Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 249/24627/27 ДЕКАБРЯ 2013 ТАКЖИВУТ МНОГИЕ Однажды его попросили освятить… мужской клуб. Звонивший по телефону человек, по всей видимости, воспринимал православного священника шаманом, который ударит в бубен — и дела в заведении пойдут в гору. Вот и Бога люди считают порой сказочным волшебником, приходя к которому в храм они просят для себя материальные блага. Но чаще всего человек обращается к Господу, когда ему очень плохо, когда поправить здоровье или решить семейные проблемы может только чудо. Улучшилась ситуация — и можно снова забыть о храме, не исповедоваться, не молиться о живых и мертвых, не причащаться. К сожалению, так живут многие из нас. Люди не понимают, что такое Церковь, оттого и происходит в головах такая путаница... Церковь и общество Выпуск «Мы» подготовили Алексей Колбаско и Александр Хаустов. Тел.: 30-82-36, 22-78-16. E-mail: fplo@yandex.ru. Использована информация сайтов fnpr.ru, fplo48.ru. Общественный консультативный совет редакции «Мы»: заместитель главы администрации области, координатор областной трехсторонней комиссии Дмитрий МОЧАЛОВ; председатель Федерации профсоюзов Липецкой области Анатолий ЖИДКИХ; председатель обкома профсоюзов работников жизнеобеспечения Виктор СЕМЕНОВ, председатель областного суда, заслуженный юрист РФ Иван МАРКОВ; Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Николай ЗАГНОЙКО; Высокопреосвященнейший НИКОН, митрополит Липецкий и Задонский; начальник управления труда и занятости Липецкой области Петр ЯИЦКИЙ. А если детей трое? Как-то ехал в автомобиле с семьей знакомых. Помимо взрослых в салоне находился и ребенок. На трассе нас остановили инспекторы ГИБДД. Проверили, осмотрели и даже потрогали детское кресло, в котором сидел малыш, чтобы убедиться, насколько прочно оно закреплено. Не найдя нарушений, инспекторы нас отпустили. А друг, сидевший за рулем, начал рассуждать. Дескать, а вот если бы у меня в семье родились двойня или тройня? Как бы я всех перевозил в своей машине, со мной ведь еще часто на дачу ездит и мать? Ответа на этот вопрос мы с ним так и не нашли, кроме одного — в такой ситуации пришлось бы обзаводиться семейным автомобилем. А ведь действительно это, что ни говори, а проблема. Особенно в наше время, когда часто на дорогах происходят аварии. Не случайно уже несколько лет нахождение детей в движущемся автомобиле возможно исключительно в детских автокреслах. Но вот что делать, если в семье несколько малышей? Известно, что те, кто пытался установить одновременно три детских кресла в своей машине, убедились в том, что большинство современных автомобилей для этого слишком тесные. После описываемого мной случая я поговорил со многими знакомыми автомобилистами. И выяснилось, что установить рядом друг с другом три детских сиденья можно в считаных моделях автомобилей. Как же выехать многодетным родителям, скажем, на дачу? А если помимо детей надо взять в поездку еще пару людей? Конечно, можно купить семиместную машину, микроавтобус и спокойно путешествовать. Но… автомобили такого класса обычно не по карману многодетной семье. Каков же все- таки оптимальный выход из этой ситуации? Сергей Ветров, г. Липецк. Для многих Божий храм остается местом, где проис- ходит нечто таинственное и малопонятное. Но Цер- ковь — это прежде всего со- общество верующих людей, объединенных молитвой и общими религиозными иде- алами. Духовным и нрав- ственным ориентиром для них является Господь наш Иисус Христос, который благодатно помогает всем, кто обращается к Нему с чистым сердцем. Церковь —это важнейшийинститут, который социализирует человека, помогает ему обре- стинравственный стержень, чтобы достойно вынести все испытания. Церковь формирует вну- треннююкультуруисистему нравственныхценностейкак в ребенке и подростке, так и во взрослом человеке. Каж- дый из нас может попасть в тяжелейшую жизненную ситуацию. Но христиани- ну вера поможет пережить трудности и скорбь без уныния. Он увидит в слу- чившемся период жизни, посланный ему Богом для духовного развития. А вот у неверующего все обстоит иначе. Он впадет в отчаяние, из-за чего станет раздражи- тельным, озлобленным на весь мир. А почему? Да по- тому, что веру в Бога он рас- сматривает как инструмент для исполнения желаний. Увы, в современном об- ществе нередко приходится сталкиватьсяснегативными мнениями, которые вы- сказываются в адрес Церк- ви, Патриарха и священ- нослужителей. Нападая на православие, определенные силы стремятся снизить его влияние на современ- ное общество. В этой связи вспоминаются слова святых равноапостольныхКирилла и Мефодия, учителей сло- венских, которые говорили: «Берегите веру православ- ную, это есть бесценный дар. Потеряете ее — станете лег- кой добычей в руках других народов». Чтобы понять, почему происходят нападки на Церковь, достаточно обра- титься к истории. До 1917 года православие было для русского человека не только религией, но и неотъем- лемой частью культуры. Мне вспоминается одна бабушка, всю свою жизнь прожившая в деревне и умершая в возрасте почти 100 лет. Перед смертью она рассказывала, что в дореволюционные времена у нее было всего три пла- тья. Похуже — для улицы, немного получше — для школы, а самое нарядное —для храма. В воскресенье не было в деревне человека, который бы не отправлял- ся с раннего утра на бого- служение. Люди спешили помолиться за живых и умерших людей, покаяться в грехах, получить в храме нравственный заряд, или, как мы называем, благосло- вение на неделю грядущую. Но с приходом советской властивсеизменилось. Было сделано все, чтобы убить в народе духовность, а вместе с ней и нравственность. Нуж- но было сделать человека полностью управляемым, превратить его в быдло—су- щество, готовоеподчиняться любому господину, безро- потно выполнять любую работу (такое определение дает этому слову словарь Ожегова). Советская власть шла к этой цели, разрушая храмы, преследуя верую- щих. Помасштабам гонений на христиан мы превзошли даже Римскую империю. Сейчас наблюдается иная крайность. Многие люди, искренне считающие себя православными, при- держиваются мнения, что в церковь ходить вовсе не обязательно. Главное — ве- рить в душе. Но у меня, на- пример, всегда возникает по этому поводу законный во- прос. Ачто подразумевается под этойфразой— «верить в душе»? Продолжая рассуж- дать в том же духе, можно сказать, что и зарплату по- лучать не обязательно. Глав- ное верить в душе, что ты ее получаешь. Да и кушать не обязательно, можно просто сесть за стол и сказать, мол, я поел в душе. Получается, что человек попросту ищет себе оправдание, чтобы не посещать Божий храм. Он прикрывает внешне кра- сивой фразой свою лень и неверие. Многие люди не ходят в церковь потому, что Бог мешает им жить так, как они хотят. Ведь когда че- ловек посещает храм, это накладывает на него опре- деленные нравственные обязанности. Так зачем же туда ходить, легче жить «без тормозов»? В этой связи вспоминаются слова преподобного Амвросия Оп- тинского: «Человек бывает плох, когда забывает, что над ним Бог». Иисус Христос является духовным ориентиром для верующего человека. И не ходить в храм значит не при- знавать Бога. Очень грустно слышать, когда родители не пускают своего ребенка в церковь и в воскресную школу, говоря: «Нечего тебе там делать, а то... монашкой будешь». Но жизнь все рас- ставляет по своим местам, и лет через пятнадцать эти мамы приходят за помощью к священнику, рыдая и не находя себе утешения. Они искренне не понимают, по- чему их дети выросли безду- ховными, не признающими своих родителей. Не случайно Церковь первостепенное значение придает воспитанию под- растающего поколения. Для православного священника сегодня нет важнее зада- чи, чем просвещать наших детей — будущих врачей, учителей, инженеров, поли- тиков. Ведь через какое-то время в их руках окажется будущее нашей Родины. Церковь сейчас прилагает огромные усилия, чтобы удержать наше общество от того нравственного развала, который случился в девяно- стые годы прошлого века. Она напоминает людям, что они носители тысячелетней национальной культуры, поистине бесценного рус- ского языка. Православие прежде всего учит отличать плохое от хорошего, под- держивает человека в тяже- лейших ситуациях. Вера по- могает достойно, терпеливо и сдержанно переносить те проблемы, с которыми чело- век зачастую сталкивается в семье, на работе, да и в обще- стве в целом. И не случайно сегодня в войсках вводят помощников командиров по работе с верующими воен- нослужащими. Здравомыс- лящие политики ведь по- нимают, что православная Россия — сильная Россия. Аневерующая Россия—это государство, которое даже не нужно будет завоевывать. Оно само рассыплется, как карточный домик. Немаловажно, что при Святейшем Патриархе Ки- рилле церковная работа вы- шла на новый уровень взаи- моотношений с обществом. Священники приходят в больницы, школы и даже в места лишения свободы, в вузах открываютсякафедры теологии, создаются право- славные детские приюты. Так Церковь благодаря сво- ей настойчивости все-таки понуждает часть общества осмотреться и увидеть, что не все в нашей жизни из- меряется рублем или долла- ром, что духовные ценности намного важнее материаль- ных. Подготовил Сергей Кибальниченко. 6 Зачем идти в храм? О роли православия в современной жизни размышляет клирик Христо-Рождественского храма Липецка иерей Алексий Шумаков Послесловие о кинофестивале Документальное кино сегодня если и не забыто, то, по крайней мере, ассоциируется у большей части зрителей с чем-то непрестижным, второстепенным. Хотя, если взять самую удачную пору для становления и развития жанра отечественной кинодокументалистики — а это вторая половина ХХ века, — то можно вспомнить, с каким интересом публика смотрела киножурналы перед началом показа на сеансе художественного фильма. Сегодня, увы, такой практики уже нет, и посмотреть «документалку» можно лишь по телевизору или специально выискав ее в Интернете. Поэтому проведение конкурса документальных фильмов кинофестиваля «Липецкий выбор» на большом экране — событие в российском кинематографе если и не уникальное, то уж редкое точно. Все наши земляки жи- вут в преддверии 60-летнего юбилея Липецкой области, вот и конкурсная програм- ма документальных филь- мов посвящалась именно этой дате. Члены жюри вместе с неравнодушными к этому жанру зрителями могли посмотреть и оценить девять короткометражек, демонстрировавшихся в малом зале кинотеатра «Ок- тябрь». Наши читатели помнят, что победителем был признан фильм Сергея Тихомирова «Константин Игумнов: аккордыжизни». Эта 35-минутная лента по- вествует о знаменитом пиа- нисте первой половины ХХ века, педагоге, создателе одной из лучших отече- ственных пианистических школ, уроженце Липецкой области Константине Игум- нове. …На экране не спеша, чтобы зритель смог разгля- деть детали, сменяют друг друга поистине уникальные фотографии, а из динами- ков иногда раздается высо- кий тембр проникновенного голоса самого Константина Николаевича. Мастерски смонтированные кадры ки- нохроники сопровождают авторский текст и зримо иллюстрируют те эпохи, в которых довелось жить и творить великому пиани- сту. И шаг за шагом вместе с режиссером мы проходим жизненный путь Констан- тина Игумнова до и после Октябрьской революции 1917 года… В этом году, помимо определения фильма-побе- дителя, у жюри было право вручить конкурсантам еще и два диплома, и оно этим правом воспользовалось. Первый — за высокую ду- ховность документального фильма — был присужден ленте Геннадия Никитина «Всё у Господа просто». …Бумажные листочки, испещренные письменами, выполненными разными почерками, сменяются на экране один за другим, а за кадром слышны зачитыва- емые разными же голосами отрывки из этих писем. Дальше зритель видит, что их читает настоятель Ио- анно-Богословского храма села Карамышево Грязин- ского благочиния протоие- рей Николай Староватых. Их много, этих писем, и в каждом из них рассказыва- ется о желании, но невоз- можности иметь ребеночка. Мужчины и женщины ис- прашивают совета батюш- ки, просят его участия в их нелегкой проблеме. И вот уже несколько лет на каж- дойБожественнойлитургии настоятель молится вместе с прихожанами о даровании детей супружеским парам. Со всех уголков России об- ращаются в этот храмлюди, съемки фильма проходили не только в Липецкой об- ласти, а даже в Одессе. С экрана звучат исповеди бездетных ранее семейных пар, которым Господь по- мог обрести долгожданного ребенка... Второй диплом— за вы- сокую нравственность и па- триотизм документального фильма—жюри присудило 15-минутной ленте Елены Полетаевой «Елецкие ле- генды», рассказывающей об истории Черной слободы города Ельца. Участвовал в конкурсе и фильм на- шего коллеги — журнали- ста Александра Косякина «Богоносная Россия» из цикла «И вечной памятью 1812 года», где лично на меня произвел неизглади- мое впечатление снятый на балладу автора и исполни- теля песен-притч Светланы Копыловой «Богоносная Россия» своеобразный клип на тему все той же нрав- ственности. А в заключение мне бы хотелось сказать несколько слов еще об одном конкурс- ном фильме под названи- ем «Державная» Виктора Савельева. Он не получил призов, но короткого рас- сказа на газетной странице заслуживает. … В главный собор Ли- пецкой епархии в день па- мяти святых царственных страстотерпцев была до- ставлена икона БожиейМа- тери «Державная», которая была написана московски- ми иконописцами и пре- поднесена в дар Липецкой митрополии. Это, по сути, уже финал фильма, а весь он повествует о том пути, который этот образ прошел от Москвы до Липецка. В ленте есть короткое интер- вью генерального дирек- тора ЗАО «ТД «Спутник» Павла Леонова, по чьей инициативе и была напи- сана икона «Державная», в котором он говорит, что этот образ Божией Матери будет укреплять наш край и все наше Отечество от ви- димых и невидимых врагов. Амне, в своюочередь, очень хотелось бы, чтобынаше до- кументальное кино прирас- тало вот такимипамятными фильмами, и в следующем году на кинофестивале «Ли- пецкий выбор» зритель снова смог бы увидеть ин- тересные документальные ленты, снятые нашими зем- ляками. И не только ими. Громкие аккорды «малого кино» Алексей Колбаско был членом жюри конкурса документальных фильмов кинофестиваля «Липецкий выбор» Наши земляки живут в преддверии 60-летнего юбилея Липецкой области, и конкурсная программа документальных фильмов кинофестиваля посвящалась именно этой дате. Члены жюри вместе с неравнодушными к этому жанру зрителями могли посмотреть и оценить девять короткометражек. Жюри обсуждает просмотренные кинофильмы. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz