Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ № 48-49/24426-24427/ 14 МАРТА 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 25 ЕЛЕНА БРЕДИС Во время экспресс-опроса на улицахЛипецка наших земляков спрашивали: «Кто такой Плеханов?» Некоторые говорили, что «врач-психиатр», боль- шинство затруднилось ответить… Когда школьники не видят разницы между Великой От- ечественной войной и Второй мировой или, еще хуже, ут- верждают, что Суворов победил Наполеона под Бородино, это уже не смешно. И означает только одно: вся история для подростка ограничена его соб- ственной жизнью. Но если ты не ощущаешь себя наследником прошлого своей страны, то не захочешь связывать с нею и свое будущее. Что же тут надо делать? По мнению президента Владимира Путина, изменить положение поможет единый учебник истории, написанный хорошим русским языком и ли- шенный внутренних противоре- чий. Избавит ли это нас от «Ива- нов, родства не помнящих»? Такой вопрос я задала учителю истории липецкой среднейшко- лы № 41 им. М.Ю. Лермонтова Любови ЛАРЬКОВОЙ. Детям надо говорить правду — Сегодня учебников дей- ствительно много, даже в нашей школьной библиотеке. То есть учителю предоставлена свобода выбора. Хорошо это или плохо? Тут все зависит от ответствен- ности педагога. От того, в чем именно он видит свою миссию. Да и вообще, считает ли он, что у него есть какая-то миссия. Если учитель в школе просто «отбывает часы», он и с самым хорошим учебником не сфор- мирует в детях гражданствен- ности, патриотизма. —Не буду спрашивать, в чем именно для вас заключается миссия учителя истории — от- вет мне и так понятен. Но как ребенку не запутаться в потоке действительно противоречивой информации, который на него обрушивается? Вы на уроках говорите одно, а на ТВ в про- граммах того же Пивоварова звучит совсем другое. —Учитель, если он неравно- душный и увлеченный человек, все равно будет ближе ребенку, чем телевидение и Интернет. И авторитет такого наставни- ка выше, чем авторитет СМИ. Опять же, воспитание проис- ходит не только на уроках. Помню, как мы возили ребят в Волгоград. Мы были потря- сены, как остро пережили они сопричастность тем далеким событиям. Это великое место! Мы попали туда как раз в День Победы, слышали салют — не праздничный фейерверк, а настоящий, из орудий. И по- верьте, не было ни одного ре- бенка, который бы не испытал волнения. — Но даже подвиг совет- ского народа, скажем, в той же битве под Сталинградом, се- годня подвергается сомнению. Немецкие историки убеждены: русские выстояли благодаря Не хороните нас за плинтусом Уроки веры в свой народ заградотрядам. Кстати, плани- руется издать учебник, где будет представлена и немецкая точка зрения. Как тут быть? — Ну, во-первых, я не ду- маю, что такой учебник бу- дет рекомендован Министер- ством образования школам. Во-вторых, детям надо говорить правду. Да, заградительные от- ряды были. Но были короткое время. Да, был приказ «Ни шагу назад!». Но в особых, трагических обстоятельствах разве можно исключить пани- ку, синдром толпы? То есть без этого приказа в тот момент про- сто нельзя было обойтись. Но самое главное: ни под страхом, ни по принуждению победить нельзя! Нельзя насильно заста- вить любить Родину. Ведь это факт: мальчишки подделывали паспорта и приписывали себе годы, чтобы попасть на фронт. Вот все это и надо рассказать де- тям. Они должны знать и о том, что деды и прадеды сражались за город Сталина. И это не было для того поколения пустым звуком. Такова правда — без всяких умолчаний. Эту правду я пытаюсь раскрыть на уроках. И, думаю, нет более благодат- ного материала для воспитания патриотизма. —Кое-кто из либералов уже твердит: единый учебник про- тиворечит Конституции, в ней, мол, записано, что в нашем го- сударстве ни одна идеология не может быть господствующей… —Да я вас умоляю! Ну назо- вите это не идеологией, а обще- национальной идеей, чтобы не было противоречий с Конститу- цией. Кто сейчас сомневается, что такая идея необходима и го- сударству, и народу? Так что да- вайте заниматьсяне демагогией, а делом. Давайте даже отставим в сторону единую концепцию и единую трактовку историче- ских событий. Возьмем просто разные учебники. Если ребенок переходит из школы в школу, уже неизбежно возникают слож- ности: в одной школе проходят одну тему, в другой — другую, работают по совершенно разным системам. — А как быть, если учитель истории истово исповедует со- вершенно определенные поли- тические взгляды? К примеру, националистические… — Знаете, математик-на- ционалист ничуть не лучше националиста-историка. Но тут, опять же, речь о профес- сиональной ответственности. Каких бы взглядов ты ни при- держивался, но с учениками обязан быть честным. Тем более сейчас в руках историков масса документов. Недопустимо и непорядочно замалчивать одно и выпячивать другое. Тот же пример с заградотрядами: ведь это явное вранье, будто Сталин- градская битва была выиграна благодаря им. В принципе в документах есть все. Вы хотите рассказать об армии Власова? Но тогда расскажите и о милли- онах советских людей, которые шли на фронт добровольцами, расскажите о партизанском движении в тылу врага. — А как вы говорите ребя- там о Сталине, вокруг которого разгораются такие ожесточен- ные споры? — Правду. Говорю и о ре- прессиях, и о тяжелейшем про- цессе коллективизации. И о том, что с его именем на пере- довой шли в атаку. И о том, что именно при немСоветский Союз стал великой державой. Пре- жде всего, сам учитель должен честно и непредвзято осознавать вот это соотношение разных сторон исторической правды, потому что любые перекосы губительны. К примеру, как объяснить хрущевскую «от- тепель»? Было ли ошибкой введение совнархозов? Безус- ловно. Были чрезмерная идео- логизация искусства и гонение на «инакомыслящих»? Были. Так же, как и непомерное увле- чение пресловутой кукурузой. Но то время особенно памятно рядовым гражданам массовым жилищным строительством. В панельные «хрущевки» удалось переселить огромное количество людей из бараков. И нынешним детямполезно, так сказать, про- демонстрировать, что представ- ляли собой бараки тех лет. А то многим кажется, что страшнее «хрущевок» ничего нет. И по- верьте: дети, в конце концов, все понимают. С опорой на факты и документы —Настойчиво педалируется тема жестокости Сталина. Но ведь Иван Грозный, Петр Пер- вый тоже были жестоки. Они на крови, на костях строили Го- сударство Российское. И вновь непонятно, как оценивать на уроках такие фигуры... —Жестокость не берется ни оттуда, ни отсюда. Мы с ребя- тами обязательно обращаемся к детству и Ивана Грозного, и Петра Первого. Потому что именно там зачастую и кроют- ся корни всего. А когда речь заходит о непоследовательной политике Александра Первого или Николая Первого, то надо обязательно помнить о том, что они боялись повторить судьбу убитого заговорщиками из знат- ных дворян Павла. Проще всего выдать вердикт: «Александр от- казался от либеральных реформ и так и не отменил крепостное право». Акудаже деть тот факт, что он никогда не мог забыть об убийстве отца и понимал, какие сложности, какая смута возник- нут, когда помещики лишатся своих рабов? И тогда личность Александра — и человека, и государственного деятеля — становится не плоской, а много- мерной, живой. — То, что вы рассказываете о своих уроках, как-то не вяжет- ся с подготовкой к тестирова- нию на ЕГЭ… —Знаете, за последние пару лет Единый госэкзмен по исто- рии очень изменился. Сейчас, чтобы справиться с заданием «С», требуется логика почище математической. Тут уже не по- могут натаскивание, зубрежка. Необходимо хорошо знать исто- рию, уметь мыслить. Вообще экзамен сталочень сложным.Но меня радует, что мы все больше отступаем от западного подхода к оценке знаний. Это замеча- тельные перемены. — Ребята готовы сдавать такой экзамен? — Те, кто занимается в про- фильных классах, как правило, да. Впринципе-то у нас хорошая система исторического образо- вания. Моя знакомая недавно общалась со студентами-фран- цузами. Чтобы быстрее нала- дить контакт, стала говорить с нимиобисторииФранции.Ичто же? Они понятия не имеют о Ка- ролингах, в сущности, история страныдля них начинается с Ве- ликойфранцузской революции. И вот эту систему образования мы хотели копировать. — Но вернемся к идее соз- дания единого учебника по истории. Вы верите, что самый хороший учитель, вооруженный самым хорошим учебником, может что-то изменить в умах и душах, если дети так часто слышат: Бородинское поле распродавали под коттеджную застройку, музей Александра Матросова уничтожен... А са- мого Матросова объявляют уголовником и утверждают, будто таких подвигов было множество. — Во-первых, Александр Матросов не был уголовником, об этом свидетельствуют до- кументы. Так что достаточно детей с этими документами оз- накомить. Во-вторых, закрывал кто-то еще грудью амбразуру или нет, подвига Матросова это не умаляет. Еще раз хочу повторить: если дети уважают учителя, если им интересно на его уроках, он будет для них главным авторитетом. Вы удивитесь, но в старших клас- сах я иногда использую так называемые «альтернативные учебники», где присутствует очень тенденциозная трактовка исторических событий. С моей стороны это провокация. Зачи- тываю«альтернативную» точку зрения и предоставляю ребятам возможность аргументированно ее опровергнуть. Вы не пред- ставляете, как убедительно они это делают с опорой на факты и документы. Поверьте, этих ребят не собьют с толку никакие «нетрадиционные» толковате- ли. Единственное, что смущает меня в едином учебнике, так это то, что им придется пользо- ваться и в сильных, и в слабых классах. Но не сомневаюсь: эта проблема разрешима. —Как бывысформулирова- ли главную цель преподавания истории в школе? — Нельзя позволить опу- скать себя ниже плинтуса. Свой народ, его великое и героическое прошлое. Нельзя допустить, чтобы у современных детей пре- рвалась связь с этим прошлым. Каждый день входит в класс историк Любовь Ларькова и приглашает своих питомцев в путешествие в далекое и близкое прошлое. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz