Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

НИНА ВОСТРИКОВА Накануне Нового года корреспондент «ЛГ» по- бывала в областном Цен- тре романовскойигрушки в творческой лаборато- рии народного мастера России, члена Союза ху- дожников РФ, лауреата премии «Душа России» Виктора Маркина. Хотелось воочию посмо- треть, как руками мастера создается символическая фи- гурка грядущего года. Кстати, лошадь — любимый персонаж в творчестве Маркина. Я на- блюдала таинство рождения романовского коня, а потом приняла новорожденного в свои руки. Впечатления, поверьте, незабываемые, когда теплая глиняная каурка согревает руки. Эта теплота передается душе и сердцу. Почему-то сразу хочется загадать желание. Уникальная композиция Вообще-то творческая лабо- ратория—громко сказано. Мы находимся в обычной гончар- ной мастерской. Наступает то редкое затишье, кода в Центре нет детей. На просторном столе и деревянной доске всего лишь кусок бесформенной глины. Мастер садится за работу, ру- ками потихоньку раскатывает глиняный шар, как бы согре- вая материал и передавая ему энергетику. — Мы будем лепить игруш- ку из сюжета «Запряжка в один конь», которую создавали романовские мастера и в про- шлом, и в позапрошлом столе- тиях, — рассказывает Виктор Маркин, а кругляшок глины в его руках тем временем приоб- ретает форму катушки. —Ком- позиции глиняных игрушек есть в разных русских регио- нах. Вот только не встретите вы такого сюжета ни в дымков- ской, ни в филимоновской, ни в суджанской игрушке. И только в романовской есть сюжет, вы- деляющий игрушку нашего Липецкого края. «Запряжка в один конь». Так что с полным правом ее можно назвать уни- кальной композицией и даже раритетом. Виктор Васильевич рас- сказывает, и лицо его при этом оживляется. Работа увлекает его. Вдохновленность — это истинно народная любовь к новому творенью, к делу своей жизни. Вот уже появляются правильные контуры крупа коня, голова, ноги, грива, а вместо хвоста — свисток. Как известно, свисток — неотъем- лемая принадлежность прак- тически каждой «романушки». По древним поверьям свист отпугивает злых духов. Классическая «Тройка» — Каким же будет наш конь? — хочется узнать об ощущениях творца. — Все зависит от настрое- ния мастера, — рассказывает Виктор Маркин. —Вот у меня, к примеру, есть игрушка «Вы- езд генерала». Сюжет один, а игрушки разные, хотя по за- мыслу очень похожие. Также у меня множество «Троек». Но нет ни одной одинаковой по эмоциональному содержанию. По композиции они, кстати, тоже различны. У учителя Виктора Марки- на, потомственного гончара, на- родного мастера России Ивана Гункина, былклассический сю- жет «Тройки»: конь везет офи- цера с дамой, а правит возница. Сейчас известная романовская игрушка передана в Липецкий областной выставочный зал. В коллекции «Троек» ученика Гункина Виктора Маркина встречается еще один персонаж — собака. — Она выполняет охрани- тельную функцию, — расска- зывает Виктор Васильевич. «Тройка» — одна из слож- ных и трудоемких композиций из сотни романовских сюжетов. В ней восемь образов: три коня, четыре человека и собака. И в руках ее приятно подержать. Впрочем, «Тройка», особенно увесистая вмаленькойженской ладони, легко «бежит» по лю- бой гладкойповерхности. Образ этот динамичен и подвижен. — А к живым лошадям как вы относитесь?—интересуюсь. — Очень хорошо, с любо- вью,—с улыбкой отвечает Вик- тор Маркин. — Я же родился в селе Троицкое, в хозяйстве отец держал лошадку. Как без нее?! Гункин, кстати, всегда лепил деревенских Сивок-Бурок. Мои же лошадки, какимоих учениц Снежаны Ильиной, Анаста- сии Короленко и Ольги Волокитиной, больше похожи на задорных боевых коней. Обыкновенное чудо Наблюдаю, как деревянной палоч- кой, напомина - ющей стикер , мастер делает глаза коню, а затем на- сечки на г р и в е . Полу- чается нарядный декор, кото- рый также наносится на дугу и ременную сбрую коня. Из-под рук мастера достаточно быстро выходят фигуры военного и его дамы. Вылепленные каж- дая в отдельности, фигурки соединены в композицию на узкомдлинномосновании, сама форма которого напоминает полозьяи символизирует сколь- жение по снегу, быстрый бег саней. Удивительно, но даже на стадии полуфабриката, в со- стоянии сырой глины, свисток позади упряжки свистит. Я слышу этот нежный звук и не верю собственному слуху. Как будто кто-то играет на тонень- кой дудочке. — Обычное мастерство, — уточняет Виктор Васильевич. —Никакого волшебства. Другое маленькое чудо я увидела, когда «Запряжка в один конь» немного подсохла. Виктор Маркин разворачивает игрушку в фас: конь стоит на месте. Поворачивает в профиль: конь скачет. Ощущение дви- жения создается за счет харак- терной для движения позиции задних ног и чуть наклоненных вперед фигур офицера с дамой. Дальше согласно техноло- гии Виктор Маркин помещает вылепленную игрушку в спе- циальную печь. И после про- сушки «Запряжка в один конь» приобретает характерный для «романушки» солнечный цвет, отчего создается ощущение тепла, легкости и света. — Обычно конь раскраши- вается в красный цвет, симво- лизирующий силу, и желтый, символизирующий благород- ство и богатство, — знакомит меня еще с одним своим секре- том мастер. Загадки истории Пока работа Виктора Мар- кина находится в печи, он знакомит меня с выставкой романовских игрушек, рас- положенных в экспозиции Центра. Здесь интересное мно- гообразие конных сюжетов: знакомая уже «Запряжка в один конь», а также «Тройка» в разных вариациях, «Гонец», «Генералнаконе с гармошкой», «Казак на коне», «Мужик с гармошкой на коне», «Возни- ца», «Водовоз», «Амазонка на коне». Интересны и различные многофигурные композиции: дамы и генералы на конях, па- радные выезды офицеров, вы- езды в один, два, три коня. Интересен стилизованный ва- риант выезда тройки — конь с тремя головами. Думаю, мно- гим читателям любопытно, кто же был родоначальником первого конного сюжета? Еще в прошлом веке только что от- служивший в армии Маркин и сам искал ответ на этот вопрос. Но так и не нашел... Не знал его и Иван Федорович Гункин, ле- пивший из глины романовские игрушки с середины прошлого столетия. Виктор Маркин достает из глубины стеклянного витража загадочнуюфигуру «Амазонки на коне». Игрушка выполнена в редком цветовом варианте. Она покрыта бесцветной и зеленоватой глазурью, отчего загадочно сияет и просится на новогоднюю елку, уже укра- шенную в выставочном зале Центра. Но дело не только в цвете. Фигура женщины на коне всегда была притягатель- на. Трудно представить себе более завораживающее зрели- ще, чем дама верхом на коне. Амазонка в пышном платье и шляпе, правой рукой обвившая шею коня, уверенно держится в седле боком. Довершает этот красивый притягательный сюжет такая значительная де- таль, как жаворонок с хвостом в виде свистульки. В ней вся суть «романушки».Жаворонка амазонка держит в левой руке. — Игрушка, покрытая гла- зурью, обжигается дважды, — сообщает подробности Виктор Маркин. — Первый обжиг утильный, второй выполняется после того, как мастер покроет игрушку глазурью. Истоки Недавно на открытии пред- новогодней выставки «Чудо- кони» Виктор Маркин провел очередной мастер-класс по со- зданию традиционного рома- новского сюжета. Он также по- казал поклонникам «романуш- ки» технику лепки «Упряжки в один конь». Уходящий год был для мастера удачным. В феврале здесь же, в Центре, с успехом прошла персональная выставка Виктора Маркина. Для него было важно услышать мнение искусствоведов о своем мастерстве. И оно было весьма лестным и справедливым. Кстати, «конная коллек- ция» на выездных мероприя- тиях—фестивалях, конкурсах, выставках-продажах и ярмар- ках — пользуется большим спросом. Романовские «Трой- ки», к примеру, в Москве, Под- московье, Санкт-Петербурге идут по две-три тысячи рублей. За границей еще дороже! — Но дело, конечно, не в деньгах, — говорит мудрый мастер. — Отечественные ис- токи и романовские традиции не имеют цены. * * * Ну а наш конь получился добрым, сильным, готовымпре- одолеть большие расстояния по необъятным просторам земли липецкой и не только, слегка игривым. А главное — празд- ничным, новогодним. — Пусть и год таким будет хорошим, добрым, как этот конь, — добавляет Народный мастер России ВикторМаркин. ТРАДИЦИИ № 248/24626/ 26 ДЕКАБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 31 ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Кони Мастера Как рождается знаменитая романовская игрушка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz