Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
П осле двенадца- тичасовой суе- ты дежурный редактор устало пишет на полях каждой страни- цы: «В печать». За окнами редакции давно стемнело. Он идет к автобусу, невольно перебирая в памяти возможные упущения, при- кидывая, как будут смотреться фотографии на первой полосе и обратит ли читатель внимание на маленькую острую заметку на второй—ведь ради нее при- шлось в последнюю минуту все переверстывать, чтобы не откладывать публикацию на завтра. А наутро вновь начинается круговерть. И дежурному по номеру, и ответсекретарю с его небольшой мобильной коман- дой, как быпоздно ни закончи- лись вчерашниеихтруды, надо все равно успеть на планерку и с тем же азартом браться за новыйвыпуск.Иногдаимдаже кажется, что они вообще не уходили с работы, а просто без паузыпереключились с одного номера на следующий. Так продолжается девя- носто пять лет. Да, меняются технологии набора и верстки. Сравнивать то, как работали первые наборщики, вынимая по металлической буковке из деревянного ящика, разде- ленного на маленькие отсеки, и составляя из этих буковок строчки, с компьютерами так же смешно, как скрипучую телегу с «Мерседесом» или «БМВ». Но главное осталось неизменным. Страсть и тем- перамент газетчика. Его вера, что слово в газетных колонках необходимо, весомо, иногда спасительно, что и в эпоху Интернета людиждут правды, искренности, исповеди, про- поведи, достоверного знания о происходящемвмире, в стране и на соседней улице. Главный В о з в р аща я с ь к театральным па- раллелям: глав- ный редактор и главный режис- сер, в сущности, выполняют одну миссию — объединяют и на- правляют к общей цели десят- ки отнюдь не самых послуш- ных, имеющих на все на свете свой собственный взгляд, твор- ческих, талантливых людей. Говорят, главреж не может не быть, вернее — обязан быть диктатором. Иначе ничего не получится, не сложится. А главный редактор? Во о бще - т о нынешний «главный»«Липецкойгазеты» Александр Царик на диктато- ра не похож. Планерку ведет, не повышая голоса, не давит, охотно подхватывает чью-то шутливую реплику, готов вы- слушать разные предложения — и принять, коли они того стоят, пусть поначалу сам он и думал иначе. Но не сомневай- тесь, господа: потребуется—и он исподволь, без демонстра- тивной жесткости и нажима, вырулит туда, куда считает необходимым. Может, дело в том, что Александр Николаевич по образованию историк, даже кандидат исторических наук? А история учит терпимости и мудрости, взвешенному, акку- ратному отношениюкфактам, поступкам, оценкам. Историк хорошо знает, чем оборачива- ются самоуверенность, неум- ное упрямство, пренебрежение чужим мнением. В нашей редакции были очень разные «главные». Каж- дая эпоха выдвигала тех га- зетных режиссеров, которые максимально соответствовали запросам времени. К примеру, в 1918-м, когда прародитель- ница «Липецкой газеты», называвшаяся «Известиями Липецкого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов», едва появилась на свет, ее редактировала пла- менная революционерка, аги- татор, большевичка аж с 1912 года Ольга Вейланд. К тому моменту у нее уже был своео- бразныйжурналистский опыт — она выпускала фронтовую газету «Вперед». А спустя годы отнюдь не слишком уютное, пусть и мяг- кое, редакторское кресло за- нимали не менее колоритные люди.Но сегодняречьне оних. Универсальные солдаты К ажется, амери- канцы сделали заключение: га- зета жизнеспо- собна, если на каждую тысячу читателей при- ходится один репортер. Раз- умеется, не считая всех прочих —очеркистов, фельетонистов, колумнистов, аналитиков- публицистов, людей, работа- ющих с читательской почтой и посетителями, и так далее. То есть в «Липецкой газете» должно было бы трудиться как минимум два десятка ре- портеров, чтобы успеть всюду и рассказать обо всем, что интересно разным категориям подписчиков. Но такой роскоши редак- ция позволить себе не может. Поэтому журналисты ее на все руки мастера: надо будет — роман сочинят, а потребуется — полсуток потратят, чтобы добыть факт для тридцати- строчной заметки. И, пред- ставьте, успеют все, ничего не упустят. Хотя на планерках иной раз и возникают вопросы, как «закрыть» самые важные события дня. — Где у нас Владимир Ми- хайлович?—бросает взгляд на пустующий стул главный ре- дактор.—Опаздывает, что ли? — Да нет, он уже уехал в Данковский район, там се- годня адмсовет, — подает голос зам. главного Владимир Грязнов. Он помнит все, прямо как в популярной телепере- даче: «Что? Где? Когда?». Он прочитал практически все материалы из папки ответсе- кретаря. Он уже прикинул, какие из них неотложные, а какие могут полежать. Он с ходу скажет, чем занимается любой из журналистов. И так- же уверенно посоветует, кому лучше поручить освещение уборочной страды или гастро- лей столичного артиста. Действительно, Владимир МихайловичПетров, редактор отдела экономики, отправился в путь еще до того, как рассве- ло. У него сегодня денек еще тот: побывать на администра- тивном совете, успеть пере- говорить с главой района, рас- спросить о подробностях у тех выступающих, кто покажется ему особенно интересным. А потом вернуться в редакцию, сделать информацию в номер и тут же приняться за более основательный отчет. Но ему не привыкать. Пет- ров пашет, как К-700 (впро- чем, теперь следует скорее всего говорить «пашет, как «Джон Дир»). Удивительно даже не это. ВладимирМихай- лович — прозаик, член Союза писателей. Он не только в од- ном номере публикует, случа- ется, по два-три немаленьких и непростых материала, но и находит силы работать над Время № 5-6/24383-24384/ 12 ЯНВАРЯ 2013 4 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Тот номер, который вы, читатель, вынимаете из почтового ящика или покупаете в газетном киоске, свежий, сегодняш- ний, только что из печатного станка, для журналистов уже вчерашний. Они делали его накануне. С утра до вечера, а точнее до ночи, планировали, что поставить на полосы, допи- сывали оперативные, с пылу с жару, репортажи и отчеты, спорили о заголовках, уточняли подробности событий, вме- сте с корректорами читали-перечитывали каждую строчку, выбирали снимки повыразительнее. И наконец склонялись над сверстанной страницей со смешанным чувством озабо- ченности и радости, как врачи-акушеры над новорожденным: все ли хорошо с малышом? Впрочем, сравнения тут могут быть разные. Рождение номе- ра — это как окончание военной операции, на которую дела- ется ставка для дальнейшего решительного наступления. Как спуск со стапелей корабля. Как премьера в театре. Прав- да, у газетчиков премьеры ежедневные. Без аплодисментов и цветов. И без малейшего шанса что-то исправить на втором или третьем спектакле. Как говорится, что написано пером... Девяносто пять лет повестями, рассказами, крае- ведческими эссе. На его счету — целая библиотека книг соб- ственного сочинения. — Так, стало быть, Петров занят,—озабоченно констати- рует Александр Николаевич. —А кто напишет о бизнес-ин- кубаторах? Сегодня это акту- ально. Ио чистой воде—на сей счет областная власть приняла очень важные решения. —Давайте поручим бизнес Манаенкову, —советует Гряз- нов. В этом есть резон. Виктор, как говорится, в теме. Чита- тели уже привыкли видеть его подпись под статьями о предпринимателях, об иннова- циях. Что же касается чистой воды, то тут карты в руки молодым —Марине Кудаевой или Елене Панкрушиной. — А если обойтись коро- тенькой заметкой? — спра- шивает ответсекретарь Ми- хаил Иванович Коноплев. Его можно понять: полосы не растянешь, все, что хочется, в один номер не втиснешь. —Да еслимыне расскажем о программе чистой воды, об этомникто не напишет,—объ- ясняет свою настойчивость «главный». — Ведь одно дело посмаковать факты, когда в селе не хватает хорошей, чи- стой воды, — тут охотников хоть отбавляй, и другое — по- казать, как власть намерена исправлять положение. В принципе, так и есть. По- зитив, надежда, информация о том, что делается, дабылюдям легче жилось, — это для боль- шинства СМИ «неформат». Проще говоря — скучища. Они ищут другое — сенсации, скандальчики, страшилки, чернуху, будь то пророчества о конце света, будь то тревожные сетования на недостаток воды. Доходит до анекдотов. Од- нажды замечательный танце- вальный ансамбль «Раздолье» вернулся после триумфальных гастролей по Испании иФран- ции. Артисты решили пора- довать земляков рассказом о поездке, о том, что публика, которой страшно понравились танцы липчан, ездила за ними из города в город даже через границу, чтобы еще и еще раз получить удовольствие от ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА, АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА, ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz