Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
ОСОБАЯ ПРОФЕССИЯ № 243/24621/ 19 ДЕКАБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 28 НИНА ВОСТРИКОВА Есть среди нас люди, способные, не прибегая к сложным хирургическим манипуляциям, сделать человекаввозрастебодрым юнцом, аюношу—почтен- ным старцем; лысого наде- лить пышной шевелюрой, а обладателя густых волос без всякихножницпревра- тить в «колобка». Специалистов, которым под силу подобные преображения, немного, в нашем регионе их считанные единицы. С одним из них — заслуженным работни- комкультуры, гримером-пости- жером Светланой Кислицыной — корреспонденты «Липецкой газеты» встретились в Липец- ком государственном акаде- мическом театре драмы имени Толстого. И автор этих строк на себе испытала волшебное воз- действие ее искусства. Что скрывает паранджа Наше общение с мастером началось с конкретного действа. Светлана сажает меня перед зеркаломи начинает работу. На- клеивает ресницы, с помощью карандашей и кисточек удли- няет глаза, подводя стрелки, делает их миндалевидными, яркими, жгучими. Что удиви- тельно: мне с природной свет- ло-русой внешностью волоокие очи подходят! Затем на моем лице появляется красивый из- гиб черных бровей. Светлана Алексеевна выравнивает цвет лица, без чего не обходится ни один макияж. Дополняют образ восточной красавицы пухлые алые губы, чуть удлиненный нос, форму которого опять же скорректировала специально подобранная цветовая палитра макияжа, и парик из черно- жгучих коротких волос. Новая внешность мне нравится. Одно только неудобство: националь- ный колорит образа волнует кровь, так и тянет закружиться в восточном танце, но вот при- ческа... Светлана мгновенно «наращивает» волосы, меняя парик, надевает на меня бусыиз крупных красных жемчужин- шариков. И о чудо! В это мгно- вение я чувствую себя одной из четырех любимых жен шейха. — Нет, — корректно возра- жает Светлана.—Выпохожи на девушку с Востока на выданье. И я вдруг слышу далекий звон копыт арабских скакунов. Он становится все ближе и бли- же. Вот сейчас в шатер войдет свита жениха и предложит вы- куп моему отцу. Интуитивно начинаю искать необходимый мне сейчас предмет, без которого мой род будет опозорен, — па- ранджу. Но кругом — парики, спреи, кисточки, раскрытые коробочки театрального грима, напоминающие акварель ху- дожника. Гримерка возвращает меня в действительность. Вредная баба Профессионально выпол- нив работу, Светлана преоб- ражается сама, входит в азарт. Движения ее рук становятся быстрыми, она достает из по- тайных шкафчиков и ящичков нужные вещички. Неожиданно на гримерном столе появляется новый, весь в кудряшках парик Повелитель усов и носов О создании театральных образов рассказывает гример-постижер ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ и коробочка, полная самых раз- нообразных носов. — Ну-ка, выбирайте, какой вам больше нравится? — пред- лагает мне гример. Всяким пятачкам и симпа- тичным курносым носам пред- почитаю такой, как у Бурати- но, — любила я в детстве этого героя. Его-то и приклеили. —Если свет правильно пада- ет, то, поверьте, зритель ничего не заметит. Нос смотрится как родной, — рассказывает Свет- лана, а сама быстрыми движе- ниями снова меняет мое лицо: делает маленькие поросячьи глазки с белыми мучнистыми ресничками-невидимками и ехидный рот, переходящий в противный подбородок. Конечно, после превращения из красавицы Востока в кумуш- ку из коммунальной квартиры, видимо, дотошную, доносящую и подглядывающую за всеми, испытываю легкое потрясение. Но образ уже магически дей- ствует. — Я знаю, кто ходит к со- седке из 17-й квартиры. Вчера один был, а сегодня уж другой! — помогает мне мастер, создав- шая образ. А я продолжаю: — Жаль, что парткомов больше нет, некуда на вас, гражданочка, жаловаться! Ну ничего, мысоздадим совет обще- ственности и будем бороться за возвращение нравственности в наши дома! Нравственность всегда в моде! Надев клетчатый халат, до- вершивший образ, ради фото- сессии подглядываю в дверь гримерной заслуженного арти- ста России Николая Чебыкина. Николай Петрович, всякого по- видавший в своей театральной жизни, даже вопроса не задал. СветланаАлексеевна наблюдает и улыбается. — Так я помогаю актерам в их сложном искусстве перево- площения, — скромно добав- ляет она. Кстати, на все моипревраще- ния ушло не меньше полутора часов. Цейтнот в Новый год В крупных столичных теа- трах обычно есть два отдельных цеха: гримерный и постижер- ный. В последнем изготавлива- ют парики, усы, бородыидругие накладкииз волос. В театре име- ни Толстого Светлана Кислицы- на одна работает с труппой и как гример, и как постижер. Как все успевает, даже представить себе сложно. Еще до запуска спектакля или съемочного процесса Свет- лана продумывает все необхо- димые детали грима, чтобы результат соответствовал за- мыслу режиссера. Приходится учитывать силуэтылиц актеров, их характерные черты, особен- ности костюма, освещения, которое планируется применить на сцене. В день спектакля или съемки гример работает над лицом актера, стараясь успеть к началу спектакля. — Очень много работы в «Сказке о царе Салтане». Там одни и те же актеры выходят на сцену в разных образах. Приходится быстро наклады- вать им новый грим, — рас- сказывает наша собеседница. — С 24 декабря на сцене театра драмы начинаются утренние детские спектакли, и мне при- дется быть на рабочем месте с утра пораньше, — продолжает она. — А в отдельные дни есть еще и вечерние показы. Так что мы здесь, можно сказать, с утра и до ночи. Мы — это актеры, режиссеры, костю- меры, художники по свету, звукорежиссеры — творческая и техническая бригада театра в полном составе. Но заметно, что Светлану Алексеевну радует вся эта пред- новогодняя чехарда, купленные заранее фантастически ярких цветов парики для подростков и детворы. Любимая работа, какой бы напряженной она ни была, не бывает в тягость. Схватить образ за бороду СветланаАлексеевна работа- ет с лицом актера, а иногда под- бирает ему накладные парик, усы, бороду, а то и лысину, если это необходимо для роли. —Выбор постижерных изде- лий сегоднямногообразен, но все равно приходится самой шить усыибородыдлякаждогоактера индивидуально,—рассказывает Светлана. — Это значит не- сколько часов сидеть без разгиба спины, и не один день. Однажды лишь с третьей попытки сделала нужные для образа усы. Шьются усы-бороды так: специальным крючком на сетку каждый волосок прикрепляется отдельно. Работа, требующая не только времени и терпе- ния, но и осторожности: крюч- ком можно сильно пораниться. Светлана Кислицына вспоми- нает случай, когда Евгений Ев- стигнеев, прибыв на гастроли в Липецк, привез коробочку с уса- ми, совершеннонеподходящими для его персонажа. И Светлана предложила ему своими руками сшитые усики. При следующей их встрече на гастролях в Кали- нинграде сразу же спросил: «А вы усы не забыли? Привезли?!» Еще один подарок от ли- пецкого гримера получил Лев Дуров. Он должен был выйти на сцену областного театра в образе Льва Толстого. Посмотрела на привезенные реквизиты Свет- лана Алексеевна и ахнула: бо- роденкажиденькая, явно не для гения русской литературы. Но делать нечего — загримировала чем было, а сама тут же, пока на сцене шел спектакль, от души справила великолепнуюбороду, достойную тезки актера. Возможно, этот случай по- влиял на то, что слава о та- лантливом гримере дошла до Москвы. В 1997 году Светлану пригласили перейти на работу в театр Райхельгауза. Она долго думала, а потом отказалась. — Не смогла предать кол- лектив, бросить своих артистов, каждым из которых дорожу, — вспоминает она сегодня. — Да и не ищут от добра добра. Не жалею, что осталась. Как становятся гримерами Обладательницей столь ред- кой профессии Светлана Кис- лицына стала неожиданно для самой себя. В театр 19-летнюю Свету пригласил один из его работников. Здесь ей и пред- ложили попробовать себя в роли гримера. Заметив настой- чивость девушки, тогдашний главный режиссер театра Вла- димир Пахомов направил ее на обучение в МХАТ. Светлана училасьмастерству у известного столичного гримера Николая Максимова. И вот уже трид- цать пятый год она постоянно совершенствуется в умении. Не без гордости показывает новинки индустрии грима и постижерского ассортимента: тут и различные латексные из- делия, и специальные средства, позволяющие наносить грим и на кожу, и на тот же латекс, и клеевые ленточки, меняющие форму лица… За новыми техно- логиями Светлана следит с про- фессиональным любопытством и азартом. С нынешним главрежемСер- геем Бобровским у Светланы Кислицыной сразу сложилось творческое взаимопонимание. — Сергей Александрович иногда меняет образы. Я со- глашаюсь с видением режис- сера, ведь это его спектакль, он имеет на это право, — говорит гример. Об актерах, как, впрочем, и обо всем коллективе театра, наша собеседница отзывается с какой-то материнской тепло- той и любовью. Она считает, что актер имеет право и на не очень хорошее настроение, и на уста- лость. Порой надо друг друга потерпеть воимяЕгоВеличества Искусства. — Когда вас радует резуль- тат? — спрашиваю я, покидая уютную гримерную. Немного грустные вырази- тельные глаза Светланы Алек- сеевны оживляются, блестят, и она отвечает: — Представьте: в театре ан- шлаг! Актерывыходят на сцену, там их герои оживут, начнут самостоятельное существова- ние. Иэто произойдет благодаря моему участию тоже… Светлана Кислицына думает, как преобразить корреспондента «ЛГ»; справа — результаты ее труда: «восточная красавица» и «вредная баба».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz