Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
7 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 31/24409/16 ФЕВРАЛЯ 2013 ЖИЗНЬ БЕЗ ПРЕГРАД | Новые возможности реабилитации инвалидов Внесите лампу в сумерки души Ирина Смольянинова Наше знакомство произошло в Липецком академическом театре драмы, куда Надежда Астахова, председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Новые возможности», привела группу молодых инвалидов по психическим заболеваниям. Оказалось, все они — завзятые театралы, а в тот день шел один из любимых ими спектаклей — «Полковник Птица» по одноименной пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева. Случись эта встреча на улице, в магазине или в общественном транспорте, я бы не обратила на них осо- бого внимания — обычные люди. Вглядываясь в спо- койные приветливые лица моих собеседников, при- знаюсь, я все искала — и не находила признаков недуга. — Современная жизнь переполнена стрессами. Каждый день мы находим- ся в состоянии высокой нервной напряженности. Это опасно и для психики, и для здоровья в целом, — рассказывает Надежда Астахова. — Напряжение перерастает в депрессию и может дать толчок бо- лее глубоким нарушениям. Какое-нибудь негативное событие — потеря работы, развод, болезнь или смерть близкого человека — спо- собно спровоцировать пси- хическое заболевание. В психоутопии Христо Бойчева о жизни душев- нобольных в заброшенном в горах приюте, по кото- рой и поставлен спектакль «Полковник Птица», среди россыпи афоризмов есть и гениальный рецепт лечения людей с расстройствами психики: обращатьсясними надо так, как будто они абсо- лютно здоровы. — Одна из основных за- дач — снять с наших паци- ентов клеймо психиатриче- ской стигмы (стигма—мет- ка, ярлык, клеймо.— Авт. ), — говорит врач-психиатр, координатор «Школы пси- хического здоровья» Юлия Ремзина. — Из страха, что этот диагноз не только ста- нет приговором для них самих, но и бросит тень на ближайшее окружение, люди, которые страдают ка- ким-либо видом душевного недуга, и их родственники не решаются обращаться к специалистам. И поэтому долгие годы больные оста- ются без лечения. Вокруг такого пациента образуется вакуум общения, и он все больше замыкается в своем болезненном мироощуще- нии. На занятиях в студии арт-терапии мы стремимся пробиться к их сознанию, задействовав скрытые ре- зервы психики. —Новые возможности у липецких душевнобольных появились в 2006 году вме- стес созданиемодноименной общественной организации, — считает ее руководитель Надежда Астахова. — Цель ее создания — добиться внимания государственных структур и общества к про- блемам наших подопечных и обеспечить имусловия для социальной адаптации. По инициативе Аста- ховой открылась студия арт-терапии при «Школе психического здоровья» Липецкого психоневроло- гического диспансера. За реализациюпроекта взялась Юлия Ремзина — тогда вы- пускницаМосковскогоНИИ психиатрии. … Собравшиеся вокруг большого стола в актовом зале диспансера на одном из занятий в студии арт- терапии обсуждают сцена- рий будущей театральной постановки. Сценарий на- писан самими пациентами. Роли в спектакле будут ис- полнять не живые актеры, а куклы, тоже сделанные их руками. Каждая воплощает какие-то черты личности своего создателя — как ре- альные, так и те, которыми он хотел бы обладать. В сложном сценическом вза- имодействии персонажей спектакля проигрываются ситуации, с которыми па- циентам приходится стал- киваться в реальнойжизни, корректируются поведение и реакции. Все это — один из видов методики,котораясуспехом применяется в психоневро- логическом диспансере для лечения душевнобольных. На занятиях каждый волен выбрать, что ему больше нравится, — рисование, лепка, вязание, вышивка или изготовление мягких игрушек. Но, как правило, студийцы предпочитают посещать все занятия сразу. —Творчество—та лам- па, которая помогает осве- тить дорогу бродившей в потемках душе. Некоторые пациенты ходят сюда уже несколько лет. Даже те, кто не нуждается в лечении. Это, скорее, клуб по инте- ресам, где встречаются хо- рошие друзья, — поясняет Юлия Ремзина. — Овладев- шие приемами психокор- рекции пациенты—а среди них есть прирожденные психотерапевты — помо- гают освоиться новичкам. Кто самхорошо владеет ком- пьютером—обучает других. Кто-то отлично сочиняет сценарии к праздникам и дням рождения, кто-то пре- красно рисует. Здесь открываются та- кие таланты, о которых люди и сами не ведали. Хотите убедиться в этом — посетите выставки твор- ческих работ инвалидов по психическим заболева- ниям, которые регулярно устраиваются в Музее на- родного и декоративно-при- кладного искусства. Работы липецких арт-студийцев получают дипломы, зани- мают призовые места на межрегиональных имежду- народных выставках. Не- которые из них украшают холл Московского НИИ психиатрии. Потенциал у психически больных гораздо больше, чем это принято считать. При умелой организации, учитывающей особенности их здоровья, эти людимогут успешно трудиться, сами себя обеспечивать. Терапев- тический эффект от занятий и от того, что пациенты реально видят плоды своих трудов, огромный. Они на- чинают верить в себя, чув- ствовать вкус к жизни. Ра- нее замкнутые, страдающие от своей неполноценности, от непонимания того, что с ними происходит, люди начинают ощущать свою значимость. —Внашей области более 30 тысяч инвалидов по пси- хическим заболеваниям. В основном все они трудоспо- собного возраста. Но усло- вий для их социализации, в отличие от других катего- рий инвалидов, практиче- ски нет, — вновь вступает в разговор руководитель общества «Новые возможно- сти»НадеждаАстахова.—В психиатрии сейчас начался период реформирования и модернизации, целью кото- рого является вывод людей из огромных психиатриче- ских больниц-приютов. Но сокращение коечного фон- да психоневрологических больниц обязательно долж- но сопровождаться развити- ем внебольничной лечебно- реабилитационной помощи, созданием целой системы медико-социальных вне- больничных психоневро- логических учреждений — дневных стационаров, реабилитационныхцентров, общежитий с мастерскими, пансионатов с реабилита- ционными программами. Необходими областной пси- хоневрологическиймедико- социальный центр, который будет координировать всю эту работу, и государствен- ная программа реабилита- ции психически больных. Мы уверены, что душевные болезни можно лечить — и также успешно, как многие другие. ВЕРНИСАЖ | Мастера Гусь - Хрустального демонстрируют свои шедевры Цвета «Стеклянной радуги» Сергей Малюков Все мы помним бабушки- ны серванты, забитые всевозможной посудой. Однако стеклодувы умеют делать не только баналь- ные вазы и фужеры. Выставка «Стеклянная радуга», открывшаяся в Липецком музее народного и декоративно-прикладно- го искусства, представляет публике свыше 250 разно- образных изделий масте- ров из Гусь-Хрустального. В экспозиции — как се- рийные образцы продукции заводаразныхлет, такиуни- кальные авторские работы. — Липчане имеют пол- ное право гордиться само- бытным промыслом Гусь- Хрустального, — говорит директор музея Ирина Жи- рова. — Дело в том, что с 1880 по 1913 годы стеколь- ным производством Гусь- Хрустального управлял уроженец липецкого края Юрий Степанович Нечаев. В благодарность бездетному дяде, отписавшему завод после смерти, он взял его фамилию и стал Нечаевым- Мальцевым. Его родовое имение находилось в По- либино. Фабрикант и меце- нат Нечаев-Мальцев внёс огромный вклад в развитие отечественного стекольного производства. Ассортимент продукции стеклодувов впечатляет сво- ей широтой. Вот простень- кие мензурки, бутылки и колбочки, поставленные на поток в середине прошлого века, а рядом роскошные хрустальные бокалы для торжеств, расписные вазы, кувшины и блюда для де- сертов и даже стеклянные скульптуры. Стекло, мато- вое и прозрачное, поражает воображение пестротой цве- тов и оттенков: от бежевого до оранжевого, от лазорево- го до насыщенного синего. Недаром техника, которую используют мастера, носит поэтичное название мил- лефиори, «тысяча цветов» в переводе с итальянско- го. Интересно, что такой эффект достигается не по- краской, а исключительно особенностью термической обработки изделий. Многие работы украшены сложны- ми многоцветными роспи- сями, а также шлифовкой и гравировкой. Есть в экспозиции и лю- бопытные музейные экспо- наты—маленький флакон- чик из-под духов послево- енного периода, затейливые сахарницы и маслёнки, помогающие представить картины народного быта 50—70-летней давности. Особое место на выставке занимают авторские работы художницы Александры Артемьевой. Просто невоз- можно пройти мимо её раз- ноцветных тропических рыбок. Так древний про- мысел ищет новые формы и средства выражения. — Это ремесло суще- ствует во Владимирской об- ласти с серединыXVIII века, — рассказывает куратор «Стеклянной радуги» Елена Кольцова, в Липецк приеха- ла продукция двух заводов города Гусь-Хрустальный. Старейший Гусевский хру- стальный завод был основан еще в серединеXIXвека. Ав 1961годуоткрылсяопытный стекольный завод при НИИ стекла. Сейчас старейшее стекольноепроизводствоРос- сии, известное на весь мир, переживает, к сожалению, не лучшие времена. Спрос на продукцию упал, предпри- ятия работают не на полную мощность, но мастера стара- ются преодолеть кризис. Один из способов найти свой путь к современному покупателю — предложить нестандартный дизайн при- вычных вещей. Вот, к при- меру, графин, повторяющий форму крутых девичьих бё- дер в кружевномбелье. Эсте- ты, может быть, проворчат, какая пошлость, а ценители женских прелестей потя- нутся к кошельку. Кстати, многие из представленных на выставке экспонатов можно будет приобрести за разумную цену в пределах 500—1000 рублей. «Стеклянная радуга» будет работать до середины марта. ТОЧКА НА КАРТЕ РОССИИ | Липецкая область : годы , события , люди Тайны полибинской усадьбы Роман Ромашин Уникальная усадьба появилась в сельце Сторо- жевая Слобода (так тогда именовалось Полибино) под занавес восемнадцато- го века. Зодчий, подарив- ший данковской окраине рукотворное чудо, неизве- стен. Версий по поводу авторства хватает. Глав- ный реставратор Акаде- мии художеств липчанин Георгий Гунькин, к приме- ру, небезосновательно приписывал его самому Василию Баженову. Правда, документов, подтверждающих смелое утверждение, до сей поры не сыскалось. Дом Однако сомнений уча- стия в его возведении кого- то из мастеров первой вели- чины Екатерининской эпо- хи нет. Ведь для медвежьего уголка тогдашней рязан- ской провинции постройка из красного кирпича и бело- го камня выглядит вызы- вающе изящно. Галерея её залов в точности повторяет планировку Останкинско- го дворца. Паркет как две капли воды похож на тот, который украшает Зимний дворец. Кованые решетки впрямь, как в Летнем саду. В главном зале распола- гался первый в Отечестве музей Куликовской битвы. А дворцовые потолки рас- писывал сам Иван Айва- зовский. После революции 1917 года классический дворец превратили в контору для разных организаций и гро- маднуюкоммуналку.Жиль- цы пролетарских кровей не отличались чистотой нравов. В барском доме не единожды гулял «красный петух». Интерьеры с леп- ниной и штофными обоями сгорели. Ведающие лишь «азы» и «буки» мужики щеголяли в сшитых из разо- дранных холстов кисти ве- ликих мастеров тапочках. Горстка уцелевшей мебели, фамильных портретов, му- зейных кольчуг да натель- ных крестиков отважных пращуров рассеялась по государственными частным собраниям. Рядышком с дворцом высится Шуховская башня. С Нижнего Новгорода её везли в разобранном виде по железной дороге. Доставили до ближайшей к Полибино станции, а затем в село на десятках подвод. Сетчатую конструкцию сноровистые мужики скрепляли раска- ленными заклепками. Как это происходило, толком неясно. Известно лишь, что работягиоглохлиотиздавае- мыхмолоткамипронзитель- ных звуков. Хозяева и гости Первымхозяиномдворца считается уездный предво- дитель дворянства Дмитрий Нечаев. Наиглавнейшим делом его жизни стало уве- ковечивание памяти о геро- ях Куликовской битвы. Ох- ваченный патриотическим чувством, он писал в 1820 году тульскому губернатору Васильеву: «Приемлю сме- лость предварить Ваше сия- тельство донесением моим, что счастливейшим случаем в жизни моей сочту, ежели драгоценный для каждого русского памятник соору- жен будет в дачах поместья моего, сохраняющего пред- почтение перед другими окрестными название самой битвы, именно при сельце Куликове». Сын Дмитрия, могуще- ственный обер-прокурор Синода Степан Нечаев, по- кровительствовал…«солнцу русской поэзии». Письма к данковчанину гений под- писывал не иначе как « С глубоким почтением честь имею быть, Вашего превос- ходительства покорнейший слуга Александр Пушкин». Именно Степан Нечаев пер- вым предпринял натурное исследование Куликова поля. Окропленную кровью предков землю просвещен- ный помещик впоследствии подарил казне. А еще он организовал, как бымы ска- зали сегодня, масштабную пиар-кампанию по «рас- крутке»малоизвестного тог- да уголка Тульского края. Статьи незаурядного публи- циста столичная публика приняланаура. Солидное со- стояние до последнего рубля Степан Нечаев потратил на благотворительность. Со смертью в 1913 году бездетного обер-гофмейсте- ра, миллионера-мецената и владельца заводовМальцева род Юрия Степановича Не- чаева с шестисотлетней(!) историей пресекся. Послед- ним хозяином одного из самых роскошных «гнезд» империи стал троюродный племянник Юрия Нечаева —дипломат ЕлимДемидов, князь Сан-Донато. Он встре- тил революционную смуту, будучи русским посланни- комв Греции, что, вероятно, сохранило ему жизнь. На- следник данковского име- ния скончался в Афинах. Его родственники служили советскими послами. За более чем двухвеко- вуюисториювхлебосольном поместье побывали сотни знаменитостей, имена ко- торых не нуждаются в ком- ментариях. Здесь гостили Александр Грибоедов, Ва- силий Тропинин, Аркадий Столыпин, Петр Семенов- Тян-Шанский, Лев Толстой, Константин Ушинский, Илья Репин, Виктор Вас- нецов, Роман Клейн, Федор Шаляпин, Ольга Книппер- Чехова. В советские годы порог уникального нечаевского дома с почтениемпереступа- ли Марина Цветаева, Анна Ахматова, Михаил Зощен- ко, Виктор Некрасов, Булат Окуджава, Варлам Шала- мов, Иннокентий Смокту- новский, Майя Кристалин- ская, Иосиф Бродский, Сер- гей Михалков... Храм на Рубль-горе Вроскошной дворянской вотчине не было храма в обычном понимании. Одна- ко во второй половине ХIХ века на первом этаже дворца освятили домовую церковь. Имени какого угодника Бо- жиего она удостоилась, не- ведомо. Ранее же господа и простолюдины молились на другом берегуДона в церкви села Стрешнево, поныне сто- ящей на Рубль-горе. По пре- данию, с ее вершины барин бросал монету, а крестьяне сломя голову неслись вниз за трофеем. В этом живо- писнейшемместечке, кстати сказать, веками находилась бревенчатая крепость ря- занского порубежья Донков (именно так именовался в средневековье город. — Прим. автора ). Православныйпамятник федерального значения с приставными четырехко- лонными портиками на два этажа считается ровесни- ком дворца, а построил его екатерининский вельможа — сенатор Иван Остерман. После революцииКазанская церковь разделила участь тысяч себе подобных — ее ограбили. Только серебря- ной утвари набралось боль- ше двух (!) пудов. Под расписанные стро- гими ликами своды поста- вили… колхозных коров. А из массивных икон наспех сколотили шаткий мост че- рез Дон. Каждодневное по- пирание ликов святых стало дорогой в никуда. Жители в скорости разъехались отсю- да в поисках лучшей доли. А храм-богатырь непоколе- бимо стоит в чистом поле. Суждено ли ему выстоять до светлых дней возрождения? Бог весть… Братские могилы Священное для русского сердца место находится в пяти километрах от Поли- бино, рядом с большаком на деревеньку Бегичево. По древнему преданию, в срав- нявшихся с землей холми- ках упокоились дружинни- ки московского князя Дми- трия, сложившие головы на соседнем Куликовом поле. На исходе позапрошлого векаЮрий Нечаев-Мальцев воздвиг здесь резную мра- морную часовенку, проект которой нарисовал Виктор Васнецов. Ежегодно до ок- тября семнадцатого года в Дмитриев день к ней стека- лись сотни соотечественни- ков всех сословий. Батюшки вели поминальные службы. В тридцатые годы ХХ века борцы за светлое будущее раскрошили монумент на кусочки. Однако тропа на- родная к праху предков не зарастала. Любой седой и малый полибинец знал, чьи косточки лежат у большака. Несколько лет назад де- путат райсовета Владимир Ряховскийсотоварищиуста- новили на чтимом братском захоронениискромныйдере- вянный крест. Лаконичная надпись на немповторяет ту, которая была на утраченной табличке. Она гласит: «Здесь погребены русские воины, павшие в битве с Мамаем». Хранитель Говоря о жемчужинах Полибино и округи, неспра- ведливо умолчать об Иване Кузьмиче Локтионове, ко- торый на протяжении по- лувека (!) был неофициаль- ным хранителем усадьбы. Этот застенчивый человек не имел никаких званий и регалий. Зато он являлся краеведом милостью Бо- жией, внуком личного би- блиотекаря Юрия Нечаева- Мальцева и заведующим располагавшимся во дворце сельскимклубом.Босоногим парнишкой Иван облазил дворец, собирал уцелевшие осколки прошлого. Взгля- нуть хоть одним глазом на его коллекцию считалось огромной удачей. Иона улы- балась лишь единицам. Го- ворят, здесь были короткие послания Льва Толстого, размашистые записки пред- ставителейродаНечаевых со вписанными стихами самого Лермонтова.Дагерротипные карточки проживающей в донских верховьях сановной знати, редчайшие антиквар- ные вещицы. Среди прочего добра, вероятно, лежала и рукопись писательницы голубых кровей Екатери- ны Бибиковой-Раевской, интереснейшие отрывки из которой краевед время от времени публиковал в дан- ковской «районке». СудьбабыласуровакИва- ну Кузьмичу. Увлечение де- яниями «бар-кровопийцев» и душевную переписку с русским зарубежьем ему не простили. Исследователь угодилподмолохрепрессий, а отбывать двухлетний срок емупришлось в одномлагере споэтомИосифомБродским. Потом товарищи по несча- стьюобщались, встречались в Полибино. Вообще Иван Локтионов каким-то непостижимым образом притягивал к себе лучших людей своего вре- мени. Среди его друзей был даже Александр Солжени- цын. В шестидесятые годы начинающий писатель тру- дился скромным учителем в Рязани. А летним отпуском он садился на… велосипед и катил по залитым цве- тами лугам в Полибино. Локтионов и Солженицын располагались на пятачке перед историческим домом, вкушали по сто граммов крепкойи закусывали киль- кой в томате из рюкзака го- стя. После чего всеведущий гид и будущий нобелевский лауреат неспешно прогули- вались под сенью парковых лип-великанов. Говорят, Александр Исаевич часами слушал были о прошлом. На стыке веков Иван Локтионов осуществил се- рию беспрецедентных по исследовательскойценности публикаций в местных «За- ветах Ильича» под общим названием «Они помогали Толстому». В читательской среде записки самодеятель- ного историка произвели подлинный фурор. До сей поры ревнители прошлого обращаются к изложенному материалу. Хранителя не стало год назад. Упокоился он в со- седней Березовке. Скорбная весть о кончине краеведа долго шла до его многочис- ленных адресатов. И месяц спустяпосле смертиподвиж- ника во вросший в землюут- лый домишко почтальон по- прежнему приносил письма из роскошных дворцов Лон- дона и Парижа… ФОТО РОМАНА РОМАШИНА И ИЗ АРХИВОВ Усадьба Нечаевых в Полибино; Степан Дмитриевич Нечаев; Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ПРОИСШЕСТВИЯ НЛО не пролетало? Жительница добровского села Трубетчино , прогули - ваясь вечером с дочерью по улице Почтовой , заме - тила светящийся в небе желто - красный шар , кото - рый плыл среди облаков совершено бесшумно , едва не касаясь верхушек дере - вьев и крыш домов . Шар медленно сопровождал женщин , а затем быстро начал набирать скорость и высоту и вскоре скрылся . Через некоторое время еще один шар , такого же цвета и диаметра , проследовал по той же траектории . Этот случай , как сообщи - ла районная газета « Знамя Октября », не единствен - ный . Нечто похожее видел в небе над райцентром один из его жителей , сфо - тографировавший неопоз - нанный летающий объект . Дней через пять после этого те же жительницы села Трубетчино снова стали свидетелями полета неиз - вестного небесного тела . Видеокамера все видит… В отдел полиции № 8 УМВД РФ по Липецкой об - ласти обратился директор одного из ювелирных са - лонов областного центра с заявлением о том , что из магазина пропали ювелир - ные украшения на сумму 114 тысяч рублей . В ходе оперативно - ра - зыскных мероприятий по - лицейские выяснили , что к пропаже 21 изделия из золота причастна одна из сотрудниц магазина . Ка - мера видеонаблюдения , установленная в салоне , за - фиксировала , как в течение нескольких дней в конце декабря прошлого года про - давец прятала украшения под своей одеждой . После задержания жен - щина призналась , что очень нуждалась в деньгах , по - этому , совершив кражу , продала украшения незна - комым людям . Возбуждено уголовное дело , ведется следствие .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz