Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

“ 6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 1-2/24379-24380/1 ЯНВАРЯ 2013 ДУШЕВНО | Диалог с чемпионом мира о философии жизни Искусство побеждать без боя Елена Бредис Спустя два часа увлека- тельной беседы о детском спортивном клубе, о воспитании мальчишек мой собеседник, уже собираясь уходить, вдруг обронил: «Когда я месяц назад стал чемпионом мира по самбо…». При- шлось срочно просить его задержаться и рассказать о том, с чего следовало бы начать разговор. Но о себе Николай Васи- льевичКЛЕМАНОВпредпо- читает помалкивать. О де- тях, с которыми занимался, о своих наставниках — пре- красных педагогах ЛГПИ Стале Шмакове и Олеге Казанском, о единоборствах —пожалуйста, хоть часами готов рассуждать. А вот о поездке в Марокко на чем- пионат мира по самбо среди мастеров-ветеранов, о за- воеванной золотой медали — буквально два слова. Ха- рактер. Натура. А с натурой не поспоришь. — С детьми я начал ра- ботать практически сразу после окончания спортив- ного факультета. Случайно узнал о клубе «Виктория» в Новосибирске и загорелся —решил создать такойже у нас. Мне удивительно везло на хороших людей. Вот и тогда директор двадцать четвертой школы сразу со- гласился и предоставил мне спортзал. — А какую цель вы пе- ред собой ставили? Про- пагандировать самбо, вос- питывать будущих чемпи- онов? — Да я просто хотел по- мочь мальчишкам стать на- стоящими мужиками. Это важнее, чем выйти в чем- пионы. Понимаете, занятия любым видом единоборств — это путь внутреннего самосовершенствования, внутреннего роста, прежде всего. —На телеканале «Боец» регулярно говорят о фило- софии восточных боевых искусств. У самбо тоже есть своя философия, которой вы обучали и ребят? — Нет никакой особой философии. Есть путь во- ина. Путь мужчины. Есть нравственный кодекс, ко- торый каждый мальчишка должен усваивать с раннего детства. Я никогда ничего специально не преподавал. Достаточно зайти к ребятам в раздевалку и сразу мож- но понять, у кого какие проблемы, у кого что дома творится. Иного по голове погладишь, а он сразу к тебе прижимается. И ты чувствуешь, насколько он одинок. Начинаешь поти- хоньку расспрашивать. И вдруг всплывает тема, за- трагивающая всех. И тогда уже тренировка по боку. Идет разговор по душам. О самых разных вещах, но все они касаются главного: внутреннего взросления и мужания. — Вы не боялись, что мальчишки, овладев при- емами самбо, могут покале- чить сверстников на улице? — Никогда! Потому что с первых дней я внушал им, что самый искусный воин тот, кто сумеет избежать боя. И не потому, что он трус, а потому, что обладает способностью разрешить конфликты иными метода- ми. Но вот встать на защиту девочки, заставить ее обид- чика извиниться—это даже не обсуждалось. Это важ- нейшаячастьнравственного кодекса.Мне очень хотелось привить мальчишкам ры- царское отношение к девоч- кам. У нас, как говорится, каленымжелезомискореня- лась матерщина. И не толь- ко в присутствии девочек, но и вообще. Настоящий мужчина не осквернит себя бранью. Кстати, в молодо- сти у меня был тренер, по профессии — строитель и работал на стройке. Так вот, если во время тренировки он слышал произнесенное шепотом матерное слово, то немедленно заставлял нару- шителя многократно лазать по канату вверх и вниз. — У вас были жесткие критерии отбора? — Никаких критериев, я брал всех. У меня же была не секция, а клуб. Един- ственный критерий — лич- ное желание мальчишки, а уж применение мы нахо- дили всем. И потом: разве толстому и болезненному ребенку не важнее заняться спортом, чем от природы физически крепкому? У меня были ребята, которые поначалу стеснялись на пляже майку снять. А через несколько лет становились настоящими Гераклами. И такой результат куда ценнее для закомплексо- ванного мальчишки, чем сдача нормативов на первый разряд. Да, занимались все вместе в одном зале: и стар- шеклассники, и малыши, и сильные, и слабенькие. Приходилось одновременно за всеми следить, подска- зывать, помогать. Одному увеличить нагрузку, друго- го, наоборот, притормозить. —Наставничество, вну- треннее взросление… Вы совсем не говорите о сорев- нованиях. — Из последней своей школы я ушел после того, как передо мной директор поставил задачу вывозить ребят на соревнования и показывать результаты. Я сразу сказал: «С соревнова- ниями—это не ко мне». Это уже не клуб, это спортивная секция, тут моя главная идея полностью уничтожа- ется. Причемпо нескольким причинам. Во-первых, за- ниматься придется с избран- ными, так сказать, перспек- тивными. Всех остальных отсевать, либо просто не обращать на них внима- ния. Во-вторых, ни о каком духовном росте речи уже не будет. Все силы и время уйдут на чисто физический тренаж, на оттачивание при- емов. И, наконец, в-третьих, соревнования делят людей на высшие и низшие катего- рии, первый, второй, третий сорт.Япринципиально этого не приемлю, особенно когда дело касается детей. Сними, прежде всего, разговаривать надо. Я им рассказывал, от- куда какой прием пришел в самбо. И так они узнавали о наших союзных респу- бликах, об их культуре и традициях, так рождалось уважение к другим наро- дам. Вечерами мы читали японские трехстишия — хокку. И я поражался, как глубоко ребята проникали в их смысл. — Но ведь сейчас глав- ные установки, которые внушаются молодежи, это успех и лидерство, лидер- ство и успех. А система соревнований как раз раз- вивает и укрепляет необхо- димые для этого качества. — Вот-вот. Будь пер- вым, обойди ближнего, если надо, оттолкни его или поставь подножку. А вы знаете, что на Окинаве, где живут самые выдающи- еся мастера-сенсеи карате, вообще не проводятся со- ревнования? Показатель- ные выступления — да, но не чемпионаты. Главная цель — победить себя, свои собственные слабости, не- совершенства. Все это не значит, что у нас в клубе не было соревнований. Но мы их устраивали не для того, чтобы выявить лучшего, а чтобы привыкнуть пере- барывать страх перед со- перником. Вы знаете, есть очень красивая старинная история. Жили два выда- ющихся мастера-оружей- ника. Они изготавливали уникальные клинки, ценив- шиеся во всем мире. Свое оружие они проверяли так. Один втыкал клинок в дно ручья и пускал по течению листики. Соприкасаясь с лезвием, листики разреза- лись на две части. Эти мечи стоили невероятно дорого. Другой делал то же самое, но, приближаясь к лезвию, листья огибали его с двух сторон. Так специально был заточен клинок. И эти мечи стоили еще дороже. Хотя я понимаю, что философский смысл этой истории сегодня уже не актуален. — Вы общались с ребя- тами только в спортзале? — Ну что вы! Мы обяза- тельно устраивали «походы выходного дня» где-нибудь на природе. Причем суще- ствовало правило: каждый брал с собой кусочек хле- ба, посыпанный солью, и стаканчик чая во фляжке. То была своего рода «про- верка на прочность». При этом, заметьте, мы не цве- точки на полянке собира- ли, а устраивали серьез- ные марш-броски. Если ты мужчина, то должен уметь выдерживать и физические нагрузки, и лишения. Это было не столько закалива- ние тела, сколько закалива- ние характера. —Николай Васильевич, скажите хоть пару слов о чемпионате мира. Что вам больше всего запомнилось? — Больше всего запом- нились марокканцы—уди- вительно приветливый и ра- душный народ. И еще: у них есть потрясающая способ- ность радоваться жизни во всех ее обстоятельствах. А чемпионат… Знаете, снача- ла было даже неудобно: ино- странцы все одеты в шикар- ную «брендовую» форму, а ты в старой застиранной кимонушке… Зато потом, когда ты в этой кимонушке стоишь на верхней ступень- ке пьедестала почета… Это что-то! Как говорится, знай наших. А еще поразили рассказы казахов, участво- вавших в соревнованиях. У них каждый ветеран сам- бо, прошедший хотя бы в финал такого чемпионата, становится национальным героем, я уж не говорю о со- лидном материальном воз- награждении. Чего этим до- биваются? Во-первых, если тебе за шестьдесят, а ты все еще всерьез занимаешься борьбой, то достоин глу- бочайшего уважения. Вот вам и пропаганда здорового образа жизни. А во-вторых, у подрастающего поколения воспитывается уважение к старшим. — Вы верите, что сегод- няшних мальчишек можно оторвать от компьютера и увлечьнастоящиммужским делом? — Конечно! Главное, чтобы нашелся человек, которому они поверят. Что- бы этот человек сам был увлечен. Важна личность и ее орбита, притягивающая тех, кто рядом. Я вспоми- наю, как мы выезжали на сборы в район пионерского лагеря «Русское поле», ди- ректором там был Ваник Андреевич Оганесян. Так вот, он всегда говорил: «Ре- бята, подождите, пока у меня смена поест, я вас по- том подкормлю». Скажите, зачем ему были нужны мои двадцать, тридцать маль- чишек? Зачем подавальщи- цам, посудомойщицам надо было накладывать лишние тарелки, мыть лишнюю посуду? Им никто за это не доплачивал. Но люди дела- ли это с искренней готовно- стью. По-человечески. Ну а что такое компьютер? Это же просто железка. Любой ребенок с готовностью про- меняет его на живое челове- ческое тепло. Только дайте ему это тепло. Главное, чтобы нашелся человек, которому мальчишки поверят. Чтобы этот человек сам был увлечен. Важна личность и ее орбита, притягивающая тех, кто рядом. ” РЯДОМ С НАМИ | Необычный бизнес липчанина «Товарищ Сталин» и другие Николай Рощупкин Мой друг живет сейчас на два дома, более того — на два региона. В Липецке он — Анатолий Токарь, а в Москве — «товарищ Сталин». Уже пять лет он с успе- хом развлекает жителей и гостей белокаменной на Красной площади в мундире Иосифа Виссарионовича. Рядом «работают» Ленин, Дзержинский, Брежнев... Но туристы предпочитают пожать руку и сфотографи- роваться на память именно с товарищем Сталиным. Генералиссимус снисходи- тельно позволяет это, но панибратства не допускает. Сталин—личность великая и сложная, — до сих пор остается загадкой, вызывая неподдельный интерес. И хотя люди понимают, что перед ними не настоящий, а всего лишь театральный Сталин с характерными усами и в парадном кителе, невольно останавливают и… робеют. Таково впечатление от образа вождя. — Поначалу просто сто- ял на Красной площади, завлекал туристов, раздавал автографы, —рассказывает Анатолий Токарь. —Потом меня стали приглашать на корпоративы, киносъемки. Словом, «товарищ Сталин» — востребован в нашем об- ществе. Анатолий Степанович далек от мысли называть себя артистом, хотя снялся уже в десятках(!) художе- ственныхидокументальных фильмов. Одной из первых была лента иранских кине- матографистов «Эстердат», повествующая о визите пер- сидской принцессы в Мо- скву в1946 году. Вышедший на широкий экран фильм получил международное признание и прославил не только его зарубежных ав- торов, но и скромного ис- полнителя роли Сталина из Липецка. — Запомнилась работа над французской кинолен- той «Замуж за два дня», — вспоминает собеседник. — В ней Сталин предстал перед зрителями суровым, деспотичным правителем и в то же время — ранимым, человечным персонажем. Работать над ролью было интересно. Съемкипроходи- ли в окрестностях Парижа. Там, в общении с француза- ми, я видел, как уважитель- но они относятся к русским, высоко ценят Сталина как военного стратега, мудрого политика во Второй миро- вой войне. Анатолий Токарь занят в кинопроцессе и сейчас: участвует в съемкахфильма «Людмила» о легендарной советской певице Людмиле Зыкиной. …1953 год. Кремлевский дворец. ЗаседаетПолитбюро ЦК КПСС. В президиуме Сталин, Берия, Буденный. Когда закончилось обсужде- ние политических проблем, высшим партийцам пред- ложили послушать начи- нающую певицу. После ис- полнения нескольких песен в зале повисла тишина: все ждали, что скажет первый секретарь Центрального Комитета. Затянувшуюся паузу вдруг прервал при- сутствовавшийна заседании генерал, роль которого ис- полняет известный россий- ский актер Евгений Сиди- хин. На его аплодисменты певице Сталин отреагировал иронично: «Разбирается генерал в искусстве!». Зал разразился бурной овацией. Так началось восхождение великой певицы к народной славе. Анатолий Степанович признается, что крепко вжился в образ. В быту не- редко переходит на харак- терный акцент, копиру- ет походку, уверенно же- стикулирует курительной трубкой, хотя сам никогда не курил. Да и друзья ча- стенько обращаются к нему: «Здравия желаем, товарищ Сталин!» Наша последняя встреча с Анатолием Степанови- чем состоялась во время его приезда к семье в Липецк. Чувствовалось, что он устал. Накануне Нового года он вновь получил много пред- ложений на корпоратив- ные вечеринки, съемки на телевидении, кинопробы. Но он не жалуется, шутит: «Работа у меня такая». Надо сказать, работа эта неплохо оплачивается. Например, за небольшой киноэпизод в «Эстердате» иранцы заплатили артисту пять тысяч долларов. Хотя о гонорарах Анатолий Сте- панович не распространя- ется, но для нас исключение сделал. — Сходство с Иосифом Виссарионовичем замети- ли еще сослуживцы по ар- мии,— вспоминает Токарь. — Нередко подшучивали: «Смирно! Товарищ Сталин идет!» Тогда я и не предпо- лагал, что это пригодится в жизни. Шесть лет назад остался без работы, с кучей долгов. Вот друзья и посо- ветовали попробовать себя в образе двойника. Поехал в Москву и, как говорится, «пришелся ко двору». Особенно не распростра- няясь, собеседник заметил, что конкуренция в столице жесткая и сделать «карье- ру» там непросто. —Сейчас работаю в паре с «Лениным» — парнем тоже из провинции, нашед- шим себя в столь необыч- ном занятии, и столичным фотографом. Вместе легче, —заметил при расставании Анатолий. Добавим, что Анатолий Степанович — липчанин. Закончил ЛГТУ. Много лет трудился энергетиком. Занимался грузоперевоз- ками, объехал много стран и континентов. Физиче- скую форму поддерживает спортивными занятиями и диетой. Еще бы, товарищ Ста- лин роскоши не любил и слабых не уважал… ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА АНАТОЛИЯ ТОКАРЯ ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ Иван Губин, Сергей Безлепкин и Николай Смольянинов (на комбайне справа). Об их «школе профессии» до сих пор помнят коллеги. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС | К 95- летию со дня выхода первого номера « Липецкой газеты » Не в блокноте, а в сердце Анатолий Морозов, член Союза журналистов России, ветеран печати Имена журналистов читатели чаще всего не запоминают. Но случаются исключения. В шестидеся- тые годы прошлого века люди, которым не безраз- лична была жизнь дерев- ни, старались не пропу- скать публикации корре- спондентов «Ленинского знамени» (тогдашнее, советское, название «Липецкой газеты») Ивана Михайловича Губина и Сергея Тимофеевича Безлепкина. Да и мы, их коллеги из районных редакций, внимательно вникали в материалы этих авторов. Объяснение тому про- стое: они смотрели на кре- стьянина не со стороны, не глазами городского туриста, дачника. А еще важнее — и тот, и другой не боялись го- ворить правду, не молчали ни о хорошем, ни о плохом. Да и чего им было бояться после того, что они пере- жили, повидали на войне! Губин участвовал в Берлин- ской операции, Безлепкин тожедошелдоБерлинаажот МалойЗемли... Какбудто бы в ихматериалах не было осо- бых литературных изысков, но так умно, основательно, достоверно писать о селе дано не каждому. В «Ленинском знамени» я никогда не работал. Но как нештатник публиковался не раз. Тем не менее вовсе не только и не столько по- этому девяностопятилетие этого издания для меня не чужой праздник. Думаю, то же смогут сказать и десятки районныхгазетчиков. Ведь сотрудники «Ленинского знамени» были для нас, особенно в пору нашей мо- лодости, учителями, добрым примером. В 1963-м я заведовал отделом в становлянской «Звезде». В район в коман- дировки постоянно при- езжал Иван Михайлович, собкор областной газеты. Он был высок ростом, его серые живые глаза не сверлили собеседника, а выражали ненаигранную заинтересо- ванность, доброжелатель- ность. Мне, молодому, на- чинающему, все хотелось разгадать: ну почему люди с ним искренни, почему гово- рят не казенными фразами, а делятсямыслями, не скры- вают того, чемобеспокоены? Как ему удается всех так расположить к себе? И вот однажды я прямо- таки напросился сопрово- ждать его в поездке в село. Он, наверное, понял, чего я хочу, усмехнулся и взял меня с собой. Что меня в первую оче- редь удивило — Губин бесе- довал с человеком, будь то рядовая доярка, зоотехник, агроном или руководитель хозяйства, не доставая блок- нота, не записывая цифр и фамилий. Ну, говорят люди по душам и говорят. Я за- беспокоился. Как же Иван Михайлович все запомнит, не перепутает, когда за стол сядет статью писать? И ре- шил помочь старшему то- варищу: извлекаю на свет божий блокнотикиначинаю фиксировать ответы кол- хозника. Губин покосился в мою сторону и почти пере- стал расспрашивать своего героя. А потом втолковывал мне: не сбивай людей с мыс- ли, не пугай, не смущай их твоими записями. Они же сразу настораживаются: так ли журналист поймет, то ли скажу, не обернутся ли мои слова мне во вред? Времена- то были еще не слишком от- кровенные. АГубину нужна была откровенность, а не формальные ответы. С тех пор ручка и блокнот и уменя в руках появлялись в самую последнюю очередь, когда междумноюи собеседником уже налаживались контакт, понимание, доверие. И на- сколько же легче стало ра- ботать! И другой совет Губина мне, «салаге», пригодился: будь готов к диалогу. Не мнись, не мычи, продумай заранее вопросы, собери нужные факты, цифры, потребуется — полистай книжки «по теме». Иначе тот, кого ты спрашиваешь, уловит, что имеет дело с про- фаном, и потеряет к тебе ин- терес. А это особенно обидно для газетчика. Не забуду я и уроки про- фессионализма, если угодно —мастерства, полученные у Безлепкина. Он был собко- ром «Ленинского знамени» по Волово, Тербунам, Долго- руково. А я в Воловском и Долгоруковском районах долгое время работал. СергейТимофеевич охот- но захаживал в районную редакцию, включался в об- суждение материалов, от- кровенно радовался удачам младших товарищей. А я, признаюсь, однажды испы- талпереднимнеловкость.Не запубликации, азанеумение руководить.ПрослышалБез- лепкин, что общаюсь я с под- чиненными либо сухо, либо раздраженно, случается и голос повышаю. В общем, не нахожу как администратор верный тон. Ивот оннаедине спраши- вает: «Петрович, а вот как руководитель может повли- ять на подчиненного?» Ну, я пожал плечами: мол, это элементарно — показывать пример в работе, в отдыхе и... Но тут запнулся: третье составляющее-то — умение ладить с людьми, не обижать и не унижать их. А с этим, я чувствовал, у меня не боль- но получается. Безлепкин выразительно глянул на меня: ага, сам, выходит, про свой грешок знаешь? После этого, уже став в воловской районке редактором, я в минуту раздражения, когда хотелось кого-нибудь «поне- сти по кочкам», вспоминал укоризненные глаза Сергея Тимофеевича и замолкал. А молчание иногда воздей- ствует сильнее и криков, и нравоучений. И еще один «лензнаме- нинец» сыграл в моей газет- ной судьбе большую роль: ответсекретарь редакции, сильный журналист, про- заик, автор деревенских повестей и рассказов, из- дававшихся в Воронеже и Москве, НиколайАфанасье- вич Смольянинов. Принес я ему на суд свой очерк о Герое Соцтруда, бригадире воловского колхоза «Свобо- да» Николае Герасимовиче Буянове. Он прочитал, под- нял на меня утомленные от каждодневного напряжения глаза: «Могу взять твой ма- териали довести до ума.Мне невпервой переписывать чужие тексты. Но делаюэто, только если не верю, что сам автор в силах сделать лучше. Так что очерк перепиши сам. А как — объясню...» И объяснил, разбирая все сочиненное мною словечко за словечком. А напоследок сказал: «Сейчас идет об- ластной конкурс на лучший очерк о человеке труда. Вот сядь и напиши так, чтобы получить первое место. У тебя выйдет...» И он, представьте, уга- дал. Впервые материал во- ловского журналиста удо- стоился главной областной награды. Почетную грамоту за победу мне вручал в то время редактор «Ленинско- го знамени»АнатолийАлек- сандрович Козунов. Плюс конверт аж с семьюдесятью пятью рублями премии. Сумасшедшие деньги по тем временам: месячный оклад типографского наборщика! Это вам не шутка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz