала Ивана Михайловича Чистякова (солдаты любили называть его сокращенно ИМЧ), командовавшего знаме- нитой Панфиловской дивизией, которая лютой зимой совершила тяжелейший рейд в две сотни километров по тылам врага. И опустившегося на колени перед знаменем своей бригады С. Да- ниеляна, товарища легендарного бакинского комиссара Степана Шаумяна. И юного разведчика ВанюМихаленко—на глазах этого мальчикафашистырасстрелялииз пулемета его мать, бабушку, трех сестричек, и онмстил убийцам, во- евал в разведроте, получил медаль «За отвагу», а позже еще шесть боевых наград. Да, Нарциссов всегда держал «лейку» наготове. На его репор- тажных снимках солдаты строят сломанный либо сгоревший мо- стик в только что освобожденной деревне, хоронят павших, при- нимают присягу, ремонтируют рацию, да просто бреются или держат на коленях пятилетнюю девчушку, может, думая о своих детях. Для журналиста это было не менее важно, чем бросок в атаку и взрывающийся немецкий танк. ...Меня всегда удивляла не- обычная фамилия Ивана Алек- сандровича. Я даже предположил было, что это псевдоним. Правда, немножко претенциозный. Он подходил бы герою-любовнику из театра оперетты, но уж никак не газетчику. Однако спустя годыпосле смер- тиИвана Александровича я узнал, что он принадлежит к почтенному липецкому роду. Его прадед Иван Ионович Нарциссов после духов- ной академии возглавилЛипецкое духовное училище, получил чин статского советника и ордена св. Анны и св. Станислава. А еще на- писалмаленькуюкнижечку«Древ- не-Успенскаяцерковь в г. Липецке (бывшая Паройская пустынь)». О восстановлении пустыни он хло- потал в первые годы двадцатого века. Его усилия принесли плоды столетие спустя: храмвозродили, а при нем открылся монастырь. Обо всем этом рассказано в переиздан- ной Алексеем Нарциссовым книге о судьбе старинной церкви. Так вот откуда у Ивана Алек- сандровича его непоказная, глу- бинная культура, вот куда уходят корни его веры в Россию, его потребности служения Родине. И фамилия его, получается, вовсе не придуманная. Он унаследовал ее от предков и никогда ничем не запятнал. Он снимал войну день за днем, год за годом — подробно, честно. Не только героев, совершивших подвиги, но и обычных, непрослав- ленных ратных тружеников в сол- датскихшинелях и гимнастерках. Так же, как в послевоенное время — механизаторов, металлургов, спортсменов, учителей, буднич- ную жизнь родного Липецка, родного края. Провинциальный журналист не привык капризни- чать. Тем более — фотокор. Надо для газеты — значит, надо. Пожалуй, пройдя сквозь войну, Нарциссов, как и многие его това- рищи по оружию, научился иначе смотреть и видеть. То, мимо чего другие проходили равнодушно, выжившим, вернувшимся пред- ставлялось чудом, подарком судь- бы. Ведь какой-то миг, какая-то случайность на передовой могли лишить их этого на веки вечные. Как точно, искренне написал дру- гой ветеран войны, поэт и тоже наш земляк Борис Цветаев: Радуюсь нетронутым снегам, Свет-березкам отдаю поклоны, Кланяюсь сиятельным стогам, Хоть они без золотой короны. Испытание войной обостряет зрение, делает зрячим сердце. Солдаты слишком часто станови- лись свидетелями гибели — и не только людей. В воспоминаниях Нарциссова есть короткий фраг- мент о сражении под Ельней. Там увидел он первых раненых перед отправкой в медсанбат, услышал разрывы снарядов и уханье мин. И — горящее поле высокой ржи. «Пламя бушует в поле, охватывая все большее пространство. Горел наш драгоценный хлеб на корню, горел в пору уборки...». Кажется, это потрясло новобранца так же, как и полученное им опять-таки под Ельней ранение. В Ваню Нар- циссова попало несколько оскол- ков от пятисоткилограммовой бом- бы. Санитарочкаперевязала его, но в госпиталь он не захотел. Решил вообще все скрыть от товарищей по редакции. Да разве такое скро- ешь? Однако он все равно не уехал в тыловой госпиталь. Так нередко не оставляли поле боя раненые пехотинцы, артиллеристы, пуле- метчики. Два осколка той бомбы были в его теле до конца жизни. Пережив все это, и вправду бу- дешь воспринимать каждый день, каждый час, отпущенный тебе, по-особому. А при виде мирного ржаного поляпоневоле вспомнишь горящую, гибнущую рожь. И то, что она сегодня мирно колосится и ждет жнеца, сделает тебя счаст- ливым. О н дошел до Берлина. Он фотографировал Бранден- бургские ворота, улицы по- верженной немецкой столицы и людей, которые вместе с ним вступили на землю, откуда по всей Европе, по всемумиру расползлась война. А домой он, не танкист, не летчик, не разведчик, не связист, а газетныйрепортер, вернулся с ор- деном Отечественной войны, дву- мя орденами Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги» и «За оборонуМосквы».Исмногими метрами пленки, любой кадр ко- торой неповторим, не имеет цены. Р.S. В апреле исполняется сто лет со дня рождения Ивана Алек- сандровича Нарциссова. У журна- листов сегодняшней «Липецкой газеты» появится еще один повод вспомнить о коллеге, побывать на его могиле на кладбище трубного завода и сказать ему: «Спасибо!». ... и трудовых буден державы По ту сторону кадра Ольга Белякова Его снимки смотрят на читателя со страниц «Липецкой газеты» каждый день. Уже десять лет Анатолий Евстро- пов работает в главном печатном издании нашей области и в профессиональном отношении может дать фору любому самому маститому фотожурналисту России. При том будучи самоучкой, не заканчивая каких-либо специ- ализированных курсов или факультетов российских вузов. Можно сказать, что фотокор Анатолий Евстропов — это уникальное явление, открытое им самим. Во всяком случае, в газету он пришел осознанно, по велению души и сердца, перепробовав несколько профессий, которые, видно, оказались ему не по нраву. В юности, после шко- лы, он окончил Задонское культпросветучилище и да- же был директором сель- ского клуба в Грязинском районе. Кстати, училсяАна- толий и начинал работать вместе со своей будущей женой. На стезю культра- ботника парня подвигло уменье играть на баяне, что и родным, и друзьям каза- лось волшебством, которое обеспечит его куском хлеба. Но культорганизатора «со стажем» из Анатолия не получилось. Отслужив три года «срочной» на флоте во Владивостоке, где местом стоянки его корабля была знаменитая бухта Золотой Рог, он подался в пожарные итушилпожарыбольшепят- надцати лет. Конечно, было тяжело, но… удобно: сутки дежуришь, двое — отдыха- ешь. Вот в эти «двое» он и фотографировал для души и для альбомов знакомых. Делал снимки чем-то при- глянувшихся ему людей, а также чудные уголки при- роды Черноземного края. Однажды несколько снимков фотографа-любите- ля Толи Евстропова попали на глаза редактору газеты «Ленинец» Ирине Соколо- вой. Она сразу поняла, что у молодого человека дар божий и после успешного выполнения им редакцион- ных заданий пригласила на работу в «молодежку». Опытного сержанта-по- жарника, да к тому же на- гражденного медалью «За безупречную службу» и зна- ком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец XI пятилетки», на хлебафотожурналиста отпу- скали неохотно. Командир упирал на то, что характер у Евстропова как раз тот, что и нужен для тяжелого дела ликвидации пожаров. Спокойный. Невозмути- мый. Расчетливый… Невоз- мутимость в итоге и сыграла свою роль. Решил в газету, значит — баста. В редакции «Ленинца» Анатолий сразу понял: это дело для него. Дело, кото- рое зовет его в бесконечные командировки. Как кадры в кино сменяются события, с каждого из которых надо быстро, в считанные часы, а то и минуты, дать в номер хорошую фотографию. В представлении Евстро- пова «хорошаяфотография» — это прежде всего вырази- тельная композиция. Это «информация» в лицах. Это настрой читателя на позитив, на радость, на эмо- циональное восприятие того или иного события, явле- ния, происшествия. Талант Анатолия Ев- стропова раскрывался по- степенно и достиг апогея в «Липецкой газете», где ему предоставилась широ- кая возможность творить и созидать. Языком фото- иллюстраций рассказывать о своей малой родине — липецком крае, где живет он, его дети и внуки. Его родные, близкие, друзья… Мастер событийного ре- портажа, Анатолий любит фотографировать прежде всего людей. В движении, в динамике. У него — це- лая галерея снимков, на которых рабочие и худож- ники, политики и артисты, сельские жители и город- ской люд. В каждом снимке какая-то особенная аура. Особая выразительность и притяжение. Эти фотогра- фии современников — сво- еобразная летопись жизни. Трудной, но и такой пре- красной. Потому что она, эта жизнь, отражается, как говорил поэт, в буче, в ко- ловороте, в омуте событий. А события не ждут. Они случаются и рано утром, и поздним вечером, и в Ли- пецке, и в каком-нибудь дальнем селе Воловского района. Надо туда еще до- браться, вовремя успеть, чтобы запечатлеть то, что происходит… Поэтому-то Анатолий Евстропов любит скорость. Чтобы все было так, как того требует газета: сегодня событие произошло, а назавтра его уже коммен- тируют читатели, глядя на снимки с места события. …Скорость, быстрота, оперативность. Это, как го- воритЕвстропов, сейчасглав- ное для фотожурналиста. Потому что между газетой и читателем есть еще и ТV, ко- торое располагает возможно- стямибытьвсоревнованииза оперативность информации первым. Но в таком случае и у Анатолия есть кое-что про запас. А именно: экспрес- сия снимка, его способность действовать не только на ум, но и на сердце читателя, вызывать у него чувства со- переживания, восхищения, радости или негодования. Чувства восприятия жизни такой, какая она есть. Я — коллега Анатолия Евстропова, знаю его уже почти 20 лет, познакоми- лись в известном тогда фото- клубе «Мгновение». Мы, как и десятки липецких фотолюбителей, увешанные «ФЭДами» и «Зенитами», занимались в клубе с увле- чением, стараясь постичь тайны рождения добротных снимков. Однозначно, мой коллега эти секреты разга- дал на все 100 процентов! Не побоюсьсказать, чтонемного завидуюему белой завистью: это когда со страниц газеты, кажется, в самую душу смо- трит его очередное фото. Немногие знают, что мы, фотожурналисты, за- печатлевая событие, делаем иной раз до тысячи кадров в день. И на это есть причи- ны. Съемки, как правило, ведутся не в фотосалоне и не в фотомастерской, где своих персонажей можно поудоб- нее рассадить, попросить по- позировать. Героев газетных репортажей располагать, как тебе удобнее,—не полу- чается. Они — в движении, в экспрессии… Поэтому и делаем сотни кадров, а вы- бираем 2-3. Самые, как го- ворится, притягательные. Янамеренно употребляю это слово. Фотографии Ана- толия как раз и облада- ют свойством притягивать. Притягивать внимание. Не случайно его снимки по- бывали на фотовыставках в далекой Австралии и не- ведомой Новой Зеландии. На родине самой «продви- нутой» фотографической оптики — в Германии, и там, где в фотоискусстве хорошо знают толк, — во Франции. Мастера, они ведь везде мастера… Когда-то, в молодости, Анатолийне знал, какнайти ему себя в жизни. Брался за многое, но и многого достиг (кстати, мой коллега — кмс по тяжелой атлетике). Но только теперь он, степенный отец троих детей, понял, что изо дня в день мотаться по сельским проселкам, ка- раулить каждое движение будущих героев фотоиллю- страций, чтобы «поймать» самое характерное, сидеть ночами перед компьютером, обрабатываякадр за кадром, —так вот эта сладкая катор- га и есть и смысл, и красота всей его жизни. …А укрощением сви- репого огня он еще раз в жизни занимался. Летом 2010-го, когда на террито- рии Липецкой области то в одном, то в другом месте полыхали леса, Анатолий Евстропов, вооруженный фотоаппаратом, мчался то в Добровский, то в Ус- манский, то в Задонский районы. Со знанием дела выстраивал кадры, снимая своих бывших коллег за так знакомой ему работой. При этом показал незаурядную смелость. За что и получил медальМЧС России «Участ- нику ликвидации пожаров 2010 года». Как говорится, награда нашла героя… Телеграмма в номер Коллективу « Липецкой газеты » Дорогие друзья , коллеги ! С сердечной теплотой поздравляем вас с 95- летием родной « Ли - пецкой газеты ». Во все времена для коллектива вашего издания были характерны высочайший профессионализм , неразрывная связь с жизнью , вер - ность читателям . Благодаря этому ваша газета всегда отличалась правдивостью , глубиной разработки актуальных тем , оригинально - стью в подаче материалов . По её подшивкам можно изучать историю и современность липецкого края , становление и развитие экономики , социальной сферы , демократических отношений . Главные герои ваших публикаций — люди , ваши славные земляки , во всех своих ярких нравственных и созидательных проявлениях , будь то ратный или мирный труд . Всё это позволило газете завоевать популярность и уважение многочисленных читателей , органов государственной власти , муни - ципальных структур , занять свою достойную нишу на региональном медиарынке . Наши коллективы связывают давние , добрые , дружеские отноше - ния , что способствует творческому взаимообогащению и журналист - ской солидарности . Спасибо вам за это ! Крепкого здоровья , счастья , удачи , добра и новых творческих высот . От имени коллектива газеты « Тамбовская жизнь » главный редактор Владимир ЧИСТЯКОВ . ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ДНИ И НОЧИ | На фотопленке — летопись войны ... «Мы были молоды и верили в Победу!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz