Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
Тамара Федюкина В 2013 году литературно-мемориаль- ному музею И. А. Бунина исполнится 25 лет. С первых дней и поныне в нем работает неустанный подвижник отечественной культуры Тамара Кирющенко. А с 1991 года она заведует этим уникальным домом, ставшим культурно-просветитель- ским центром Черноземья. В начале декабря Тамаре Георгиевне исполнилось 87 лет. В этот день за многолетнее служение родному городу (ее трудовой стаж насчитыва- ет 67 лет!) она получила почетный знак «За заслуги перед городом Ельцом». В одной из комнат с антикварной мебельюсредимузейной тишины мы возвращаемся в старинный Елец, где прошло детство нашей ге- роини. Ее корни по отцовской и ма- теринской линии идут из обедневших дворянских семей. Они много читали, вели разговоры об истории города. И внучка с ранних лет впитывала любовь к литературе, родному краю. Сама Тамара Георгиевна считает, что ей повезло с родителями: они любили путешествовать. Отец был железнодорожником, и семья имела возможность двенадцать раз в году со- вершать бесплатные поездки в любую точку Советского Союза. Онипобывали почти во всех музеях России, Украины и Прибалтики. После 8-го класса, когда началась война, вместе с другими школьника- ми приходилось рыть окопы, убирать урожай в колхозах и терпеть боль из-за рваных мозолей на детских ладонях. Отца-железнодорожника на фронт не взяли, он работал в управлении вос- становительных работ. Судьба бросала на разные участки. В 1942-м особым эшелоном семья отправилась вКурган. — Нас подростков зачислили на военный завод, — вспоминает Кирю- щенко.— Мы делали мины. Меня по- ставили на ящик за токарный станок. Работали по двенадцать часов в сутки. Глаза слипались, помню, как мастер бегал между нами и толкал: «Не спи, не спи». Такая же «военная команди- ровка» с отцом была и после десятого класса. Только после освобождения Орла иБелгорода нас вернули домой. А в 45-мяполучила дипломоб окончании Елецкого учительского института. Более десяти лет она преподавала в школах Елецкого района, а потом в городском интернате № 8, где росли сироты и дети из многодетных семей железнодорожников. Яркие страницы в ее педагогической биографии были связаны с клубами «Поиск» и «Под- виг», где интерес к краеведению и вос- питание патриотизма взращивались на уроках литературы. Учитель и ученики вместе собирали материалы, устраивали интересные встречи с ветеранами войны, перепи- сывались с известными в нашей стране людьми. Когда изучали «Повесть о на- стоящем человеке», написали Борису Полевому. И он ответил ребятам, а заодно сообщил, что иллюстрацию к его книге делал художник Николай Жуков, который детские годы провел в Ельце. Ребята нашли и пригласили в гостиНиколаяНиколаевича—Жуков приезжал в интернат. Переписывались и с легендарным летчиком Алексеем Маресьевым, от которого узнали, что его самолет об- служивалмоторист из ЕльцаАнатолий Невструев. Иначались новые поиски... О на давно могла бы уйти на за- служенный отдых. Но, прожив 87 лет, ни одного дня не была на пенсии. В 60-х годах ее литературный кружок одним из первых начал со- бирать материалы о Бунине. Потому что было интересно заниматься крае- ведением: ездить по елецкой округе, встречаться с местными жителями, расспрашивать, записывать воспо- минания. Однажды она вернулась домой переполненная впечатлениями и поделилась с матерью. Рожденная в 1901 году и обладавшая великолепной памятью, та спокойно сказала: «А я ведь Бунина видела в Ельце». ...Было это до революции. Теплым сентябремюная гимназистка после за- нятий шла домой и вдруг ее внимание привлекла группа молодых женщин и мужчин, выходящих из дома на углу. Точнее, девочку заинтересовали вели- колепные нарядына дамах. Она так ув- леклась, что споткнулась о булыжник и… упала прямо под ноги господина с острой бородкой. Тот помог ей под- няться, потом стал расспрашивать: не ушиблась ли, откуда и куда идет, как учится и какие предметы любит, что читает и кого знает из писателей. Убе- дившись, что с девочкой все в порядке, он посоветовал ей ходить аккуратнее, а потом достал из кармана красное яблоко и протянул незнакомке. Но та не очень обрадоваласьичестно сказала, что любит антоновку, потому что она кислая и ее ешь дольше. Собеседник рассмеялся и посоветовал почитать книгу Бунина «Антоновские яблоки». Дома дочь рассказала, как встре- тила писателя Бунина. «А он что, сам тебе представился?» — недоверчиво спросил отец. «Нет, про этого дяденьку я спросила у слуги их дома, тот сказал, что это писатель Иван Алексеевич Бу- нин». После разговора отец дал дочери одну копейку и велел взять в народной библиотеке «Антоновские яблоки». Потом на домашней полке появилась своя книга, она долго хранилась в семье, ее читала и Тамара Георгиевна. «Она пропала во время бомбежки осе- нью 41-года. Бомба попала в угол на- шего дома, где стоял книжный шкаф, — сказала Кирющенко. — Потом я приобрела ее в магазине, храню до сих пор как дорогую память и о писателе, и о детстве моей мамы. Кстати, имен- но она благословила меня на работу в музее Бунина» О н начинался со 117 экспонатов, а сегодня хранит более шести ты- сяч. За всем этим годыкропотли- вого труда, поиска материалов, вещей и бытовых предметов, связанных с именем Бунина. Уже первое десяти- летие работы музея под руководством Тамары Георгиевны показало, что люди со всех концов света потянулись к литературному прошлому и хотят его знать. Они не только приезжали издалека, но и помогали ельчанам бескорыстно. Петербуржец Геннадий Манчук связан с богатым архивом Пушкинского дома и регулярно снаб- жаетмузей всеминовинками оБунине. Неоценимуюуслугу оказала профессор Эдинбургского университетаМилиция Грин, которая передала в Елец чемодан писателя с личными вещами, фотогра- фиями и книгами. —КнамприезжалбатюшкаизМар- селяНиколай Солдатенков,—говорит Тамара Георгиевна. — Он потомок и по Пушкинской, и по Гоголевской линиям. Нам он передал книгу с под- линной записью Бунина: «Очень рад знакомству с Вами, от дедушки кото- рого пошли мы все писатели, большие и малые. Бунин. Париж 1935 г.» Эта книга была подарена ИваномАлексее- вичем внуку Пушкина—Александру, который отдал ее на хранение Солда- тенкову. Мне больно об этом говорить, но в 2009 году наш музей обокрали. В числе других исчезла и до сих пор не найдена и эта редкая книга, которую мы считали за счастье получить…С тех пор некоторые ценные экземплярымы не храним у себя. К появлению одного из ценных экспонатов имеет отношение и «Ли- пецкая газета». В октябре 1995 года Елец отмечал 125-летие со дня рожде- ния Бунина. На праздник пригласили внучатуюплемянницу писателя Раису Колтакову из Кубани. В Озерках мы встретились с ней. Рассказывая о се- мейныхреликвиях, РаисаМихайловна упомянула, что она хранит уцелевшее во время войны единственное письмо Ивана Алексеевича к ее дедушке по материнской линии — Константину Алексеевичу. Оно было прислано из Франции. «Это письмо после моей смерти я завещаю музею Бунина в Ельце», — подчеркнула она. Кирющенко надеялась встретиться с нейна 130-летииБунина, но в декабре 1999 года Тамара Георгиевна получила телеграмму о смерти внучатой племян- ницы писателя. На ее похороны она не смогла приехать, подвело здоровье. Но в январе, несмотря на уговоры до- мочадцев (Тамаре Георгиевне было и самой уже почти 75 лет), все-таки от- правилась в далекое и незнакомое село Сокольское. Зная ценность подлинного письма Бунина, в дорогу собиралась, мучаясь сомнениями: отдадут или не отдадут реликвию? Они усилились, когда из Смоленской области сын Колтаковой ответил, что не знает распоряжения матери, да и самого письма в ее архиве нет. Пришлось отправлять в село Со- кольское номер «Липецкой газеты», где в интервью Раиса Михайловна говорит о своем завещании. Получив положительный ответ, Кирющенко позвонила в елецкий корпункт газеты и сказала, что публи- кация очень помогла, а главное, что письмо сохранилось и его передадут работники библиотеки... М ы беседовали долго с Тамарой Георгиевной. Несмотря на го- ды, она по-прежнему активно участвует в конференциях, публику- ется в газетах, журналах, научных и краеведческих сборниках. Она автор нескольких путеводителей и буклетов, интересных исследований творчества Бунина. В 1997 году Кирющенко была присуждена областная литературная премия имени И. А. Бунина. Словом, наша неугомонная герои- ня и сегодня продолжает вносить боль- шой вклад в изучение, пропаганду и популяризацию творческого наследия Ивана Бунина и в развитие музейного дела города Ельца. В этой работе вся ее жизнь. Яркая и интересная. Она гордится тем, что литературно-мемо- риальный музей И. А. Бунина стал лауреатом в сфере туризма, госте- приимства и развлечений «Родимый край-2003», что он не раз становился самым посещаемым в Липецкой об- ласти. —Но самое дорогое для меня—это когда, уезжая, люди говорят: «При- еду домой, обязательно возьму томик Бунина и буду читать», — сказала на прощание Тамара Георгиевна. ЗЕМЛЯКИ | Живет в Ельце неустанный подвижник отечественной культуры Берегиня Точка на карте России И. Неверов Задумано было с размахом: чтоб не особняк, не дворец, а замок в английском готическом стиле. Но строили-строи- ли да недостроили. Может, время уже оказалось не больно-то подходящее для таких затей. Начало двадцато- го столетия. Пока местные крестьяне обтачивали бутовый камень для постройки (на обточку одного тратили дня три и получали за каждый из камней десять копеек), пока возводили стены, надвинулись грозные события. Война с Японией, боль и позор Цусимы и Порт-Артура. Расстрел Девятого января. Первая русская революция. Н и владельцы усадьбы Ве- ликий князь Андрей Вла- димирович и его возлю- бленная ба- лерина Ма- тильдаКшесинская, нимод- ный архитектор Александр фон Гоген, ни борковские мужики, ни мастера, заня- тые на сооружении здания и каскада из трех прудов, ни садовник, ухаживавший за парком вокруг замка, не ведали, что будет впере- ди. А ждали их, как бодро, в маршеобразном ритме, пелось в революционной песне, судьбы безвестные. Это в равноймере касалось и революционеров, и тех, кого революция лишила всего — даже права жить и умереть на родине. Кажется, первымрок на- стиг Александра Ивановича фон Гогена. Зодчий был не великий, но очень даже не- бездарный. Когда строился замок в Борках, он стал архитекторомВысочайшего двора. В перечне зданий в Москве и Санкт-Петербурге по его проектам — церковь, музей, доходные дома, в том числе принадлежавший Д. И. Менделееву, дворянские особняки, Николаевская академияГенеральногошта- ба и многое другое. Он на- зывал себя приверженцем «русского стиля». В этом стиле спроектировал цер- ковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости — от нее, правда, уцелела лишь часовня. Трудно сказать, сильно ли вдохновляла фон Гогена задача выстроить посреди России, в русском селе Бор- ки Ливенского уезда Орлов- ской губернии, на берегу реки Олым, готический за- мок.Но царственной особе, а впрочем, уж скорее даме его сердца захотелось поиграть в Средневековье. А каприз заказчика — закон. Так было, так есть. Поговорите с нынешними коллегами АлександраИвановича, под- рядившимися поработать на «новых русских»,—немало странного, любопытного, смешного услышите. Так или иначе, но госпо- дин фон Гоген весьма пре- успел. Правда, вряд ли он предполагал, что самым зна- менитымизпостроенногоим станет особнякКшесинской в Питере на Кронверкском проспекте. И благодаря не столько его архитектурным достоинствам, сколько вы- ступлению с балкона этого здания Владимира Ленина, главного врага тех, для ко- го фон Гоген проектировал церкви, дворцы, доходные многоэтажки. НоАлександруИванови- чу не довелось про то узнать. В марте 1914-го в отнюдь еще не старческом возрасте он покончил с собой. Гово- рят, тяжело болел. А ле- том того же года началась Первая мировая война. Кто угадает, от каких бед спас архитектора тот выстрел в самого себя в его квартире на Невском проспекте? Аистория отыгралась на других персонажах, имев- ших касательство к усадь- бе в Борках. Двоюродный брат Николая II Андрей Владимирович участвовал в Первой мировой. После Октября 1917-го не раз ока- зывался за решеткой. Вы- жил по чистой случайности, прятался в горахи, наконец, эмигрировал. В эмиграции он вступил в официальный брак с Матильдой Кшесин- ской — к тому моменту они были вместе уже два с лиш- ним десятка лет. * * * Что касается Матильды Феликсовны, то, наверное, самаидеяборковского замка принадлежала именно ей. Не зря ведь проект был по- рученфон Гогену, построив- шему для нее особняк в сто- лице на Неве. И готический стиль, вероятно, нравился не Андрею Владимировичу, а изысканной приме-бале- рине Мариинки. В конце концов, в ее жилах текла польская кровь, а в Польше знали толк в узких стрель- чатых окнах и круглых башняхс зубцами-клыками. В Париже Кшесинская КРАЙ РОДНОЙ | В Тербунском районе возрождается уникальный исторический памятник Воспоминание о замке одного года не дожила до ста лет. Бог не обидел ее ни здоровьем, ни везением, ни талантом. Даже недоброже- латели признавали: танцов- щицаонабылавыдающаяся. Одно слово — звезда. Не- удивительно, что перед ее чарами мужчины устоять не могли. Она была первой женщиной будущего импе- ратораНиколая II. Когдаже ее Ники женился на Алисе Гессенской, «в горе и отча- янии» (строчка из дневника Кшесинской) она получила утешение от другогоРомано- ва—Великого князя Сергея Михайловича. Тот, похоже, к ней привязался навсегда, до самой своей смерти. Ут- верждают, что в последние минутыжизни он стискивал в ладони медальон с портре- том этой женщины и надпи- сью «Миля». Хотя «Миля» к тому времени давно уже считалась неофициальной женой третьего в ее судьбе Великого князя —Андрея. Ина сцене, и вжизни она знала, что делала. В этом характере соседствовали и черты «железной леди», которая умела управлять сильным полом, вообще добиваться своего, и ро- мантической барышни, вы- пархивавшей на подмостки Мариинки нежной, хруп- кой, целомудренно-безза- щитной. Пожалуй, эта ее ипостась и пожелала иметь настоящий замок. * * * Но побывала в нем Ма- тильда Феликсовна всего один раз. Тот визит описы- вает, опираясь на дневни- ковые свидетельства Кше- синской, тербунский жур- налист и краевед Александр Елецких в своей весьма по- лезной книжке по истории села Борки. Как она благо- склонно оценила радушие местных жителей, как сер- дилась на суету камнетесов и дворни в недостроенном замке, как ухаживала за по- кусаннымнегостеприимной борковской дворняжкой фоксиком Джиби. При этом Елецких умиляется сто- личной гостье и мимоходом укоряет другого краеве- да — учителя Александра Голубева — за то, что тот изобразил эту даму, «как и подобает настоящему ком- мунисту, ... избалованной вертихвосткой, любовницей трех Великих князей». Что это означает — непонятно. Задолго до Голубева дирек- тор Императорских театров Теляковский, который уж точно не был «настоящим коммунистом», писал о том же самом, и гораздо злее и откровеннее. Но хозяевами усадьбы в Борках и Матильда Кше- синская, и двоюродный брат российского императора были не слишком долго. Почему-то и дом, и землю выставили на торги, и они стали собственностью поме- щика Шереметева. Однако опять же на малый срок. После революции бывшая романовская резиденция вновь сменила собственни- ка. Там, где должны были коротать вечера у камина или за картами высокород- ные владельцы и их гости, учителя объясняли детям крестьян законы Ньютона, таблицу Менделеева и рас- сказывали о революции, отменившейиРомановых, и Шереметевых. Здесь сперва разместили детдом, затем — сельскую школу. Не так уж и давно в этих стенах звенели ребячьи голоса. Не испытывая пиетета перед «проклятым царским прошлым», властине прояв- лялинималейшегожелания сберечь, по признанию зна- токов, единственный памят- ник в готическом стиле на нашей территории. Пруды зарастали. Парк больше походил на лес. Здание под солнечными лучами, ветра- ми, дождямии снегопадами, да еще пережив пожар, вет- шало. Стеныразламывались трещинами. От былого вели- чия, от того, что виделось покойному Александру фон Гогену, мало что оставалось. Входить в помещение было небезопасно. Все, чудилось, вот-вот рухнет... * * * Но творение архитекто- ра ждала все-таки участь, не похожая на ту, которая постигла сотни дворянских усадеб. Спустя сто лет замок решено было восстановить, что-то реставрировать, недо- строенное достроить, короче говоря — спасти. Работы там сегодня в разгаре, но борковский ансамбль уже называют в числе наибо- лее известных памятников, созданных природой или людскими руками на тер- риторииЛипецкой области. Узнав, куда я собираюсь ехать, знакомый скептиче- ски пробурчал: «Так там же будет буржуйская гости- ница». Я не стал спорить. Хотя у меня и были свои ар- гументы. По сути, выбор-то не велик: либо развалины, либо спасенный от исчезно- вения усадебный комплекс, который знающий ему цену владелец, естественно, ис- пользует по собственному усмотрению. Замок и то, что к не- му прилегает, приобретено фирмой «Сельхозинвест». Такое решение принял ее учредитель Рафаэль Ах- мадуллин. Прошлое имеет над нами странную власть. Замок, видимо, пленил, очаровал предпринимателя, даром что и на замок-то уже не походил. О руководителе «Сельхозинвеста» мне ска- зали, что он кандидат эко- номических наук, любитель старины, коллекционер. «Отобьет» ли он немалые средства, вкладываемые в строительство? Сомнитель- но. Да и вряд ли в данном случае человек хлопочет о выгоде и прибыли. Может, дело в честолюбии? Вот, мол, Романовы строили, а я реставрирую. Не ис- ключаю. Но, по мне, такое честолюбие куда лучше, чем «скромность», когда тебе плевать и на историю, и на настоящее, да и на будущее. Распоряжается нынче в строящемся фактиче- ски заново замке Ильфат Ильманов. Я бы назвал его технарем с гуманитарным уклоном. Он влюблен в этот дворцовый ансамбль с пар- ком, озерами, с уже обозна- чившейся заново централь- ной аллеей, с загоном, где обитают два суровых кабана Зита и Гита, с косулей, кото- рая попала сюда после того, как ее сбила машина. Жаль, разумеется, что не удалось нигде отыскать чертежи фон Гогена. Поэто- му и ведется не реставрация в полном смысле слова, а строительство как бы по мотивам, по воспоминаниям о замысле архитектора. Тем не менее строители страшно дорожат любым камеш- ком, любымархитектурным фрагментом, не уничто- женными зимними холо- дами, осенней и весенней слякотью и человеческой жадностьюна дармовое. Там оконце в его первозданном виде, там каменная арочка. «Мы эти камни не трогали, не зачищали, не заглажива- ли, нас не смущают какие-то щербинки, трещинки», — говорит Ильфат. Он водит нас с фоторе- портером по помещениям. Вот главный зал. Здесь бу- дет камин. Вот номера для гостей. Вот парадный вход, при фон Гогене в этом месте предполагался конный про- езд, въезд для экипажей. А второй этаж надстраивают облегченный —фундамент, считают специалисты, на- дежный, но нагрузки на него все-таки должны быть не предельными. Наш провожатый уже видит замок таким, каким он будет где-то через год. Нам со стороны представля- ется, что дел еще невпрово- рот. Но он, помнящий, как совсем недавно из-за бурья- на нельзя было разглядеть здание конюшни, уверен: финал строительных работ все ближе. Приведены в порядок два пруда. В одном потребовалось спустить во- ду, чтобы его расчистить. Теперь вода такая, что хоть форель запускай. И лес к усадьбе замечательный при- легает. Правда, он не велик по площади. Но семейство кабанов, чета косуль таммо- гутжить. Не для того, чтобы на них охотились, а для на- строения, для атмосферы. * * * Так для кого все-таки предназначено все это? «Как для кого? — переспрашива- ет Ильфат. — Для деловых людей. У нас ведь экономи- ческаязона«Тербуны». Рай- он развивается. Все больше партнеров, серьезных пере- говоров, перспективных планов. Да и у «Сельхозин- веста» свои связи с итальян- цами, немцами». То есть в конечном счете гостиница в романовском замке вписы- вается в развивающуюся со- циально-экономическуюин- фраструктуруиТербунского района, и всей области. А если иметь в виду историю… Недавно здесь побывала Ольга Куликов- ская-Романова, невестка Великой княжны Ольги, дочери Александра Тре- тьего. И с нею предвари- тельно условлено: усадьба будет включена в программу празднования 400-летияДо- ма Романовых… Не берусь гадать, как бы оценили то, что произойдет, что уже происходит с их вла- дениями, Великий князь и прима Мариинского театра, но архитектор Александр Иванович фон Гоген скорее всего был бы доволен. Сто с лишним лет назад он нена- прасно потрудился. ФОТО АЛЕКСАНДРА ЮШКОВА ФОТО ТАМАРЫ ФЕДЮКИНОЙ ” Но самое дорогое для Тамары Георгиевны, это когда, уезжая, люди говорят: «Приеду домой, обязательно возьму томик Бунина и буду читать». 5 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 1-2/24379-24380/1 ЯНВАРЯ 2013
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz