Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА 3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 36/24414/26 ФЕВРАЛЯ 2013 ГАСТРОЛИ | В Липецке с успехом выступили белорусские « Песняры » За полчаса до весны Сергей Малюков В зале областного Центра культуры и народного творчества в этот вечер почти не было свободных мест. Сотни людей пришли сюда на свидание с юно- стью. Спустя много лет в Липецке с сольным кон- цертом вновь выступили легендарные белорусские «Песняры». Одному из самых по- пулярных советских во- кально-инструментальных ансамблейв следующемгоду исполняется сорок пять лет. Но песни, в основе которых лежит белорусский фоль- клор, не стареют со време- нем. Многое случилось за эти годы — не раз менялся состав музыкантов, в 2003 году умер основатель и автор многих песен прославлен- ного коллектива Влади- мир Мулявин, появилось пять групп, так или иначе обыгрывающих название «Песняры» и исполняющих старые песни ансамбля. Артисты, имеющие са- мое непосредственное от- ношение к «золотому со- ставу» ВИА гастролируют с 1998 года под названием «Белорусские песняры». Их появление на сцене ОЦКНТ сопровождалось бурей аплодисментов. «Живая легенда» ансамбля, один из основателей «Песняров» в далёком 1969 году Владис- лавМисевич выдал в начале программы соло на флейте в лучших традициях арт- рока. Основу концерта со- ставили проверенные време- нем хиты, но нашлось в нём место и для новых песен, написанных лидером кол- лектива Олегом Авериным. Популярную белорус- скую народную песню «Ко- сил Ясь конюшину» пред- варило пятиминутное соло на ударных Евгения Рябого. Такоймощиичувству ритма могут позавидовать даже легендарные монстры рока. Барабанщика хоть сейчас сажай за ударнуюустановку группы AC/DC. Песню «За полчаса до весны» Олег Аверин по- святил памяти её первого исполнителя Владимира Мулявина. Зал дружно под- певал знакомые строки: «Опозданием мы наказаны, что слова любви прежде сказаны, что совсем другим доверяли сны за полчаса до весны…». Тепло публика прини- мала и новые вещи «Бело- русских песняров» — «Ре- крут», «Не люби нелюбимо- го», «Белорусская свадьба». «Олеся», «Вологда», «Белявая, чернявая»— каждый новый номер про- граммы становился коллек- тивным. Зрители не жалели голосов, подпевая ансам- блю. Когда солист Валерий Дайнеко начал исполнять «Беловежскую пущу», у многих зрителей старшего поколения на глазах вы- ступили слёзы. Кульминацией полуто- рачасовой программы стала «Родинамоя—Белоруссия» в исполнении Игоря Пени. Пожалуй, многие в зале вновь почувствовали себя молодыми, как будто наста- ли семидесятые. Артисты тепло поблагодарили пу- блику за душевный приём и дружбу с братским народом Беларуси. А подхватившие ностальгическуюволну зри- тели ещё долго не хотели расходиться. У гримерки «Песняров», как в лучшие годы, выстроилась очередь желающих получить авто- граф и сфотографироваться с кумирами юности. — Я привёл на концерт своего сына, и ему понрави- лось, надо молодёжь подтя- гивать, пусть знают, какой ансамбль замечательный! — с жаром говорил седой мужчина. — А я из Тамбовской об- ласти на концерт приехала, — соглашалась с ним дама. Похоже, что и в новом веке старым «Песнярам» не грозит забвение. Хорошая песня не умирает. ОБРАЗОВАНИЕ | В регионе открылось представительство столичного агроуниверситета Два диплома в одни руки Ольга Шкатова Сегодня одним из условий успешной профессиональной самореализации является хорошее образование. Однако не все могут его получить. Во-первых, трудно выбрать вуз, осуществляющий действительно высокий уровень подго- товки. Во-вторых, материальные и семейные проблемы, а также загруженность на работе часто просто не дают учиться. У жителей Липецкой области появилась дополнительная возможность получить качественное высшее образова- ние: в Лебедяни открыто структурное подразделение Российского государственного аграрного заочного уни- верситета. — У вуза большая исто- рия и богатые традиции. Ему более восьмидесяти лет, — рассказывает канди- дат наук Марина Чуйкова, возглавляющая представи- тельство РГАЗУ.—Учебное заведение имеет десятки филиалов по всей стране. Студенты, получающие образование в Российском государственном аграрном заочном университете, име- ют явные преимущества. Здесь при обучении исполь- зуются дистанционные тех- нологии. Это исключает не- обходимость несколько раз в году выезжать на сессии. Если дома есть компьютер с выходом в Интернет, сту- дент может по расписанию слушать лекции преподава- телей, задавать им вопросы. На сайте вуза выложен весь необходимый материал: лекции, учебники, кон- трольные работы, тесты, методические материалы. Если компьютера нет или возникли какие-то пробле- мы, можно позаниматься и получить консультацию в представительстве. В соответствии с установ- ленным графиком на сессии надо выезжать один раз в год примерно на две недели, чтобы сдать экзамены. Это очень удобно, если учесть, что классическая сессия у заочников обычно длится сорок дней. Не всякого с ра- ботыотпустят на такой срок, у кого-то дети. Возникает проблема со временем. А в РГАЗУ сессию можно сдать во время очередного отпу- ска, — объясняет Марина Николаевна. Вуз расположен в Бала- шихе, с самого начала он создавался как заочный. Поэтому здесь, как нигде, грамотно разработана прак- тика обучения работающих студентов, не имеющих воз- можность выезжать на дли- тельные сессии. В РГАЗУ обучение ве- дется по следующим на- правлениям: информацион- ные системы и технологии, экономика, агроинженерия (электрооборудование и электротехнология, техни- ческий сервис), агрохимия и агропочвоведение, агро- номия, агроэкономическая и правовая оценка земель, садоводство (декоративное садоводство и ландшафтный дизайн), зоотехния (произ- водство продукции мясного и молочного скотоводства, кинология, коневодство), технология производства и переработки сельскохо- зяйственной продукции (растениеводства, животно- водства), биология (охотове- дение, кинология, биоэколо- гия), природообустройство и водопользование, экслуата- ция транспортно-технологи- ческихмашин и комплексов (автомобильный сервис), торговое дело, менеджмент, прикладная информатика, государственное и муници- пальное управление. Срок обучения по заочной форме — 5 лет. Для получающих второе высшее образование или имеющих профильное среднее профессиональное предусмотрен сокращенный срок обучения. Студентам-заочникамна период сессий предоставля- ется благоустроенное обще- житие. В их распоряжении также столовая и учебные корпуса. Кроме того, для них предусмотрены экскур- сии по столице и посещение выставок. Вуз имеет и факультет среднего профессиональ- ного образования, на ко- тором ведется подготовка по шести специальностям: «Экономика и бухгалтер- ский учет», «Агрономия», «Механизация сельского хо- зяйства», «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», «Охотоведение и звероводство», «Киноло- гия». Срок обучения состав- ляет от двух с половиной до трех с половиной лет в зависимости от выбранной специальности. Что касается подгото- вительных курсов, то и они проходят на основе дис- танционного обучения. Для ответов на вопросы по пово- ду поступления и условий обучения в университете представители факультетов и приемной комиссии будут выезжать в Лебедянь, а при необходимости и в районы нашей области. При по- ступлении учитываются также и результаты ЕГЭ. Вуз предоставляет возмож- ность повышения квалифи- кации и профессиональной переподготовки, обучение в магистратуре, аспирантуре идокторантуре с выдачей со- ответствующих документов. Поскольку вуз заочный, прием в него ведется на определенных условиях в течение всего года. Помимо бюджетных мест предус- мотрены и коммерческие. Стоимость обучения в срав- нении с другими учебными заведениями значительно ниже, разница составляет от тридцати до пятидесяти процентов. В зависимости от направления студенты платят от семи с половиной до пятнадцати с половиной тысяч рублей в год. Кроме этого, только для жителей Липецкой области Общество возрождениясадо- водства, возглавляемое на- шим земляком— профессо- ром, академиком сельскохо- зяйственных наук Иваном Куликовым, предоставляет возможность бесплатного обучения по сельскохозяй- ственным направлениям тридцати студентам, беря на себя все затраты на их образование. — Молодежь сегодня очень хваткая, — отмечает Марина Чуйкова. — Кое- кто из поступивших в этом году планирует сразу после окончания первого кур- са поступить в наш вуз на другое направление, чтобы получить второе высшее об- разование. Осваивающему, например, компьютерные технологии, нацеленномуна то, чтобы сделать карьеру, конечно, необходимо еще и образование управленца. Время диктует такие усло- вия: карьерныйрост предпо- лагает управленческуюпод- готовку. Немало случаев, когда студенты, выезжая на сессии в столицу, находили там работу и перебирались из глубинки в Москву. За прошедшие полго- да университет заключил большое количество догово- ров на целевую подготовку специалистов с коммерче- скими и некоммерческими организациями области. Среди них есть и районные администрации. Несмотря на то, что под- разделение университета в Липецкой области откры- лось недавно, уже более пятидесяти человек вос- пользовалисьвозможностью продолжить образование, не уезжая далеко от дома, а также получить второе выс- шее. В числе поступивших сюда не только вчерашние выпускники техникумов и колледжей из Лебедяни, Чаплыгина и Задонска, но и уже состоявшиеся в про- фессии люди. Договор с пре- стижнымвузомоподготовке кадров для агропромышлен- ного комплекса заключило и управление сельского хо- зяйства Липецкой области. Подробнее об условиях приема и обучения в вузе можно узнать в представи- тельстве РГАЗУвЛебедяни, расположенном по адресу ул. Победы, д. № 5а. Воз- никшие вопросы можно также задать по телефону 8 905 043 26 20. Слово обозревателю Анекдотичная... История Александр Косякин «А мог бы Ленин выпить ведро водки?» Вопрос непростой, Чапай хмурит брови, соображает, но отвечает утвердительно — мог бы… И Петька, верный ординарец начдива, подойдя к портрету Ильи- ча, говорит с восхищением: «Вот это человечище!» Э то не анекдот, это сцена из фильма «Страсти по Чапаю» (его показ завершился на прошлой не- деле на Первом канале). По- сле нее серьезная тема Граж- данской братоубийственной войны соскакивает на стеб. Так обычно гармонист ме- няет ритм: только что играл «Прощание славянки», а теперь по просьбе захме- левшей публики шпарит забористые частушки… Вряд ли Эдуард Воло- дарский, хороший сцена- рист, опустился бы до стеба. Скорее всего, это режиссер Сергей Щербин новатор- ствует — видно, слишком много анекдотов про Ча- пая в детстве наслушался. Впрочем, постебаться авто- ры сериала, скорее всего, решили сознательно. Они частенько как бы спорят с авторами того, еще совет- ского «Чапаева», посылая через эпоху своеобразный месседж и режиссерам бра- тьям Васильевым, и заме- чательному актеру Борису Бабочкину. Вот на свой лад переиначили знаменитую и, по-моему, гениальную сцену с картошкой. Если в старом фильме ее, подвер- нувшуюся под руку, начдив использует как наглядное пособие, объясняя Петьке тактику боя, то в новой кар- тине просто выговаривает ординарцу за то, что бульба лежит на штабных картах. Непорядок, конечно, но на столах в фильме обычно так много чего валяется: стаканы, бутыли, лук, хлеб, револьверы, что картошка в этом натюрморте выглядит просто «невинно постра- давшей». В общем, вышло довольно пресно — прикол не удался… Еще бесцеремоннее обо- шлись в сериале с Фурма- новым, заведя, как шар- манку, популярную нынче тему адюльтера. Начдив не любит комиссара (что было правдой) и с удоволь- ствием соблазняет его жену (что, по некоторым данным, тоже соответствовало дей- ствительности). Но если у автора романа отношения Чапаева с Фурмановым по- немногу налаживаются, то у Щербина приобретают особый, доведенный почти до смертоубийства гротеск. Фантазия режиссера даже заставляет комиссара … стрелять в спину комдиву во время атаки! Вот что та- кое художественное кино и авторское осмысление. Поистине, «над вымыслом слезами обольюсь…» Т ем не менее, «Страсти поЧапаю»—далеко не худший из последних сериалов. Внем, по крайней мере, ощущается кропотли- вая работа, даже, пожалуй, любовь к героям. Авторы не бросили на полдороге, как это часто бывает, тему национального раздора, скорби России по убитым сыновьям (неважно, при ка- ких они были погонах). Эта скорбь в последних сериях все чаще появляется в гла- зах Чапая, вытесняя все его «сердечные» переживания. Удалось избежать ходуль- ных оценок героев, когда с первых кадров видишь, где «наши» и «не наши» (разве что казаков показали откро- венным зверьем). Достойно представлены и белые, и красные коман- диры (особенно Фрунзе, комиссары), не потеряли авторы и тему верыЧапаева в Бога. Тут — историческая правда, известно, что в 25-й дивизии даже Закон Божий преподавался. И комисса- ры закрывали на это глаза. Хороша сцена с Троцким, который, стоя на трибуне, ест арбуз и сплевывает се- мечки на начищенный сапог Чапая… Реакция комдива (глаза, глаза!) — по-моему, лучшее, что удалось в этом фильме молодому и талант- ливому актеру Стрельни- кову. Очень сильно звучат монологи отца комдива — он крестьянским сердцем своим чувствует, что «игра в революцию» доведет сы- новей и его семью, и Россию до края… Ивсе быхорошо, если бы создатели сериала поболь- ше уважения проявили и к героям, и к историческому материалу. И совсем уж плохо, что каждая серия без какой-либо паузы (даже рекламной) переходила в… «Вечерний Ургант» (тот же эффект гармониста!), где ведущий привык шутить по любому поводу, правда, слабея в этом деле от пере- дачи к передаче… Пред- ставьте: после всех этих расстрелов, сброшенных в ров «красных» и «белых», после судорожных, перед смертью, затяжек, после голых пяток и окровавлен- ных рубах вдруг появляется перед вами сияющее физия шоумена, эдакого Ваньки- встаньки, уже готового что- то отмочить… М ежду тем все эти телевизионные стра- сти—политика. Она прослеживается в разных вещах. В том, например, что хорошие фильмы и дис- куссионные, на злобу дня, передачи отправляют в са- мый низ суточной веща- тельной сетки, когда уже и сторожа готовятся ко сну. Зато «Давай поженимся», где озабоченные женихи и мордастые свахи (срисован- ные с фильма «Женитьба Бальзаминова») получают эфир в прайм-тайм. Никтоне оспаривает пра- во авторов на осмысление. Но—чего? Того, в чем автор этот сам не разобрался? До чего руки не дотянулись и сердце не дошло? Зачем переиначивать историю? По какому праву известным историческим личностям «пришивают бантики»? Ведь есть архивы, есть доку- менты, есть базовые вещи, от которых, как от печки, и нужно плясать. И тогда не придется выдумывать глу- пости про коварствоФурма- нова, высасывать из пальца страсть полковничьей дочки к комдиву! Хотите сказать свое слово о Гражданской войне? А оно у вас есть, свое-то? Не вполне удачные при- меры употребления творче- ской фантазии имеются и у наших ведущих режиссе- ров. Вот у Никиты Михал- кова в «Цитадели» наши идут с палками на немецкие дзоты, а бегущая со всех ног Надя наступает на мину и замирает по команде отца (и по совместительству режис- сера). Или тот же «Белый тигр» Шахназарова — от начала до конца выдуман- ная история! Правда, там режиссер ерничает всего лишь над танком, заранее назвав свою вещь мистиче- ской драмой. Поэтому он использует сумасшествие танкиста и всякие языче- ские мотивыкак прием, как повод предупредить мир о непреходящей для России опасности. Но у меня, у зри- теля, вопрос к режиссерам: а что, всю правду о настоя- щей, не придуманной войне мы уже сказали, чтобы уво- дить в мистические далимо- лодых? Или это такой китч и выпендреж, на который, возможно, и имеет право художник, но вот гражда- нин — вряд ли. Ведь тогда подвиг советских танкистов как бы растворяется в дыму выстрела «Белого тигра», в котором, оказывается, и людей-то не было, потому что управлялиимкакие-то… небесные силы. В последнее время мы посмотрели разные фильмы на «исто - рические» темы, которые вызвали острую полемику в обществе. Споры в ис- кусстве — дело хорошее, но — смотря о чем. Если историческую правду автор (не заглянув даже в учеб- ник) подменяет откровенной бредятиной, то дело швах. «Штрафбат», к примеру, не понравился фронтовикам, и это приговор режиссеру (как ни относись к сути по- лемики). «Царь» не принят православным зрителем, «Маршал Жуков» — во- енными специалистами и историками. В то время, когда моло- дежь все дальше уходит от реальности, все меньше ин- тересуется нашей историей, ответственность художника возрастает многократно. Ведь даже не у всякого из них дети учатся за границей и уезжают туда на ПМЖ. А настоящий художник всегда «женат на России», как говорила одна русская императрица. * * * На днях ушел из жизни Алексей Герман, выпустив- ший за всю свою кинемато- графическую жизнь всего шесть фильмов. Зато каких! А русский художник АлександрИванов свою зна- менитую картину «Явление Христа народу» писал почти 20 лет. Нынешние худож- ники (кисти, пера, слова…) столько не вытерпят. ОБРАЗ ЖИЗНИ ЗДОРОВЫЙ | Стационары социальной сферы провели спортивный праздник Морозные забавы Вас заинтересо - вала тема , под - нятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее про - должение ? Пред - лагаем высказать свою точку зрения и в письме в ре - дакцию , и на сай - те нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Эмма Меньшикова Кому забавы, а кому заботы. Невольно так подумаешь, глядя, как организаторы зимних спортивных игр для людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания области, старают- ся разнообразить досуг подопеч- ных, приобщить их к здоровому образу жизни. Заботы привыч- ные: ибо и зимой, и летом в области уже традиционно прово- дятся спартакиады, фестивали, другие массовые праздники, позволяющие «насельникам» интернатов и всевозможных центров социальной сферы жить в меру своих интересов, сил и возможностей. Нынешние игры«Морозные за- бавы» проводились на базе Трубет- чинского психоневрологического интерната в Добровском районе. Причем за пять лет подобной практики это учреждение стало «столицей» зимнего социального спорта второй раз. Дал старт спортивным играм в Трубетчино заместитель началь- ника областного управления соци- альной защиты населения Сергей Кораблин. Он отметил, что за годы проведенияв стационарныхучреж- дениях области зимних состязаний в каждом из них создана своя спор- тивнаябаза, оборудованыоткрытые спортивные площадки, приобретен необходимый инвентарь. Татьяна Юшкова, начальник отдела стационарных учреждений и развития материально-техни- ческой базы отрасли управления социальной защиты населения, отметила, что не у всех проживаю- щих в домах-интернатах и реаби- литационных центрах равные воз- можности, поэтому зимние старты имеют скорее игровой, развлека- тельныйформат, но со спортивным уклоном. Тем не менее, сказала она, обретение полноценной базы для зимних видов спорта и занятий позволило всем, кто мог и хотел, научиться ходить на лыжахи даже кататься на коньках. Еще один заместитель началь- ника управления соцзащиты насе- ленияСергейШайдуко, являвший- ся, кстати, в бытность директором Введенского геронтологического центра закоперщиком зимних стартов, вспоминал, как страшно было проводить первую зимнюю спартакиаду. Именно страшно, ведь речь шла о пожилых людях и инвалидах: на пользу ли пойдут им зимние мероприятия на свежем воздухе? Ведь это сегодня уже на государственномуровне разработа- на программа «Активное долголе- тие», а пять лет назад приобщение подопечных социальной службы к здоровому образу жизни было, по сути, липецким экспериментом. Его в свое время одобрил и поддер- жал глава администрации области Олег Королев. А все эти годы во- площает в регионе с инициативной помощью руководителей стаци- онарных учреждений начальник областного управления соцзащиты населения Вячеслав Явных. Больше всех постарались хо- зяева соревнований. В Трубет- чинском психоневрологическом интернате были созданы все ус- ловия для полноценных стартов. Были оборудованы площадки для «забавного хоккея», дорожки для лыжных «забегов», других со- стязаний. В 11 командах в общей сложности было 100 человек — и никакого сбоя, никакой суеты не наблюдалось. За этим строго следили ведущие «Морозных за- бав» — Зима, потешные Баба Яга с Лешим, Водяным и Кикиморой, умильный Пингвин, смешные ростовые куклы Маша и Медведь. К постоянным участникам зимних стартов в этом году приба- вилась команда областного центра реабилитации несовершеннолет- них «Лесная сказка». Тамуже тре- тийраз оздоравливается16-летний АндрейЯстремский из Воловского района, из всех родных на свете имеющий только бабушку. Так вот он от зимних игр был в восторге: —У нас дружная команда, нам нравится, что тут весело, музыка звучит, кормят пирожками, поят горячим чаем прямо на улице. Здорово! Сергей Пашков из «Соснового бора» тоже доволен:шестьмесяцев он осваивает в этом реабилитаци- онном центре профессию парик- махера, приехал из Тербунского района и очень серьезно настроен в будущем открыть свое дело, изу- чает экономику — а тут просто отдыхает душой. Не отставалиотмолодыхиболее старшиеклиенты,какихназывают, социальных учреждений. Восемь участников команд разменяли уже восьмой десяток. Но радовались жизнионинеменьшемолодых.Тем более все команды были награж- дены медалями, а их участникам вручены призы и подарки. Судя по азарту и веселью, ца- рившимна завершающей дискоте- ке под открытым небом, проиграв- ших не было. Даже мороз упал градусов на 10 от тепла наивных и добрых сердец. И если в этом лишь солнце виновато, то и оно в тот хо- лодный с утра день неспроста рас- топило ледок на пути людей друг к другу. Людей, которым судьба уготовила особое испытание — быть под защитой общества. И общество достойно справляется с этой миссией. Во всяком случае, у нас в Липецкой области. На правах рекламы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz