Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
№ 51/24429/ 16 МАРТА 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Роман Ромашин В правобережной части Данкова стоит старинный двух- этажный особняк скромных размеров. Никто не скажет точно, когда на параллельной Дону улочке, названной именем Пушкина, с яблочными садами, картофельными огородами и криками петухов, появился этот краснокир- пичный дом№ 22 с изящным балкончиком. Вероятнее всего, на стыке девятнадцатого-двадцатого веков. Суще- ствующий крохотный балкончик, к слову сказать, всего лишь имитирует утраченный. Старожилы припоминают, что кованый оригинал был больше и краше. В первую послевоенную десятилетку здесь жил районный вожак Григорий Павлов. Тот самый, который потом два десятка лет возглавлял Липецкую область и много сделал для ее становления и развития. С олимпийским размахом Он оказался в Данко- ве в послевоенном сорок восьмом году уже зрелым руководителем. За плеча- ми тридцатипятилетнего первого секретаря райкома Григория Павлова такая богатая биография, что хоть повесть пиши. Было в ней все: работа плотником в од- ной из контор нэпмановской Москвы, школа строитель- ных десятников, дальне- восточная командировка в Комсомольск-на-Амуре, партийное секретарство (читай: руководство) Ши- ловским районом на родной Рязанщине. При Павлове Данков за считанные годы из разрухи и нищеты вы- бился в лидеры, а ключевые показатели в экономике и социальной сфере выросли в разы. За это Григория Петро- вича в пятьдесят пятом пригласили «наверх» — в областную столицу. Не бу- дем перечислять все прой- денные им ступени карьер- ной лестницы и заслуги в развитии Липецка. Об этом написано немало. Подчерк- нем другое. В бытность ру- ководителем молодой об- ласти его сердце билось в одном ритме со ставшим почти родным райцентром. Несмотря на сумасшедшую занятость, он чуть ли не еженедельно бывал в Дан- кове. Случалось, даже но- чевал в здании местного профтехучилища. А с ран- него утра первый секретарь обкома въедливо инспекти- ровал строящиеся объекты. Стремительно выходил из служебной «Волги» в высо- ченных резиновых сапогах. В столь подходящей для черноземной глубинки обу- ви, кстати сказать, были не все сопровождающие. Чтобы не оказаться в отста- ющих, обладателямлакиро- ванных туфель приходилось вместе с первым брести по жирной грязи. Глядя на подвижников без сапог, Григорий Петрович лишь лукаво улыбался… Скудный в те време- на на промышленность городок бывшей рязан- ской провинции напоминал огромную стройплощадку, где объекты вырастали со скоростью, достойной нынешнего олимпийского Сочи. Те темпы отчасти ТОЧКА НА КАРТЕ РОССИИ | 60 лет Липецкой области : годы , события , люди Данковский дом Павлова были результатом «горя- чих» планерок Григория Павлова в наспех подме- тенных вагончиках. За двадцать ударных лет в райцентре возвели корпуса завода железобетонных из- делий, профессионального училища, автоколонны, автовокзала, больничного городка, построили жилой микрорайон пятиэтажек и даже спорткомплекс хим- завода с редчайшим в совет- ские годы плавательным бассейном. На глазах менялась жизнь и в сельской мест- ности. Колхозники пере- селялись из приземистых каменных пятистенок в но- вые светлые дома. На смену покосившимся дедовским строениям с прорехами пришли автоматизирован- ные картофелехранилища. Во всю мощь начинали ра- ботать первые животно- водческие комплексы. А вместо кое-где мощеных булыжником запыленных большаков, помнящих еще орды кочевников, появи- лись нити прямоезжих ас- фальтовых дорог с капи- тальными мостами. Почему мало кур в Перехвали В те времена, говорят старожилы, практиковал- ся метод управления с по- мощью так называемых уполномоченных, которых горком партии закреплял за разнымиколхозами. ВПере- хвали, к примеру, таковым являлся некий Прошкин. О его профессионализме история умалчивает, а вот аппетит у товарища был отменный. Всякий раз к его приезду хлебосольные селяне выкладывалина стол десяток сырых яиц, шматок сала и вареную курицу. За обедом визитер уплетал деревенские гостинцы за обе щеки. Так, несколько месяцев продолжалось до собрания, на котором рай- онное начальство крепко отчитывало перехвальцев за никудышные результаты сдачи государству сельхоз- продуктов. Особенно доста- лось работникам местной птицефермы. И вот на том собрании неожиданно под- нялась обиженнаяптичница и попросила слово. — За что нас ругаете? Откуда взятьсярекордам?— бойковопрошалаона.—Кор- ма гнилые, падеж большой, апомощиот уполномоченно- го никакой. А еще повадил- ся какой-то Плошкин (так неосведомленная тружени- ца переиначила фамилию уполномоченного. — Прим. автора ) кур наших есть. С таким «помощником» нам план вовек не осилить. В зале воцарилась ти- шина, а потом раздался хохот. На сидящего в пре- зидиуме Прошкина было жалко смотреть. Букваль- но на следующий день в Перехвали появился новый уполномоченный, который внимательно вникал со все тонкости производства. От обедов он по понятным при- чинамнаотрез отказывался, однако заготовка яиц по- прежнему оставлялажелать лучшего. — Сложно представить, но факт, — вспоминает дан- ковчанин Николай Манаен- ков, работавший в те годы партсекретарем в соседнем хозяйстве имени Ленина. —Ответственные товарищи гурьбой ходили по деревен- скимдворамс…лукошками. Выполняли так план. В свой адрес нам приходилось вы- слушивать от хозяев много нелицеприятного. Хорошие директор и парторг В считанные годы при Павлове острота этой про- блемы была снята. В селе Бигильдино заработала крупнейшая птицефабрика. «Скороспелая» технология позволяла быстро растить увесистых цыплят. И дан- ковская птица повсеместно шла нарасхват. —Покупали ее не только данковчане, но и наши со- седи: рязанцы, туляки. В их окраинных землях ведь ничего такого не было. Не единожды слышал, с каким почтением и даже восхи- щением гости отзывались о нашем руководителе Григо- рии Петровиче. А подобные перехвальской птицефер- мочки на триста-четыреста питомцев с допотопными методами выращивания ка- нуливЛету,—припоминает Николай Манаенков. Памятен ветерану при- мечательный эпизод. Од- нажды спозаранок в совхоз имени Куйбышева, в кото- ром ему довелось трудиться, позвонили и сообщили: сам Павлов едет с проверкой. — Переполох, понятное дело, был большой, — рас- сказывает он. — Выскочил на улицу, даже умыться не успел. Будь, думаю, что будет. Примчались мы с директором на «УАЗике» в Яхонтово, в ближайший от автотрассы летний живот- новодческий лагерь, куда, по всей вероятности, дол- жен был нагрянуть Павлов. Ждем. Расчет оказался точ- ным. Минут через десять прибыл первый секретарь. Вид имел довольно суровый. Молча походил, поглядел. Потом долго беседовал с до- ярками, скотниками. На нас — ноль внимания. Но напо- следок оттаял и даже сделал твердый вывод: «Если тут такие директор и парторг, мне делать нечего». После этих лестных слов у меня словнокрылья за спинойвы- росли.ИменноПавлов, кста- ти сказать, впоследствии утвердил меня в должности председателя районного ко- митета народного контроля. Доска из гранита Летом 2004 года на фаса- де данковского дома Григо- рия Павлова при огромном стечении народа открыли мемориальную доску с изо- бражением знаменитого жильца. На трогательной церемониидержалиречь ли- пецкие иместные соратники партийного секретаря, его сынАлександр, работавший помощником начальника листопрокатного цеха Но- волипецкого металлургиче- ского комбината. Делились воспоминаниями, благода- рили Григория Петровича за все сделанное им для Данкова, района, области… С тех пор много утекло донской воды. Ныне не каж- дому горожанину ведомо, какой редкостный человек проживал в доме на улице Пушкина, да и особнячок- то с мемориальной доской уже необитаем. Массивные усадебные ворота глубоко вмерзли в весенний лед. Говорят, наследники по- следнего хозяина жилища подыскивают подходящих покупателей. А не приобре- сти бы его местной власти? Любой музей в нем органи- зовать можно… ФОТО РОМАНА РОМАШИНА Сергей Малюков —Многим в жизни я обязан его величеству Случаю, — уверен попу- лярный актер театра и кино Даниил Спиваков- ский. По приглашению Липецкой филармонии заслуженный артист России, лауреат премии Академии российского телевидения ТЭФИ «За лучшую мужскую роль» (академика Ландау в фильме «Мой муж— ге- ний») два с половиной часа общался со зрителями на творческом вечере в областном Центре культу- ры и народного творчества. А незадолго до этого Даниил Спиваковский обстоятельно ответил на вопросы журналистов. В театральный пошел за компанию Когда мне было лет де- сять, дедушка привел меня во Дворец пионеров запи- сываться в шахматный кру- жок. Там случайно увидел объявление о приеме в теа- тральную студию, заинтере- совался, как-то совершенно случайно опоздал на трол- лейбус на Садовом кольце и вместо шахматного кружка попал в детскую самодея- тельность. После школы мама, про- фессор психологии МГУ, настояла, чтобы я не за- нимался ерундой, а полу- чил профессию психолога. Поступить с первого раза на факультет психологии не получилось, не хватило одного балла. Год работал санитаром в психиатриче- ской больнице, насмотрелся там всякого, получил уни- кальный жизненный опыт. Успешно сдал экзамены в МГУ, начал учиться на первом курсе, и тут меня призвали в армию—в конце восьмидесятых отменили отсрочки для студентов. Дед, летчик-фронтовик, сказал: «Пойдешь служить, как все». Попал в войска связи. Два года жизни в закрытом мужском коллек- тиве — это непросто, но я не жалею. Все-таки я воспиты- валсямамой, бабушкойи де- душкой. Армия меня очень укрепила, я стал более сме- лым и жестким, научился обращаться с оружием, что сейчас мне помогает в моей профессии. Как знать, если не армия, то решился бы я потом все круто поменять в жизни? С сослуживцами СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Актер театра и кино Даниил Спиваковский : «Не бывает безвыходных ситуаций» мы встречаемся до сих пор, они с удовольствием ходят в театр имениМаяковского на мои спектакли. После службы я восста- новился в МГУ, а в свобод- ное время стал ходить в студенческий театр. Многие наши ребята собирались по- ступать в театральные вузы и уговорили меня пойти с ними за компанию. Я под- готовил монолог на осно- ве повести Льва Толстого «Крейцерова соната», те- перь понимаю — серьезные размышления о браке и смысле бытия звучали ко- мично из уст студента в мод- ной джинсовой «варёнке». Меня обычно прерывали на середине, и я уже смутно помнил, чем заканчивался монолог. Когда в ГИТИСе АндрейАлександрович Гон- чаров попросил дочитать до конца, мне пришлось пере- сказывать текст Толстого своими словами. Мэтр едва не упал со стула от хохота, решив, что это пародия, а я был серьезен как никогда. В итоге Гончаров взял меня на свой курс. Семейный совет был не- преклонен: сначала получи диплом, а потом занимайся чем угодно. Я решил риск- нуть попробовать учиться одновременно в двух вузах, благо они находятся не- далеко друг от друга. При- ходилось бегать из Кислов- ского переулка на Моховую и обратно по нескольку раз в день. В ГИТИСе никто не знал про мою двойную жизнь, Гончаров не любил, когда студенты распыляют- ся. Было непросто, иногда в день сдавал по два экзамена, но уже с третьего курса я играл в театре Маяковского и частенько приносил пре- подавателям МГУ билеты на свои спектакли. Два вуза я закончил одновременно, в ГИТИСе учиться на год меньше. Гончаров все уз- нал только на выпускном, но не обиделся — Андрей Александрович был беском- промиссным человеком и уважал людей с характером. Актер с дипломом психолога Безусловно, психоло- гическое образование по- могает в работе над ролями. Тем более что зачастую мне приходится играть очень специфических персона- жей. Конечно, эти допол- нительные знания важны и необходимы, я делюсь ими со зрителем, но гораздо большее значение имеют жизненный опыт, воспита- ние и культура, количество прочитанных книг, чувство вкуса и меры. Пропуская персонажа через себя, актер выдает в ролях свои пере- работанные впечатления. Я не очень верю громким заявлениямколлег: мол, эта роль изменила меня. Есть в этом какое-то лукавство и кокетство. Хороший актер может вжиться в образ. В жизни я, к приме- ру, многого боюсь — высо- ты, лифтов. Однако в кино страх пропадает. На съем- ках фильма «Одна тень на двоих» меня сбрасывали на тросах с шестого этажа дома в Санкт-Петербурге. Сначала подняли до второго этажа, но режиссер ска- зал: «Халтура, мало лететь будет», и меня лебедкой потащили на шестой этаж. Март, холод, жуткий ветер — очень эффектная полу- чилась сцена. Вообще в редкомфильме я не подвергался членовре- дительству. Меня убивали самыми изощренными спо- собами. У Павла Лунгина в «Бедных родственниках» мне оторвали ухо, в филь- ме Валерия Тодоровского «Мой сводный брат Фран- кенштейн» я ходил без глаза ипохудел на 14 кило. Вкино меня «убивали» всеми мыс- лимыми способами — реза- ли, топили, вешали, пере- резали горло, расстреливали из пистолета и автомата, а какие были «самоубий- ства»: я резал вены, бросал- ся с крыши, стрелялся, тра- вился, вешался… В лучшем случае умирал от старости в кадре. Жена Света сетует: детям, а их у меня двое, по- казать нечего. Снялся в двух детских фильмах, и там тоже играю каких-то гадов. У меня це- лая галерея отрицательных персонажей, есть самые настоящие маньяки. Од- нажды принес домой свой последнийфильм, где играю убийцу, так супруга потом долго смотрела на меня с какой-то опаской. Как-то раздается звонок: хотим пригласить вас на роль Гитлера. Я переспра- шиваю девушку: вы ни с кем меня не путаете? Нет, отвечает та, у меняже круп- ными буквами записано — Спиваковский. Приехал на «Ленфильм», там со мной несколько часов работал опытный гример, она гри- мировала Гитлера для «Мо- лоха» Сокурова. После всех этихманипуляций смотрюв зеркало, а там не я, а фюрер. Для достоверности образа я долго изучал кадры кино- хроники, старался понять, как человек, обладающий незаурядным даром воздей- ствия на людей, обратил его во зло.Интересно, что, играя Гитлера в фильме «Легенда об Ольге», я одновременно снимался в роли скрипача, заключенного концлагеря в картине «Дом образцового содержания». Так и мо- тался из «ставки фюрера» в Питере в «концлагерь» в Тверской области. Кстати, эти съемки запомнились надолго. Мой скрипач дол- жен был совершить побег из заключения. По сцена- риюнужно было спрятаться от погони в озере. Ноябрь месяц, температура воды соответствующая. На мне, правда, гидрокостюм, но он не особо спасает. Режиссер говорит: как погрузишься, пересиди там секунд десять. Погружаюсь, а моя арестантская роба тянет меня вверх! Решили погружать меня с утяжеле- ниями, чтобы не всплывал. Снова проблема: когда я по- казался из воды, соскочили штаны, и я остался в одном гидрокостюме. Вся группа катается по земле от смеха, а кадр загублен. Пришлось изо всех силцепляться рука- ми за холодное глиняное дно —такое не скоро забудешь… Целоваться — тоже искусство К счастью, не все продю- серы и режиссеры видят во мне одиозных персонажей. Есть и весьма «приличные» роли. Я трезво оцениваю свою фактуру и понимаю, что не могу соревноваться с Бандерасом, играя героя- любовника. Часто зовут в мелодрамы, хотя и в них мои герои—какие-то смеш- ные недотепы. Иногда даже целоваться в кадре прихо- дится. Это не такпросто, как может показаться. Поцелуй — такая же иллюзия, как и всё в кино, но страсть долж- на выглядеть настоящей, а главное — красивой, чув- ства передаются глазами, интонацией. Этой техникой великолепно владеют гол- ливудские звезды, у них идеальные поцелуи. Мне очень нравятся ак- теры старой школы, такие как Джек Леммон, извест- ный у нас по фильму «В джазе только девушки» Тони Кёртис, или наш ма- стер перевоплощений Евге- ний Евстигнеев. Я пытаюсь теперь научить своих сту- дентов быть органичными, естественными в любых образах. Карьеру в кино начал в Ельце Раньше я не понимал, зачемнужнывстречи со зри- телями, считал, что актер не должен до конца раскры- ваться под софитами, оста- ваясь загадкойдляпублики. Но, однажды попробовав, я понял, что это интересно, получается увлекательный диалог со зрителем. Меня предупредили, что липец- кий зритель скромный: не стоитждать от него ответной реакции. Но, судя по всему, у нас получился отличный контакт! Для меня нет абсолютно никакой разницы, перед ка- кой аудиторией выступать — столичной или провин- циальной. Интернет стирает все различия, правда, я им пользуюсь не слишком ак- тивно, в соцсетях не сижу. В Липецке я впервые, про- ехал по городу с небольшой экскурсией, удивило обилие улиц, связанных с космо- навтикой. А вот в Ельце я уже бывал 11 лет назад. В этом замечательном ста- ринном городе я снимался у Сергея Газарова в фильме «Темная лошадка». О Ель- це у меня остались только самые приятные и замеча- тельные воспоминания. А продюсеру фильма Валерию Тодоровскому понравилась моя работа, и он пригласил меня на главную роль в своюкартину «Мой сводный брат Франкенштейн», по- сле которой я стал активно сниматься. С женой познакомился в небе Я летел из Москвы в Пи- тер на съемки. Приятная юная девушка-стюардесса мило улыбнулась, взяла автограф, и я просто не смог забыть ее, такая вот любовь с первого взгляда приклю- чилась. Знал только, что ее зовут Светлана и номер рейса по билету. Подключил все свои связи, чтобы найти ее, прошло полтора месяца, но все безрезультатно. Но не зря мой девиз по жизни — «не бывает безвыходных ситуаций». Поехал в Ше- реметьево, не без труда, но передал на борт самолета за- писку с телефоном. Подпи- сался просто—Даниил. Че- резкакое-то времяраздается звонок, звонит Светлана, но не та, их, оказывается, было две на рейсе. Только спустя еще несколько дней мне удалось связаться смоей Светой. Потом еще пару месяцев всё не могли встретиться из- за нашей работы. Наконец договорились увидеться в Питере, где я играл глубоко- го старика. Собрался бежать на свидание и тут с ужасом понимаю, что забыл смыть седую краску с волос и мор- щинистый грим. Впопыхах бегу в умывальник, кое-как отдираю с лица маску, лечу на встречу, вид у меня еще тот. Понятно, что впечат- ления я на Свету не про- извел. Сразу после этого я уехал в Беларусь сниматься у Владимира Хотиненко в «1612», забрасывал Светла- ну звонкамииSMSками, она не отвечала. Через какое-то время сделал паузу, и точно в соответствии с законами психологии Светлана по- звонила сама и предложила встретиться. «Я тебя при- манил», — в шутку говорю теперь я ей. Советую всем влюбленным взять эту так- тику на вооружение. Сейчас подрастают дочка и сын, буду очень рад, если они станут хорошими професси- оналами, не важно, в какой сфере. ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото Катя С. У Катюши с малых лет были роскошные русые волосы. Справляться с ними помогали вос- питатели дошкольного детского дома. Но когда девочка переехала в другой детский дом и пошла в шко- лу, ей сделали стрижку. Катюша не огорчилась. «Вот подрасту немного, саманачну с прическойсправляться. Тогдаикосу заплету.Асейчаснужно успевать на уроки»,—сообщила она важно. Знаниядевочкедаютсянелег- ко, хотя она учится по облегченной программе. Уже неплохо читает, с выражением рассказывает стихи. Почти никогда не унывает. Ста- рательная, аккуратная и ласковая девочка. Любит помогать взрослым. Обращается к тем, кто старше, только на «вы». Тем из ребят, кто вдруг загрустит или заплачет, предлагает послушать сказку. Пока рассказывает, слезы у детей успе- вают высохнуть. Ну вот, говорит после этого Катюша, добро всегда побеждает зло… Она твердо уверена, что однажды за ней придет мама, «самая добрая и красивая». Хочет стать медсестрой и делать «небольные» уколы детям. И вообще она считает, что скоро все на свете будут добрымии хорошими. «ИБоженька сдела- ет так, чтобымамыи папыходили с сыночками и дочками в храм. Тогда сирот совсем не останется», — сказала, словно пропела, девочка и тихо села за свой столик. Витя Б. Мальчик замечательно поет. Хотя некоторую скованность и стеснительность во время вы- ступлений он преодолеть пока не может. Равно как и на уроках. Но со временем, помнениюзамечательных учителей-наставников: логопедов, психологов, социальных педагогов, у паренька все получится. С Витей и другими ребятами из интерната VII вида работают по специальным про- граммам.Индивидуальноив группе. «Они меня никогда не ругают. Я хочухорошоучитьсяибуду. Спортом заниматьсяначну: чтобыпоступить в специальный институт и стать поли- цейским,людейзащищать»,—логическивыстраиваяпредло- жения, тихо-тихо рассказалмальчико своихпланах. Такому продуманному откровению удивились и мы, и воспитатели. Витя снова замолчал, опустив глаза. А когда запел, все затаили дыхание. «Гори, гори, моя звезда...», «Что стоишь, качаясь...».Потомпарнишкавспомнилвеселыедетскиепесен- ки. «Оттаивает нашмальчик»,—заметила воспитательница. Хорошо, если бы наладилась жизнь этого маленького человека. Ведь не все раны быстро заживают. Тем более, когда они такие серьезные, как у Вити: маму свою он не интересовал, и, чтобы избавиться от обузы, она оставила сына в подъезде многоэтажки. Хорошо, что ребенка вовремя заметили добрые люди. Кристина Ш. Очень общитель- ная, открытая девочка. Всегда в дви- жении. Любимый предмет — мате- матика. Сдругимипока сложновато: не все понимает, плоховато запоми- нает. Даже облегченная школьная программа (девочкаживет в детском доме VII вида) поддается с трудом. И все равно Кристина полна планов и надежды. Она старательно участвует во всех без исключения мероприятиях, хорошо танцует, ле- пит интересные поделки из глины. Летом прошлого года добрые взрослые брали ее в гостевую семью. Кристине все там понравилось. Она многому научилась. Поливала ягоды и цветы, тяпала мор- ковку икартошку, обрывала смородину, кормила кроликов, маленьких утят. «Вот это счастье!»—восклицаетКристина. А еще она пила парное молоко, училась плавать, ела вкус- ные пирожки, блинчики, борщи. Возможно, девочку снова возьмут на все летние каникулы. Кристина ждет. Очень терпеливо. Она очень изменилась, побывав в доброй, трудо- любивой, любящей семье. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz