Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 57/24435/ 23 МАРТА 2013 7 ТОЧКА НА КАРТЕ РОССИИ | 60 лет Липецкой области : годы , события , люди Ключ с правом передачи Елена Бредис Представьте себе ситуа- цию. Несколько липецких педагогов приезжают по приглашению в детский лагерь под Курском. И с первых же минут их начинает сопровождать восторженный шепот: «Они из города Шмакова!» Вот так. Не из города металлур- гов, а из города удивитель- ного человека и педагога Сталя Анатольевича Шмакова. Уже более двух десятиле- тий в стране продолжается реформирование образо- вания. Более двух десяти- летий ученые, педагоги- практики, общественность настаивают на срочной кор- ректировке этих реформ. Если мыпроанализируем их требования, то обнаружим, что чаще всего все сводится к возвращению в той или иной мере к принципам советской системы. Обра- тите внимание: сегодня уже идет речь о необходимости выпускного сочинения по литературе, о единой кон- цепции учебников истории, о введении дополнительных форм проверки знаний по- мимо тестирования. Но за всеми этими бур- ными дебатами как-то в стороне остается главное: учитель. Тот самый учи- тель, который в советское время был не просто транс- лятором информации, но прежде всего воспитателем. Занятно, но не так давно на самом высоком уровне снова заговорили о том, что школа должна не только давать знания, но и растить патриотов, ответственных и неравнодушных граждан. Вопрос в одном: кто и как будет этим заниматься? Можно, конечно, вы- делить огромные гранты на разработку новых сверхсо- временных педагогических методик. Можно придумать какие-нибудь педагогиче- ские «нанопроекты», за- тратив кучу бюджетных денег. А можно всего лишь внимательнее всмотреться в совсемнедалекое прошлое. И в этом отношении недав- няя история нашей области удивительна. Во второй по- ловине двадцатого века у нас появились один за другим поистине уникальные педа- гоги: Москаленко, Шмаков, Казанский. Но... «нет пророков в своем Отечестве». И все- таки, слава Богу, есть люди, которые не только береж- но хранят их память, но и изучают их идеи. Вот как моя собеседница, препода- ватель ЛГПУ ЛюдмилаШо- пина , закончившая книгу, где постаралась обобщить до сих пор еще не до конца оцененный липецкий педа- гогический опыт. Генераторы новых идей — Нам ведь последние два десятилетия настойчи- во внушают: пришло время новых людей. Стало быть, прежние педагогические си- стемы без надобности. Про Москаленко я вообще где- то прочитала, что его опыт не мог быть распространен, поскольку носил исключи- тельно личный, личностный характер. — Никак не могу согла- ситься с этим. Открытия и Москаленко, и Шмакова, и Казанского, их методики никуда не исчезли — они продолжают жить и творче- скиразвиваться в деятельно- сти самых разных учителей в разных уголках России. Потому что ни один из вы- дающихся педагогов, рабо- тавших в регионе, не был засушенным кабинетным ученым-буквоедом. Они не создали каких-то жестких систем, где шаг влево, шаг вправо «караются расстре- лом». Они были генерато- рами творческих идей, где слово «творческий» являет- сяключевым. Какжеможно говорить, что методика Мо- скаленко могла «работать» только у него? В те годы в Липецк приезжали педагоги со всей страны, чтобы побы- вать на его уроках. Заметьте: приезжали за свой счет. Другое дело, что далеко не каждый учитель внутренне готов пользоваться этой ме- тодикой… —Почему? Это слишком сложно или вообще не впи- сывается в нынешние пред- ставления о педагогике? — Тут трудно ответить однозначно. Для одаренно- го, неравнодушного учителя гораздо сложнее изо дня в день заниматься натаски- ванием к ЕГЭ. С другой сто- роны, как у нас привыкли? Тишина в классе, никаких реплик с мест, никто не мешает монологу учителя. А Москаленко придумал «птичий базар», когда каж- дый мог с ходу высказать пришедшую ему мысль. Константину Александро- вичу важно было сотвор- чество всех, кто находится в классе. Ему важно было не «запихнуть» в детскую голову готовые знания, а подтолкнуть школьника к самостоятельному, пусть самому маленькому откры- тию. Его даже упрекали: мол, он вынуждает школь- ников заново открывать теорему Пифагора или за- коныНьютона. А он учил их мыслить. Что самое главное: дети с восторгом воспри- нимали москаленковский метод! Согласитесь, тут даже гадать нелепо, как может такой подход сочетаться с подготовкой к ЕГЭ. Давайте лучше спросим себя: а каки- ми мы хотим видеть наших будущих выпускников? — Москаленко превыше всего ценил на уроках твор- ческую свободу. Но вспом- ните, какойнампоказывают на телеэкране современную американскую школу — там ведь тоже такой разгул свободы… — …и эта свобода аб- солютно противоположна москаленковской! Амери- канский вариант: педагогу и в школе, и даже в колледже важно не столько увлечь, сколько развлечь учеников, подыграть им, опустившись до них. А Константин Алек- сандрович, напротив, ста- рался поднять ребенка, под- ростка до своего уровня. Он не развлекал, он вовлекал в процесс познания, откры- тия. А ни познание, ни но- вые открытия без настоящей свободы невозможны. Школа всесоюзного значения — В своей книге вы объ- единяете несколько выдаю- щихся педагогов понятием «липецкая школа». Но идеи Москаленко, Шмакова, Ка- занского были очень разны- ми. Да и работали эти люди в разных направлениях… — С формальной точки зрения, возможно, это и так, и строго научно говорить о единой педагогической школе неправомерно. Но все они исповедовали общий постулат: ребенок должен быть счастливым.Москален- ко хотел, чтобы дети были счастливы на школьных уроках, Сталь Анатолье- вич Шмаков стремился к тому же, занимаясь детским досугом. Здесь же корни игровых технологий Олега Анатольевича Казанского. Одна из его книг, между прочим, называется: «Педа- гогика как любовь». Ив этом смысле липецкий опыт един. Он не имеет ничего общего с сухими методиками, рож- денными в академических кабинетах. — Честно говоря, я была в шоке, когда стала про- сматривать в Интернете материалы о всесоюзном пионерском лагере «Орле- нок»: ни в одном из них не упоминалосьимяСталяАна- тольевичаШмакова!Думаю, и в Липецке сегодня мало кто знает и помнит, что он был создателем и разработ- чиком концепции этого все- мирно известного детского центра, что именно Шмако- ва называли «всесоюзным пионервожатым». Что же мы за люди, если так легко отказываемся от того, чем должны были бы гордиться, что должныразвивать ипро- должать? — Ну да, а потом начи- наем срочно придумывать какие -то региональные «бренды», вместо того чтобы просто освежить собствен- ную память. Рассказывать о СталеАнатольевиче нелегко, потомучто сразувспоминает- ся масса историй, эпизодов, примеров. Вот хотя бы та- кой факт: у Шмакова была практически стопроцентная эффективность в работе с юными правонарушителя- ми. Он очень тонко чувство- вал детскую душу. Трудно себе представить, но именно Шмаков сумел покончить с подростковойпреступностью в Сокольском районе. Как он это сделал? Разослал всем юным «главарям» письма: «Если ты не трус, приходи к ДК и приводи с собой при- ятелей». В каком-то смысле — провокация. А в клубе пацанов уже торжественно встречали девушки-комсо- молки, уже шло собрание созданного Шмаковым дет- ско-юношеского клуба, где любоймогнайтисебе занятие по душе. И вот эти «труд- ные» подростки потянулись к Сталю Анатольевичу, по- верили ему. А вот как он опять-таки добился того, что они прямо-таки мечтали служить в армии? Конечно, эторедкий, исключительный педагогический талант. Но все-таки осталась и сама ме- тодика Шмакова, его опыт, ученики. — Не будем, однако, за- бывать, что сейчас дети дру- гие. А вдруг тот опыт все же устарел? — Так ведь те методики изначально подразумевали постоянное развитие. Неко- торые векторыили элементы их до сего дня используются педагогами и дают прекрас- ные результаты. А кому-то наследие того же Шмакова или Москаленко представ- ляется несовременным хотя бы потому, что напрочь раз- рушает пресловутую «пира- миду потребностей»Маслоу: потребность в общении, об- мене добрыми чувствами, в сопричастности великим делам страны оказываются для молодежи выше потреб- ности в комфорте, пище и защищенности. Причем эта модель поведения «работа- ет» у них во всехжизненных ситуациях. Защищая чужое имущество от бандитов, погиб один из самых яр- ких вожатыхшестидесятых годов липчанин Вячеслав Байрачный. Амог быпройти мимо преступников, вскры- вавших чей-то гараж, не ввязываться в конфликт. Инспектор по делам несо- вершеннолетних Валентина Белова — свидетель тесного сотрудничества Липецкого педагогического института и органов защитыправопоряд- ка вплоть до девяностых го- дов минувшего века. О том, чтобы отказать в помощи милиции, среди студентов не могло быть и речи. Они по трое сутокмогли находиться в засаде, чтобы обезвредить правонарушителей. Гово- рить о личной безопасности было неприлично. Дело Шмакова живет — А современные при- меры есть? — Пожалуйста. В Кур- ской области живет предан- ный последователь Сталя Анатольевича. Он органи- зовал подростковый лагерь, куда мы были приглашены. Видели бы вы этот лагерь: бедность, старые, обветша- лые корпуса. Но! Путевки в него не достать, потому что жизнь там строится по прин- ципам Шмакова. И ребята счастливы. У них обязатель- но проводится «День Шма- кова» с вечерними посидел- ками у костра. И существует традиция под названием «свободный микрофон»: ребята выходят и при всех просят прощения у тех, кого когда-то обидели—у друзей, родителей, бабушек-деду- шек, признаются в каких-то своих дурных поступках. Сами. Без принуждения. Вот что происходит с детьми за двадцать один день смены в лагере. Что бы там ни ут- верждалМаслоу, а не хлебом единым жив человек... — А как все это согласо- вать с установками молоде- жи на лидерство? — Лидерство лидерству рознь. Олег Анатольевич Казанский тоже считал, что педагогу ориентироваться надо прежде всего на са- мых талантливых и самых увлеченных, а все осталь- ные начнут подтягиваться. Если лидерство понимать как успешную карьеру, то все окружающие — твои соперники и конкуренты. А Казанский с одаренными детьми и студентами созда- вал такую удивительную, опятьже, творческую атмос- феру, что в нее неизбежно начинали вовлекаться даже те, кто не блистал особыми талантами, — так она была притягательна и заразитель- на. — Как вы объясните то, что практически в одно вре- мя в Липецке появилась це- лая плеяда замечательных педагогов? — Только одним — был социальный заказ, заказ государства, заказ обще- ства. Система образования выходила на какой-то иной, совершенно новый уровень. И тогда пришли все эти люди. Такие, как они, есть и сейчас. Их надо только позвать. ПОДВИЖНИКИ | Работники культуры отмечают свой праздник Талант, как родник, к свету пробьется Сергей Малюков Звуки духового оркестра разносились по всему зданию, создавая празд- ничное настроение. Звонкие трубы блистали медью, нежно пели флейты, басил кларнет... Что бы ни играли в этот день музыканты— всё звучало великолепно, с задором и душой. — Артист должен всегда быть готов поделиться ра- достью со зрителем, иначе зачем выходить на публи- ку, — уверен руководитель духового оркестра Липец- кого областного колледжа искусств имени Игумно- ва, заслуженный работник культуры России Василий Самарин. — Испокон веков духовая музыка звучала в самые торжественные мо- менты в жизни человека. Мало кто знает, что первый духовой оркестр в России организовал Пётр I. Даже сейчас, в век цифровых тех- нологий, никакая самая мощная электронная запись не сравнится по эмоцио- нальной силе с «Прощанием славянки». Духовым оркестром кол- леджа Василий Самарин ру- ководит с 1990 года. Оркестр с равным успехом и удоволь- ствиемиграетЧайковского и бравурныемарши, концерты для флейты с оркестром и популярные мелодии. — Нельзя, чтобы куль- тура духовой музыки оста- лась в прошлом, — говорит дирижер. — Все, кто слы- шит нас, понимает — это живое, родное, настоящее искусство. Вармииоркестры по-прежнему в почёте, а на гражданке всё сложнее. В моде иные ритмы, да и зар- платы у музыкантов — слё- зы. Но молодые ребята к нам приходят, что не может не радовать. На Дельфийских играх наши ученики взяли немало призовых мест, зна- чит, у ребят есть желание стать хорошими музыкан- тами. Растёт достойная сме- на, не зря работаем. Сейчас готовим новую программу к 55-летию колледжа. А к 100-летию Тихона Хренни- кова обязательно разучим его произведения. Пусть липчане порадуются хоро- шей музыке. Василий Самарин и его музыканты щедро дарили праздничное настроение культработникам, оказав- шимся в непривычной для себя роли зрителей на тор- жествах в областном Центре культуры и народного твор- чества. Более пяти сотен биб- лиотекарей, художников, артистов, худруков и других представителей многоты- сячной армии тружеников отраслиждалимногочислен- ные поздравленияи большая концертная программа. — Вы очень увлеченные, преданные душой своему делу люди, — обратился к залузаместительглавыадми- нистрацииЛипецкойобласти ДмитрийМочалов.—Делать жизнь каждого из нас ярче и интереснее, нести в мир свет и добро, работать, когда все остальные отдыхают, — очень непростая задача, с которой выпрекрасно справ- ляетесь. Разрешите от лица главы области Олега Петро- вича Королёва передать вам искреннюю благодарность за ваш нелегкий труд. Пусть счастье и добро навсегда по- селятся в ваших семьях. — Эта непростая, но очень интересная профессия объединила самых разных людей, — подчеркнула на- чальник областного управ- ления культуры и искусства Татьяна Горелова. — Ва- шими стараниями липчане становятся духовно богаче. Среди работников культуры сегодня немало ветеранов и людей средних лет, от всего сердца благодарю вас за верность своему долгу. Дельфийские игрыи творче- ские конкурсы показывают, как много у нас одарённых детей, растёт прекраснаямо- лодёжь, которая, надеюсь, скоро придет вам на смену. Спасибо, что поддерживае- те нашу культуру на такой высоте. К теплым словам по- здравлений присоединились депутат облсовета Лариса Ксенофонтова и председа- тель профсоюза работников культуры области Клавдия Копенкина. Большая группа луч- ших культработников на празднике удостоилась государственных и ведом- ственных наград. С творче- скими подарками для них выступили лауреаты об- ластных и всероссийских Дельфийских игр, учащи- еся областного колледжа искусств имени Игумнова. Сегодня у любителей куль- туры и искусства огромный выбор. В области работают 490 клубов, 516 библиотек, более 130 сельских и му- ниципальных киноустано- вок, 26 музеев, областные, муниципальные и частные картинные галереи и вы- ставочные залы, 38 музы- кальных и художественных школ, 2 колледжа искусств, 4 профессиональных театра, 3 концертные организации. В учреждениях дополни- тельного образования сферы культуры обучается более 14 с половиной тысяч детей. Более 57 тысяч человек заняты в различных твор- ческих клубах. Свыше пяти тысяч человек трудятся в областной сфере культуры и искусства. Областная целевая про- грамма «Развитие и сохра- нение культуры Липецкой области на 2009—2013 годы» позволила провести охранные и реставрацион- ные работы в Доме-музее Г. В. Плеханова и «Кинотеатре Унион» в Липецке, здании колледжа искусств в Ельце, Доме Игумнова в Лебедяни. Из федеральной программы по сохранению объектов культурного наследия вы- делены средства на продол- жение реставрации водона- порной башни конструкции инженераШухова и усадьбы Нечаевых-Мальцевых в селе Полибино Данковского рай- она, обелиска Петру I в Ли- пецке, Владимирской церк- ви в селе Баловнево Данков- ского района. Вфеврале 2013 года глава администрации области Олег Королев ут- вердил «дорожную карту», определяющую механизмы повышения эффективности сферы культуры Липец- кой области. А это значит, что учреждения культуры станут ещё доступнее для жителей. Труд культработника — это не только аншлаги в престижных залах, роскош- ные выставкии грандиозные концерты. Это в первую оче- редь повседневная, может быть не слишком заметная со стороны, но такая нужная работа в маленькой библи- отеке или клубе. Именно на ней и держится всё. Су- пруги Нина Николаевна и АнатолийПавловичЗверевы больше полувека работают в скромном клубе на станции Хворостянка Добринского района. И в своём селе се- мейный дуэт известен не меньше телезвёзд. Ещё бы, за полвека Зверевы воспи- тали в клубе сотни талантов. Эта пара не привыкла сидеть без дела. — В День Российского флага или День пожилых людей на улицу выходят и стар и млад, все общают- ся, поют любимые песни, — рассказывают культра- ботники. — Объединять людей — в этом великая сила культуры. Недавно, на Широкую Масленицу, под гармошку всё село обошли, дружно всем миром прово- дили Зиму. А сейчас гото- вимся отметить 60-летие Липецкой области. Уже под- готовили юбилейную про- грамму, будем показывать её по всему району. Что ж, когда есть такие подвижники, готовые рабо- тать не за огромные гонора- ры, а по зову сердца, потому что не умеют по-другому, за нашу культуру можно быть спокойным. ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото ТамараФ. Девочке уже три- надцать лет. Любит читать Пушкина, Есенина, Пришвина. Занимается в художественной студии, неплохо поет и танцует. Стараетсяхорошо учиться, хотя не все предметы любимы. Близкие у воспитанницы детского дома есть. Но никто ее не навещает. Мама, когда-то лишенная родительских прав, умерла. А Тамара так хотела ей помочь, став взрослой. Дима К. Светловолосому крепкому парнишке тоже три- надцатьлет.Учитсявкадетском классе. Дисциплинированный. Всегда ответственно относится к поручениям. Учится хорошо, хотя по некоторым предметам, как сам признается, хотел бы подтянуться. Иначе трудно бу- дет сбыться мечте: поступить в высшее военное учебное за- ведение. Дима с удовольствием по- могает взрослым и детям. Активно занимается спортом. В семьюхочет, хотяи стесняется об этом говорить. УДимыдва младших брата. Один из них живет в детском доме, другой —в семье. Где икогда они соберутся вместе—для подростка очень серьезный вопрос. Костя К. Ему исполнилось двенадцать лет. Свой день рож- дения он встретил в загородном оздоровительном лагере. По- здравить его, кроме друзей- детдомовцев, воспитателей и старших брата и сестры, было некому. Самые близкие ему люди тоже выросли в детском доме, но на ноги еще не встали. Хорошо, что ребята не забывают друг о друге. Самая большая Костина мечта — попасть в хорошую семью. Совестливый, не задиристый. Занимается в духовом оркестре, все больше внимания уделяет спорту. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ И ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ Константин Москаленко. В кругу друзей. Сталь Анатольевич Шмаков крайний справа. Олег Казанский. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz