Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 46/24424/ 12 МАРТА 2013 3 ИСТОКИ | Краеведение : новый взгляд на старые проблемы Кто живет в «Городе мастеров» Тамара Федюкина В Ельце состоялся областной семинар «Краеведческий материал в содержании общего образования». Его организаторами выступили Липецкий институт разви- тия образования, местная школа №1 имени М.М. При- швина и ЕГУ им. И.А. Бунина. На встречу собрались единомышленники: учителя, занимающиеся преподава- нием краеведения, специалисты отделов образования и методических объединений, ученые и библиотекари. Когда история обязывает Дискуссия проходила в стенах бывшей мужской гимназии, отметившей в прошлом году 140-летний юбилей, — ныне это школа №1, носящая имя человека, который стоял у истоков кра- еведческой работы в Ельце. Как говорится, история обя- зывает. Значимость самого учебного заведения, а здесь учились и работали нобелев- ский лауреат Иван Бунин, наркомроссийскогоздравоох- ранения Николай Семашко, писатель, воспевший в своих произведениях природу род- ного края Михаил Пришвин, философ Василий Розанов и другие, егоудивительныйдух исформировавшийсявгороде в ХIХ — ХХ веках елецкий феномен образования, мощ- нейшийпластисторико-куль- турного наследия — все это подвигает педагогов вести исследовательский поиск, изучать истоки. Именно школьный учи- тель, на практике внедряю- щий краеведческий матери- ал в учебно-образовательный процесс, пробуждает в уче- никах чувство связи времен. Через интерес ребят к родно- мукраю, историческимсобы- тиям и выдающимся людям они познают свою малую ро- дину. И эту главную задачу педагоги пришвинскойшко- лы очень хорошо понимают. Накопленным опытом они и делились с коллегами. После публичной лек- ции «Пришвин гуманист» учителя Татьяны Исаевой, раскрывшей гуманистиче- ские принципы жизни и творчества писателя ред- чайшего диапазона, гостям была предложена большая и разноплановая программа. Ее маршрут включал откры- тые уроки, мастер-классы и внеклассные мероприятия. На высоком профессиональ- ном уровне ельчане провели урокилитературного краеве- дения и русского языка. Есть в школе свой му- зей истории, который тоже интегрирован в учебно-вос- питательный процесс. Через различные формы он связан спреподаваниемконкретных учебных предметов («Ли- тературное краеведение», «История», «Литература», «Основыправославнойкуль- туры») и с дополнительным образованиемучащихся.Как это происходит на практике, можно было узнать, побывав в его этнографическом от- деле. Классный час «Город ма- стеров» проводила с чет- вероклассниками учитель Ирина Гелетканич. Если говорить языком педагога, то это было «практико-ори- ентированное воспитание обучающихся начальных классов на основе использо- вания краеведческого мате- риала». А если смотреть со стороны, то увлекательное и познавательное действо, в которое были вовлечены все ребята, говорившие гра- мотно, на красивом русском языке. Тема была задана ин- тересная, хотя и непростая: рассказать о профессиях, которыми владели предки ельчан, о развитиинародных промыслов, о зарождении тех или иных производств, о русском национальном костюме и т.д. Готовясь к уроку, дети проводили первые в своей жизни исследования. Кто-то находил нужную информа- цию в Интернете, а многие собирали ее в семье. Как, например, Алеша Никиф- ров, рассказавший о когда- то почетной и уважаемой в старинном городе профессии бондаря. Ему не пришлось искать материал в книгах или в Интернете — его пред- ки занимались этим делом и передавали свой опыт из поколения в поколение. Так что и внук знает теперь, ка- кие бочки и ведра делали его деды и прадеды. Об этом ему поведал отец. Найти свою звезду Когда же заговорили о елецких кружевах, оказа- лось, что и о них весь класс тоже знает не понаслышке: во многих семьях хранят- ся коклюшки, а мамы не только плетут кружева, но и обучают этому ремеслу своих дочерей. Так в Ельце было всегда. Словом, тема «Город мастеров», в которую были вовлечены не только школь- ники, но и их родители, оказалась близка и понятна. Привлекло коллег и об- суждение проблемыучебных пособий, которые должны помочьучителямзаинтересо- ватьшкольников заниматься краеведением, побудить их к исследовательской работе. И хотя, как отмечалось, в последнее время наметилась тенденция на выпуск ка- чественной краеведческой литературы, всеже большин- ство пособий раскрывают краеведение узкопрофильно: историческое, литературное, географическое и т.п. Слабо учитывается связь с другими предметами, не разрабатыва- ется материал для старшей школы, нет компьютерной программы для поддержки предмета. Прозвучал и глав- ный упрек: до сих пор вшко- лах нет единого учебника по краеведению. Почему? По- тому что пока не получается объединиться… Чем же пользуются учи- теля для изучения краеве- дения? Например, в селе Ильино Липецкого района, где краеведение включается во все предметы еще с 70-х годов, больше рассчитыва- ют на собственные силы, на развитие исследователь- ской деятельности среди учеников. Отрадно, что такое стремление у них есть! И благодатный материал под рукой тоже, поэтому ребята увлеченно написали более пятидесяти работ, и на их основе был сделан сборник. — А в настоящее время, — рассказала руководитель школьного музея Оксана Бокова, — мы пишем книгу по истории школы, которая, по сути, охватит прошлое и всего нашего села. Но мы не историки и, конечно же, сталкиваемся с большими трудностями. На выступление сель- ского учителя отреагиро- вал декан исторического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина Денис Ляпин. Он с готовностью предложил по- мощьшколе, ведь уЕлецкого университета накоплен боль- шой опыт сотрудничества с образовательнымиучебными заведениями. — Безусловно, краеведе- ние — это кладезь научно- исследовательских работ для школьников, — заметил он. —Только оно может дать какое-то открытие дляребен- ка. Будь это обнаруженный интересный факт или доку- мент. Я во многих елецких школах читал ученические работы и признаюсь, что меня они не раз поражали. Ребята даже сами не всегда понимают, насколько ценно и нужно то, что они делают. Вот почему важно, чтобы каждый (и не только юный) исследователь, обращаясь к истокам прошлого, нашел свою путеводную звезду. БОЛЬШОЙ ЭКРАН | В конце марта Липецк принимает кинофестиваль « Сталкер » Загадки «умного кино» Сергей Малюков Известные российские кинорежиссёры Марлен Хуциев, Вадим Абдрашитов, Александр Прошкин проведут творческие встречи в рамках Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер», который пройдёт в Липецке с 26 по 30 марта 2013 года. Масштабный кинофо- рум организован совместными усилиями гильдии киноре- жиссеров России, Московской Гильдии актеров театра и кино и Липецкого областного киноцентра при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в России. — Наш фестиваль — не- коммерческая, а социальная акция,—рассказална пресс- конференции в областной администрации генеральный директор Гильдии киноре- жиссеров России, продюсер «Сталкера» Игорь Степанов. — Мы с 1995 года в Москве и различных регионах Рос- сии показываем серьёзное кино и обсуждаем вопросы защиты прав человека. В Липецке «Сталкер» уже про- ходил в 2002 году и вызвал большой интерес публики. В программе фестиваля этого года шесть художественных фильмов, получивших высо- кие оценки жюри, в том чис- ле один детский и несколько документальных картин, посвящённых острым со- циальным проблемам. Это не развлекательное, но ка- чественное и честное кино от интереснейших режиссёров современности. Мы пока- зываем умные фильмы для умныхлюдейирассчитываем на их содержательное обсуж- дение. 26мартав18часов вкино- концертном зале «Октябрь» кинофорум откроет народ- ный артист СССР, президент Гильдии кинорежиссеров России, президент кинофе- стиваля «Сталкер» Марлен Хуциев, который представит свой новый проект — фильм «Невечерняя». 87-летний классик отечественного кино планирует также посетить Новолипецкий комбинат, ведьсвойпервыйфильм«Вес- на на Заречной улице» он по- святил металлургам, а также выступить с творческимвече- ром в Ельце. В этот день зрители увидят фильм «Звери Ди- кого Юга» американского режиссера Бена Зайтлина. Волшебная история о конце света была признана луч- шим дебютом на Каннском кинофестивале и номини- ровалась в этом году на пре- миюкиноакадемии«Оскар». Сюжет картины напоминает притчу. На берегу моря во всеми забытой, отрезанной от остального мира рукот- ворной дамбой деревушке живетшестилетняяХашпап- пи. Девочка понимает, как хрупок мир природы, и что существование Вселенной зависит от того, насколько все составляющие ее элемен- ты живут в гармонии друг с другом. Народный артист Рос- сии, кинорежиссер Вадим Абдрашитов представит свой фильм «Магнитные бури», повествующий о трудных буднях рабочих металлурги- ческого комбината. Состоит- ся также премьерный показ художественногофильма«На мосту» —о судьбе 13-летнего детдомовца, и встреча с его создателем, заслуженным деятелем искусств России, режиссером и продюсером Андреем Разумовским. Липчане увидят и пре- мьеру драмы «Пустой дом» о проблемах эмиграции, вза- имопроникновения и вза- имоотталкивания разных культур. Фильм представит его продюсер и автор сцена- рия Евгения Тирдатова. В пятницу 29 марта зрителей фестиваля ждёт ещё одна премьера — картина «Иску- пление», которую режиссер, народный артист России Александр Прошкин снял по одноименной повести Фридриха Горенштейна. Действие фильма развора- чивается в канун первого послевоенного Нового 1946 года в разоренном южном городе, где еще совсем не- давно жили в мире и со- гласии представители раз- личных национальностей. Молох войны разделил их нажертв и палачей, породил бесконечное сострадание и нечеловеческую низость. После просмотра фильма постановщик «Ломоносова» и «Холодного лета 53-го» об- судит его с публикой. Начало всехфестивальных сеансов в «Октябре» в 18.00. В дни фестиваля 27 и 28 марта в малом зале област- ного Центра культуры и на- родного творчества зрители смогутпосмотретьпрограмму документальных фильмов: «Город М», «Анатомия люб- ви», «Звучи», «Пограничный эффект». Немаловажно, что «Стал- кер» открыт для всех, на все его киносеансы и меропри- ятия вход свободный. До- полнительную информацию о программе, аннотации и ролики картин можно уви- деть на официальном сайте кинофестиваля «Сталкер»: www.stalkerfest.org. — Уверен, у нас полу- чится серьёзный разговор по душам. Огромное спасибо администрации Липецкой областизаподдержкунашего благотворительного проекта. Такие встречи нужны и важ- ныи для зрителей, и для нас, создателей кино, — отметил в финале разговора с журна- листами Игорь Степанов. РЯДОМ С НАМИ | Юбилей как повод для встречи с мужественным человеком Судьба ее надеяться и жить Эмма Меньшикова О русской поэтессе Светла- не Аксёновой писать и легко, и сложно. Легко, потому что личность она героическая. А сложно, потому что судьба её — это «вечный бой» с тяжелой болезнью, против которой у Светланы есть только одно оружие — Слово… На юбилей к ней в слав- ный город Чаплыгин мы на- просились сами. Подумали, что в этот день всё равно без хлопот ей и ее друзьям не обойтись. А там, как знать, может, ещё и поможем… И вот мы в обычной двух- этажке на улице Советской, где живет член Союза писа- телей России Светлана Ак- сёнова. Глаз сразу отмечает пандус для съезда инвалид- ной коляски. На звонок услышали: — Открыто! Шагнули за порог, кото- рого в привычном понима- нии этого слова нет — чтобы не затруднял проезд личного «транспорта» Светланы. И сразу оказались под обая- нием ее искренней, теплой улыбки… Родилась Светлана Ак- сёнова в чаплыгинском селе Жабино, в многодетной се- мье школьных педагогов. Это именно они, мама с па- пой, делали всё возможное и невозможное, чтобы боль- ной ребенок, обреченный на жизнь в инвалидной ко- ляске, стал полноценным, образованным, по мере воз- можностей самостоятель- ным человеком, сумевшим реализовать свой поэтиче- ский дар. Писать — это для меня дышать, жить, это синони- мы, говорит она без позы, без надрыва: это вообще ее кредо — быть собой. Тем более что поза в ее состоя- нии — вообще вещь невоз- можная. Она радуется гостям — представителям районной администрации, депутат- ского корпуса, социальной службы, библиотеки, колле- гам по перу, прибывшим из Липецка.Ав глазах—глубо- кая печаль, которой не дает она расплескаться слезами у всех на виду… Когда же мы остаемся в тесном поэтическом кругу, она с ностальгией и в то же время с горечью вспоминает свою малую родину, детство в дружной любящей семье, первые удачи и разочарова- ния. Самые горькие впечат- ления связаны с болезнью и уходом из жизни мамы, которая была для Светланы всем: родной душой, верной помощницей в деревенском — без всяких удобств — быту, преданнымсекретарем в творчестве… С особой теплотой рас- сказывает Светлана Аксё- нова о своей первой автор- ской книжке «Моя судьба — надеяться…», вышедшей в Чаплыгине в 1993 году на средства районной админи- страции. Этот тоненький сборничек открыл ей дорогу в Союз писателей России. При содействии тогдашнего руководителя регионально- го отделения СПР Бориса Шальнева Светлана не толь- ко сталачленомписательско- го Союза, но и непрестанно росла в профессиональном отношении, издала в общей сложности восемь книг, в том числе поэтический сбор- ник «Небес прикосновение», увидевший свет в Москве, в издательстве «Молодая гвардия». Жить вопреки и жить по совести — вот главные ее заповеди. Она очень при- знательна региональной пи- сательской организации, районной администрации во главе сНиколаемКлимовым, всем людям, благодаря ко- торым получила квартиру в райцентре, гдеживет с помо- щью и при участии родных, соседей, социальнойслужбы: каждый день в течение семи лет приходит в ее дом соц- работница, «хожалка» Зоя Степочкина. Каждый её день—по соб- ственному признаниюСветы —это испытание воли, испы- тание тела, испытание духа. Тяжело ей дается эта жизнь- борьба, но она счастлива: — Я встаю утром — и у меня есть цель: стихо- творение. И свой предстоя- щий день воспринимаю как дар свыше для осуществле- ния этой цели. Преодоле- ваю боль, слабость, отчая- ние, чтобы выстоять, чтобы жить. Чтобы вновь увидеть это небо, эти дали, всё, что есть за окном и где-то еще в мире…Имне хочется об этом писать, я не могу об этом не писать… Она и не предполагает, что у нее есть еще одна мис- сия — являть собой пример подвижнического, герои- ческого служения русской литературе. Ее стихи и ее жизнь — это вдохновляю- щий подвиг для земляков, читателей, друзей, собратьев по перу. Слово обозревателю Педагог Ирина Гелетканич со своими четвероклассниками заглянула в «Город мастеров». ” Именно школьный учитель, на практике внедряющий краеведческий материал в учебно- образовательный процесс, пробуждает в учениках чувство связи времен. ФОТО ТАМАРЫ ФЕДЮКИНОЙ Прощание с легендарным команданте Александр Косякин Уходит эпоха бунтарей. Приходит эпоха прагматиков и конформистов. Вместо эмоций — деловые переговоры, вместо лозунгов — расчет в долларовом эквиваленте. Но в эти дни мы снова говорили о революции. Но не как о симптоме. И не как о предчувствии. А как о романтиче- ской саге, где герои живут для того, чтобы умереть в назидание потомкам. Их имена написаны на футболках и знаменах: Че Гевара, Симон Боливар, Фидель Кастро, Виктор Хара, Уго Чавес… О ни не были похожи на наших Халтури- на, Фигнер, Троцкого, Урицкого. Да иреволюциив ЛатинскойАмерике издале- ка представлялись не таки- ми сумрачными и кровавы- ми, как в Европе: гвоздики в дулах винтовок, автоматчи- ки в маечках (жаркоже!) и в перерывахмеждуштурмами дворцов — танцы прямо на улице. Конечно, это был поверхностный взгляд со стороны. С другой стороны земногошара.На самомделе революций бескровных не бывает. Президент Альенде погиб с автоматом в руках, защищая свой дворец от Пиночета.АуВиктораХары отобрали гитару, а потом отрубили кисти рук… Но все равно слишком далеко от нас был тот мир. В уни- верситете с нами учился венесуэлец Пабло Ромеро, красивый веселый парень. Он любил петь, хорошо играл на гитаре и угощал нас кубинским ромом — ну какойизнегореволюционер! А Уго Чавес, несмотря на свой эпатаж и цивильные костюмы, всегда казался немножечко индейцем, вы- шедшим из джунглей, что- бы быстренько выступить с докладом на Ассамблее ООН и сразу обратно. А он и был индейцем, потомком вождей, уступивших когда- то белымконкистадорам, но ничего не забывших. Страна с красивым жен- ским именем Венесуэла по- грузилась в траур. Он не был угрюмо-мрачным и тоскли- во-безысходным, хотя горе людей казалось безмерным. У латиноамериканцев во- обще скорбные церемонии отличаются большей, чем, скажем, у европейцев, эмо- циональностью, но они ис- кренни даже в этой своей карнавальности. И когда кто-то (да все!) говорят, что будутпродолжатьделоЧаве- са, они в это верят на все сто. Что будет дальше, неизвест- но, но сегодня каждый вене- суэлец — революционер. Н а этой же неделе мы имели возможность вспомнить траурные дни1953-го у себя в стране. 5 марта исполнилосьшестьде- сятлет со дня смертиИосифа Сталина. Тогда, по воспоми- наниям очевидцев, народ был ошеломлен, а похороны едва не превратились во вторую «Ходынку», когда в громадной толпе началась давка. Но такой солидарной уверенности в завтрашнем дне, какую демонстрируют сегоднялатиноамериканцы, ни у кого в СССР в ту пору не было. Сталин для мно- гих на долгие годы затмил свет в оконце. Для одних он был вождем, для других — злодеем, но света в оконце точно всем не хватало! И как сложится дальнейшая жизнь, действительно не знал никто: ни зэк, отсидев- шийпо 58-йполовину срока, ни рабочие с колхозниками и «прослойкой», ни всесиль- ный Берия, ни популярный в народе Жуков, ни сидев- ший пока в тени Хрущев. Тогда русская птица-трой- ка только притормозила у верстового столба Истории, чтобы затем рвануть даль- ше…Куда теперь пойдет Ве- несуэла? Как сказал кто-то из экономистов, без Чавеса мир утратил немало ярких красок, а Россия, возможно, уже потеряла миллиарды долларов. С Венесуэлой у нас крупные контракты (в основном на поставку ору- жия), но, во-первых, прин- ципиальной и резкой смены курса там не предвидится и с будущим президентом неясности, кажется, тоже нет, а во-вторых, все в этом мире смертны, но только по этой причине отказываться от рынков сбыта где бы то ни было глупо. АЛатинская Америка — стратегический партнер России, и это эконо- мический, географическийи политическийфакт. Кэтому надо добавить, что в этой ча- сти континента к нам всегда относились с симпатией, ибо наша сверхдержава вы- годно отличалась от такой же — США, которая всегда качала здесь доллары (и хотела бы продолжать это увлекательное дело). Евро- пейцы — португальцы, ис- панцы, англичане — тоже пошабашилинаконтиненте, вывозя кораблями золото индейцев. Россия нигде не «отметилась». Зато совсем недавно вместе с поляками наша экспедиция нашла исток самой великой на пла- нете реки Амазонки… Но все эти аллюзии при- ходят на ум по печальному поводу — смерти президен- та Чавеса. В чем феномен этого человека, гибель ко- торого оплакивает не только Южная Америка, но и вся планета?Мнекажется, праг- матичный, заскорузлый, закосневший в разврате мир давно тоскует по романтике. Чавес был очень похож на героев раннего Горького. Он — Данко, несущий свет своим братьям-индейцам. Он — гордый цыган Лойко Зобар, которыйбольше всего ценит свободу. Он — буре- вестник, рвущий в клочья небо между молниями. Ф еномен Чавеса в том, что он, президент маленькой страны, чувствуя ее нерв и боль, не побоялся бросить вызов американскому Голиафу. Он оказался круче Хрущева с его ботинком на оонов- скойтрибуне.Чавес объявил американского президента (тот накануне стоял на этой самой трибуне) дьяволом с запахом серы и, говоря это, перекрестился. И это в самом сердце Америки — Нью-Йорке! Но он не па- ясничал — он так жил, так чувствовал, и эту его искрен- ность оценила и приняла вся Латинская Америка. И стала под его знамена. Более того, он искал и на- ходил сторонников далеко за пределами своей страны. Иранский лидер стал его другом, и общий враг у них был одним на двоих. «Я — как колючка в саванне, ко- торая может давать аромат друзьям во время цветения и шипы врагам, когда меня трогают», — сказал однаж- ды афористичный Чавес. Вот это ему не прости- лось. США, может быть, хотели бы купить его, как всегда поступали с лидерами вАфрике, вЮжнойАмерике и по всему свету. Но Чавес не покупался в принципе, а альтернативы в формуле «деньги или дружба» для него вообще не существова- ло. Он был другом России. Это сказал наш президент Владимир Путин. Уго не «прибывал» с визитом, он приезжалдружить. Сучены- ми, военными, министрами, казаками. По Москве разъ- езжал на «Ладе-калине», и в этом тоже был Чавес. А еще для своих он был легким человеком. Таких людей в жизни немного, но именно они задают тон в любой компании, их вы- бирают тамадой на свадьбе, их подталкивает к трибуне сельский сход (чтоб за всех резали правду-матку), к ним идут, когда у кого-то горе. Стоит такому человеку появиться, как все вокруг невольно начинают улы- баться. Он мог говорить во- семь часов кряду, при этом шутить, петь, танцевать, пить кофе и, конечно, косте- рить империализм. Все — органичноиярко. Чавес был человеком-праздником. Так во всяком случае казалось. Даже когда его уже достава- ла ужасная болезнь… Некоторые упрекали его в популизме и попрекали нефтяной трубой: мол, си- дит на ней, ноги свесил и в ус не дует. Но нефть качали в Венесуэле всегда, однако именно при Чавесе страна стала выбираться из нище- ты. По данным Экономиче- ской Комиссии Карибского бассейна, уровень бедности в Венесуэле при Чавесе по- низился с 49 до 28 процен- тов. Нефтяная труба — не золотой рожок и не волшеб- ная палочка-выручалочка. Совсем в другом дело — Уго Чавес любил свойнарод, был предан своему Отечеству. К огда-то после оче- редного мятежа в республике, выйдя из тюрьмы, молодой под- полковник Чавес сделал заявление: «Перед страной и перед вами я принимаюна себя всю ответственность!» И страна поверила ему... Светлана Аксёнова Рябина Стоит рябина у окна Одна с темна и до темна. Одна под звёздами в ночи О чём-то, тихая, молчит. Что помнит, что устало ждёт Не первый день, не первый год? Молчу, не мысля разгадать, Сама рябине той под стать… * * * Что за недуг — обычный насморк! А он уже пошёл к врачу. Я хохочу, потом молчу: Он прав, а я смеюсь напрасно. Он будет вечен, он сберёг Себя отлаженным, как в сказке. А я, в ком нет единой связки, Живу, покуда держит Бог. В этот день Светлану Аксенову (в центре) приехали поздравить коллеги по писательскому цеху. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz