Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 33/24411/ 20 ФЕВРАЛЯ 2013 7 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ В 2011 году всеми видами отдыха и оздоровления детей охвачено свыше 93,7 тысячи человек (2009 г. — 88,5 тыс. человек, 2010 г. — 85,8 тыс. человек). Одной из важных мер социальной поддержки является организация круглогодичного отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, бесплатных социальных путевок в детские оздоровительные лагеря. На учете в органах социальной защиты населения области по данным на 1 января 2012 года состоит более 25 тыс. де- тей в возрасте от 7 до 15 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации. Все дети этой категории за счет средств консолидированного бюджета были охвачены различными формами отдыха и оздоровления. По линии социальной защиты населения в 2011 году было оздоровлено 5946 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что на 1471 ребенка больше, чем в 2010 году. Анализ итогов оздоровительной кампании 2011 года показал, что наибольшее ко- личество детей направлено в детские оздоровительные лагеря из малообеспеченных семей (23,7%), неблагополучных семей (17,2%) и многодетных семей (18,3%). Таким образом, в Липецкой области в 2011 году совершенствовались инфраструк- туры досуга и оздоровления детей, развивались малозатратные формы летнего отды- ха, что позволило увеличить количество детей, охваченных организованным отдыхом, создать условия для их физического и духовного развития, а также обеспечить отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Подраздел 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Укрепление межведомственного сотрудничества в целях обеспечения сохранения здоровья детей, гармоничного физического и нервно-психического развития их в совре- менных социально-экономических и экологических условиях. Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспече- ние доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам оказания меди- цинской помощи, стимулирования мотивации к здоровому образу жизни. Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохране- ния для детей с особыми потребностями. Совершенствование и разработка новых профилактических и реабилитационных технологий, учитывающих адаптационные резервы детского населения. Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершен- ствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабили- тационных учреждениях. Развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, сти- мулирование потребности в здоровом образе жизни. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей, а также механизма межведомственного взаимодействия. Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохране- ния для детей с особыми потребностями, внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов. Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства. Подраздел 3. МЕРЫ ПО СОЗДАНИЮ ДРУЖЕСТВЕННОГО К РЕБЕНКУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Соблюдение нормативных правовых актов в области охраны здоровья при оказании медицинской помощи женщинам и детям. Оптимизация комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности. Внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи беременным, новорожденным, детям с заболеваниями органов дыхания, пищеварения, с онкологи- ческими заболеваниями, травмами в практику работы учреждений детства и родовспо- можения. Профилактика социального сиротства, обеспечение сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка, оказание юридической и психологической поддержки беременным и ро- дильницам в учреждениях родовспоможения. Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье». Совершенствование работы межмуниципальных центров акушерско-гинекологи- ческого и педиатрического профиля, завершение капитальных ремонтов и работ по оснащению их современным оборудованием для выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела с учетом перехода с 2012 г. на новые критерии жи- ворождения. Повышение роли Перинатального центра как основного звена в системе оказания медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным высокого риска. Повышение качества диспансеризации и оздоровления беременных женщин, со- вершенствование форм работы женских консультаций по диспансерному наблюдению беременных групп риска перинатальной и материнской патологии. Обеспечение этапности оказания медицинской помощи женщинам во время бере- менности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным. Оптимизация работы медико-генетической службы области, трехэтапной системы пренатальной диагностики врожденных пороков развития плода у беременных по- средством ультразвукового скрининга, расширение объема новейших лабораторных и функциональных методов исследования беременных женщин. Обеспечение учреждений родовспоможения необходимыми реактивами и реагентами для проведения скрининг- диагностики с целью раннего выявления наследственных заболеваний. Дальнейшее развитие стационарзамещающих технологий. Совершенствование системы медицинского обеспечения детей и подростков в до- школьных и других образовательных учреждениях. Оборудование в образовательных учреждениях медицинских кабинетов, отвечающих современным требованиям. Разработка и утверждение регионального календаря профилактических прививок. Совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбу- латорно-поликлинических учреждениях в целях выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития, и организация своевремен- ного оказания им медицинской помощи. Развитие паллиативной помощи детям. Совершенствование диагностической службы и методов интенсивной терапии. Обеспечение доступности качественной медицинской помощи детям отдаленных сельских районов и проведения профилактической работы. Повышение доступности и качества высокотехнологичной помощи матерям и детям. Внедрение новых методик диагностики, лечения и профилактики подростковой наркотизации, межведомственного взаимодействия с судебными органами (раз- витие технологий ювенальной юстиции) в обеспечение наркологической помощи детям. Продолжение диспансеризации 14-летних подростков с акцентом на репродуктив- ное здоровье. Формирование территориального регистра детей, страдающих орфанными (редки- ми) заболеваниями. Повышение квалификации медицинского персонала, в том числе на базе симуляци- онных центров. Продолжение информационной кампании по предупреждению ранней беременно- сти и абортов у несовершеннолетних. Развитие телекоммуникационных консультативных форм помощи. Подраздел 4. МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЛИТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий на все образовательные учреждения. Обеспечение приверженности к здоровому образу жизни у детей и подростков, про- живающих в малых городах и сельской местности. Активизация деятельности центра здоровья для детей в сфере проведения обследо- вания детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек. Развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с фор- мированием у детей и подростков мотивации к здоровому образу жизни и получени- ем поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоро- вью. Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профи- лактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, туберкулеза и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний, среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения. Ежегодное проведение мероприятий по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ (им- мунохроматографическое тестирование учащихся образовательных учреждений об- ласти). Активизация работы по исполнению соответствующих ведомственных норматив- ных правовых актов о психологическом тестировании обучающихся в образовательных учреждениях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ. Внедрение новых видов отдыха и досуга для подростков, исключающих традиции ку- рения, употребления алкогольной продукции. Реализация системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая под- готовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителя- ми и социальным окружением ребенка. Разработка программы противодействия пропаганде молодежных суицидов в интер- нет-среде. Обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направлен- ных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экс- тренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть Интер- нет, телефоны службы анонимного консультирования. Ограничение (вплоть до запрета) скрытой рекламы табака, алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков. Разработка и включение программы для родителей в сетку вещания региональных телеканалов, касающейся воспитания детей. Предусмотреть обязательное выступление медиков, психологов, представителей полиции, прокуратуры для освещения правовых механизмов защиты детей. Подраздел 5. МЕРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОСНОВАННОЙ НА ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Актуализация реестра диспансерной группы детей, нуждающихся в санаторно-ку- рортном лечении. Обеспечение санаторно-курортным лечением детей диспансерной группы в соответствии с имеющимися показаниями как на территории области, так и за ее пределами. Создание возможности для санаторно-курортного лечения детей на территории об- ласти при совместном пребывании с родителями (законными представителями). Привлечение руководителей различных предприятий, расположенных на территории области, к сотрудничеству в проведении санаторно-курортного лечения детей работни- ков данных предприятий. Обеспечение развития и совершенствования организационных форм и содержания отдыха и оздоровления детей в рамках реализации областной целевой программы «От- дых и оздоровление детей в Липецкой области на 2012—2015 годы». Поддержка и развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, в том числе по нормативному финансированию программ в данной сфере. Развитие сети загородного отдыха и оздоровления детей и подростков. Обеспече- ние условий пребывания детей в оздоровительных учреждениях, отвечающих современ- ным требованиям. Обеспечение создания необходимых условий по сохранению жизни и здоровья де- тей в период нахождения в учреждениях отдыха и оздоровления детей. Обеспечение межведомственного подхода в решении вопросов организации отдыха и оздоровления детей, своевременное информирование населения о мероприятиях по организации оздоровительных кампаний. Принять дополнительные меры по повышению эффективности использования име- ющихся спортивных сооружений, в том числе стадионов, хоккейных коробок, по месту жительства, а также строительству новых, используя возможности придворовых и при- школьных территорий. Подраздел 6. МЕРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА И РЕЖИМА ПИТАНИЯ КАК ЗАЛОГА ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА Повышение роли работы «гастрошколы» и кабинета здорового питания на базе ГУЗ «Областная детская больница» в формировании культуры здорового питания детей и родителей. Активизация профилактической работы по обучению детей и родителей основам ра- ционального питания, используя выездные формы работы для жителей сельской мест- ности. Формирование у будущих матерей приверженности к грудному вскармливанию. Организация санитарно-просветительской работы с учащимися общеобразовательных учреждений с использованием всех доступных средств, включая интернет-технологии, по формированию культуры здорового питания. Организация особого контроля за обеспечением качественным питанием больных детей, страдающих социально значимыми заболеваниями. Осуществление адресного принципа бесплатного предоставления специальных продуктов детского питания детям первого—третьего года жизни из малообеспеченных семей. Осуществление мер государственной поддержки по обеспечению выплат по компен- сации затрат на питание детей из малообеспеченных семей в образовательных учреж- дениях. Подраздел 7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Снижение показателей младенческой и детской смертности. Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек. Повышение доступности и качества оказания медицинской помощи всем категориям детей, расширение профилактических мероприятий по сохранению здоровья детей и подростков. Получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, нахо- дящимися в трудной жизненной ситуации, а также проживающих в отдаленных сельских районах. Гарантированное обеспечение детской медицины необходимыми лекарственными препаратами и медицинским оборудованием. Расширение спектра внедряемых в практику здоровьесберегающих технологий. Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии «школа здоровья», являющихся территориями, сво- бодными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. Наличие доступной развитой сети учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том через телефоны до- верия. Снижение количества заболеваний органов пищеварения у детей. Обеспечение детей качественным и здоровым питанием как в семье, так и в образо- вательных, медицинских и оздоровительных учреждениях. Сокращение числа детей и подростков, получивших ВИЧ-инфицирование, заболева- ния вирусными гепатитами В и С, туберкулезом в медицинских учреждениях. Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества. Сокращение числа подростковых суицидов. Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех ка- тегорий детей с учетом их индивидуальных потребностей. Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивиду- альных потребностей. Увеличение до 74,5% доли детей школьного возраста до 15 лет (включительно), обе- спеченных всеми видами отдыха и оздоровления, от общего количества детей школьно- го возраста. Раздел V. РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА Подраздел 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возмож- ностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей. Обеспе- чение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискри- минации. Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни. Значимость проблемы инвалидности обусловлена тем, что почти 25% инвалидов в возрасте до 50 лет получили инвалидность вследствие заболеваний, перенесенных в детстве. В Липецкой области общее число признанных инвалидами детей за 2011 год увели- чилось на 0,8% к уровню 2009 года и составило на 01 января 2012 года 4067 человек. На территории Липецкой области лечение и реабилитация инвалидов осуществляет- ся бесплатно в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Рос- сийской Федерации на территории Липецкой области бесплатной медицинской помощи в стационарах, амбулаторно-поликлинических и санаторно-курортных учреждениях. Имеется оперативная система преемственности оказания амбулаторной и стационар- ной медицинской помощи. В 2011 году на меры социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, из средств бюджета субъекта израсходовано 19468,21 тыс. рублей, в том числе на лекар- ственное обеспечение детей — 10869,96 тыс. рублей, на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет по заключению врачей — 8598,25 тыс. рублей. В системе социальной защиты населения Липецкой области социальную поддержку детей-инвалидов реализует ОГБУ «Елецкий детский дом-интернат для умственно от- сталых детей», который предназначен для постоянного проживания детей от 4 до 18 лет с аномалиями умственного развития. Учреждение рассчитано на 155 койко-мест. В настоящее время в интернате находится на обеспечении 149 детей-инвалидов, среди них 14 сирот, 94 ребенка, оставшегося без попечения родителей (16 дошкольников и 133 школьника). На содержание Елецкого детского дома-интерната в 2011 году из областно- го бюджета выделено 43,83 млн. рублей, затраты на 1 ребенка составили 792,68 рубля в день. Все дети охвачены учебно-воспитательным процессом, основанным на базовых про- граммах. Одним из направлений социальной реабилитации детей-инвалидов является их со- циально-средовая реабилитация, т.е. создание равных возможностей во всех сферах жизни общества. В целях реализации мер, включающих выявление и устранение пре- пятствий и барьеров, мешающих доступности, улучшению социально-экономического положения инвалидов, детей-инвалидов и других маломобильных групп населения, в Липецкой области в 2011 году принята областная целевая программа «Доступная среда на 2011—2015 годы», утвержденная постановлением администрации области от 13 мая 2011 года № 156. Финансирование Программы в 2011 году составило 9,6 млн. рублей (96,2%). Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социа- лизации. Более тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальных (коррекционных) школах-интернатах, сеть которых представлена в ос- новном всеми видами (кроме учреждения VI вида для детей с нарушениями опорно- двигательной системы). Специальные (коррекционные) образовательные учреждения реализуют в зависимости от вида коррекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего. В течение 2011 года в 9 специальных (коррекционных) школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья обучалось и воспитывалось 1220 человек (на 29 человек меньше, чем в 2010 г.), из них 624 — детей-инвалидов (на 145 человек боль- ше, чем в 2010 г.). В 2011 году на содержание и функционирование специальных (коррекционных) уч- реждений из областного бюджета было израсходовано 272 млн. рублей. Для эффективной организации образования детей с ограниченными возможностя- ми здоровья в 2011 году продолжена работа по реализации мероприятия в рамках ПНП «Образование» — «Организация дистанционного образования детей-инвалидов». В на- стоящее время созданы условия для обучения с использованием дистанционных техно- логий для 223 детей-инвалидов, в том числе для 50 детей-инвалидов в 2011 году. За период с 2009 по 2011 годы на финансирование данного проекта было выделено более 105 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 49,03 млн. рублей, за счет средств областного бюджета — 56,67 млн. рублей. Таким образом, в области совершенствуются комплексные технологии реабилита- ции и развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация областной целевой программы «Доступная среда на 2011—2015 годы» позволит расширить участие детей-инвалидов во всех сферах жизни общества. В спе- циальных (коррекционных) образовательных учреждениях создаются условия для каче- ственного образования детей-инвалидов, обеспечения расширения их духовного мира, развития и социальной адаптации. По состоянию на 1 января 2012 года на учете в органах опеки и попечительства об- ласти состояло 4376 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 3287 детей (75,1%) воспитываются в замещающих семьях, 1089 детей (24,9%) находят- ся на полном государственном обеспечении в организациях для детей-сирот и учрежде- ниях профессионального образования. В области активно развивающейся формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является институт приемной семьи. В те- чение 2011 года в области созданы 48 новых приемных семей, в которые переданы на воспитание 84 ребенка. По состоянию на 31 декабря 2011 года в области финансируют- ся 397 приемных семей, в которых воспитываются 616 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При передаче ребенка на воспитание в семью производилась выплата единовре- менного пособия, общая сумма которого составила 3,66 млн. рублей из средств феде- рального бюджета. Пособия выплачены на 262 ребенка. На содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях и на оплату труда приемных родителей в 2011 году было израсходовано 231,4 млн. рублей из средств областного бюджета. Денежное пособие на содержание детей, воспитывающихся в семьях под опекой (попечитель- ством) и в приемных семьях, в 2011 году увеличено и составляло: от 0 до 7 лет — 4300 рублей; от 7 до 11 лет — 4773 рубля; от 11 до 18 лет — 5015 рублей. Продолжена работа по организации летнего отдыха детей-сирот и детей, оставших- ся без попечения родителей. В период летних каникул 2011 года 874 ребенка (50,1%) из 1746 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 7 до 15 лет посещали лагеря отдыха с дневным пребыванием. Одним из важнейших условий социальной адаптации сирот, профилактики их без- надзорности и правонарушений является своевременная профориентация, трудоу- стройство и обеспечение жилой площадью. В 2011 году для приобретения жилых по- мещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделено 50 млн. рублей денежных средств областного бюджета и 16,9 млн. рублей фе- дерального бюджета. Приобретено 71 благоустроенное жилое помещение для указан- ной категории лиц (2009 год — 8 жилых помещений, 2010 год — 50 жилых помещений). Большое внимание уделяется пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В области развивается служба сопровождения замещающих семей Г(О)БОУ Цен- тра психолого-медико-социального сопровождения. Специалистами этого Центра проведена психолого-педагогическая диагностика 291 кандидата в замещающие ро- дители. Проводилась работа по коррекции детско-родительских отношений в замещающих семьях. В 2011 году за психолого-педагогической помощью в Службу обратились 84 че- ловека из числа усыновителей, опекунов, попечителей и приемных родителей. На базе Центра продолжена работа «школы замещающих родителей», где при- емные родители проходят специальную подготовку, курсы по повышению правовой и психологической компетентности и обучение психолого-педагогическим основам воспитания детей. В результате работы по предотвращению возвратов детей в орга- низации для детей-сирот, проведенной специалистами службы сопровождения за- мещающих семей, в 2011 году 12 детей сохранили право семейного жизнеустройства. По сравнению с 2010 годом на 15% снизился показатель возврата детей в организа- ции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2010 г. — 13 чел., 2011 г. — 11 чел.). В системе здравоохранения Липецкой области функционируют два дома ребенка общей коечной мощностью на 180 коек: МУЗ «Липецкий специализированный Дом ре- бенка» и МУЗ «Елецкий специализированный Дом ребенка». Работа в домах ребенка по оказанию реабилитационной помощи детям построена по принципу сочетания комплекса медицинских, психологических и педагогических ме- роприятий, направленных на снижение процента инвалидизации среди больных детей, повышение качества их жизни и социальной адаптации. Дети-инвалиды по итогам 2011 года составляют 31,1% от общего числа детей, воспитывающихся в домах ребенка (2010 г. — 33,1%; 2009 г. — 26,1%). За 2009—2011 годы изменился социальный состав домов ребенка: в 2 раза умень- шилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом на 44,1% выросло поступление детей в детские дома от родителей. Государственные меры по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специальными (коррекционными) школами-ин- тернатами учреждений государственной поддержки детства. В 2011 году в интернатные учреждения системы образования и учреждения соци- альной защиты населения передано 37,7% детей из домов ребенка, что на 6,6% больше, чем в 2009 году. В детских домах и школах-интернатах воспитывается 1626 детей, что на 589 чело- век меньше, чем в 2009 году. Из общего контингента воспитанников 732 составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (на 393 ребенка меньше, чем в 2009 году). На содержание и функционирование этих учреждений в 2011 году из областного бюджета было выделено 652 млн. рублей (2009 г. — 587,2 млн. рублей, 2010 г. — 605,2 млн. рублей). Особое внимание в детских домах и школах-интернатах уделяется трудоустройству выпускников. В 2011 году 77% (в 2009 г. — 68,4%) выпускников поступили в учреждения профессионального образования. Эффективная профилактическая работа с неблагополучными семьями, развитие ин- ститута приемной и замещающей семьи способствовали уменьшению числа воспитан- ников в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подраздел 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Обеспечение прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здо- ровья на получение качественного профессионального образования всех уровней и про- фессиональной подготовки. Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полно- ценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, до- ступную среду. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни. Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реформирование сети и деятельности организаций для детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограничен- ными возможностями здоровья. Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их со- циализации в обществе. Подраздел 3. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАЩИТУ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах ро- дителей воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попече- ния родителей, поиску родственников для возврата детей в родные семьи. Расширение сети организаций систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения, которым могут передаваться в установленном порядке отдельные полномочия органов опеки и попечительства, оказывающих психолого-педагогическую, социально-правовую помощь семье и детям по месту жительства, осуществляющих подготовку и сопровождение семей, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на вос- питание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям. Осуществление обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители. Подготовка потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа. Создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка в замещающей семье. Повышение квалификации специалистов образовательных организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Продолжение реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным. Разработка и внедрение программы подготовки воспитанников организаций для де- тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них. Внедрение правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах. Создание и развитие региональных систем постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попече- ния родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Совершенствование законодательства в области защиты имущественных и неиму- щественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями. Подраздел 4. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Профилактика отказов родителей от ребенка-инвалида и содействие семейному устройству детей-инвалидов, от которых отказались родители. Формирование гибких финансовых механизмов, позволяющих адресно и эффектив- но направлять средства бюджета области в организации, выбранные семьей ребенка- инвалида для оказания необходимых медицинских, реабилитационных и образователь- ных услуг. Развитие областной инфраструктуры реабилитационно-образовательной (лечебно- педагогической) помощи детям с особыми потребностями. Развитие дистанционного интернет-обучения для всех категорий детей с особыми потребностями. Обеспечение условий для полноценного участия детей-инвалидов и их семей в со- циальной, культурной, спортивной жизни области. Создание системы профессионального (трудового) обучения, доступной каждому ребенку-инвалиду (в соответствии с медицинскими показаниями). Формирование безбарьерной среды — городской технической инфраструктуры, до- брожелательной к людям с ограниченными возможностями (жилые дома, общественные места, транспорт). Формирование общественного мнения, доброжелательного к людям с ограниченны- ми возможностями здоровья, культуры соучастия и помощи им. Создание системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образователь- ных учреждений высшего профессионального образования. Обеспечение замены медицинской модели детской инвалидности на социальную, в основе которой лежит создание условий для нормальной полноценной жизни в соответ- ствии с положениями Конвенции о правах инвалидов. Создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитаци- онную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе. Обеспечение возможности трудоустройства для детей-инвалидов и детей с ограни- ченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование. Внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образова- ния для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование. Окончание на 8-й стр. Продолжение. Начало на 5–6-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz