Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 33/24411/ 20 ФЕВРАЛЯ 2013 5 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Распоряжение администрации Липецкой области № 500-р от 26 октября 2012 г. Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Липецкой области на 2012—2017 годы Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», в целях формирования в Липецкой области политики по улучшению положения детей: 1. Утвердить Стратегию действий в интересах детей Липецкой области на 2012— 2017 годы (приложение). 2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области руководствоваться положениями Стратегии дей- ствий в интересах детей Липецкой области на 2012—2017 годы при осуществле- нии деятельности, направленной на поддержку и защиту прав и законных интере- сов детей. Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового со- общества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей. В Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Россий- ской Федерации поставлены задачи по разработке современной и эффективной госу- дарственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Рос- сийской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был при- нят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа соци- ально-экономического развития страны актуальным является реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы. Стратегия действий в интересах детей Липецкой области на 2012—2017 годы раз- работана на основании Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012— 2017 годы (далее — Национальная стратегия). Главная цель Национальной стратегии — определить основные направления и зада- чи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реа- лизация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федераль- ных целевых программ. В Липецкой области принят ряд законодательных актов, направленных на пред- упреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Для финансовой и социальной поддержки семей с детьми работают 21 Закон и 19 долгосрочных целевых программ. На основе регионального законодательства усовершенствована система поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, семей, приняв- ших на воспитание детей-сирот. Сформирована межведомственная система по выяв- лению и профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей. В 2011 году в Липецкой области был создан институт уполномоченного по правам ребенка. Область приняла участие в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, в регионе введен в практику единый номер телефона доверия. Положительные тенденции в семейной и демографической политике в последние годы способствовали развитию в Липецкой области социальной инфраструктуры и повышению уровня жизни семей с детьми. Действующая система мер социальной поддержки граждан, имеющих детей в совокупности с другими социальными гаран- тиями формирует в Липецкой области социальную поддержку семьи, материнства и детства. Семьям с детьми предоставляется свыше 20 видов пособий и иных денежных выплат. В Липецкой области успешно выполняются приоритетные направления семейной политики: всесторонне укрепляется институт семьи; совершенствуется система соци- альных гарантий, направленных на повышение благосостояния и стабильности семей с детьми; осуществляется поддержка молодой, малообеспеченной и многодетной семьи с целью обеспечения ее стабильного функционирования. Комплекс мер, направленных на повышение уровня жизни семей с детьми обла- сти, стандартизация социальных услуг детям и семьям с детьми, ранняя профилакти- ка семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого отношения к детям и оказание им действенной помощи позволили увеличить благосостояние семей, имеющих детей, сократить количество семей, находящихся в социально опасном по- ложении, что стало одним из основных приоритетов семейной политики в Липецкой области. Особое внимание уделено проблемам детей, находящихся в трудной жизненной си- туации, вопросам профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, соз- данию условий для развития новых форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В области проведена работа по созданию условий для формирования открытой, саморазвивающейся, информационно и технологически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума, обеспечивать доступность качественного образования. В образовательных учреждениях области расширяется спектр образовательных технологий, в том числе и дистанционных, развивается система профильного обучения, совершенствуется региональная система оценки качества образования как инструмента управления образовательными системами разного уровня. Продолжает изменяться ма- териально-техническая база школ в части информатизации образовательного процесса, здоровьесберегающих технологий, выполнения требований федеральных государствен- ных образовательных стандартов. Вместе с тем вопросы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и требуют дополнительного решения. Про- должается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаружи- ваются различные заболевания и функциональные отклонения. В Липецкой области общее число признанных инвалидами детей за 2011 год увели- чилось на 0,8% к уровню 2009 года и составило на 01 января 2012 года 4067 человек. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей. Недостаточным является уровень доступности социальных услуг для семей с детьми. Требуют совершенствования условия социальной среды для полноценной жизнедея- тельности детей-инвалидов. Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. Подраздел 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ДЕТСТВА Потенциальный риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и не- полных семьях. Семейное неблагополучие, социальное сиротство, безнадзорность, жестокое обра- щение в отношении детей. Социальная уязвимость категорий детей, нуждающихся в особой заботе государства (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, на- ходящиеся в социально опасном положении). Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка. Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и порождение соци- ального сиротства. Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представ- ляющей опасность для детей. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно. Подраздел 2. КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ Реализация основополагающего права каждого ребенка — жить и воспитываться в семье. В Липецкой области должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости должны приниматься меры по устройству детей, остав- шихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Защита прав каждого ребенка. В Липецкой области должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без ка- кой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстанов- лению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных по- сягательств. Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Липецкой области долж- ны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каж- дого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Сбережение здоровья каждого ребенка. В Липецкой области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесбере- гающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях. Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Липецкой области необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений. Особое внимание уязвимым категориям детей. В Липецкой области во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, по- зволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилита- ции и полноценной интеграции в общество. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Липецкой области формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квали- фикации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями. Партнерство во имя ребенка. В Липецкой области политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-професси- ональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка со- циальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей. Стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода законодательной и исполнительной власти области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуаль- ных проблем детства. Стратегия разработана с учетом Национальной стратегии действий в интересах де- тей на 2012—2017 гг., Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012—2015 годы, которая включает следующие основные цели: способствование появлению друже- ственных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы. Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информа- ционная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети — участники реализации Стратегии. Активные усилия по данным направлениям должны обеспечить также реализацию Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, которая основывается на следующих положениях: социальная ориентация, нацеленная на повышение уровня и качества жизни населе- ния области; устойчивое развитие Липецкой области как необходимая система динамики соци- ально-экономических процессов, их сбалансированность и экологичность; межрегиональное и международное сотрудничество, призванное создавать условия для сочетания региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов при решении стратегических проблем экономического, социального, эколо- гического и территориального развития. Раздел II. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ Подраздел 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ Состояние и динамика демографической ситуации в Липецкой области в целом отражают тенденции демографического развития Российской Федерации. Демогра- фическая политика в Липецкой области — комплекс мер, направленных на повышение качества человеческого потенциала области, осуществляемых с учетом общих демо- графических тенденций, специфики демографической ситуации в территориальных образованиях и предусматривающих дифференцированный подход к различным соци- ально-демографическим группам в соответствии с их социальными, психологическими, национальными и репродуктивными особенностями. В последние годы органами исполнительной власти области предпринимаются це- ленаправленные меры по выстраиванию и реализации демографической политики. Общие демографические процессы, реализованная система мер по поддержке материнства и детства обуславливают продолжающуюся тенденцию сохранения чис- ленности детского населения. Доля детского населения Липецкой области, по данным переписи 2010 года, составила 17,2% к общей численности населения. По оценке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, численность постоянного населения области на 1 января 2012 года составила 1165,8 тыс. человек и уменьшилась с начала года на 0,5%. Численность детей в Липецкой области в возрасте от 0 до 17 лет по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. составляет 201317 человек. Естествен- ная убыль населения в 2011 году по сравнению с 2009 годом в Липецкой области сократилась на 20%: с 5,6 на 1000 населения в 2009 году (6,5 тыс. чел.) до 4,5 в 2011 году (5,2 тыс. чел.). Система мер социально-экономического, правового, информационного, органи- зационного характера областной целевой программы «Население Липецкой области: стратегия народосбережения (2009—2014 годы)», выполнение Плана мероприятий по реализации второго этапа (2011—2015 годы) Концепции демографической по- литики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Липецкой об- ласти обусловили определенные позитивные сдвиги в демографическом развитии региона. В условиях низкой рождаемости и высокой смертности населения особую значи- мость приобретает сохранение и охрана здоровья населения. В целях улучшения демографической ситуации, консолидации усилий органов го- сударственной власти области 22 февраля 2011 года утвержден План мероприятий по реализации в 2011—2015 годах второго этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года № 1351, на территории Липецкой об- ласти. Существенное влияние на улучшение демографических показателей оказывает ре- ализация в области модели семейной политики, направленной на поощрение успешных и благополучных семей за рождение и большой вклад в воспитание детей и развитие семейных традиций, социальной поддержки многодетных семей, численность которых ежегодно увеличивается. Для реализации активной семейно-демографической политики, направленной на стабилизацию численности населения области, реализуется областная целевая про- грамма «Население Липецкой области: стратегия народосбережения (2009—2014 годы)», утвержденная постановлением администрации области от 09 октября 2008 года № 272. В рамках Программы проводятся мероприятия по повышению престижа благополучной семьи, поддержке отцовства и материнства. На реализацию указан- ных мероприятий в 2011 году израсходовано в области 8,9 млн. рублей (2010 год — 6,3 млн. руб.). Положительные тенденции в семейной и демографической политике в последние годы способствовали развитию в Липецкой области социальной инфраструктуры и по- вышению уровня жизни семей с детьми. Действующая система мер социальной под- держки граждан, имеющих детей, в совокупности с другими социальными гарантиями формирует в Липецкой области социальную поддержку семьи, материнства и детства, в том числе обеспечивает прямую материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей, что приводит к сокращению количества малообеспеченных семей, воспитывающих детей. Указанные меры привели к повышению уровня жизни семей с детьми. Индикатором в этом вопросе является динамика количества получателей ежемесячных пособий на де- тей, так как данный вид пособия назначается в зависимости от прожиточного минимума семьи. В 2011 году отмечается тенденция к снижению количества детей — получателей данного пособия с 45475 человек в 2010 году до 42912 человек в 2011 году. Таким образом, в 2011 году количество детей, проживающих в семьях с доходами ниже прожиточного минимума, сократилось на 2563 человека. На 10% и более снизи- лось количество детей, проживающих в малообеспеченных семьях. Особым вниманием в Липецкой области окружены многодетные семьи, социаль- ная поддержка которых осуществляется в соответствии с Законом Липецкой области от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой обла- стью». В целях поддержки многодетных семей Липецкой области, количество которых в 2011 году увеличилось на 13% по сравнению с 2009 годом, установлена единовремен- ная социальная выплата при рождении троих или более детей одновременно в размере 1200,0 тыс. рублей. За 2011 год на предоставление льгот этой категории семей по оплате коммунальных услуг, проезда и газификации израсходовано 39,0 млн. рублей (в 2010 г. — 36,9 млн. руб., в 2009 г. — 36,2 млн. руб.). Родителям многодетных семей компенсируется 100% внесенных средств за содер- жание детей в детских садах за счет средств областного бюджета. В 2011 году родители 2658 детей из многодетных семей, посещающих дошкольные учреждения, воспользова- лись данной компенсацией (2009 г. — 992 ребенка, 2010 г. — 2324 детей). Таким образом, в Липецкой области успешно выполняются приоритетные направ- ления семейной политики: всесторонне укрепляется институт семьи; совершенствуется система социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния и стабиль- ности семей с детьми; осуществляется поддержка малообеспеченных и многодетных семей. Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни. Значимость проблемы инвалидности обусловлена тем, что почти 25% инвалидов в возрасте до 50 лет получили инвалидность вследствие заболеваний, перенесенных в детстве. В Липецкой области общее число признанных инвалидами детей за 2011 год увели- чилось на 0,8% к уровню 2009 года и составило на 01 января 2012 года 4067 человек. Показатель инвалидности детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно по области в 2011 году вырос на 1,9% к уровню 2009 года и составил 207,2 на 10 тыс. населения соот- ветствующего возраста. В 2011 году на меры социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, из средств бюджета субъекта израсходовано 19468,21 тыс. рублей, в том числе на лекар- ственное обеспечение детей в рамках исполнения Закона Липецкой области от 02 дека- бря 2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» — 10869,96 тыс. рублей, на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет по заключению врачей в рамках исполнения Закона Липец- кой области от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» — 8598,25 тыс. рублей. В 2011 году 544 ребенка-инвалида получили адресную помощь на общую сумму 1 млн. рублей, 683 ребенка-инвалида получили ежемесячное пособие на сумму 4,1 млн. рублей. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной соци- ализации. В соответствии с законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего об- разования по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) об- разовательных учреждениях. В 2011 году на территории Липецкой области в рамках реализации Федеральной це- левой программы развития образования создана стажировочная площадка по распро- странению современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успеш- ную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов по направлению «Социализация детей с нарушениями зрения в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения III — IV вида (для детей с нарушениями зрения)». В 2011 году финансирование данного проекта осуществлялось за счет средств федерального и областного бюджетов. В общей сложности на данные цели выделено 6018,22 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 1918,22 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета — 4100 тыс. рублей. Таким образом, в области совершенствуются комплексные технологии реабилита- ции и развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация областной целевой программы «Доступная среда на 2011—2015 года» позволит расширить участие детей-инвалидов во всех сферах жизни общества. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях создаются условия для качественного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможно- стями здоровья, обеспечения расширения их духовного мира, развития и социальной адаптации. Важным элементом стратегии социальной защиты детей остается дальнейшее развитие и оптимизация сети учреждений социального обслуживания, своевременно предоставляющих социальные услуги, необходимые семье и детям в трудной жизненной ситуации. На территории Липецкой области функционирует сеть специализированных учреждений органов социальной защиты населения для несовершеннолетних, которая представлена следующими типами учреждений: областное государственное бюджетное учреждение «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых и малолетних инвалидов» на 155 мест; областное государственное учреждение «Реабилитационно-оздоровительный центр «Лесная сказка» на 218 мест; областное казенное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам и детям» со стационаром на 20 мест; шесть муниципальных казенных учреждений «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» на 103 места; 23 комплексных центра социального обслуживания населения, в которых имеют- ся отделения социальной помощи семье и детям и профилактики безнадзорности несовершеннолетних. За 2011 год в центрах получили реабилитацию 456 детей и подростков, что составило 102,0% к уровню 2010 года (2009 г. — 365 чел., 2010 г. — 447 чел.). На учете в органах социальной защиты населения Липецкой области, по состоянию на 01 января 2012 года, состоит 1641 семья, где отсутствует необходимый уход и содер- жание детей, в которых проживает 3061 несовершеннолетний, что на 7,3% меньше, чем в 2010 году. Межведомственное сотрудничество всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволило сократить количе- ство неблагополучных семей. В 2011 году семьи «риска» получили помощь в сумме 4,6 млн. рублей, в том числе в денежной форме в сумме 2,3 млн. рублей и в натуральной форме (продукты, одежда, обувь, предметы быта и гигиены) на сумму 2,6 млн. рублей. Одним из приоритетных направлений государственной политики области является деятельность по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попече- ния родителей. По состоянию на 1 января 2012 года, на учете в органах опеки и попечительства об- ласти состоит 4376 детей этой категории, из них 3287 детей (75,1%) воспитываются в замещающих семьях, 1089 детей (24,9%) находятся на полном государственном обе- спечении в организациях для детей-сирот и учреждениях профессионального образо- вания. По сравнению с 2009 годом уменьшилось число детей данной категории с 4883 до 4376, при этом количество детей, воспитывающихся в замещающих семьях, увеличи- лось на 3,1%. В 2011 году в области без попечения родителей остался 261 ребенок (2009 г. — 554 ребенка). Основной причиной стало лишение родительских прав их родителей, ограни- чения в родительских правах, уклонение родителей от воспитания, нахождение родите- лей в местах лишения свободы (182 ребенка, или 69,7%). Важными обстоятельствами сиротства детей является смерть их родителей (61 ребенок — 23,4%) или их тяжелая болезнь (18 детей — 6,9%). Ежегодный мониторинг устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попе- чения родителей, показывает, что передача детей данной категории на воспитание в замещающие семьи является приоритетной формой их устройства. Усыновлены, переданы в приемные семьи, под опеку и попечительство 230 детей (88,1%) из чис- ла выявленных детей. Процент устройства детей в замещающие семьи увеличился с 85,6% в 2009 году до 88,1% в 2011 году. В организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения начального профессионального образования на полное государственное обеспечение направлен 31 несовершенно- летний (11,9%). Кроме того, в 2011 году в замещающие семьи переданы на воспитание 68 детей из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2011 году на воспитание в семьи усыновителей, опекунов, приемные семьи пере- даны в общей сложности 298 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите- лей. В области развивается такая форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как институт приемной семьи. В течение 2011 года в области созданы 48 новых приемных семей, в которые переданы на воспитание 84 ребенка. По состоянию на 31 декабря 2011 года в области финансируются 397 при- емных семей, в которых воспитываются 616 детей-сирот и детей, оставшихся без по- печения родителей. В области реализуются меры социальной поддержки детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, установ- ленные Законами Липецкой области от 30 декабря 2004 года № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и до- полнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» и от 05 июля 1997 года № 72-ОЗ «О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области». В соответствии с вышеназванными законами денежное пособие на содержание детей, воспитывающихся в семьях под опекой (попечительством) и в приемных семьях, в 2011 году увеличено и составляло: от 0 до 7 лет — 4300 рублей; от 7 до 11 лет — 4773 рубля; от 11 до 18 лет — 5015 рублей. В области развивается служба сопровождения замещающих семей в структуре об- ластного Центра психолого-медико-социального сопровождения. В настоящее время в Липецкой области функционируют 18 организаций для детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможно- стями здоровья: 7 детских домов, 2 общеобразовательные школы-интерната, 9 специ- альных (коррекционных) школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья. В этих учреждениях обучаются и воспитываются 1626 детей, что на 589 человек меньше, чем в 2009 году. Из общего контингента воспитанников 732 составляют де- ти-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (на 393 детей меньше, чем в 2009 году). Профилактическая работа с неблагополучными семьями, развитие института при- емной и замещающей семьи способствовали уменьшению числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оптимизация сети учреждений государственной поддержки детства позволяет создавать комфортные условия для физического и духов- ного развития воспитанников, их социальной адаптации в обществе. Одним из основных направлений предупреждения безнадзорности и правонаруше- ний несовершеннолетних является профилактика семейного неблагополучия. Специ- алистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонару- шений несовершеннолетних обеспечивался контроль за образом жизни, поведением в быту, условиями воспитания и исполнения родительских обязанностей 2466 родителей, состоящих на учете. В целях своевременного изъятия детей из семей в связи с угрозой их жизни и здоровью соответствующими органами в 2011 году подготовлено 362 материала о ли- шении родительских прав (2010 г. — 524). К административной ответственности за не- исполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей привлечено 6888 (2010 г. — 7041) родителей или законных представителей несовершеннолетних. За те же действия, связанные с жестоким обращением с детьми, к уголовной ответ- ственности по ст. 156 УК РФ привлечено 19 взрослых лиц (2010 г. — 11). За последние три года наблюдается тенденция к сокращению несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России. В 2011 году их количество сократилось на 4,4% (с 3211 до 3071), в 2009 году — на 4,3% (с 4240 до 4058), в 2010 году — на 20,9% (с 4058 до 3211). В 2009 и 2010 годах отмечалось сокращение количества несовершеннолетних, со- вершивших преступления: в 2009 году — на 12,1% (с 506 до 445), в 2010 году — на 24,0% (с 445 до 338). Принятые меры способствовали снижению числа преступлений, совершенных в от- ношении детей и подростков. В 2010 году их количество сократилось на 2,4% (с 669 до 653), в 2011 году — на 12,8% (с 653 до 569). В результате межведомственного сотрудничества органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отмечается сокращение не- благополучных семей. За последние 3 года отмечено снижение количества неблагопо- лучных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, с 1889 до 1641 семьи. Стратегия действий в интересах детей Липецкой области на 2012—2017 годы Продолжение на 6-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz