Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Страница выходит по благословению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона Ведущие страницы Сергей Кибальниченко и Александр Хаустов Д орога к Храму РАЗЪЯСНЯЕТ ВЛАДЫКА Покаяться через... Интернет? На одном из липецких сайтов появилась информация, будто бы теперь через Интернет можно заказывать таинства, вплоть до венчания и пострига в монахи. Якобы и у нас в епархии есть приход, где готовы принять подобные заявки. Неужели это возможно? За разъяснениями мы обратились к Владыке Никону, архиепископу Липецкому и Елецкому. Вот что он рассказал: —РусскаяПравославная Церковь отрицательно относится к подобным публикациям в Интернете. И вот почему. Выкладывать такую информа- цию на сайт может либо человек очень далекий от Право- славия и совершенно несведущий в церковнойжизни, либо недоброжелатель, а то и откровенный провокатор, пытаю- щийся разжечь ненависть к духовенству. Дело в том, что в Таинствах Церкви нельзя участвовать на расстоянии. Раз- ве можно заочно крестить младенца или совершить венча- ние вне храма? Реально ли через Интернет исповедоваться, принимать Святые Дары? Конечно же, нет. Единственное, что практикуется, так это через мона- стырский сайт заказать поминовение о здравии или упоко- ении, чаще всего— сорокоуст. Такое исключение допуска- ется, поскольку у человека не всегда бывает возможность приехать в обитель, находящуюся в другом городе или в другом регионе, чтобы помолиться за себя и своих близких. Но в любом случае Интернет никогда не заменит посещение монастыря или православного храма. СУББОТА , 23 МАРТА 2013 № 57 (24435) ПАСТЫРЬ | Отцу Нектарию довелось встретиться с удивительными подвижниками И стал философ монахом Сергей Кибальниченко Иеромонах Нектарий (Добронос) не любит вспоминать о мирской жизни. В прошлое для него безвозвратно ушли и учеба в Ленинградском университете, и увлечение утон- ченной философией, и работа социологом. Яркое впечат- ление оставила лишь встреча с сокровищницей русской религиозной мысли, произошедшая на изломе восьмиде- сятых годов, когда в нашей стране пробудился интерес к наследию Павла Флоренского, Сергея Булгакова, Семена Франка, Владимира Соловьева. Именно в то время на прилавках книжных магазинов и в «толстых» журналах начали появляться их труды, пленявшие красотой стиля и заставлявшие всерьез задуматься о духовной стороне жизни. — Кого из моих знако- мых заинтересовала русская религиознаяфилософия, тот стал отзывчивее и добрее, — вспоминает отец Некта- рий. — Это наблюдение усилило во мне пробудив- шийся интерес к правосла- вию. Промысел Божий при- вел меня на исповедь к про- тоиерею Иоанну Миронову, который в то время служил в храме во имя великомуче- ницыЕкатеринына окраине Санкт-Петербурга. Уже тог- да со всех уголков огромного города к нему приезжали люди, томимые духовной жаждой. Он всегда находил возможность поддержать человека, стремящегося идти путем Христовым. Встреча с отцом Иоанном во многом предопределила дальнейшую мою жизнь. Отец Нектарий с неиз- менной теплотой отзывается о первом своем духовном наставнике. Как следует из его рассказа, в далекое по- слевоенное время Ивана Миронова благословил на пастырское служение свя- той преподобный Серафим Вырицкий, имевший дар предвидеть будущее. И по сей день митрофорный про- тоиерей Иоанн, в позапро- шлом году отметивший 85-летие, верен главному своему призванию. Он вы- ступает с проповедями в радиопередачах и приход- ской газете, помогает жерт- вам сектантов, наставляет многочисленных духовных чад. Любимого всеми ба- тюшку связывала долгая дружба с другим прозорли- вым старцем — Николаем Гурьяновым. Иоанн Миро- нов часто посещал крохот- ный остров на Псковском озере, где прославленный подвижник почти полвека служил настоятелемнеболь- шого храма. ОтцуНектарию посчастливилось участво- вать в нескольких таких поездках, оставивших глу- бокий след в его сердце. — Молитвами моего на- ставника я укреплялся в вере, — продолжает свой рассказ иеромонах. — В 1995 году отец Иоанн одо- брилмоежелание посвятить жизнь Христу, благословил нести послушание в Опти- ной пустыни. Здесь Господь даровал мне встречу с буду- щим духовникомпатриарха Кирилла. Старец Илий спе- циально приехал с Афона, чтобы восстанавливать при- шедший в запустение в годы советской власти мона- стырь. Постриг я принял только в 2005 году в Задон- скомРождество-Богородиц- ком монастыре. Моим ду- ховным отцом сталВладыка Никон. Наша встреча с отцом Нектарием проходила в его келье, изумившей скромно- стью своего убранства. Ни- чего лишнего, только стол, кровать, шкаф да несколько стульев. В правом углу — лик Спасителя, необъясни- мо притягивающий взгляд. —Афонскиемонахиучи- ли, что для уединенной мо- литвы нужны одна — две иконы, — пояснил собесед- ник. — В противном случае ум будет рассеиваться, по- стоянно перемещаясь от од- ного образа к другому. Единственной «роско- шью», которую мог позво- лить себе иеромонах, была духовнаялитература.Книги украшали не только пись- менный стол, они аккуратно были расставлены даже на висевшей у входа полке, предназначенной для голов- ных уборов. Читает отецНектарий по обыкновению с карандашом в руке. Старательно выводя каждую букву, он выписы- вает на отдельных листах, а иногда и на форзаце полю- бившиеся мысли. Среди красиво изданных томов в глаза бросилась небольшая брошюра, которая, сразу видно, особенно дорога хозя- ину. В ней, оказалось, опу- бликована беседа с протоие- реем Иоанном Мироновым. Богатая библиотека помога- ет её владельцу достойно выполнять возложенное на него послушание — совер- шать богослужение в сосед- нем Богородице-Тихонов- ском женском монастыре. Иеромонах не ограничи- вается только покаянными и благодарственными мо- литвами, которые перед приходом в храм обязан прочитать каждый священ- ник. Отец Нектарий внима- тельно изучает творения святых отцов, тщательно продумывая каждуюфразу, которую скажет во время проповеди. — Словом можно укре- пить человека, вдохновить его на искреннюю молитву, —утверждает он.—Так что ккаждойизреченноймысли надо подходить очень ответ- ственно. Главнымже призванием каждого человека, посвя- тившего свою жизнь Богу, была и остается молитва — за себя, за духовно близких людей, за грехи мира. На- чинающиймонах обязатель- но должен ежедневно читать так называемую «пятисот- ницу». Она включает в себя молитвы к Господу Иисусу Христу, Богородице, анге- лу-хранителю и всем свя- тым. Отец Нектарий несет куда большую нагрузку. Но об этой, сокровенной, сторо- не жизни в монастыре не принято говорить. В нашей беседе иеромонах ограни- чился лишь словами старца Илия: «Молись не ленись». — Душа быстро загряз- няется и быстро очищается, —делится своими мыслями отец Нектарий. — Главное —не проявлятьмалодушия, всего себя отдавать служе- нию Богу. И тогда душа наша уподобится гуслям, на которых человек возносит хвалу Творцу. Но лучше об этом сказать словами про- рока Давида: «Прославляй- те Господа на гуслях, на псалтири десятиструнной играйте ему» (Пс. 32:2). К этому и должен стремиться каждый монах. 6 ЛИПЕЦКАЯ газета ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ С МЛАДЫХ НОГТЕЙ «Зернышки» духовности и нравственности В Центральной городской детской библиотеке имени Михаила Пришвина состоялись литературные духовно-нравственные чтения «Зернышки». Мероприятие прошло очень интересно, увлекательно, познавательно. На выставке «Школа доброты: православ- ная книга» для гостей были представлены книги, газеты, журналы, диски о православной вере, святых угодниках Божиих земли Русской, соборах и храмах, в том числе и нашего липецкого края. Ребята особенно внимательно слушали выступление настоятеля Никольского храма села Плеханово иерея Александра Левчука. Думается, что боль- ше всего запали в детские души слова священника: «Выи- грывает не тот, кто самый здоровый и самый сильный, а тот, кто правильно проживает жизнь—с Богом, с добрыми сказками, верными друзьями и хорошей книгой. Помогай- те друг другу». Приятным сюрпризом стали подарки для всех участни- ков вечера—сборники духовных рассказов, назидательных историй «Легенды о Христе», «Незабудки», «Бегство в Египет», изданных по благословению Святейшего Патри- архаМосковского и всеяРусиКирилла в рамках программы «Народная книга». НАШЕ РАССЛЕДОВАНИЕ | За веру , царя и … семь тысяч рублей «Целитель» из автосервиса Максим Ионов На улице Северной липецкого села Сырское находится поистине удивительный автосервис. В его мастерской ежедневно кипит обычная для подобных мест работа — починяются «железные кони». А вот в бытовке парал- лельно оказываются услуги совсем иного рода. Согласно тексту объявления, опубликованного в одной из город- ских газет, здесь «исцеляются все болезни, решаются любые семейные проблемы и снимаются наведенные на человека колдовские чары». При этом, как следует из текста той же «рекламки», все вышеназванные «чудеса» творятся не заклинаниями знахаря или чарами медиума, а… молитвами настоящего православного священника. Последнее обстоятельство особенно заинтересовало корреспондента «Липецкой газеты», который решил воочию увидеть, как вершит свой «Промысел» таинствен- ный «батюшка». «Объявление в газете? Не может быть!» Прежде чем отправиться на разведку, обращаюсь за помощью к иерею Христо- Рождественского храма го- родаЛипецка отцуАлексию Шумакову. Возможно ли, чтобы священнослужитель предлагал свои услуги с по- мощьюкоммерческойрекла- мы? — Этого не может быть в принципе, — отвечает отец Алексий. — Ни один свя- щенник никогда не скажет человеку: «Приходи ко мне лечиться» — и тем более не обратится с такимпризывом через газету.Людиприходят в храмыза исцелением толь- ко по собственной воле, дви- жимые верой в безгранич- ную милость Господа. Так было во все времена, что су- ществует Русская Право- славная Церковь. Зазывают же к себе только так называ- емые«целители», способные в лучшем случае просто по- лучить с человека побольше денег, а то и откровенно ему навредить. Впрочем, уже с первых минут телефонного разгово- ра с автором объявления убеждаюсь, что его это обсто- ятельство совершенно не беспокоит. — Моя деятельность не связана ни с Липецкой и Елецкой епархией, ни вооб- ще сМосковскимпатриарха- том, — слышу в трубке. — Действую по благословению Киево-Печерской лавры, относящейся к Украинской православной церкви, иВсе- российского центра право- славного целительства. Странно слышать это, ведь из любого открытого источника можно узнать, что Киево-Печерская лавра находится в ведении Укра- инскойПравославнойЦерк- ви Московского (!) Патриар- хата. Однако сомнения оставляю при себе и прошу собеседника, представивше- гося отцомИгорем, принять меня на излечение от целого букета болезней. Со времен поручика Голицына Увидев, что «домовый храм», в котором и соверша- ются «таинства исцеления», располагается в обычном автосервисе, испытываю чутьлинешок.Приходилось слышать о монахах, прини- мавшихстраждущихвпеще- рах или самообустроенных кельях, неоднократно видел, как больных избавляли от недугов в монастырях… Но чтобыв автосервисе, где бук- вально за стенкой жестян- щики орудуют над побывав- шейвДТПиномаркой,—это посильнее «Фауста» Гете. Однако у «отца Игоря» и по- добному факту нашлось вполне рациональное объ- яснение. —Первоначальнонаэтом месте я хотел построить реа- билитационный центр, — говорит он. —Но не хватило денег. Поэтому решил сдать помещение в аренду под ав- тосервис, а в однойиз комнат разместил «домовый храм». Площадь его невелика. В тесной бытовке с трудом по- мещаются стол, за которым восседает «батюшка», да старенькийдивандлястраж- дущих. На стенах висят ико- ны, на столешнице нетрудно заметить лампадку. Ну как нашему брату, закаленному Кашпировским, Чумаком и наслышанному о похожде- ниях Грабового, не убедить- ся в том, что он действитель- но попал в православное ме- сто? — Понимаю, что вы все еще сомневаетесь,—говорит целитель.—Еслипотребует- ся, могу предъявить вам до- кументы, удостоверяющие, что я действительно духов- ное лицо. И вот на представленной мне книжечке (точь-в-точь напоминающей родное жур- налистское удостоверение) нетрудно прочесть, что ее владелец Игорь Яцкевич в самом деле является диако- номРусскойИстинно-Право- славной церкви. Такая дей- ствительно существует в ряде регионов России, Укра- ины и Беларуси. Однако Русская Православная цер- ковь ее до сих пор не призна- ет. — Это белогвардейская церковь, — просвещает «отец»Игорь.—После граж- данской войны она не при- няла власти большевиков, а, сохранив верность царю и последнему патриарху досо- ветского периодаНикону (!), ушла в катакомбы. С тех пор существует автономно, не сотрудничая с Московским Патриархатом. Тот факт, что последнего «досоветского» патриарха все-таки звали Тихоном, Игоря Яцкевича не смутил, вследствие чего он и в даль- нейшем продолжил имено- вать святителя Никоном. — Если вас и документ не устраивает, расскажу и о том, какменяпытались про- верять люди из местной епархии, — продолжает «диакон». — Пришел чело- век под видом страждущего и тотчас принялся задавать мне разные вопросы. Но я-то коллегу сразу распознал. Убедил его в том, что лечу по православным канонам, а потом просто поговорили по душам и пришли к тому, что делаем общее дело. А церкви наши разделили по- литики. Заинтересовало меня и то, что на целителе вместо одежды православного свя- щенника была роба, в кото- рой куда сподручнее рабо- тать над тормозными колод- камивпомещении за стеной. — Я это специально де- лаю,—заметилэтоЯцкевич. — Вот представьте, что был быя сейчас в рясе…Ну разве получился бы у нас такой доверительный разговор? Вряд ли… Излечение по прейскуранту Анамнезы недугов, с ко- торыми я пришел к «диако- ну»Яцкевичу, его не особен- но интересовали. Быстро постановил, что все дело в «некоторых проявлениях бесноватости», и выразил готовность отчитать от этой напасти посредствомпсалма № 50. Прейскурант услуги достоин отдельного описа- ния. — В Киево-Печерской лавре от таких болезней от- читывают два монаха в тече- ние десяти дней, — говорит целитель. — Один читает днем, второй сменяет его но- чью. Каждому за труды по- лагается по 240 рублей. Ито- го выходит 480 на двоих. Умножаем на десять. Полу- чается четыре тысячи во- семьсот рублей. Помимо этого в стоимость лечения включается благотворитель- ныйвзнос, напримерна стро- ительствохосписаприКиево- Печерскойлавре.Обычно это две тысячи рублей. При этом деньги мне предписывалось перевести на банковскуюкарту, с кото- рой уже в Москве их должен был снять некий «отец Па- вел». Кстати, по словам Яц- кевича, этот его московский коллега пользуется большой популярностьюу знаменито- стей. Его услугами якобы пользуются Иосиф Кобзон, ЛаймаВайкуле иАлександр Буйнов. Но вернемся к расчетам. Арифметика получилась сколь нехитрая, столь и за- путанная. При чем здесь киево-печерские монахи, если сама отчитка соверша- ется в липецком автосерви- се? Зачем «диакон» Яцке- вич считал сразу за двух монахов? Неужели он экви- валентен им по целебной силе? И почему деньги идут не прямиком в Киев, а в Мо- скву? Узнать это у самого целителя так и не удалось. — Что это вы слишком много вопросов задаете? — раздраженно ответил он. — Вы же излечиться хотите, как я понимаю… После этого вопросы от- пали сами собой, какижела- ние впредь обращаться к данному целителю. Если действительно выпадут на мою долю проблемы со здо- ровьем, пожалуй, схожу к врачу и причащусь в одном из липецких храмов. А в ав- тосервисе, пожалуй, лучше отремонтирую автомобиль. P. S. После беседы с «диако- ном» Яцкевичем автор этих строк сделал запрос в канце- лярию Киево-Печерской лавры и поинтересовался, знают ли там о существова- нии такого целителя. Отве- том стало емкое и лаконич- ное «нет». Информация к размышлению Владыка Никон , архиепископ Липецкий и Елецкий о лжецелителях : « Церковь негативно относится к всевозможным экс - трасенсам , знахарям и колдунам . Православные обра - щаются за лечением душевных и телесных недугов в храмы и монастыри . У Церкви достаточно методов для исцеления души и тела . Это — исповедь и причастие , соборование , молебны о здравии . Люди же , которые идут к лжецелителям , не получают выздоровления , а , наоборот , наносят непоправимый вред своей душе ». ВЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬ Помогут исповедь и молитва На вопросы читателей отвечает клирик Никольского храма г. Липецка протоиерей Иоанн Гординский Один мой знакомый крайне неуравнове- шен. Вроде бы и кре- стик нательный но- сит, и, пусть редко, храм посещает. При- ступы агрессии, тем не менее, следуют один за другим. Мо- жет, этого человека в монастырь стоит сводить, чтобы его «отчитали» и изгна- ли бесов? Татьяна Михеева, г. Липецк. — Каждому православ- ному священнику не раз приходилось сталкиваться с такими людьми. Пробле- мы у них могут быть из-за того, что редко посещают православный храм. Помню такой случай, произошед- ший в то время, когда я служил в храме Казанской иконы Божией Матери в селе Путятино Добровского района. Приехал парень из Москвы в гости к родствен- никам, вот бабушка и угово- рила его пойти на богослу- жение, причаститься. Во время чтения Евангелия у столичного жителя неожи- данно подкосились ногии он повалился на пол. Парня вывели на улицу, окропили святой водой, и к нему бы- стро вернулось сознание. После богослужения моло- дой человекменя спрашива- ет: почему так произошло? Я объяснил, что он, по всей видимости, редко бывает на службе в храме, потому и душа требует очищения от накопившихся прегреше- ний: через исповедь, при- частие, соборование и дру- гие церковные таинства. Он согласился, а заодно пове- дал про частую смену на- строения, нервные срывы. Через год мы с ним снова встретились. Оказалось, что парень, последовав мое- му совету, стал регулярно посещать храм. «Часто нервничаешь теперь?» — спрашиваю. В ответ он улыбнулся: «Да практиче- ски никогда!». Вот такая история. Что касается одержи- мых нечистыми духами, то таких людей, в самом деле, отчитывают в некоторых монастырях и храмах, в том числе и у нас в Задонске. Но все-таки, согласитесь, если человек спокойно носит на- тельный крестик, посещает храм, исповедуется и при- чащается, то дело здесь не в одержимости, ибо бесы не переносят церковных та- инств. Вывод, значит, про- стой: надо вашему знакомо- му больше молиться, про- сить о помощи Господа, Пресвятую Богородицу, святых угодников и ангела- хранителя. Не возбраняется обратиться за помощью и к опытному врачу, Церковь ведь не отрицает медицину. * * * В воскресный день по- ставила в храме свеч- ку и ушла домой. Но мне сказали, что от- стоять надо целую службу. Как все-таки Церковь советует проводить воскрес- ный день? Анна, студентка, г. Елец. — Действительно, свя- щеннослужителям часто приходится наблюдать та- кую картину. Человек за- бежал в храм, поставил свечу, перекрестился и ушел. Конечно, по церков- ным канонам это непра- вильно . Православные обычно посвящают воскрес- ный день молитве в храме. Еще накануне, в субботу, они приходят в церковь на вечернюю службу. А в вос- кресенье обязательно уча- ствуют в Божественной Ли- тургии. Верующие люди находят время и на домаш- ние, утренние, вечерние молитвенные правила, и на чтение духовной литерату- ры, и на дела милосердия. Именно так должны посту- пать православные христи- ане, тем более сейчас, когда начался Великий пост. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz