Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 33/24411/ 20 ФЕВРАЛЯ 2013 6 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Подраздел 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гаранти- рованного дохода. Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, осно- ванных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета мини- стров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям. Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспита- ния ребенка в родной семье. Подраздел 3. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ Разработка и принятие минимальных государственных гарантий в области дохо- дов и социальных услуг, определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми. Разработка и обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми. Формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказа- ния им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей. Формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации спе- циалистов, работающих с детьми и в интересах детей. Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социально- го неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов опеки и попечительства, социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи. Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социаль- ным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска, пострадавших от жестокого обращения, и кризисных центров для матерей с детьми в целях осуществления работы с ними по предотвращению отказа от ребенка. Совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих возможность участия обоих родителей в воспитании ребенка при раздельном проживании. Проведение просветительской деятельности среди населения, способствую- щей пониманию необходимости поддержки детей-сирот, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества, пропаганде социальной значимости ответственного ро- дительства. Формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффектив- ности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства. Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть Интернет, организации и учреждения для детей. Подраздел 4. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОКРАЩЕНИЕ БЕДНОСТИ СРЕДИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ Обеспечение социальной политики области, направленной на улучшение положения семей с детьми, повышение уровня их благосостояния. В целях стимулирования рождаемости и поддержки нуждающихся семей ввести в области: ежемесячную социальную выплату, начиная с 1 января 2013 года, в размере про- житочного минимума для детей, установленную в Липецкой области в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего и каждого последующего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет; для улучшения жилищных условий малоимущих многодетных семей ввести компен- сацию в размере 50% стоимости подключения индивидуального жилого дома к системе центрального водоснабжения. В целях развития института многодетных семей совершенствовать систему мораль- ного и материального поощрения родителей за рождение и воспитание третьего и по- следующих детей. Оказание материальной помощи семьям, наиболее уязвимым в социальном плане, в том числе многодетным семьям, имеющим высокую иждивенческую нагрузку. Оказание содействия в трудоустройстве родителям многодетных семей и/или вос- питывающих детей-инвалидов. Подраздел 5. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО И КОМФОРТНОГО СЕМЕЙНОГО ОКРУЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ Разработка, принятие и реализация межведомственного комплексного плана меро- приятий, пропагандирующего ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей через систему образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры и средства массовой информации. Обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилакти- ческой и реабилитационной работы с семьей и детьми, политики ответственного роди- тельства. Организация социального сопровождения алкоголизированных семей с детьми, в том числе формирование мотивации на прохождение лечения и реабилитации, оказание комплексной социально-психологической помощи всем членам семьи и постреабилита- ционного сопровождения. Повышение доступности услуг для семей с детьми за счет активного развития и под- держки сектора профильных некоммерческих организаций. Формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказа- ния им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей. Формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации спе- циалистов, работающих с детьми и в интересах детей. Организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилакти- ки жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших. Разработка и реализация мероприятий информационной кампании в целях пропа- ганды семейных ценностей и противодействия жестокому обращению с детьми, ответ- ственного родительства. Информирование населения области через средства массовой информации обла- сти, другими доступными способами о действующих в области программах, проектах, направленных на обеспечение физического, нравственного и социального благополучия детей и реализуемых органами государственной власти, местного самоуправления, общественными организациями. Проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета института се- мьи, пропаганду в обществе лучших семейных традиций, признание заслуг семьи в вос- питании физически и нравственно здорового поколения. Методическое обеспечение деятельности служб помощи семье и детям в целях ре- шения вопросов семей с детьми. Повышение доступности услуг для семей с детьми за счет активного развития и под- держки сектора профильных некоммерческих организаций, активное использование опыта и потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций в реше- нии вопросов поддержки и защиты детства, семьи. Подраздел 6. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ ИЗЪЯТИЯ РЕБЕНКА ИЗ СЕМЬИ, СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА Обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации со- циально неблагополучных семей с детьми. Внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помеще- нии в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей. Расширение сети учреждений и организаций социально-психологической направ- ленности. Совершенствование системы социального обслуживания семьи и детей. Развитие системы повышения квалификации специалистов, работающих с семьями и детьми. Активизация работы службы детского телефона доверия с единым общероссийским номером. Подраздел 7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация край- них форм проявления бедности. Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении. Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родитель- ства. Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев ли- шения родителей родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях. Сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей. Раздел III. ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ Подраздел 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Для по- вышения доступности дошкольного образования для населения необходимо развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и других, а также развитие не- государственного сектора. Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образова- ния в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в началь- ной школе. На этапе дошкольного образования очень важны организация психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступ- ного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования. В целях реализации системных задач, поставленных в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Правительством Российской Федерации утвержден план действий по модернизации общего образования на 2011—2015 годы. В рамках реализации дан- ной инициативы особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования. Предстоит серьезное обновление программ и методов работы школы, устранение искусственной дифференциации школ по качеству образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить доступ- ность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам. Общероссийская система оценки качества образования строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования, участия в построении этой системы (в части, касающейся общего образования) органов управления образованием всех уровней (федеральных, региональных и муниципальных) и непосредственно образовательных учреждений. Таким образом, создаваемая общероссийская система оценки качества образова- ния призвана обеспечить единство требований к подготовленности выпускников, объек- тивность оценки достижений обучающихся, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений. Продолжает совершенствоваться проведение Единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. В первую очередь это касается системы общественного наблю- дения, которая с 2011 года введена на законодательной основе. В настоящее время ве- дется проработка возможных механизмов совершенствования существующих моделей проведения Единого государственного экзамена путем развития информационно-ком- муникационных технологий. Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом нереализованными. Этими проблемами являются: дефицит дошкольного образования для детей до трех лет; отстающее от современных потребностей общества использование электронных об- разовательных ресурсов в целостном процессе обучения и воспитания детей; несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных техно- логий, нарастающему противоправному контенту. В настоящее время в Липецкой области проводится системная работа по обе- спечению равного доступа к качественному образованию в обычных образовательных учреждениях детям-инвалидам. Необходимым условием реализации данного направле- ния является создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. Подраздел 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Обеспечение устойчивого развития системы образования с учетом региональных, социально-экономических, культурных, демографических и других особенностей. Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм. Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и каче- ственного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образо- вания в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образова- тельных стандартов. Участие в создании общероссийской системы оценки качества образования, обе- спечивающей единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся и качества учебно-воспитательной работы образова- тельных учреждений, преемственность. Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм, на получение общедоступного и качественного бесплат- ного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стан- дартов. Участие в создании общероссийской системы оценки качества образования, обе- спечивающей единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся и качества учебно-воспитательной работы образова- тельных учреждений, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений. Обеспечение условий для эффективного раскрытия творческих возможностей ода- ренных детей, их личностного и профессионального развития. Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скры- той одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально- имущественного положения их семей. Создание благоприятных условий для поиска, поддержки и сопровождения талант- ливых детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов и реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотично- сти, толерантности, законопослушное поведение. Организация профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально- имущественной напряженности в образовательной среде в соответствии с современны- ми вызовами. Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой го- сударственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Подраздел 3. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных обра- зовательных учреждений, а также развития всех форм дошкольного образования, таких как семейные группы, лекотеки, центры игровой поддержки ребенка и другие, включая негосударственный сектор. Обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склон- ностям и жизненным планам. Реализация права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошколь- ного, общего и профессионального образования (право на инклюзивное образова- ние). Реализация качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования. Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-ин- валидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существу- ющую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование). Обеспечение реализации гарантий доступности качественного образования для де- тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уров- нях образования. Создание условий для развития различных региональных вариантов поликультурной модели дошкольного и общего образования, обеспечивающей формирование россий- ской гражданской идентичности. Продолжение внедрения электронных, устных и других новых форм оценки знаний обучающихся, а также расширение содержания тестирования в рамках совершенствова- ния существующих моделей проведения Единого государственного экзамена и государ- ственной итоговой аттестации. Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий. Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекцион- но-педагогической помощи в образовательных учреждениях. Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения пе- дагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения. Для творческой самореализации и профессионального самоопределения одарен- ных детей и молодежи крайне необходимы организация выставок и концертов, смотров, олимпиад, издание и публикация творческих работ, финансирование их участия в об- ластных, межрегиональных, всероссийских и международных фестивалях, конкурсах, творческих школах, мастер-классах и иных мероприятиях. Подраздел 4. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОИСК И ПОДДЕРЖКУ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Создание условий для формирования открытой, саморазвивающейся, информа- ционно и технологически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума, обеспечивать до- ступность качественного образования. Развитие и совершенствование системы выявления и поддержки одаренных детей: вовлечение вузов региона в системную работу с одаренными детьми по предметным областям естественно-математического цикла; организация комплекса мер по психолого-педагогической поддержке одаренных де- тей и их родителей на уровне образовательных учреждений; расширение дистанционного обучения как формы подготовки школьников к интел- лектуальным соревнованиям; организация сетевого взаимодействия профессиональных педагогических сооб- ществ по вопросам работы с одаренными детьми. Создание системы повышения квалификации и переподготовки психолого-педаго- гических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями). Информационная поддержка талантливых детей и молодежи. Подраздел 5. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ Обеспечение развития научно-методических основ воспитания и социализации обучающихся. Обеспечение развития научных основ воспитания и социализации подрастающих поколений. Внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, на- правленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толе- рантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Нормативное урегулирование ресурсного обеспечения воспитательной деятельно- сти (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методиче- ского) и организации контроля за условиями, созданными в образовательных учрежде- ниях для воспитания и социализации детей. Обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей. Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления обра- зованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализа- ции детей. Подраздел 6. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИНФРАСТРУКТУРЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Разработка комплекса мер по обеспечению координации работы учреждений допол- нительного образования детей, находящихся в сферах образования, культуры, физиче- ской культуры и спорта, в организации работы по профилактике асоциального поведе- ния несовершеннолетних. Разработка и внедрение региональных требований к образовательным программам дополнительного образования. Обеспечить внедрение предпрофессиональных программ в сфере искусств в дет- ских музыкальных, художественных школах и школах искусств на основе Федеральных государственных требований (ФГТ), приведя в соответствие финансирование и матери- ально-техническую базу данных образовательных учреждений. Создание условий для устойчивого развития и совершенствования дополнительного образования детей и подростков в современных социально-экономических условиях, развитие востребованных направлений дополнительного образования. Расширение сети детских и юношеских творческих объединений, других форм само- деятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведе- ния, привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности. Поддержка и развитие системы повышения профессиональной компетентности пе- дагогических кадров в сфере дополнительного образования детей. Принятие дополнительных мер по повышению эффективности использования име- ющихся спортивных сооружений, в том числе стадионов, хоккейных коробок, по месту жительства, а также строительству новых, используя возможности придворовых и при- школьных территорий. Создание на базе государственных (областных) учреждений дополнительного об- разования детей не менее 20 объединений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Оказание поддержки музейным учреждениям, школам искусств, реализующим про- граммы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей-ин- валидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе библи- отекам, театральным и иным интернет-ресурсам для детей и подростков. Подраздел 7. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТСТВА Создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам без- опасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах. Создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникно- вения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тен- денций и соответствующей им атрибутики. Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопро- сам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитар- но-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей. Создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей. Создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для де- тей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети Интернет. Создание механизмов общественного контроля, в том числе с привлечением ас- социаций потребителей, родительских, конфессиональных и иных общественных объ- единений, за соблюдением установленных законодательством ограничений оборота информационной продукции, причиняющей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей, включая систему мониторинга информации, распространяемой в ин- формационно-телекоммуникационных сетях. Создание и эффективное функционирование многоканальной горячей телефонной линии для приема сообщений о распространении материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и других преступлениях в отношении детей, в том числе совершенных с использованием Интернета и мобильной (сотовой) связи, и размещение информации о такой линии в учреждениях образования, здравоохра- нения, социальной защиты населения, учреждениях культуры и иных общественных местах. Организация проведения мероприятий по совершенствованию систем контентной фильтрации, используемых в учреждениях образования и культуры. Подраздел 8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обеспечение доступности дошкольного образования для всех категорий детей, по- вышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации предшкольных альтернативных форм их финансирования и организации. Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреж- дениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образо- вательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных уч- реждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий. Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоро- вья в общеобразовательных учреждениях. Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных про- грамм развития (для детей с особой одаренностью). Повышение рейтинга школьников Липецкой области в международных и российских оценках качества образования. Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обуче- ния и развития детей в образовательных учреждениях. Повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации. Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, само- стоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям. Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением. Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий. Рост посещаемости детьми и семьями с детьми учреждений культуры и искусства. Увеличение доли детей, участвующих в творческих мероприятиях. Обеспечение надежной системы защиты детей от противоправного контента в обра- зовательной среде школы и дома. Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности. Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образова- тельных программ, в том числе не менее 60 процентов — на бесплатной основе. Повышение качества и доступности услуг, предоставляемых детской аудитории уч- реждениями культуры и искусства. Увеличение доли детей, получивших коррекционную помощь в раннем возрасте. Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреж- дениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образо- вательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных уч- реждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий. Создание безопасного информационного пространства, укрепление психического и нравственного здоровья детей и подростков. Раздел IV. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ДРУЖЕСТВЕННОЕ К ДЕТЯМ, И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Подраздел 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ По итогам 2011 года показатель младенческой смертности на территории Липецкой области сложился на уровне среднероссийского — 7,1 на 1000 родившихся живыми, од- нако впервые за много предыдущих лет отмечен его рост на 18,3% (с 6,0 в 2010 г. до 7,1 в 2011 г. на 1000 родившихся живыми). Требует большего внимания работа по организации медико-социальной помощи для беременных, укрепления репродуктивного здоровья подростков, лекарственного обе- спечения детей, приверженности родителей к иммунизации детей. В структуре детской смертности внешние причины занимают первое место. Сложив- шаяся ситуация вызывает особую тревогу, поскольку гибель детей от предотвратимых причин, которыми являются травмы и отравления, является серьезной социальной и экономической проблемой для общества. Острой медико-социальной проблемой является проблема состояния психического здоровья детей и подростков, распространенность суицидов. Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая «пивной алкоголизм», наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми. Усугубляет неблагоприятные демографические тенденции области детский до- рожно-транспортный травматизм ввиду высокой летальности и уровня инвалидизации детей с последствиями дорожно-транспортных травм, который в структуре общей инва- лидности детей составляет более 2% и ведет к значительным экономическим потерям, ограничению трудового и мобилизационного потенциала страны. Анализ профилактических осмотров детей и подростков-школьников свидетельству- ет о широком распространении так называемых школьных болезней (нарушение осанки, снижение остроты зрения). Для привлечения к здоровому образу жизни детей и подростков в общеобразова- тельных учреждениях области реализуются программы по фитнес-аэробике для дево- чек, футболу для мальчиков, обязательному обучению плаванию учащихся начальных классов. Это позволило увеличить охват детей в возрасте от 6 до 15 лет, занимающихся активными видами спорта, до 29,4% (2009 г. — 26,5%, 2010 г. — 28,6%). В 2011 году общая численность занимающихся в 27 детско-юношеских спортивных школах и 39 специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва со- ставила 29913 чел. (2009 г. — 27744 чел., 2010 г. — 29188 чел.). В Липецкой области сложилась система работы по организации досуга и оздоров- ления детей и подростков. В 2011 году выработан и успешно реализован механизм организационного, нормативно-правового и финансового обеспечения детской оздоро- вительной кампании, произошло увеличение числа детей (всех категорий), охваченных организованными формами отдыха и оздоровления. Анализ деятельности социальных служб по проведению оздоровительной кампании 2011 года показывает положительную динамику по всем направлениям деятельности. Консолидированный бюджет оздоровительной кампании 2011 года превысил 421 млн. рублей, что на 72,7 млн. рублей больше уровня 2010 года. Сохранилась социальная составляющая детской оздоровительной кампании. На организацию отдыха и оздоровления воспитанников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также учащихся и студентов учрежде- ний начального и среднего профессионального образования было выделено 48,2 млн. рублей. В 2011 году на территории области функционировало 16 загородных стационарных лагерей отдыха и оздоровления детей, 4 санаторно-курортных учреждения круглогодич- ного пребывания детей. В лагерях с дневным пребыванием детей проведено 914 смен, организована работа 36 палаточных лагерей, 533 профильных смен, экспедиций и по- ходов. Продолжение на 7-й стр. Продолжение. Начало на 5-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz