Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
СОФЬЯ ВОБЛИКОВА «Наслаждайтесь своей профессией! Тогда вам ни дня не придется рабо- тать!» Под таким девизом Светлана Похожай, учи- тель французского языка липецкой гимназии № 19 имени Нины Зиновьевны Поповичевой, участвова- ла в городском конкурсе «Самый классный класс- ный» этого года. Итоги его были подведеныне так давно, наша сегодняшняя собеседница заняла в нем первое место. Правда, сто- ила эта победа немалых усилий: как с улыбкой призналась сама учитель- ница, за время состяза- ния она потеряла восемь с лишним килограммов. — Светлана Анатольевна, вы классный руководитель одиннадцатого класса. Забот у педагогов, работающих с вы- пускниками, полагаю, хватает. Так почему же вы еще и в кон- курсе решили участвовать? — Это соревнование про- водится раз в два года, и соот- ветствующее предложение я получила от директора гимна- зии как раз после окончания предыдущего состязания. Все времяжила с этоймыслью, при- няла в итоге непростое для себя решение и не пожалела. — Больше десяти лет назад, в 1999 году, вы стали лучшей в городском конкурсе «Учитель года». Этому соревнованию уделяется значительно больше внимания, чем «Самому класс- ному классному»... — На заре моей педагоги- ческой деятельности я тоже с прохладцей относилась к состя- заниюклассных руководителей. Казалось, такой несерьезный конкурс. Но, проработав двад- цать лет в школе, я пришла к выводу: более-менее приличным учителем может стать прак- тически каждый выпускник педвуза, хорошимже классным руководителем становятся, к сожалению, не все. Эта работа требует больших сил, чем пре- подавание, забирает больше времени. Хотя как предметник я, например, тоже не только даю уроки, но и к олимпиадам пред- метным детей готовлю, в раз- личныхконкурсахифестивалях языковых с ними участвую. — С какими трудностями вы сталкивались именно как руководитель класса? —Первый класс мне довери- ли в 1996 году. Практического опыта уменя было, конечно, еще мало, но не могу сказать, что эта работа давалась мне тяжело. Из- начально меня очень поддержа- ликоллеги.Особенноблагодарна НатальеКимовнеМещеряковой, РиммеЕвгеньевнеПиндюриной, —Неужели в то время у вас не возник соблазн «изменить» школе? — Многие знакомые недо- умевали, почему я не осталась во Франции. Но мне все нрави- лось здесь, коллектив гимназии тепло меня принял. Кроме того, Галина Павловна и Валерий Серафимович Шелякины, ру- ководившие «Родничком» и «Раздольем», своим трудом показывали, что такое предан- ность любимому делу, семье, России. Они зародили в нас такую любовь к русскому ис- кусству, такое чувство Родины, которые ничем не отменить. Я, конечно, ценю французскую культуру, езжу вМосквуна кон- церты французских артистов, практически каждый год на- вещаю друзей воФранции. Но в душе я русскаяи буду еювсегда. — Даже если будете жить в любимом городе Париже? —В любимый город хорошо ездить, ножить хочу вЛипецке. —На вашвзгляд, насколько адекватно общество оценивает сейчас работу школы и учите- ля? Например, часто слышишь упреки, что учителя нынче со- всемне учат—не воспитывают, а только думают, как на репе- титорство побольше учеников затащить. —Меня это волнует. В таких словах доля истины смешана с неправдой. Мое мнение—у нас есть ножницы в образовании, когда условия для изучения предмета создаются одни — количество часов, например, уменьшается, а требования к выпускнику предъявляются со- всем другие, довольно высокие. Как к этому относиться? Пусть каждая семья делает свой вы- бор. Но огульно обвинять учите- лей в том, что они не работают, нельзя. Я просто знаю, как мои коллеги трудятся в гимназии, как готовят к экзаменам. Мне за них, за гимназию не стыдно. —Тем не менее государство сегодня уделяет много вни- мания школе. Идет активное реформирование системы об- разования… —Мне кажется, необходимо задуматься над главным: по- чему мы делаем все для того, чтобы образование процветало, а молодежь в школу не идет. —И почему? —Как ни банально, пробле- ма в заработной плате. Да, она сейчас выросла, но в основном за счет увеличившейся нагруз- ки. В школе можно достойно зарабатывать, но для этого молодому специалисту, только пришедшему из вуза, надо от- казаться от многого в жизни. Личного времени практически не остается. Возможно, это мое субъективное впечатление. — Однако вы своим лич- ным примером способны вдох- новить детей, привлечь их к педагогическому поприщу. На изможденного непосильным трудом человека выне похожи, выглядите великолепно. —К сожалению, пока никто из двадцати семи моих учени- ков не собирается становиться учителем. У них другие при- оритеты. Но личный пример, вы правы, важен. Успешность ученика во многом зависит от успешности классного руково- дителя. Можно ли заставлять детейидтина спектакль или вы- ставку, если сам этимне интере- суешься?Явсегда сопровождаю детей во всех конкурсах, сорев- нованиях. В спортивных меро- приятиях тоже сама участвую, ведь детям интересно увидеть, как учитель через скакалку прыгает. А следить за внешним видом необходимо, ведь это, как мне кажется, и называется культурой поведения, которую мы детям прививаем. — Наверное, здесь все-таки в вас сказывается влияние французской культуры. Ведь принято считать, что францу- женки более утонченные, луч- ше стиль чувствуют. — Мой опыт путешествий говорит, что стереотипыо фран- цузских женщинах далеки от действительности. Вниматель- ное отношение к внешнему виду заложили во мне родители. И артистический опыт тоже ска- зался. И, конечно, сам статус учителя французского языка накладывает определенный отпечаток на восприятие твоей личности окружающими. —А еще, чтобы хорошо вы- глядеть внешне, нужно и вну- тренне себя неплохо ощущать. Ваша работа не самая спо- койная. Да и в личной жизни у каждого бывают проблемы. Как самый классный классный борется с негативом? — Ваш вопрос попал, что называется, в десятку. Как раз сейчас не самыйпростоймомент вмоейжизни, мама болеет.Ино- гда я позволяю себе слабость, пущу слезу наедине с близкими коллегами или с учениками — они уже взрослые, многое могут понять… Но в целом в сложных ситуациях всегда спасает чув- ствоюмора, улыбка. Иеще есте- ственность. Не надо стесняться своих эмоций или юлить. Есте- ственность и правда — большие помощникинажизненномпути. Учуэтомудетей, и,мнекажется, они это усваивают. Визитная карточка Похожай Светлана Анатольевна. Родилась в Липецке. Выпускница факультета иностранных языков в Липецкого государственного педагогического института. Начала работу в родной школе № 53. С 1 сентября 1993 года и до сих пор преподает в гимназии № 19. Победитель городского конкурса «Учитель года-1999», лауреат областного конкурса «Учитель года-2000», победитель ПНП «Образование» 2009, абсолютный победитель городского конкурса «Самый классный классный-2013». № 48-49/24426-24427/ 14 МАРТА 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 ЗЕМЛЯКИ Светлана Похожай, учитель французского языка: «Люблю Париж, но хочу жить в Липецке» “ ПРИСТРАСТИЯ Город —Париж и Липецк Место в Липецке — Нижний парк Историческая личность —Лихачев Певец — Высоцкий Писатель — Гюго Животное — англий- ский кокер-спаниель Цветок — белая гвоздика Время года — весна Хобби — народные танцы которая сегодня возглавляет гимназию, Елене Ивановне За- грядских. Более того, забота о втором моем классе — ребята в этом году оканчивают школу — заполнила ту пустоту, которая возникла с отъездом дочери на учебу в Москву. — Чем больше учитель за- гружен на работе, тем меньше у него времени и сил остается на собственных детей. Как вы с этим справлялись? — Дочка училась здесь же, я даже вела у нее уроки. Были моменты, когда вместо того, что- бы вернуться пораньше домой или погулять вдвоем со мной, она проводила время с моим классом. Но ей все нравилось. Сейчас она знает поименно всех моих подопечных, почти все у нее друзья в «ВКонтакте». —Ктому, что дети педагогов учатся в той же школе или в том же классе, где работают их родители, относятся, бывает, по-разному. — Да, в 5-6 классе ей иногда говорили: тебе пятерки ставят, потому что мама учительница. Расстраивалась, плакала. Но золотаямедаль после окончания школы, президентская стипен- дия и отличное обучение в уни- верситете подтверждают, что всех успехов она достигла сама. — А в целом родительский опыт помогает в работе учителя, воспитателя? — Конечно. В беседах с ро- дителями моих учеников я не стесняюсь обращаться к лично- му примеру. А он показывает: чем больше ребенок загружен внеурочной деятельностью, тем ему лучше. Главное — научить правильно распределять время. Дочка имузыкой, и легкой атле- тикойзанималась, ившкольных мероприятиях активно участво- вала. Я сама с детства танцевала в ансамбле «Родничок», а затем в «Раздолье». Кстати, там и с мужем познакомилась. — Как романтично. Но тан- цевальной карьере вы предпоч- ли школу? — У меня была мечта стать балетмейстером. Но в 10 классе мой учитель французского язы- ка Любовь ИосифовнаЖирнова объяснила, что хорошим хорео- графом просто так не станешь, и убедила меня пойти в педагоги- ческийинститут нафранцузское отделение. Это позволило бы совмещать танцы и язык. Так что именно благодаря моему педагогу я стала учителем, по- знакомилась с удивительными преподавателями, работавшими на кафедре французского, Гали- ной Семеновной Камыниной и другими. К сожалению, не все из них живы сейчас. — И что же, удалось совме- щать танцы и все остальное? — Пока училась в инсти- туте, все очень гармонично со- четалось. Отчасти танцы даже помогли в учебе: я только по- ступила в вуз, когда вместе с «Раздольем» впервые оказалась в Бельгии, на гастролях. И по- том мы не однажды посещали франкоязычные страны. По- следний раз ездила с коллекти- вом в 1993 году, уже в качестве переводчика. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz