Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 29/24407/14 ФЕВРАЛЯ 2013 ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ На творческой «Волне» Роман Ромашин «Холодные волны носили лодки из стороны в сторону. Привязанные к столбикам, они еле-еле удерживались, чтобы не отправиться в свободное плавание. Тучи сгуща- лись над островом Праслин. Пошел дождь. Томас Верпер, накинув плащ на голову, бросился в одно из строений на берегу. Налив себе боль- шую жестяную кружку чая, уселся в кресло-качалку, как вдруг к нему с грохотом ввалился Питер Шрюбер, немец, прибывший с Виктории. Гость скинул с себя мокрую куртку и плюхнулся в кресло напротив, закрыл глаза. Никто ничего не говорил, они молчали и слушали тишину. Но тишина была неидеальной. За окном выл ветер, и, кажется, надо было заранее позаботиться о сохранности мачты на новенькой лодке «Сан-Марино». Эти небезынтересные строки принадлежат не маститым классикам при- ключенческого жанра, а десятикласснице данков- ской гимназии№1 Альбине Джамалдиновой. Девушка из села Перехваль много лет увлечена зарубежной ли- тературой. А приведенный отрывок — из ее рассказа о таинственно пропавших исследователях «Bay», что в переводе означает «Бухта», одного из первых её соб- ственных творений. Раскрыть творческое на- чало Альбине Джамалдино- войимногимее сверстникам помогает гимназический журнал «Волна», название которого расшифровыва- ется как «Взгляд. Очерки. Лирика. Новости. Анонсы». Родилось это необычное издание осенью ушедшего года. Тогда у педагогов и учащихся возникла заме- чательная идея летопис- ного отражения ярких вех школьной жизни и наи- более примечательного из того, что происходит вокруг. Трудятся энтузиасты сооб- ща. Активисты из разных классов готовят материалы, а взыскательная редакци- онная коллегия из трех (!) главных редакторов: заме- стителядиректора гимназии Натальи Ульшиной, учите- ля информатики Марины Кровопусковой, старшей вожатой Светланы Фадее- вой, а также внимательного корректора — словесника ИриныМанаевой занимают- ся их обработкой. — Занятие журнали- стикой сразу показалось нам непростым, зато очень интересным, — признается Альбина Джамалдинова. — А теперь мы настолько втянулись в издательский процесс, что не представля- ем школьные будни без по- стоянной работы над «Вол- ной». Пишем, разумеется, не в ущерб нашему главному делу — учебе. В занимательном черно- белом издании с россыпью фотографий — дюжина ру- брик. Тематика самаяширо- кая: от официально-серьез- ных новостей образования до вызывающих улыбку «школьных шкварок». Юным перьям, безусловно, есть где развернуться. Вос- требованы даже «непутевые заметки» о путешествиях по достопримечательным местам России и Европы, головоломки. Словом, есть масса интересного. — Считанные месяцы жизни «Волны» уже по- зволяют нам говорить о её благотворном влиянии на гимназистов, которые ста- ли более эрудированными и грамотными. Печатный труд приносит и иную поль- зу. При создании каждого номера дети проходят путь от овладения основными приемами редактирования текста до получения знаний по его форматированию, графикеиверстке,—расска- зывает Наталья Ульшина. —В итоге, помимо решения чисто технической задачи, деятельность школьного из- дательского центра форми- рует информационнуюкуль- туру человека, готовит его к жизнивсовременномкомму- никативном пространстве. Разумеется, не все идет как по маслу. Полиграфическое исполнение на нашем нехи- тром оборудовании — прин- тере и сканере — процесс чрезвычайно трудоемкий. Поэтому в ближайших пла- нах — освоение компьютер- ной верстки, использование которойпозволитсуществен- но облегчить работу. А пока должен увидеть свет очередной номер. Трид- цатипятистраничную «Вол- ну» с нетерпением ожидают не только десятки ее полу- чателей. У размещенного на гимназическом сайте познавательного журнала имеется много читателей во Всемирной паутине. Слово обозревателю Песня остается с человеком? Елена Бредис «Новые песни придумала жизнь, не стоит, ребята, о песне тужить…» Когда-то, собравшись за столом, мы азартно пели эти замечательные стихи Михаила Светлова, положенные на не менее замечательную мелодию Викто- ром Берковским. Сейчас сама себе удивляюсь: и чем мы так уж были воодушевлены? Тем, что наступит новая жизнь и появятся новые песни? Ну, наступила. И песни новые вроде как сочиняют. Правда, петь их за столом под гитару почему-то совсем не хочется. Н о тогда мы наивно верили, что новая жизнь непременно окажется лучше, а песни бу- дут ей соответствовать. Как верил и сам Светлов, когда в тысяча девятьсот двадцать шестом году сочинял свое стихотворение. Потому что та эпоха была не просто жестокой и кровавой, но еще и очень романтичной, нынешнюю такой назовешь лишь с натяжкой. Две недели назад умер ОскарФельцман. Уходят по- следние из могикан, люди, чьи песни олицетворяли огромный период в жизни советской страны. Из все- го наследия композитора сегодня чаще всего вспоми- нают «Ландыши». То ли по- тому, что было время, когда на эту песню наложили со- вершенноабсурдныйзапрет, то ли потому что она была такой же очаровательной и непритязательной, как и сами эти весенние цветы. Теперь причина тех го- нений может вызвать толь- ко оглушительный хохот: текст был официально объ- явлен пошлым и безыдей- ным. Какие-то там майские ландыши и ни слова о па- триотизме и комсомольских стройках. Не сомневаюсь, что если бы кто-то нынче придумал такие стихи, они, напротив, былибыпризнаны ужслишкомдидактичными. Сами посудите: «Ты сегодня мне принес не букет из пыш- ных роз, не тюльпаны и не лилии, преподнес мне робко ты очень скромные цветы, но они такиемилые!»Это что за устарелая мораль такая? Рекламировать какой-то грошовый пучочек вместо шикарного букета из «Дель Рио», вместо «миллиона алых роз»? И это в то время, когда все точно знают: «луч- шие друзья девушек — это бриллианты», да и вообще — «мы этого достойны»? А какой девушке охота быть достойной дикорастущих в окрестных лесах цветочков? Хотязнаете:«Ландыши»- то были вполне, так сказать, политизированной песней, поскольку в немалой мере передавали дух хрущевской «оттепели». Да, вроде бынет никакойполитики, никакой идеологии— только любовь и весна! Демонстративно легкомысленный мотив, сочиненный Фельцманом за пятнадцать минут, бук- вально на другой день после первого исполненияГеленой Великановойподхватилався страна — назло всей офици- альной критике. Пожалуй, народ немножко устал от установки: «в жизни всегда естьместоподвигу».Должно же быть в ней место и чему- то кроме... Но это только часть прав- ды. В шестьдесят седьмом году, через год после под- вига советских летчиков, которые ценою собственной жизни спасли тысячи бер- линцев, появились стихи Роберта Рождественского, а вслед за ними и песня Фель- цмана «Огромное небо». А вот теперь скажите: эта пес- ня патриотическая, «идей- ная» или лирическая? Да глупость несусветная все эти ярлыки! Это отличная песня на сильные стихи. Люди плакали, слушая ее. Воспитывала ли она? Не будем давать туповато-пря- молинейные ответы. Лучше вспомним, как такой же подвиг совершилиуже наши липецкие летчики Леонтий КривенковиСергейШерсто- битов в шестьдесят восьмом году. Круг замкнулся. Н едавно в бурных спо- рах вокруг запрета пропаганды гомосек- суализма один из сторонни- ков законопроекта привел как пример той самой про- пагандыстрочкуиз песни«Я хочу любить тебя руками», которую исполняет женщи- на. Его оппонент начал до- казывать, что здесь, дескать, речь идет не о гомосексуаль- ных, а о гетеросексуальных контактах.Препирались два уважаемых человека, не ка- кие-нибудь «конкретные па- цаны».Нониутого, ниудру- гогоне возникло сомнений: а должна ли вообще публично звучать такая строчка и та- кая, простите, песня? В се- редине девяностых, в пору «разгула демократии», был другой шлягер: «Ты не моя, ты не моя, жить без тебя, наверно, проще. Ты не моя, тыне моя, тебя запомнюя на ощупь». Так что изменилось за почти два десятилетия? Мы как-то продвинулись на пути нравственного совер- шенствования, преодолев экономическую разруху? Увы.По-прежнемулюбимне сердцем, не душой, а только руками. И пропагандируем такую «любовь» со сцены и в эфире. Советские песни выра- жали, как говорится, дух времени. Вовсе не офици- озные, не навязанные вла- стью, а те, которые пели все. «Смело, товарищи, в ногу», «По долинам и по взгорьям», «Шел отряд по берегу»... Как бы теперь историки ни трактовали революцию и Гражданскую войну, а в памяти народной они запечатлелись прежде всего в таких песнях. Да, возвышенно, да, героиче- ски, да, романтично. Но народ лучше любых просве- щенных историков знает, что от какого времени долж- но остаться в национальном коде. И от страшных лет репрессий опять же унасле- дованне только тяжкий груз вины, боли, но и «Широка страна моя родная». Потом были «Эх, дороги», «Зем- лянка», «Вставай, страна огромная». О том, чем была песня на Великой Отече- ственной, наверняка напи- саны диссертации. А если нет, то стоит написать. А «оттепель» ассоцииру- ется, разумеется, не только с «Ландышами», но и с рас- цветом бардовской песни. На смену песне-проповеди пришла песня-исповедь. Правда, исповедовались не в том, что «восемнадцать мне уже», а потому «ты целуй меня везде». Пели «Возьмемсязаруки, друзья» Окуджавы, «Песню поляр- ных летчиков» Городницко- го, «Домбайскийвальс»Виз- бора, «За туманом»Кукина. Опятьже было время роман- тиков и настоящихмужчин. Время бунта против мещан- ского мирка и сытой уютной жизни. «Тридцать лет—это время свершений, тридцать лет — это возраст вершины, тридцать лет — это время свержений тех, кто раньше умами вершили». А что та- кое тридцать лет сегодня? Днем — менеджер в офисе, вечером — плейбой в клубе. Какую песню об этом со- чинишь? К то-то из мудрецов прошлого сказал: де- вушка может петь об утраченной любви, а скряга об утраченных деньгах — никогда. Мы не просто раз- рушили СССР, мы не просто перешли на рыночную эко- номику. Сделано было нечто более страшное: исковеркав собственную душу, идеалы подменили интересами. А интересы — они чаще всего сиюминутные и мелкие, даже если это покупка ново- го «Бентли». Чего ж удив- ляться, что отовсюду теперь раздаются сплошь призывы типа: «Танцуй, пока моло- дой, мальчик», «Девочкой своею ты меня назови, а по- томобними, а потомобмани. Амаленькиечасикисмеются тик-так, ни о чем не жалей и любипросто так». «Шедевр» в исполненииВалерии—это и есть новая песня о любви. Сравните с «Опустела без тебя земля» или «Ты — моя мелодия». Какая любовь, такие и песни. Вас ничуть не насторо- жило, что участники теле- проекта «Голос» чаще всего исполняли зарубежные пес- ни и композиции на англий- ском языке? Если кто-то из наставников предлагал им что-то на русском, то выбирали, как правило, из репертуара старой советской эстрады. И не зря: тогда было что петь, было на чем показать свой талант и свою душу.Новедьчтоинтересно: сразу после проекта Дима Билан, дававший своим по- допечным даже оперные арии, снова вернулся к свое- му привычному репертуару. Что поделаешь, —востребо- ванный «формат». Кто бы тридцать, сорок лет назад мог знать, какие новые песни придумает но- вая жизнь… ГАСТРОЛИ | Концерт Тая Стивенса и трио Олега Бутмана : публика на бис не скупилась Джаз со знаком качества Вас заинтересовала тема , поднятая обозревателем , и есть что сказать в ее продолжение ? Предлагаем высказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? Сергей Малюков На календаре всё еще разгар зимы, а в Липецке бушуют тропические страсти. По приглашению областной филармонии с новой программой «Кариб- ский джаз» в областном Центре культуры и народ- ного творчества выступил коллектив одного из самых ярких барабанщиков России Олега Бутмана. Вместе с трио, в котором с Бутманом играют пианист- ка и певица Наталья Смирнова и контрабасист Григорий Зайцев, на сцену вышел вокалист из США Тай Стивенс. Американец впервые побывал в Липецке, но чув- ствовал себя здесь очень комфортно. — Я родился в Нью- Джерси, это рядом с Нью- Йорком, и где только не по- бывал сконцертами, музыка даёт возможность много путешествовать по разным странам и континентам, — говорит Тай. — Больше всего мне нравится Монако. В одном из лучших залов Монте-Карло я регулярно выступаю со своей группой перед концертами звёзд уровня КристиныАгилеры. Отличная средиземномор- ская атмосфера, красивые люди, прекрасная кухня — настоящий рай. Но и в Рос- сии мне очень нравится. В Америке, на родине джаза, к нему относятся довольно прохладно. Джаз?А, старьё! Так думает средний аме- риканец. А здесь публика абсолютно иная, у неё горят глаза, она чувствует музы- ку с первых тактов, такое отношение дорогого стоит! Много хорошего читал о ва- шей стране и всегда мечтал приехать. Олег — прекрас- ный музыкант и отличный парень, мы познакомились с ним лет семь назад на фе- стивале «УсадьбаДжаз» под Москвой. Когда он позвал в российское турне, я без колебаний согласился. Пер- вый совместный концерт мы давали в Норильске. За бортом минус сорок, взлёт- ная полоса покрыта льдом, словно каток, мы летим по ней, как ракета, я был просто в шоке! Настоящие русские горки! К счастью, в России не всегда и не везде так холодно. С концертами артисты объехали самые разные уголки страны. — Даже в дороге нас всегда сопровождает джаз, — говорит Олег Бутман, — наше купе — настоящий джаз-клуб. Нам нравится сложная, импровизаци- онная музыка, интересно разобрать партию каждого инструмента. Такие компо- зиции нельзя слушать фо- ном, нужно обязательно вду- мываться, анализировать. Как садимся в поезд, сразу включаемби-боп, и, чтопри- ятно, никто из соседей ещё не жаловался! Получается своеобразное джазовое про- свещение публики. ОлегБутман— младший брат известного саксофони- ста Игоря Бутмана. Музыка окружала его с детства. — У нас в доме постоян- но звучали ударные, — объ- ясняетОлег.—На нихиграл нашпапа. Вообще-то он был инженером, но барабанил для души и даже деньги для семьи этим зарабаты- вал, а еще он пел и играл на рояле. В детстве я, как все мальчишки, мечтал играть на гитаре, потомлет в восемь поступил в музыкальную школу по классу балалайки, понял, что на балалайке я играть не хочу, и попросил папу научить играть на ба- рабанах. Ещё ни разу об этом не пожалел! Сейчас для себя играю на блок-флейте, меч- таю освоить саксофон, но ударные—моя страсть! Ещё с детства проникся магией джаза, запоем слушал папи- ны пластинки. Обожал тех- нику Бадди Рича, он играл с Армстронгом, Синатрой и Эллой Фицджеральд, Элви- на Джонса, выступавшего с Чарли Паркером, Майлзом ДэвисомиДжономКолтрей- ном, Тони Уильямса. Эти ударникии сейчас являются для меня музыкальными авторитетами. За время тура Тай Сти- венс побывал во многих российских городах, добрал- ся даже до Владивостока. Яркие впечатления находят теперь отражение в его твор- честве. — Россия для меня — по-прежнему очень экзо- тическая страна, — рас- сказывает певец, — но я постоянно открываю для себя что-то новое. Необыч- ная обстановка вдохновляет меня на новые песни. А еще я почти привык к русской кухне, недавно ходил в кафе «Му-му», там вкусные борщ и пельмени. А вот дома при- готовить ваши блюда у меня не получается, слишком сложно. Весь вечер со сцены зву- чал первоклассный джаз. Динамичная версия класси- ческойпьесы«Summertime» Гершвина , ро скошная «Spain» Чика Кориа, зажи- гательная самба «Mas que nada» нашли самый живой отклик у публики. Даже периодически возникав- шие проблемы со звуком не смогли испортить концерт. Тай Стивенс не только пре- красный певец, которому подвластны самые разно- образные стили—от свинга до ритм-энд-блюза, но и прирождённый шоумен с невероятной пластикой. Не- даром он успешно выступал на Бродвее. Каждую песню он превращал в маленький спектакль. Вот Тай неза- дачливый влюблённый, на- праснождущий на свидание свою ветреную подругу, а через мгновение он вне- запно становится часовой стрелкой, неумолимо от- считывающей потерянное время. Зал с удовольствием подхватывал припев, а Сти- венс без устали благодарил публику на чистом русском. Благосклонно зрители приняли и оригинальное творчество Олега Бутмана. Во время исполнения пьесы «China Town», написанной совместно с пианисткой, а ещё любимой супругой Натальей Смирновой, Олег даже подыграл на тайской дудочке красивую тему с восточным колоритом. Во втором отделении Наталья не отказала себе в удоволь- ствии исполнить несколько классических джазовых стандартов. Почти два часа концерта пролетели на одном дыха- нии. ТакогоуспехаОлегБут- ман не имел, пожалуй, даже когда он играл в Липецке вместе с джазовым мэтром ДанииломКрамером. На бис трио сыграло знаменитый «Караван» Дюка Эллинг- тона. Импровизируя, Тай на глазах превращался на сцене в гигантского удава, изумлённые пластическим этюдом зрители не уставали аплодировать. После кон- церта на автограф-сессию к артистам выстроилась оче- редь. «Бутман—настоящий джазовый Бэтмен!» — ска- зал кто-то в толпе. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz