Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 247 /24625/ 25 ДЕКАБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 Продолжение на 6-й стр. Постановление администрации Липецкой области № 534 от 29.11.2013, г. Липецк Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области» В соответствии с Законом Липецкой области от 29 декабря 2012 года № 108-ОЗ «О программе социально-экономического развития Липецкой области на 2013 – 2017 годы» и постановлением администрации Липецкой области от 18 августа 2011 года № 294 «О Порядке разработки, формирования, реализации и проведения оценки эф- фективности реализации государственных программ Липецкой области» администра- ция Липецкой области постановляет: Утвердить государственную программу Липецкой области «Развитие образования Липецкой области» (приложение). Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ I. Паспорт государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области» (далее – государственная программа) Ответственный исполнитель Управление образования и науки Липецкой области Соисполнители нет Сроки и этапы реализации государственной программы 2014 – 2020 годы. Первый этап: 2014 – 2015 годы. Второй этап: 2016 – 2020 годы Подпрограммы Подпрограмма 1 «Ресурсное обеспечение развития образования Ли- пецкой области». Подпрограмма 2 «Повышение эффективности профессионального образования в обеспечении отраслей экономики востребованными кадрами». Подпрограмма 3 «Реализация мер по обучению, воспитанию, содер- жанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и психолого-педагогическая помощь детям». Подпрограмма 4 «Отдых и оздоровление детей Липецкой области». Цель государственной программы Повышение доступности и качества образования Индикатор цели Доля детей, охваченных образовательными услугами (отношение численности воспитанников организаций дошкольного образования и обучающихся общеобразовательных организаций к численности детей в возрасте от 1 до 18 лет), (%). Задачи государственной программы 1. Создание условий для инновационного социально ориентированного развития дошкольного, общего и дополнительного образования. 2. Приведение содержания и структуры профессионального образова- ния в соответствие с актуальными проблемами рынка труда, ориенти- рованного на инновационность развития экономики Липецкой области. 3. Социализация детей, находящихся в детских домах, психолого-пе- дагогическая и медико-социальная помощь, реабилитация и коррекция детей. 4. Создание эффективной системы организации отдыха и оздоровле- ния детей, способствующей их воспитанию и развитию. Показатели задач Показатель задачи 1. Доля государственных (муниципальных) общеоб- разовательных организаций, соответствующих современным требова- ниям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций. Показатель задачи 2. Удельный вес численности выпускников про- фессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года по полученной специально- сти (профессии). Показатель задачи 3. Доля выпускников детских домов, продолживших обучение в организациях профессионального образования, от общего числа выпускников детских домов. Показатель задачи 4. Доля детей школьного возраста до 15 лет (вклю- чительно), обеспеченных всеми видами отдыха и оздоровления, от общего количества детей школьного возраста до 15 лет (включитель- но), проживающих на территории области. Объемы финансирования за счет средств областного бюджета всего, в том числе по годам реализации госу- дарственной программы Объем финансирования государственной программы из областного бюджета составит – 71 799 126,2 тыс.руб., в том числе по годам реали- зации: 2014 г. – 9 529 350,0 тыс. руб., 2015 г. – 9 853 140,2 тыс. руб., 2016 г. – 10 483 247,2 тыс. руб., 2017 г. – 10 483 347,2 тыс. руб., 2018 г. – 10 483 347,2 тыс. руб., 2019 г. – 10 483 347,2 тыс. руб., 2020 г. – 10 483 347,2 тыс. руб. Ожидаемые результаты ре- ализации государственной программы В результате реализации государственной программы к 2020 году предполагается: – увеличение доли детей, охваченных образовательными услугами (отношение численности воспитанников организаций дошкольного образования и обучающихся общеобразовательных организаций к численности детей в возрасте от 1 до 18 лет) до 79,2%; – увеличение доли государственных (муниципальных) общеобразова- тельных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций до 71,5%; – увеличение доли выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года по полученной специальности (профессии) до 59,2%; – увеличение доли выпускников детских домов, продолживших обуче- ние в организациях профессионального образования, от общего числа выпускников детских домов до 92,8%; – увеличение доли детей школьного возраста до 15 лет (включительно), обеспеченных всеми видами отдыха и оздоровления, от общего количе- ства детей школьного возраста до 15 лет (включительно), проживающих на территории области до 82%. II. Текстовая часть 1. Характеристика текущего состояния, формулировка основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков развития образования Липецкой области Целью государственной политики в сфере образования является повышение доступ- ности и качества образования, приведение системы образования в соответствие с пер- спективными потребностями социально-экономического комплекса Липецкой области (далее также – область). Система образования Липецкой области в последние годы обеспечивала решение поставленных задач в соответствии с заданными показателями и имеющимися ресур- сами с учетом стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», отдельных направлений приоритетного национального проекта «Образование» и комплексного проекта «Модернизация региональной системы общего образования Липецкой области на 2011 – 2013 годы». В настоящее время в области обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития. Отличительными особенностями региональной политики в сфере образования по- следних лет стало использование программно-целевых и проектных методов. Ведущими механизмами стимулирования системных изменений в образовании в проектах и программах модернизации образования стало внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат. Доказали свою эффективность механизмы конкурсной финансовой поддержки про- ектов модернизации образования в регионах по принципу «деньги в обмен на обязатель- ства». В целях реализации основных полномочий в области образования и воспитания в течение последних лет проведена значительная работа по формированию и совершен- ствованию нормативной правовой базы системы образования Липецкой области. Основная часть принятых нормативных правовых документов направлена на реали- зацию основных принципов образовательной политики: нормативное и правовое обе- спечение доступности качественного образования, исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в области образования, а также обеспечение структурных из- менений системы образования, расширение сферы общественного участия в развитии образования, улучшение демографической ситуации в Липецкой области. Всего на территории Липецкой области в формате юридических лиц действуют бо- лее 700 государственных и муниципальных образовательных учреждений различных уровней образования и подведомственности. Система дошкольного образования в Липецкой области призвана обеспечить для каждого ребенка необходимый уровень развития, позволяющий ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения. Услуги дошкольного образования получают более 43 тысяч детей, различными фор- мами дошкольного образования в Липецкой области охвачено 74,8% детей (2012 год – 60,3%, 2010 год – 57,9%). За последние годы создана вариативная многофункциональ- ная сеть дошкольных образовательных учреждений, которая предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом. В области на начало 2012-2013 учебного года функционируют 473 муниципальных образовательных учреждения, реализующих программы дошкольного образования: 346 муниципальных дошкольных образовательных организаций (39,2 тыс. чел.); 2 начальные школы – детских сада (19 чел.); 123 общеобразовательных организаций с 174 дошкольными группами (3,2 тыс. чел.). Негосударственный сектор дошкольного образования представлен только 2 негосу- дарственными образовательными организациями(178 чел.). В области продолжает развиваться система дошкольного образования. За 2012 год дополнительно введено 1499 мест. В течение 2013 года по области планируется создать около 1468 мест. Наиболее эффективно, используя свободные помещения в основном сельских школ, создаются дошкольные группы в общеобразовательных организациях для детей, не посещающих детские сады. Сегодня в 45% школ области функционируют дошкольные группы. Однако положительная динамика и темпы роста рождаемости в области опережают темпы создания дополнительных дошкольных мест. Несмотря на то, что в ряде муниципальных районов области наметилась положитель- ная динамика снижения количества детей, не обеспеченных местами, острый дефицит мест сохраняется в детских садах г. Липецка, г. Ельца, Лебедянского, Липецкого, Задон- ского, Елецкого муниципальных районов. Для решения этой проблемы в области проводятся следующие мероприятия. С 2008 года негосударственным общеобразовательным организациям предоставля- ется субсидия на возмещение 100% фактически понесенных затрат по реализации про- грамм дошкольного образования. С сентября 2011 года родителям детей 3-6 лет, не обеспеченных местами в муници- пальных детских садах, за счет средств консолидированного бюджета области осущест- вляется выплата ежемесячной субсидии в размере 5,0 тыс. рублей. Полученные сред- ства родители направляют на оплату услуг негосударственных дошкольных организаций, индивидуальных предпринимателей или осуществляют обучение и воспитание детей са- мостоятельно, получая необходимую помощь по вопросам воспитания и обучения детей в консультативных пунктах на базе муниципальных детских садов и школ. Таким образом, выплата субсидии родителям стала стимулом для развития вариа- тивных форм дошкольного образования. Создаются условия для негосударственных детских садов, более 20 индивидуальных предпринимателей оказывают услуги присмотра и ухода за детьми или дополнительного образования дошкольников в центрах развития, частных детских садах, в которых в тече- ние года более 4 тыс. детей получают данные услуги. Однако проблема обеспечения местами детей в дошкольных образовательных уч- реждениях на сегодня не решена. Количество детей, не обеспеченных дошкольными ме- стами, по области на начало 2012-2013 учебного года составило более 7000 детей, в том числе около 3000 детей в возрасте 3-6 лет. Для решения данной проблемы необходимо активизировать и продолжить плано- мерную работу по созданию дополнительных мест в образовательных учреждениях, ока- зывающих дошкольные услуги, по развитию негосударственного сектора в дошкольном образовании в целях обеспечения 100% доступности дошкольного образования. В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2013 г. № 599 «О мерах по реа- лизации государственной политики в области образования и науки» поставлена задача обеспечения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для де- тей в возрасте от трех до семи лет. В целях выполнения данного Указа с текущего года Липецкая область участвует в комплексном проекте «Модернизация региональных систем дошкольного образования». В 2013 году на реализацию данного проекта областью получена субсидия из федераль- ного бюджета в размере 336,1 млн. рублей. Не менее значимой еще остается проблема повышения качества дошкольного обра- зования. Услуги, предоставляемые детскими садами, не в полной мере отвечают запро- сам родителей. Необходимо усилить работу по созданию современной предметно-раз- вивающей среды и оценке качества дошкольного образования. Система общего образования Липецкой области позволяет обеспечить конституци- онное право граждан на получение общедоступного бесплатного общего образования с учетом потребностей различных категорий граждан. дарственной программы. Сокращение финансирования государственной программы негативным образом скажется на показателях, приведет к снижению прогнозируемого вклада в улучшение качества жизни населения, развитие социальной сферы, обеспече- ние доступности качественного образования. Социальные риски связаны с вероятностью повышения социальной напряженности из-за неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях. Минимизация рисков достигается в ходе регулярного мониторинга и оценки эффек- тивности реализации мероприятий государственной программы, а также на основе со- вершенствования межрегионального и межведомственного взаимодействия. Принятие мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполните- лем. 2. Приоритеты государственной политики в сфере образования, краткое описание целей и задач государственной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач Приоритеты региональной государственной политики в сфере образования на пе- риод до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровней: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Феде- рации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р); Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р); Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реали- зации государственной политики в области образования и науки»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р); Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года (утверждена Законом Липецкой области от 25.12.2006 г. № 10-ОЗ); Программа социально-экономического развития Липецкой области на 2013-2017 годы (утверждена Законом Липецкой области от 29.12.2012 г. № 108-ОЗ); Комплекс мер по модернизации общего образования Липецкой области в 2013 году и на период до 2020 года (утвержден распоряжением администрации Липецкой области от 13.02.2013 г. № 42-р); План мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Липецкой области на 2013 – 2018 годы» (утвержден постановлением администрации Липецкой области от 15.04.2013 г. № 189). Приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития обра- зования Липецкой области, направленными на решение актуальных задач по всем уров- ням образования, являются: – обеспечение доступности дошкольного образования; – обновление содержания и повышение качества дошкольного образования; – повышение качества результатов образования на разных уровнях (общее, началь- ное профессиональное, среднее профессиональное образование); – совершенствование системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи в образовательном процессе; – создание условий и определение механизмов успешной социализации и адапта- ции детей к современным условиям жизни; – создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, обучаю- щихся и студентов, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни; – развитие современных материально-технических, информационных, кадровых ресурсов (в том числе оборудованных кабинетов, электронных и печатных учебных посо- бий, демонстрационного и лабораторного оборудования, интерактивных и мультимедиа- комплексов); их концентрацию в базовых школах; – модернизация подготовки и переподготовки педагогических кадров, в том числе, организация подготовки по новым профессиям в сфере образования; устранение кадро- вого дефицита; – совершенствование системы оценки качества образования (оценка учебных и лич- ностных достижений обучающихся, аттестация педагогических и руководящих кадров, лицензирование, государственная аккредитация образовательных учреждений). В связи с этим целью государственной программы является повышение доступности и качества образования. Индикатор цели государственной программы: доля детей, охваченных образова- тельными услугами (отношение численности воспитанников организаций дошкольного образования и обучающихся общеобразовательных организаций к численности детей в возрасте от 1 до 18 лет). Для достижения цели в государственной программе предусматривается решение следующих задач: 1. Создание условий для инновационного социально ориентированного развития до- школьного, общего и дополнительного образования; 2. Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответ- ствие с актуальными проблемами рынка труда, ориентированного на инновационность развития экономики Липецкой области; 3. Социализация детей, находящихся в детских домах, психолого-педагогическая и медико-социальная помощь, реабилитация и коррекция детей; 4. Создание эффективной системы организации отдыха и оздоровления детей, спо- собствующей их воспитанию и развитию. В рамках решения задачи 1 осуществляются мероприятия по формированию обра- зовательной среды, обеспечивающей равный доступ населения к услугам дошкольного, общего и дополнительного образования, культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников, развития и поддержки одаренных детей и молодежи. Оценка реализации первой задачи осуществляется по показателю «Доля государ- ственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих со- временным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципаль- ных) общеобразовательных организаций,%». В рамках решения задачи 2 осуществляются мероприятия по совершенствованию региональной системы профессионального образования для кадрового обеспечения перспективного социально-экономического развития области, по созданию условий для научно-методической деятельности педагогических кадров, по модернизации матери- ально-технического обеспечения системы профессионального образования. Оценка реализации второй задачи осуществляется по показателю «Удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года по полученной специаль- ности,%». В рамках решения задачи 3 осуществляются мероприятия, направленные на обуче- ние, воспитание и содержание детей, находящихся в детских домах, на психолого-педа- гогическую и медико-социальную помощь, реабилитацию и коррекцию детей. Оценка реализации третьей задачи осуществляется по показателю «Доля выпускни- ков детских домов, продолживших обучение в организациях профессионального обра- зования, от общего числа выпускников детских домов,%». В рамках решения задачи 4 осуществляются мероприятия, направленные на приоб- ретение оборудования и мебели загородных стационарных лагерей отдыха и оздоров- ления детей, на предоставление субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на укрепление материально-технической базы юридическим лицам, организую- щим отдых и оздоровление детей в загородных стационарных лагерях отдыха и оздоров- ления детей, на проведение и участие в межрегиональных, областных, всероссийских акциях, фестивалях, смотрах, выставках и конкурсах по организации отдыха и оздоров- ления детей. Оценка реализации четвертой задачи осуществляется по показателю «Доля детей школьного возраста до 15 лет (включительно), обеспеченных всеми видами отдыха и оз- доровления, от общего количества детей школьного возраста до 15 лет (включительно), проживающих на территории области,%». 3. Перечень подпрограмм, а также сведения о взаимосвязи результатов их выполнения с целевыми индикаторами государственной программы Государственная программа включает в себя четыре подпрограммы, в том числе: 1. «Ресурсное обеспечение развития образования Липецкой области»; 2. «Повышение эффективности профессионального образования в обеспечении от- раслей экономики востребованными кадрами»; 3. «Реализация мер по обучению, воспитанию, содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и психолого-педагогическая помощь детям»; 4. «Отдых и оздоровление детей Липецкой области». Реализация подпрограмм позволит обеспечить к 2020 году: – увеличение доли детей 3 – 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования до 100%; – увеличение охвата детей дошкольным образованием (от 0 до 7 лет) до 61,5%; – увеличение обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях (количество мест на 1000 детей в возрасте от 1 до 7 лет) до 665 детей; – увеличение доли обучающихся в общеобразовательных организациях, обучающих- ся по программам федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в общей численности обучающихся до 90%; – увеличение доли общеобразовательных учреждений, использующих в учебном процессе дистанционные технологии, до 18,2%; – увеличение доли обучающихся, подвозимых в общеобразовательные организации школьным автотранспортом, соответствующим ГОСТу, от общего количества обучаю- щихся, подвозимых в общеобразовательные организации, до 83,1%; – увеличение доли детей, охваченных образовательными программами дополни- тельного образования детей, в общей численности детей и молодежи 5 – 18 лет до 75%; – увеличение доли обучающихся общеобразовательных организаций, охваченных двухразовым горячим питанием, до 55%; – увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, которым соз- даны условия для получения качественного общего образования (в том числе с исполь- зованием дистанционных образовательных технологий), от общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста до 99,5%; – увеличение доли детей, победителей и призеров регионального этапа всероссий- ской Олимпиады школьников, от общего количества участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников до 24,2%; – увеличение доли учащихся, студентов, молодых ученых, занятых в научно-иссле- довательской работе и участвующих в конкурсах, от общего количества учащихся 5-11 классов общеобразовательных организаций, студентов и молодых ученых в образова- тельных организациях высшего образования до 62,7%; – увеличение доли учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций до 16%; – увеличение доли педагогических работников общеобразовательных организаций, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, до 90%; – доведение отношения среднемесячной заработной платы педагогических работни- ков муниципальных образовательных организаций дошкольного образования к средне- месячной заработной плате в сфере общего образования региона до 100%; – доведение отношения средней заработной платы педагогических работников об- разовательных организаций общего образования к средней заработной плате в регионе до 100%; – увеличение удельного веса численности воспитанников дошкольных образователь- ных организаций, обучающихся по программам, соответствующим требованиям стан- дартов дошкольного образования, до 100%; – доведение отношения среднего балла Единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами ЕГЭ до 1,58%; – увеличение удельного веса численности выпускников профессиональных образо- вательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года по полученной специальности (профессии), до 59,2%; Государственная программа Липецкой области «Развитие образования Липецкой области» Продолжается работа по оптимизации сети общеобразовательных организаций. На начало 2013/2014 учебного года создана сеть школ, состоящая из 265 общеобразова- тельных организаций. Филиальная сеть связана с базовыми организациями не только административно, но и системой дистанционного образования. Базовые школы обе- спечены высококвалифицированными кадрами, в них создана современная учебно-ма- териальная, лабораторно-технологическая и спортивная база. Многие сельские базовые школы и их филиалы являются интегрированными социально-культурными учреждени- ями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и др.). В условиях демографического спада за последние 5 лет контингент учащихся в об- ласти снизился более чем на 3000 чел., что привело к существенному сокращению сети образовательных учреждений на 138 единиц. В сложившихся условиях необходимо обеспечить равный доступ обучающихся вне зависимости от места жительства за счет безопасного подвоза обучающихся. Для решения данной проблемы в течение последних лет в современные базовые школы ежедневно подвозится более 9 тысяч детей на 270 школьных автобусах. Реали- зация данного направления обеспечивает доступность качественного образования всем категориям граждан. В области развивается региональная система оценки качества образования, которая строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами незави- симой оценки качества образования. Ведется активная работа по развитию информационной образовательной среды школы. Удалось обеспечить высокое насыщение образовательных организаций совре- менным компьютерным оборудованием, появились эффективные проекты внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, активно развиваются дистанционные формы обучения. Процесс формирования системы обще- ственно-государственного управления образованием имеет положительную динамику развития. Во всех организациях образования созданы попечительские, управляющие, наблюдательные советы. Одной из актуальных проблем в сфере общего образования остается создание в об- щеобразовательных организациях материально-технических условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, и предостав- ление современных условий обучения в комплексе всех основных видов. Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социали- зации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситу- ации. В специальных (коррекционных) государственных образовательных организациях – более 600 обучающихся. В муниципальных общеобразовательных организациях разного типа созданы места для 528 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» для данного контингента детей организовано дистанционное обучение. На сегодняшний день на базе ОА С(К) ОУ школы-интерната III-IV вида создан Центр дистанционного образования, в ко- тором в настоящее время осуществляется обучение детей-инвалидов в количестве 223 человек. Качество кадрового потенциала отрасли образования остается актуальной пробле- мой: сохраняется тенденция старения педагогических работников (увеличение числа ра- ботающих пенсионеров, недостаточный приток молодых специалистов, неэффективная ротация управленческих кадров). В системе общего образования области по состоянию на 2013-2014 учебный год работает 7888 учителей, из которых 58% (от общего количества) учителей имеют стаж работы свыше 20 лет; 14,3% (1 155 человек) составляют люди, достигшие пенсионного возраста и старше; 8,4% – молодые специалисты в возрасте до 30 лет. При значительной доле учителей, достигших пенсионного возраста, медленно идет обновление кадрового состава педагогических работников. В целом обновление кон- тингента учителей в школах области происходит темпами не более 0,3 – 0,5% в год. Зна- чительная часть молодых учителей не закрепляются в системе образования: ежегодно выбывает около 50% молодых специалистов. Обновление кадрового состава общеобразовательных учреждений осуществляется за счет привлечения молодых специалистов через создание системы мероприятий мо- тивационного и стимулирующего характера на уровне муниципалитетов и самих обра- зовательных организаций и внедрение механизмов, позволяющих создать условия для их успешной профессиональной адаптации, а также через конкурсы профессионального мастерства (областной публичный конкурс «Учитель года Липецкой области», областной образовательный форум, профессиональный праздник «День учителя», областная пре- мия им. К.А. Москаленко и др.). В рамках реализации проекта модернизации общего образования и выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2013 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и в целях повышения социального статуса педагогов размер среднемесячной заработной платы педагогических работни- ков общего образования за полугодие 2013 года составил 23783 руб., что составляет по сравнению с аналогичным периодом 2012 года 136% (17487 руб.). Важнейшим ресурсом самообразования школьников, пространством их инициатив- ного действия является дополнительное образование детей. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются более 90 тысяч детей, или 60% детей в воз- расте от 5 до 18 лет (2012 год более 86 тыс. детей, или 57%). Система начального и среднего профессионального образования в Липецкой обла- сти на 1 сентября 2013 г. представлена 31 учреждением, в которых обучаются 19,5 тыс. человек (2012 г. – 20,8 тыс. человек) по 62 профессиям начального профессионального и 70 специальностям среднего профессионального образования. За последние пять лет в системе профессионального образования области про- изошли позитивные изменения по целому ряду системообразующих направлений, в том числе принята с 1 января 2012 года в ведение области федеральная сеть организаций среднего профессионального образования, поэтапно осуществляется оптимизация сети образовательных учреждений, формируются система государственно-общественного управления образованием и независимая система оценки качества профессионального образования. Система высшего профессионального образования области состоит из 20 организа- ций, среди них 3 государственных и 3 негосударственных вуза, 14 филиалов вузов, 6 из которых являются государственными. Общая численность студентов вузов и филиалов составляет 34 811 человек, в том числе 25 675 человек обучается в государственных и 9 136 человек в негосударственных и муниципальном вузах и филиалах. С 2006 года функционируют 8 ресурсных центров по подготовке рабочих кадров для социально-экономического комплекса области на базе учреждений начального и сред- него профессионального образования. В этих центрах сконцентрированы модернизированные образовательные ресурсы по родственным профессиональным профилям, предназначенные для совместного исполь- зования организациями профессионального образования области, развивается сетевое взаимодействие с предприятиями области. Только в 2011 году в ресурсных центрах прошли переподготовку и курсы повышения квалификации более 1000 человек, в том числе 120 мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дис- циплин повысили свой образовательный уровень. Восемь учреждений начального и среднего профессионального образования об- ласти стали победителями приоритетного национального проекта «Образование». Го- сударственная поддержка победителям с 2007 года составила свыше 450 миллионов рублей, что позволило приобрести современное учебно-производственное, лаборатор- ное оборудование, программно-методическое обеспечение и повысить квалификацию персонала. Современный этап развития начального и среднего профессионального образова- ния в области характеризуется созданием бизнес-инкубаторов, малых предприятий, учебных фирм, активным включением образовательных учреждений в систему перепод- готовки. В настоящее время созданы 4 бизнес-инкубатора: в ПУ № 29, Чаплыгинском аграр- ном колледже, ЕГУ им. И.А. Бунина и Липецком кооперативном институте. Успешно работает учебная фирма в Чаплыгинском аграрном колледже и 3 малых предприятия: ООАУ НПО ПЛ № 9, Г(О)БОУ НПО ПУ № 33 п. Агроном, Г(О)БОУ НПО ПУ № 35. В профес- сиональном лицее № 9 открыта новая учебная лаборатория «Крупяной цех», новая учеб- ная мастерская «Трубо-радиаторный цех». Вместе с тем в условиях создания принципиально новой технологической базы экономического роста область не может позволить себе сохранять систему професси- онального образования, созданную для индустриального периода экстенсивного раз- вития в неконкурентной среде, которая характеризуется следующими проблемами и негативными тенденциями: – недостаточная гибкость организационной структуры государственных образо- вательных стандартов и программ профессионального образования, что приводит к неэффективному использованию ресурсов и не позволяет «настраивать» систему обра- зования в соответствии с тенденциями социально-экономического развития области и требованиями потребителей; – слабая связь с предприятиями промышленности, опытными и экспериментальны- ми базами, что приводит к снижению качества учебного процесса, отсутствию практиче- ской подготовки будущих специалистов; – недостаточные темпы развития систем профессиональной переподготовки взрос- лого населения и непрерывного профессионального образования в целом, преоблада- ние в этой деятельности устаревших технологий и практик обучения; – низкий уровень материально-учебной обеспеченности профессиональных образо- вательных организаций. Учитывая вышеизложенное, модернизация системы профессионального образова- ния области должна быть связана с реализацией следующих направлений: – формирование эффективной сети профессиональных образовательных организа- ций; – концентрация материальных, финансовых, кадровых, методических ресурсов на наиболее перспективных направлениях подготовки в образовательных организациях- лидерах; – обновление учебно-материальной базы образовательных организаций, предо- ставление всем обучающимся образовательных организаций возможности обучения на передовом учебно-производственном оборудовании; – повышение качества деятельности, результатов труда мастеров производственно- го обучения, педагогов, управленческих кадров образовательных организациий; – обеспечение непрерывности профессионального роста обучающихся, основанного на предоставлении возможностей постоянного совершенствования имеющихся и при- обретения новых компетентностей. Для проведения системного изменения облика системы за короткий срок требуется средствами программно-целевого метода создать адаптивную к внешним требованиям региональную сеть профессиональных образовательных организаций. Таким образом, в ходе реализации государственной программы решаются проблемы образования области и могут возникнуть следующие группы рисков: – финансово-экономические; – социальные. Финансово-экономические риски связаны с сокращением в ходе реализации госу- дарственной программы предусмотренных объемов бюджетных средств. Это потребу- ет внесения изменений в государственную программу, пересмотра целевых значений показателей и, возможно, отказ от реализации отдельных мероприятий и задач госу-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz