Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ОЛЬГА ШКАТОВА В конце января в Ли- пецком областном суде состоялся практический семинар по вопросам про- филактики школьных конфликтов. В его работе приняли участие судьи Липецкого областного и Советского районного судов, классные руково- дители, педагоги-психо- логи, юристы, предста- вители Центра психоло- го-медико-социального сопровождения. Актуальность разговора на заявленную тему подтверж- дает полицейская статистика. Из 240 несовершеннолетних, совершивших преступления в прошлом году, 228 учатся в школах, профессиональных училищах и лицеях, 12 несо- вершеннолетних — студенты вузов и средних специальных учебных заведений. Судебная практика показывает, что в большинстве случаев на ска- мье подсудимых оказываются трудные подростки, конфликт- ные, нетерпимые к замечаниям взрослых. Таким ничего не стоит, используя малозначи- тельные поводы, избить одно- классника или того, ктомладше возрастом. Некоторые подрост- ки начинают совершать право- нарушения и преступления уже в 10-11 лет. В сложившейся ситуации важно научиться цивилизо- ванно разрешать конфликты, не допускать их перерастания в криминогенную плоскость. Одним из способов грамотного разрешенияконфликтныхситу- ацийявляютсяшкольные служ- бы примирения. Чем раньше ребенок научится контролиро- вать своипоступки, чувствовать за них ответственность, загла- живать свою вину, тем больше гарантии того, что впоследствии он не совершит преступлений. Организация школьных служб примирения, нацелен- ных на разрешение конфликтов в образовательных учрежде- ниях, профилактику правона- рушений детей и подростков, улучшение отношений между ними, предусмотрена Нацио- нальной стратегией в интересах детей на 2012—2017 годы, под- писанной Президентом РФ в июне прошлого года. — Медиация — это эффек- тивный, быстрый и мирный способразрешенияконфликтов, который не только позволяет соблюсти интересы сторон, но ипомогает им сохранить добрые отношения в будущем, — ут- верждает заведующаякафедрой государственно-правовых дис- циплин исторического факуль- тета ЛГПУ Елена Калинина, принявшая участие в семина- ре. — Процедура медиации не ставит целью рассудить обе сто- роны, решить, кто прав, а кто виноват. Медиатор, выступая в роли посредника, помогает людям наладить между собой диалог, услышать друг друга и самим выбрать решение по существу спора. Восстановление дружествен- ных отношений между учащи- мися, урегулирование спора в соответствии с их интересами, содействие продвижению к соглашению путем взаимных уступок, достижение компро- миссамежду конфликтующими сторонами—вот основные цели медиации при создании школь- ных служб примирения,—под- черкивает Елена Калинина. Перед теми, кто создает та- кую службу, стоят непростые задачи. Во-первых, необходимо сформировать команду волон- теров из медиаторов-ровесни- ков. Во-вторых, развить у них навыки ведения переговоров. В-третьих, отработать эти на- выки, а также способы работы с конфликтными ситуациями. В-четвертых, создать условия для разбора и анализа сложных случаев в ходе примирительных сессий для несовершеннолет- них. С этими задачами на про- тяжении полутора лет успешно справляется учитель истории, обществознания и права Влади- мирОрехов, курирующийслуж- бу примирения, созданную в липецкойшколе с углубленным изучением отдельных предме- тов№55 «ЛИНГВИСТ» по ини- циативе Советского районного суда. Опытом работы службы он поделился с участниками се- минара, рассказал о преимуще- ствах разрешения конфликтов посредством школьной медиа- ции в сравнении с администра- тивными методами. Одним из главных плюсов, по мнению педагога, является то, что дети через коммуникационные про- цедуры имеют возможность более детально разобраться в произошедшем конфликте, анализировать его причины и мотивы, стараются загладить причиненный вред. — Новым делом изъявили желание заняться старшекласс- ники, — рассказывает Влади- мир Орехов. — К этой работе я привлек и семиклассников, у которых тогда вел историю. Это был правильный ход, по- тому что уже сегодня эти ребята готовы заменить выпускников, занятых подготовкой к экза- менам. Конечно, хорошо, что служ- ба школьного примирения соз- дана именно в нашейшколе. Но конфликтов-то у нас серьезных не бывает. Другой вопрос, что наши дети, пройдя обучение, получили бесценный опыт, который пригодится и в даль- нейшей жизни. Бесспорно, проще отвести возмутителя спокойствия к директору, отругать, как-то наказать. После этого ребенок может замкнуться в себе, оз- лобиться. Наше поколение на замечания учителей и старших реагировало адекватно, более сдержанно. Нынешние дети сразу обижаются. Когда же к урегулированию конфликта подключаются ровесники или старшеклассники, ситуация меняется. Скажем откровен- но, дети лучше нас, взрослых, понимают друг друга и знают ситуацию в школе. Хотелось бы, чтобы некого былопримирять.Но этислужбы надо создавать только для того, чтобы ребята учились чему-ни- будь новому. Это всегда интерес- но. Сейчас нет ни пионерии, ни комсомола. Дети испытывают голод общения, от отсутствия общих интересных дел. Между прочим, полтора года назад подопечные Орехова прошли курс обучения у прези- дента российского обществен- ного центра «Судебно-правовая реформа» Рустема Максудова, ...И больше не дерись! В ряде липецких образовательных учреждений заработали службы школьного примирения ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ № 44-45/24422-24423/ 7 МАРТА 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 25 проводившего тогда семинар на базе педагогического уни- верситета. Известный тренер по медиации занимался с ребя- тами по своей инициативе. Он давал не только теорию, но и моделировал, а затем проигры- вал с учениками возможные конфликтные ситуации, что- бы юные медиаторы получали практический опыт. Одиннадцатиклассницы Анна Подласова, Яна Андрия- нова и Юлия Владимирова за- нялись школьной медиацией из интереса, но, побывав на курсах у Максудова, что называется, втянулись. —Мы разбивались по парам и работали с одним из конфлик- тующих,—делитсяЯна Андри- янова. — Разговаривали с ним, пытались выяснить, почему возникла сложная ситуация. Когда человек понимал, что по- ступил неправильно, проводили встречу с другим участником конфликта. На ней происходило примирение. За это время был всего один серьезный конфликт, в кото- ром принимали участие даже родители четвероклассников. Проблема возникла из-за того, Благодаря занятиям медиацией я стал смотреть на людей по-другому, стал более внимательным. Я понял: друзей надо поддерживать, врагов — прощать. Артем Яковлев, учащийся 10 класса школы № 55. “ Дружная команда педагога Владимира Орехова готова прийти на помощь. что один ребенок не позвал на день рождения другого, хотя семьи дружили давно. Произо- шла серьезная ссора. Накурсахнампоказалипри- емыпроведениямедиации. Что- быпоучиться, мыпридумывали различные сложные ситуации, требующие разрешения. Основу дали на курсах и посоветовали действовать по обстановке. — Мы не можем предуга- дать, что ответит человек, во- влеченный в конфликтную ситуацию, — продолжает раз- говор Юлия Владимирова. — Максудов научил нас технике, в результате использования которой собеседник понимает, что тывникаешь в егопроблему, хочешь его понять, и начинает тебе доверять. Эта методика срабатывает и в обычной жиз- ни. Становишься сама более сдержанной, когда происходит какая-то ссора. Понимаешь, что надо подождать, пока человек «остынет», потом уже серьезно поговорить. Эта работа помогла разо- браться в себе самой и своей жизни, научиться общаться с людьми, которые дороги, чтобы не было конфликтов. — Хотелось попробовать свои силы, — признается де- сятиклассник Артем Яковлев. —Эта работа помогла осознать, что в настоящее время дети очень напряжены. Часто возни- кают конфликты, которые они не могут разрешить самосто- ятельно. Благодаря занятиям медиацией я стал смотреть на людей по-другому, стал более внимательным. Я понял, что любому человеку время от вре- мени нужна помощь. Друзей надо поддерживать, врагов — прощать. —Мне стала более понятной логика поведения людей, — объясняет учащийся 10 класса ЕвгенийПриходько.—Отноше- ния выстраиваютсяпо-разному. Все зависит от самого человека. Есть очень открытые люди. Они уязвимее, чем другие. Теперь, когда встречается конфликт- ный человек, если возможно, ищукакой-токомпромисс. Если же ему нельзя помочь, потому что он не идет на контакт, ста- раюсь просто не общаться. Ребята прямо говорят о том, что, являясь медиаторами, они не только помогают своим ро- весникам, но и сами стараются более конструктивно смотреть на жизнь. Их примеру следуют сегодня старшеклассники еще несколь- ких липецких школ, создавая свои службы примирения. В продолжение темы Медиация требует развития Общероссийская статисти- ка впечатляет. Ежегодно в судах нашей страны слуша- ются около 25 миллионов дел. Закон о медиации дает людям право выбирать между судом и возможностью разрешить спор благодаря участиювпере- говорах третьего лица. Рабо- тая в качестве посредника, медиатор не выносит своего решения, лишь помогает соз- дать условия, приемлемые для переговорного процесса. Руководствуясь своимопытом, знаниями, умением разрешать конфликты, он помогает спор- щикам выработать такую по- зицию, которая максимально соответствовала бы интересам спорящих сторон. Таким обра- зом, разрешение спора полно- стью зависит от воли самих спорящих. Кроме того, медиация по- может разгрузить суды. По словам председателя Липецкого областного суда Ивана Маркова, в регионе уже третий год развивают службу примирения. Два года назад первые специалисты в этой сфере прошли обучение. С начала этого года медиаторы приняли у судей около 30 дел. Конечно, это совсем немного. Но главное — лед тронулся, и оченьполезноеделопостепенно получает своеразвитие.Какви- дим выше, и в школьной среде. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz