Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
“ Телеграмма в номер СЛОВО О ПРОФЕССИИ | Ради нескольких строчек в газете Главная книга Анатолия Баюканского Леонид Винников 16 декабря 2012 года Анатолий Борисович Баюканский отметил свое 87-летие. В честь этой даты близким дру- зьям и всем, кто поздравил его с днем рождения, писа- тель подарил книгу «Ради нескольких строчек в газете». Она — о журналистике и 65-летнем служении автора ее Величеству Газете. Да, он—писатель, и, как писатель, издал несколько десятков книг. А послед- нюю, где каждая строчка — о личных рабочих буднях, удачных, а пороюине очень, но зато памятных,— посвя- тил газете. Той хлопотливой работе, которая взяла его, как любимая женщина, в плен и не отпускает до сих пор. Которая и радость, и отчаяние (когда строчки не вытанцовываются!), и любовь, и счастье. Словом, дело, в котором всяжизнь… Я читал эту книгу в ру- кописи и за многие годы дружбы с Анатолием Бо- рисовичем почти наизусть выучил каждую новеллу, помещенную в сборнике. Потому что, прежде чем вы- носить содержимое книгина суд читателей, Баюканский чуть ли не каждый эпизод рассказал устно. С мельчай- шими подробностями. И читая ту или иную новеллу, я как наяву видел солдатика, одетого в про- дуваемую всеми ветрами шинелишку. В студеный мороз градусов под тридцать он на лыжах пробирался сквозь заснеженную саха- линскую тайгу неведомо куда. В редакции сказали: «Найди бойцов, которые аж с 39-го года сидят в ка- менных норах на берегах Татарского залива, охраняя его от возможных атак веро- ятного противника». И вот, проваливаясь по пояс в снег, юный корреспондент один межвековых деревьев, и ни- кого вокруг за сотни верст, и уже вечер, а в котомке только ломоть перемерзше- го черного хлеба — что же делать? И вдруг зашевелил- ся сугроб снега, и в черном отверстии открывшегося люка нарисовалось зарос- шее бородой лицо человека. — Ты кто? — спросило косматое страшилище. — А я корреспондент! — ответил перепуганный солдатик. С той зимней поры 1946 года Анатолий Баюканский тысячу раз произносил эти слова: «Я—корреспондент!» И гордился тем, что при- надлежит к неугомонному роду-племени журналистов. Шел он к этой профессии труднымидорогами.Дорога- ми, которые выпалина долю многих людей, рожденных в 20-е годы прошлого века. Он появился на свет и жил в Ленинграде, и не знал, что прекрасный город его дет- ства и юности станет местом невиданных бед и страда- ний. В блокаду вся семья Анатолия Баюканского, а это почти двадцать человек, погибла от холода и голода, а его дважды переправляли на Большую землю через Ладогу, по «Дороге жизни». В первый раз посчитали мертвым, и только случай спас юношу от могилы. Он выжил и пошел предназна- ченной ему стезей дальше. Воевал с японцами, служил на Дальнем Востоке. Им за- интересовались в редакции военнойгазетыипригласили на должность наборщика… * * * Уже в мирные дни Ана- толий сталкорреспондентом сахалинской молодежной газеты. В честь одного слав- ного события обком партии решил организовать пробег лыжников вокруг острова. В составе команды был и Баюканский. Это новелла о том, как надо выполнять приказ. «Умри, но выпол- ни!» И, стиснув зубы, лыж- ники идут сквозь метели и дожди, преодолевают сопки и тайгу… Наверное, и блокадный Ленинград, и суровыйСаха- лин, где однаждыАнатолия снова хоронили друзья по- сле шторма в океане (Баю- канский выполнял задание редакции в рыболовецкой бригаде, где погибли рыба- ки), были для журналиста серьезным испытанием ха- рактера. Мол, тебе предна- значена в жизни такая-то судьба, сможешь вытер- петь? Он смог. * * * Журналистика только внешне кажется профес- сией, которая завернута в праздничные одежды. Уже будучи в Липецке его при- гласили в обком КПСС, где секретарь по идеологии спросил: — Вы, кажется, пишете пьесу о Ксении Константи- новой? Не советую. — Но почему? — недо- умевал корреспондент. — Она наша землячка, Герой Советского Союза. — У нее отец — враг на- рода… И вышел корреспондент на площадь, носящую имя самого справедливого чело- века на Земле, — Ленина в смятении и растерянности. Как быть? Куда идти, что делать?И сделал единствен- но правильное. Продолжал писать пьесу. И, может, в качестве награды за стой- кость прозвучали слова все того секретаря-идеолога по- сле завершения спектакля «Сестра милосердия» на сцене Липецкого областного драмтеатра. — Ты знаешь, — ска- зал секретарь, оглушенный шквалом зрительских ова- ций и в адрес автора пье- сы, и в адрес отца Ксении, засыпанного цветами, и в адрес актрисы, блистатель- но воплотившей образ геро- ини, — ты знаешь, больше не приглашай меня на свои спектакли, у меня больное сердце… И, прижав ладонь к ле- вой стороне на заказ сши- того пиджака, секретарь ушел. Исполнять обязан- ности главного идеолога. НЕ подозревая о том, что в тот вечер главным идеоло- гом для шестисот липчан, смотревших спектакль, был не он, а корреспондент об- ластной газеты… * * * В этом качестве — ин- женера человеческих душ —журналист оказывался не один раз. Я читаюисториюо том, как Баюканский искал Володьку — смельчака-пу- леметчика, который в годы войны уничтожил около трехсот фашистских вояк и спас жизни сотен совет- ских солдат. Корреспондент искал гвардейской стати воина, а нашел миловид- ную женщину. Фельдшера Добровского лесхозаМарию Щербак. Она и была тем самым Володькой, которого ко- мандование представляло к званию Героя Советского Союза, да не удалась эта акция. По причине того, что воспылал страстью к пулеметчице один высоко- поставленный командир, да вместо ответной любви получил оплеуху и не смог побороть гордыню: отозвал документы на Героя из шта- ба фронта. И такое бывало… Не получила Мария Щербак высокой награ- ды, но мешками носили ей почтальоны на лесной кор- дон письма бывших фрон- товиков после выхода в свет в Москве 200-тысячным ти- ражом книги Баюканского «Ее звали Володька». * * * Одна за другой читаю новеллы, опубликованные в книге. В каждой частица жизни автора. А все вместе они — история советской журналистики. Сеепафосом и высоким предназначе- нием. С ее задачей верно и честно служить читателю. Рассуждая об этой стезе советских газет, в одном из своих рассказов Анатолий Баюканский сообщает, что в 70-80-е годы ХХ века за- нялся непростым делом — поиском забытых героев… Работая собкором об- ластной газеты в Ельце, он заинтересовался судьбой погибшего в 1919 году крас- ного комиссара Александра Вермишева. Для того, чтобы написать о нем вначале пье- су «Когда цветет вереск», а затем книгу «Песня остает- ся с человеком», журналист поехал в Армению, где на- шел родственников поэта и публициста и установил историю рода Вермише- вых. Липчанин встретился с сыном комиссара, внуком и его племянницей, извест- ной армянской поэтессой. Пьеса Баюканского была по- ставлена не только на сцене Липецкого драмтеатра. Она стала известна всему Совет- скому Союзу после того, как ее озвучили по всесоюзному радио в передаче «Театр у микрофона». С той поры вот уже 45 лет подряд за лучшие жур- налистские работы сотруд- ники СМИ нашей области получают премии имени А. А. Вермишева. С легкой руки Баюканского, по его инициативе… * * * Сегодня он пишет книги. Каждый день — по одной страничке. Не бросил этого занятия даже тогда, когда из-за болезни ослеп. Два года продолжалось заточе- ние во тьме, и за два года с помощью жены он сочинил три книги, которые, опра- вившись от болезни, он из- дал за собственный счет… И теперь на столе у него — заготовки для много- планового романа о судьбе России — «Соколиный по- лонез». Это будет очередная книга последнего липецкого журналиста-ветерана Вели- кой Отечественной войны. А предыдущая — о газетах и газетчиках, о жизни ради нескольких строчек — обя- зательно найдет своего бла- годарного читателя. СЛОВО О КОЛЛЕГАХ | Из записок собкора центрального издания В одной связке... Юрий Бакланов, заслуженный работник культуры России Иной раз оглянешься назад: сколько же воды утекло, вроде и вспомнить нечего. Но подумаешь о людях, с которыми свела судьба, — нет, много тебе в жизни выпало, и плохого, и хорошего. И теплеет на душе от того, что, когда наступали лично для тебя лихие времена, друзья и коллеги, если не могли конкретно помочь, то сочувствовали и подбадривали словом. Случаев стычек с сильными мира сего, первыми секретарями обкомов, у меня было немало. И всегда я находил поддержку мест- ных журналистов. Так было и в Липецкой области, куда я переехал с Дальнего Востока в качестве собственного корреспондента «Сельской жизни», взяв за правило: при расследовании жалоб на начальство брать с собой диктофон и надежных свидетелей. Когда власть КПСС была на исходе, о чем я за- явил секретарюЦКЕгору Строеву, отстаивая право крестьян иметь свою партию, словно в подтверждение этих мыслей получил письмо из Задонского района, в котороммеханизатор И. Кунгуров размышлял на тему «Вавангарде ли авангард?». Сразу скажу: в нашей редак- ции долго сомневались—печатать ли письмо с критикой в адрес, как утверждали в обкоме КПСС, передового района, но с учетом того, что половина писем с жалобами из области приходила именно из Задонска, напечатали. С моим комментарием «Стоп-кран для глас- ности». В нем, после участия в партийном собра- нии в колхозе им. Советской Армии, много- численных встреч с задонцами, мы взяли под защиту районных журналистов Виталия Первеева и Юрия Бухарова, а также собкора областной газеты «Ленинское знамя» Алек- сандраКосякина, которому райкомКПСС вы- разил недоверие. Районная газета «Донская правда» перепечатала нашу публикацию. Какой шум тут поднялся! В «Сельскую жизнь» пришло коллективное письмо из кол- хоза, в котором единогласно осуждался меха- низатор, за то, что вынес сор из «партийной избы», и я, который якобы не прислушался к мнению людей. Справедливости ради надо сказать, что была и поддержка со стороны ветеранов, а один коммунист рассказал в своем письме, что уже направил сотни (!) по- сланий в разные инстанции, и только «СЖ» поддержала его мнение. А тут еще Александр Косякин передал мне письмо одного писа- теля, который приезжал в Задонск, чтобы написать о земляках, освобождавших Крым. И как его пригласили в РК КПСС и спросили писательское удостоверение. Он ответил, что удостоверения у него нет. «Какой же вы писатель без удостоверения?» — последовал вопрос. «У Пушкина тоже его не было», — возразил приезжий очеркист. «Так вы же не Пушкин», —резонно заметили ему. Не буду перечислять все, что с ним потом произошло (письмо хранится у меня в архиве). При- шлось написать вторую статью в «Сельскую жизнь», которую меня уговорили-таки не публиковать. Может, зря. Поскольку затем на област- номпартийно-хозяйственномактиве вЛипец- ке были зачитаны выдержки из многостра- ничного доноса (иначе не назовешь) на нас: «цинизм и демагогия четвертой «прессовой власти», именно сформировавшись в группы и конгломераты газетной корпоративности, перешла все границы дозволенности. Пушки сняты с передков и установлены на прямую наводку. Онибьют прицельно, уничтожающе, глумясь по неустраивающим их просвещен- ное мнение целям». Как красиво выражались наши оппоненты! Та давняя теперь уже история запомни- лась мне не тем, как мы подрывали автори- тет «авангарда», а нашей, как правильно уловили авторы писем, корпоративной со- лидарностью, которая помогала выстоять в лихую годину, и в личных трагедиях. Не все сумели это пережить: кто-то свел счеты с жизнью, кто-то тихо отошел от дел, ра- зуверившись в силе «четвертой власти» или не найдя поддержки коллег. Еще один урок: не о такой перестройке мы мечтали с разво- ровыванием и растаскиванием народного богатства, с еще большим высокомерием нового «начальства», с бюрократическим соревнованием вместо социалистического и тому подобными рецидивами. В ошибках быстрого слома и крушения того, что было, я убедился чуть ранее, в Болга- рии, куда приехал по приглашению местных журналистов. Там, в Софии, Казанлыке, Пловдиве люди подходили ко мне прямо на улице и спрашивали: почему вынас предали? А советник бывшего премьер-министра, при- гласив в ресторан выпить чашечку кофе, при- знался: он боится выходить из дома, слыша угрозыпо телефону. Обстановка действитель- но была накаленной, тем более что некоторые продовольственные магазины были закрыты с вывесками «Няма нищо», а на улицах были вывешеныкартыс черепамииперечислением погибших в годы культа коммунистов людей в каждой области. Газеты разделились, жур- налисты поливали друг друга грязью, и на презентации по случаю выхода первой газеты «Болгарский фермер» я выступил и спросил своих коллег: неужели вы не понимаете, что призывкнасилиювоспримут самые активные молодые люди, которые могут погибнуть пер- выми, не принесяпользысвоейродине?Да это наша работа, ответили они, а так мы друзья и поддерживаем друг друга. Потом то, что не произошло в Болгарии, случилось в России, когда журналисты пере- регистрированной затемв «Липецкуюгазету» стояли в пикете на Соборной площади. Им тоже помогла корпоративная солидарность. И я рад, что они сохранили и пронесли ее через все эти годы. И находят возможность разнообразить страницы своего издания, кро- ме обязательных официальных материалов, мнением своих обозревателей в наиболее ин- тересных и профессиональных публикациях, дают возможность высказывать свои взгляды другим неравнодушным людям. Так в свое время появилась рубрика «Хочу быть услышанным», а теперь регулярно в раз- деле «Тема» печатаются выступления дума- ющих людей, которые хотят помочь сделать жизнь в нашей стране и регионе лучше. И, быть может, слово авторов отзовется доброми будет, как и прежде, помогать людям? А мы, как всегда, друг другу. ПОМНИМ | Уроки жизни лауреата премии Союза журналистов СССР Наша Эмма-Александра Александр Дементьев Одни называли ее Эмма Васильевна, другие — Александра Васильевна. Она откликалась и на одно, и на другое имя, и воспринимала их совер- шенно одинаково. Меня, только что принятого на работу в елецкое город- ское «Красное знамя», поначалу удивляло — у редактора два имени. Это уже потом мне рассказа- ли, что родители назвали ее Эммой, а вот понесли крестить — батюшка воспротивился: нет, мол, такого имени в святцах. И по православному нарек- ли ее Александрой. Мы жили по соседству, на Горького-Рождествен- ской, в этом бунинском уголке Ельца. И в одной, оказалось, школе учились, что почти примыкала к ее крохотному домику с ок- нами на храмУспенияПре- святойБогородицы. Только когда я пошел в первый класс, она уже была литсо- трудником «Красного зна- мени». Даже по-соседски помнюее смутно, врезались отчего-то большие очки- «велосипеды» и веселые глаза за ними… Образ этот из детства тотчас всплыл много лет спустя, когда я пришел по- сле армии устраиваться на работу в газету. Редакторов до тогомне никогда не дово- дилось видеть, поэтому для меня, недавнего выпускни- ка филфака, Александра Васильевна предстала как бы директором школы. Впрочем, для редактора это совсем не лишне. Да и сама пришла она в журналисти- ку из учительской среды. После окончания вуза два года отработала по распре- делениюучителемрусского языка и литературы, да не где-нибудь, а на другом конце Советского Союза — в Комсомольске-на-Амуре. Или другой штрих из ее биографии — до Дальнего Востока она побывала по призыву комсомола в соста- ве студенческого отряда в Казахстане, на освоениице- линных земель, за что была удостоена медали. Так что в газету, с которой сотрудни- чала в пору обучения в вузе, Александра Васильевна пришла в 60-м году с боль- шим жизненным опытом, много повидав на своем мо- лодом веку. И еще с грузом неизбывных воспомина- ний о военном лихолетье, о трудном, но счастливом детстве, наполненномверой в торжество справедливо- сти. Вспоминает бывший фотокорреспондент «Крас- ного знамени» Владимир Дурнев: — Эмму, Александру Васильевну, я помню еще по школе. Учились вме- сте. Она на год моложе меня. Семья ее была очень бедной, многодетной. Не забуду портфель малень- кой девочки — холщовую, всю в заплатках, сумку. И брата ботинки, которые они надевали поперемен- но. Но какая была у Эммы тяга к знаниям. Училась она блестяще! Наверное, и тогда что-то писала. Стихи, рассказы…И это был ее дар Божий. Да, это действительно так. ТворчествоАлексеевой не ограничивалось чисто журналистскими рамками сотрудника отдела писем — тут были и философские эссе, илиричные очерковые картинки родной природы, и зарисовки с натуры. И, наконец, — документаль- ная повесть, появившаяся на страницах «Красного знамени» в 1969 году. По- весть о военном лихолетье, ушедшем на фронт школь- ном классе, о юных героях- ельчанах… Военно-патриотическая тема стала одной из глав- ных в творчестве Алексее- вой. Хотя на ее счету были десятки блестящих очерков о героях тех пятилеток, острых критических мате- риалов. А еще — публици- стики о многодетных и при- емных семьях, о которых она не только писала, но и поддерживала их реально — «пробивала» квартиры, помогала в решении быто- вых проблем. Это сегодня эта социальная тема прочно «прописалась» на страни- цах газет, а тогда Алексан- драВасильевна была, пожа- луй, одной из первых, кто в обществе, где «все для тебя, советский человек!», стал поднимать острые вопросы бытия. И, несмотря на свое непростое журналистское бытие, ненормированную работу, решилась на посту- пок женщины с большим сердцем — взяла ребенка из детского дома и одна вос- питывала его… В 1970 году Александру Алексееву пригласят на работу собкором областно- го «Ленинского знамени». На этом посту она смени- ла липецкого ельчанина Анатолия Баюканского. И в том же году Александра Васильевна стала лауреа- том премии Союза журна- листов СССР — первым в области! — за свою «крас- нознаменную» докумен- тальную повесть «Уходили комсомольцы…» В Москве эту премию ей вручал уже тогда мэтр отечественной журналистики Василий Песков. Кстати, он не забудет Эмму-Александру из древ- него Ельца. Почти через три десятка лет привет от него передаст Алексеевой все тот же Владимир Дур- нев, у которого в Москве на одной большой фотовы- ставке произойдет нефор- мальная встреча с Песко- вым. Узнав, что фотокорре- спондент из Ельца, масти- тый журналист оживился и стал расспрашивать, не знает ли он Эмму Алексе- еву. А запомнил он ее, как признался мэтр, по яркой публицистике журналиста от земли, тонко чувствую- щего душу человека. Александра Васильевна недолго проработала на- шим собкором — всего три года. Но они же и многое дали ей, научив быть жур- налистом-универсалом, коим по сути является соб- ственный корреспондент, который сегодня пишет на производственную тему, а завтра — о хронике куль- турной жизни, а потом — о здравоохранении и педагогике. Так бывшая за- ведующая отделом писем, специализирующимся в основном на социальных вопросах, стала за время работы в «Ленинском зна- мени» журналистом-про- фессионалом в вопросах го- родской промышленности. Но подавала этиматериалы через показ человека труда. Это были яркие очерки и публицистика. А потом она вновь вер- нулась в родное «Красное знамя», «мобилизованнаяи призванная» сюда бюро об- кома партии на должность редактора газеты. Кста- ти, это сейчас женщиной- «редактриссой» никого не удивишь. Тогда же таких насчитывались единицы. Руководителями изданий были в основном предста- вители сильного пола — да еще в летах, фронтовики. Так что имя Александры Васильевны Алексеевой может с полным правом войти в историю липец- кой журналистики и как первой женщины, нару- шившей сложившиеся сте- реотипы института редак- торов. Рассказывает выученик АлександрыВасильевны— нынешний главный редак- тор «Красного знамени» ВениаминДемин, начинав- ший здесь свойжурналист- скийпутькорреспондентом отдела писем: — Она была человеком поступка… Человеком яр- ким и сильным. Но и очень доверчивым, что, быть мо- жет, не всегда было пра- вильно и не самым лучшим образом отразилось на ее последующей судьбе как руководителя газеты. Для «Красного знамени» же за девять лет редакторствова- ния она сделала много. Это благодаря ее стараниям и напористости в 77-м году редакция из типографии переселилась в просторное двухэтажное здание. Она построила склад бумаги, что по тому времени ли- митов, фондов и всеобщего дефицита стройматериалов было подвигом даже для мужика-руководителя. Но самое главное — Алексан- дра Васильевна всегда оста- валась журналистом. Она остро чувствовала слово. В прошлом году Алек- сандры Васильевны не ста- ло. Но память о ней живет среди бывших и нынешних коллег по «Красному зна- мени», «Ленинскому зна- мени». Последний раз она была в «Липецкой газете» на встрече ветеранов жур- налистики, посвященной 80-летию издания. И снова окунулась она тогда в тот мир, когда была собкором. И глаза ее за очками были веселыми! Молодыми! ФОТО ИЗ МУЗЕЯ ПЕЧАТИ «КРАСНОГО ЗНАМЕНИ» Коллективу редакции « Липецкой газеты » Уважаемые коллеги , до - рогие друзья ! От имени сотрудников ре - дакции газеты « Коммуна » и от себя лично поздравляю вас со знаменательной датой — 95- летием со дня выхода в свет первого номера « Липец - кой газеты ». Вы прошли большой исто - рический путь . И все эти годы « Липецкая газета » свято сле - довала лучшим традициям отечественной публицистики , последовательно отражая все процессы , происходив - шие в обществе . Высокий профессионализм , активная гражданская позиция , умение всесторонне анализировать события позволили вам заво - евать ведущее место среди печатных СМИ Липецкой об - ласти , заслужить доверие и признание читателей . Уверенно идя к своему сто - летию , « Липецкая газета » по - прежнему чутко держит руку на пульсе времени , служит полем для дискуссий по са - мым актуальным проблемам экономики , политики , культу - ры , общественной жизни . Аналитичность , неизменно высокое качество и неповто - римый стиль подачи матери - алов , социальная направлен - ность и информативность издания создали особый авто - ритет журналистскому слову . Об этом свидетельствует и тот факт , что « Липецкая газета » неоднократно была включена в « Золотой фонд прессы » России . Мы искренне рады , что наши творческие коллективы связывает давняя и прочная дружба . И дело здесь не толь - ко в том , что мы — соседи . Дело прежде всего в нашем общем понимании значимости качественной журналистики и готовности ради её сохра - нения помогать друг другу . Уверены : так будет и впредь . Позвольте от всей души пожелать всему коллективу доброго здоровья и благо - получия , а журналистам — больших творческих успехов и удач , достойных продолжения и приумножения добрых тра - диций , новых свершений и побед на благо родного края . С уважением Виктор РУДЕНКО , главный редактор газеты « Коммуна ». г . Воронеж . ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Анатолий Баюканский с супругой (слева) и коллегами. ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 5-6/24383-24384/ 12 ЯНВАРЯ 2013 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz