Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 33/24411/ 20 ФЕВРАЛЯ 2013 8 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и де- тей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями. Обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможно- стями здоровья, имеющих родителей, а также детей-инвалидов и детей с ограниченны- ми возможностями здоровья, проживающих в социальных учреждениях, к юридической и медицинской помощи и социальному обеспечению. Проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости; создание и ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и детей с ограниченными возмож- ностями здоровья и их потребностей в указанных услугах. Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспече- нием их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; создание системы творческой реабилитации, вовлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия физкультурой и спортом. Обеспечение создания рабочих мест для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанцион- ных технологий. Организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе обра- зовательных учреждений высшего профессионального образования с использованием их научно-практического потенциала. Проведение просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-сирот, детей-инвалидов и детей с ограни- ченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным чле- нам общества, пропаганде социальной значимости ответственного родительства. Совершенствование деятельности по обеспечению непрерывности и преемственно- сти в работе с данной категорией детей между дошкольными, общеобразовательными учреждениями и учреждениями профессионального образования. Подраздел 5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Сокращение доли детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей и живу- щих в домах-интернатах. Повышение охвата социальными услугами семей с детьми-инвалидами и расшире- ние ассортимента предоставляемых таким семьям услуг. Обеспечение семей с детьми-инвалидами адресной помощью в целях обеспечения лечебной, реабилитационной и образовательной поддержки детей. Обеспечение детей-инвалидов реабилитационными услугами в специализирован- ных учреждениях для детей с ограниченными возможностями. Обеспечение детей-инвалидов необходимыми техническими средствами реабили- тации. Рост доли детей-инвалидов, участвующих в различных культурных и спортивных ме- роприятиях, общественной жизни города. Рост числа общественных организаций, инициатив, проектов, благотворительных акций, имеющих целью поддержку детей с ограниченными возможностями. Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профи- лактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими со- вершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возмож- ностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги. Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспи- тывающихся в семьях Липецкой области. Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации. Совершенствование условий для полноценного развития и образования воспитан- ников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Увеличение числа выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям. Создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и де- тей с ограниченными возможностями здоровья. Снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоро- вья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования, до 20 процентов. Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Раздел VI. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ Подраздел 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ Исполнительными органами государственной власти, органами местного само- управления области, правоохранительными структурами и другими учреждениями системы профилактики уделяется постоянное внимание вопросам предупреждения без- надзорности и беспризорности несовершеннолетних, профилактики подростковой пре- ступности, обеспечения защиты их интересов. В 2011 году выявлено 797 безнадзорных несовершеннолетних. Подростки помеще- ны в учреждения социальной защиты населения, здравоохранения, образования, а так- же в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Липецкой области. За последние три года наблюдается тенденция к сокращению несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России. В 2011 году их количество сократилось на 4,4% (с 3211 до 3071), в 2010 году — на 20,9% (с 4058 до 3211). Продолжает уменьшаться число подростков, состоящих на учете, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность: в 2010 году — на 19,2% (с 448 до 362), в 2011 году — на 2,8% (с 362 до 352). За последние три года количество несовершеннолетних правонарушителей, достав- ленных в органы внутренних дел за совершение административных правонарушений, сократилось в два раза (2010 г. — 9372, 2011 г. — 5911). В 2011 году из общего количе- ства протоколов, составленных в отношении несовершеннолетних, 72,7%, или 4295, — за нарушение норм антиалкогольного законодательства. Из общего числа подростков, допустивших нарушения административного законо- дательства Российской Федерации, 19,9% (или 1175) не достигли 16-летнего возраста. В целях повышения уровня профилактической работы, эффективности взаимодей- ствия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер- шеннолетних проводятся оперативно-профилактические мероприятия. В результате принятых мер в 2011 году достигнуты определенные позитивные из- менения в структуре и динамике подростковой преступности. Сократилось на 17,2% (со 134 до 111) число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершен- нолетними, и количество учащихся, принимавших участие в совершении преступлений, сократилось на 11,7% (2009 г. — 309, 2011 г. — 273). За последние три года более чем в два раза сократилось количество ранее судимых несовершеннолетних, принимавших участие в совершении преступлений (2009 г. — 60, 2011 г. — 29). Сократилось на 43,1% (с 72 до 41) количество уголовно наказуемых дея- ний, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения. Проводилась работа по выявлению и привлечению к административной ответствен- ности взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление алкогольной продукции. Установлено 689 (2009 г. — 636, 2010 г. — 646) фактов реализации должност- ными лицами алкогольной продукции несовершеннолетним. Комплексно решаются вопросы профилактики употребления подростками спиртных напитков и пива, наркотических средств и психотропных веществ. Обеспечивается вза- имодействие всех заинтересованных учреждений и ведомств системы профилактики. В целях пропаганды ответственного родительства, оказания помощи несовершен- нолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в области проводится активная информационно-разъяснительная работа с населением. Проблема жестокого обращения с детьми освещается на радио и телевидении, в пу- бликациях в прессе и Интернете, на телеканалах ОТРК «Липецкое время», ТК «Славия», а также при проведении мероприятий в образовательных учреждениях городов и районов области. В 2011 году в Липецкой области продолжена реализация мероприятий, направлен- ных на совершенствование системы работы по защите прав и интересов несовершен- нолетних, судебных органов и всех служб системы профилактики в рамках развития в области ювенальных технологий. С 2008 года в области отрабатывается модель, направленная на поэтапное создание комплексной системы профилактики и правосудия в отношении несовершеннолетних. Активно проводится работа по отработке механизма взаимодействия и информирова- ния между органами и учреждениями системы профилактики. В 2011 году судами было рассмотрено 298 уголовных дел в отношении 348 несовер- шеннолетних. В гражданском судопроизводстве ювенальные технологии стали применяться со второй половины 2009 года. Применение конкретных рекомендаций, использование различных форм профилак- тической, коррекционной работы привело к тому, что количество обращений в суды с исками о лишении родителей родительских прав сократилось, сократилась и удовлет- воряемость исков. Так, в 2010 году рассмотрено 363, из них удовлетворено 242, в 2011 году рассмотрено 278 исков, из них удовлетворено 146. Увеличивается количество дел о восстановлении родителей в родительских правах: в 2010 году подано 19 исков, из них удовлетворено 13, в 2011 году рассмотрено 21 дело, в 15 случаях иски удовлетворены. Особая роль в развитии судопроизводства ювенальных технологий принадлежит психолого-педагогической службе. Созданная в 2008 году на базе Г(О)БОУ «Центр пси- холого-медико-социального сопровождения» (далее — областной Центр) ювенальная служба обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних с момента выявления факта совершения правонарушения несовершеннолетним, т.е. со стадии предварительного расследования, и завершается стадией исполнения судебно- го решения и детей — жертв насилия. Важную роль в системе профилактики правонарушений играет «телефон доверия» для детей, подростков и их родителей, который круглосуточно функционирует на базе областного Центра. В настоящее время применение ювенальных технологий — медико-социальных, пси- холого-педагогических, социальных, реабилитационных программ, процедур, включая судебные, — позволяет провести ряд реабилитационно-профилактических мероприя- тий, которые направлены на оздоровление семьи, на максимальное обеспечение прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Подраздел 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Развитие законодательных основ системы защиты детства. Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы ис- полнения наказаний, дружественных к ребенку. Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по соци- ально-психологической реабилитации детей — жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей. Обобщение и распространение в муниципальные районы и городские округа поло- жительного опыта работы специалистов восстановительного правосудия по внедрению ювенальных технологий. Создание и развитие реабилитационного пространства для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Подраздел 3. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ Разработка программы восстановительного правосудия в отношении детей, совер- шивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, предусматривающей комплекс воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювеналь- ным технологиям — медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальны- ми работниками при ее реализации. Совершенствование работы органов опеки и попечительства, повышение ответ- ственности специалистов этих органов, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспече- ние раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи. Подраздел 4. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ПРАВОСУДИЯ Обеспечение принятия мер по обеспечению доступа детей к международному пра- восудию для защиты их прав и интересов. Обеспечение выполнения Минимальных стандартных правил ООН, касающихся от- правления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 года), Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовер- шеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 года), рекомендаций Комитета министров Совета Европы о европейских правилах для несовершеннолетних правонару- шителей, подвергаемых наказанию и мерам воздействия. Проведение социологических исследований в целях выработки эффективной поли- тики в отношении детей, совершивших правонарушения, планирования ее реализации и оценки достигнутых результатов. Проведение исследований в области психологии девиантного поведения и разра- ботка методов воздействия, не связанных с применением наказания. Организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении. Организация общесоциальных профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению престу- плений и правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей. Создание системы социальных работников, в функции которых входило бы непре- рывное индивидуальное социальное сопровождение несовершеннолетних правонару- шителей, а также семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Разработка восстановительной программы, предусматривающей комплекс воспи- тательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения в отношении детей, совершивших административные правонарушения либо общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность. Проведение мониторинга административных материалов по привлечению несо- вершеннолетних и их родителей за совершение административных правонаруше- ний. Развитие службы внесудебного разрешения конфликтов: службы медиации, разре- шения внутришкольных конфликтов, муниципальных служб примирения. Совершенствование механизма широкого информирования населения о возможно- стях получения социальной, психологической и иных видов помощи несовершеннолет- ним и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Вовлечение в профилактическую работу с детьми и подростками институтов граж- данского общества, в том числе ветеранских организаций МВД, прокуратуры, суда. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей. Подраздел 5. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И В ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ ПЕРИОД Создание условий для подготовки лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федера- ции на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р). Формирование системы социальной реабилитации несовершеннолетних, освобож- денных из мест лишения свободы, а также несовершеннолетних, осужденных к видам наказания, не связанным с лишением свободы. Организация работы по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание по- мощи таким детям в адаптации и ресоциализации по окончании отбытия наказания. Внедрение современных технологий социальной помощи, защиты и поддержки в от- ношении несовершеннолетних осужденных. Использование индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологиче- ской характеристики. Разработка и внедрение инновационных программ профессионального обучения детей, лишенных свободы, для приобретения ими современных профессий, востребо- ванных на рынке труда. Привлечение органов местного самоуправления, органов исполнительной вла- сти, институтов гражданского общества к процессу социальной адаптации осужден- ных. Активное включение в воспитательную работу с осужденными деятелей культуры и искусства, спортсменов, представителей молодежных движений и организаций, имею- щих активную гражданскую позицию и известность. Привлечение потенциала традиционных религиозных конфессий в духовно-нрав- ственном просвещении и воспитании осужденных. Использование справедливой и эффективной системы стимулирования осуж- денных к законопослушному поведению с учетом их поведения и личностных харак- теристик. Дифференцированный подход к применению мер дисциплинарного воздействия и мер поощрения, применяемых к осужденным, а также к несовершеннолетним подозре- ваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах. Создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находя- щихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом. Распространение на лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освободившихся в возрасте от 18 до 23 лет, права на получение социальной поддержки, сопровождение и постпенитенциарную реабилитацию со стороны служб, осуществляющих эту работу в отношении несовершеннолетних. Отнесение несовершеннолетних, находящихся в следственных изоляторах и воспи- тательных колониях, к категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа органами и учреждениями системы профилактики безнадзор- ности и правонарушений несовершеннолетних. Разработка программ ресоциализации несовершеннолетних, отбывших наказание. Подраздел 6. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И РЕАБИЛИТАЦИЮ ДЕТЕЙ-ЖЕРТВ НАСИЛИЯ Разработка всеми заинтересованными ведомствами, организациями предложений в проект комплексной программы по предотвращению насилия в отношении детей и реа- билитации детей — жертв насилия. Определение перечня организаций в системе здравоохранения, образования и со- циального обслуживания, осуществляющих психологическую и социальную реабилита- цию детей — жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей. Создание условий для предоставления несовершеннолетнему потерпевшему бес- платной юридической помощи на основании обращения несовершеннолетнего или его представителя в орган опеки и попечительства. Разработка и апробация в образовательных учреждениях области программ учебных мероприятий по обучению детей правилам безопасности и поведения в потенциально опасных ситуациях. Разработка комплексной областной целевой программы по предотвращению наси- лия в отношении детей и реабилитации детей — жертв насилия. Обеспечение обязательного психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей, несовершеннолетних — жертв преступлений, а также семей, нахо- дящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличение количества ставок педагогов-психологов в образовательных учреждени- ях области. Закрепление педагогов-психологов за судами области с целью осуществления диа- гностико-коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями и небла- гополучными семьями. Создание системы правового просвещения несовершеннолетних, их родителей (за- конных представителей) в образовательных учреждениях. Подраздел 7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Создание эффективной многоуровневой системы защиты детства, основанной на международных стандартах. Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми — жертвами насилия социально-психологиче- ской помощи. Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей. Создание условий для возможности участия общественных организаций в рабо- те по поиску пропавших детей, профилактике и пресечению преступлений насиль- ственного и сексуального характера, в том числе совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также повышения эффективности деятельности следственных органов при расследовании преступных посягательств в отношении детей. Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка. Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отно- шении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лише- ния свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы. Расширение спектра мер воспитательного характера. Сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, в том числе несовер- шеннолетними, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и раз- вития системы постпенитенциарной помощи таким лицам. Гуманизация условий содержания несовершеннолетних, заключенных под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения прав и законных интересов. Создание сети организаций, осуществляющих психологическую и социальную реа- билитацию детей — жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным орга- нам при расследовании преступных посягательств в отношении детей. Раздел VII. ДЕТИ — УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ Подраздел 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, за- креплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012—2015 годы. В 2011 году на территории области продолжили свою деятельность 42 детских и молодежных общественных объединения, начала свою работу Липецкая областная общественная организация «Поколение XXI», а также Липецкая областная молодежная общественная организация «Федерация скейтбординга, велоспорта-ВМХ, велоспорта- маунтинбайка и воднолыжного спорта «Грайнд»; на стадии юридической регистрации находятся областные отделения организаций «Новые люди» и «Российский союз сель- ской молодежи». Детские и молодежные общественные организации объединяют в сво- их рядах 42,35% молодых граждан Липецкой области. Детские и молодежные общественные объединения реализуют программы и про- екты, способствующие личностному росту и социальной успешности подрастающего по- коления, принимают участие в решении проблем несовершеннолетних граждан, защиты их прав и интересов. Детские и молодежные объединения области выступают инициаторами различных мероприятий для несовершеннолетних: военизированные соревнования, праздничные мероприятия, посвященные памятным датам, акции, областные конкурсы. В рамках предоставления субсидий областным некоммерческим организациям в соответствии с Законом Липецкой области от 29 ноября 2010 года № 446-ОЗ «Об об- ластном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» из средств областной целевой программы «Молодежь Липецкой области (2009—2013 годы)» по направлениям «Воспитательные и просветительские мероприятия по профилактике правонарушений и негативных проявлений в молодежной среде, формированию здоро- вого образа жизни», «Выявление и распространение творческих достижений молодежи, самодеятельных творческих молодежных коллективов» организованы фестивали «Сту- денческая весна», « Студенческое лето», «Стереолес»; психологическая смена «СТРИЖ»; акция «Здоровым быть модно!». Общий охват участников реализованных проектов пре- вышает 57 тыс. человек. В 2011 году продолжили работу более 30 общественных организаций патриотиче- ской направленности областного уровня. Всего в работе патриотических объединений за прошедший год приняли участие свыше 42000 жителей области. В рамках реализации областной целевой программы «Развитие гражданского обще- ства (2009—2012 годы)» в 2011 году на поддержку социально значимых проектов обще- ственных объединений, направленных на решение проблем несовершеннолетних, выде- лено субсидий на общую сумму 5,097 млн. рублей. Наиболее значимые проекты были направлены на решение проблем несовершенно- летних, таких как: адаптация разновозрастных групп детей и молодежи, реабилитация воспитанников Усманской колонии; формирование ответственного отношения и по- ведения подростков и молодежи в сфере ВИЧ/СПИДа; оказание социальной помощи в адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществление специальной физической и психолого-педагогической подготовки юных спасателей; подготовка к службе в Вооруженных силах РФ и воспитание граждан в духе патриотизма и готовности защищать свое Отечество, поддержка и интеграция детей с ограниченны- ми возможностями здоровья. В 2011 году на территории Липецкой области была продолжена работа по популяри- зации добровольческого движения среди детей и молодежи. Одним из проектов, направленных на решение проблем в 2011 году, стал проект «Твори добро на благо детям» Липецкого регионального отделения общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд». Бюджет проек- та составил 1000,0 тыс. рублей. Работа фонда подчинена решению конкретных задач по социальной, медицинской и правовой защите детей. В 2011 году в мероприятиях, орга- низованных фондом, приняло участие более 150 волонтеров. Еще одно важнейшее направление деятельности общественных объединений по решению проблем несовершеннолетних — пропаганда здорового образа жизни и про- филактика асоциального поведения, табачной, алкогольной зависимости и наркозави- симости. В течение всего года информационное сопровождение мероприятий обеспечива- лось совместно с управлением по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области. Областные общественные организации успешно решают вопросы оказания необхо- димой психологической, социальной, информационно-просветительской помощи несо- вершеннолетним, способствуют социализации детей и подростков, интеграции детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Подраздел 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Развитие на основе принципов и норм международного права законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интере- сы во всех сферах жизнедеятельности. Повышение правовой и политической культуры детей и специалистов, работающих с детьми, расширение их знаний в области прав человека. Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, рабо- тающих с детьми. Привлечение детей к участию в общественной жизни. Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав чело- века. Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни. Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затра- гивающих их интересы. Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагиваю- щих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касаю- щихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических воз- можностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопу- щение использования детей различными политическими силами в качестве инструмен- та достижения собственных целей. Подраздел 3. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обе- спечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний. Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, рабо- тающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в при- нятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации. Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети Интернет. Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни мест- ного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях. Разработка стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности. Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений. Подраздел 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества. Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Развитие законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспече- ния участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая ратифика- цию международных актов. Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информа- ции и сети Интернет. Расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях. Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии ре- шений, затрагивающих их интересы. Раздел VIII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Стратегия действий в интересах детей Липецкой области на 2012—2017 годы реа- лизуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического раз- вития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и приоритетными проектами Липецкой области. В соответствии с задачами, определенными настоящей Стратегией, и учетом их реа- лизации должна осуществляться корректировка действующих целевых программ Липец- кой области, направленных на решение проблем детства. Реализация Стратегии должна быть обеспечена комплексом мероприятий по фор- мированию необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов, инфор- мационного и методического сопровождения. Координирующим органом является координационный совет. Для достижения поставленных в Стратегии целей следует сформировать консолиди- рованный бюджет в интересах детей. Стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый в 2012—2014 годах и второй в 2015—2017 годах. Сроки и основные этапы реализации Стратегии должны быть согласованы с бюджет- ным процессом. Механизмом контроля за ходом реализации Стратегии являются ежегодные ана- литические доклады координационного совета и альтернативные доклады, подготав- ливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей. Окончание. Начало на 5–7-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz