Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
туции 1993 года много. Скажу о них коротко. Преамбула Кон- ституции начинается со слов: «Мы, многонациональный на- род Российской Федерации...» и заканчивается словами «... принимаем Конституцию Рос- сийской Федерации». Для меня принципиально ценно, что в этот текст вложена мысль о равном волеизъявле- нии всех людей страны, объ- единенных словом «народ». Лично я категорически против акцентов на преимуществе какой-либо нации. Все народы, населяющие Россию, по опреде- лению, являются титульными. Появившиеся в канун двад- цатилетия Конституции идеи об изменении ее преамбулы ничего, кроме предпосылок дестабилизации, не несут. В Конституции записано, что Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с респу- бликанскойформой правления. Многонациональный народ — носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации. Кон- ституцией признано, что чело- век, его права и свободы — это высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью госу- дарства. Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание усло- вий, обеспечивающих достой- ную жизнь и свободное разви- тие человека. Государственная власть в РоссийскойФедерации осуществляется на основе раз- деления на законодательную, исполнительную и судебную. Органы этих ветвей власти са- мостоятельны. В Конституции подчеркнуто, что Россия—свет- ское государство. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и приме- няется на всей территории Рос- сийской Федерации. Законы и иные правовые акты, принима- емые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. Все сказанное не означает, что Конституция незыблема. Президент Владимир Путин согласился с предложениями ученых об ее совершенство- вании. Но делать это надо с величайшей осторожностью, не торопясь, на основании глу- бокой проработки. В этой связи поделюсь со- ображениями, связанными с Основным законом, о формиро- вании Верхней палаты Парла- мента России, в которой имею честь в течение почти двенад- цати лет представлять админи- страцию Липецкой области. В соответствии с законодательной инициативой президента при- нят новый Федеральный закон «О порядке формирования Со- вета Федерации Федерального Собрания Российской Федера- ции». Безусловно, вовлечение в процесс избирателей— это дви- жение вперед по пути развития демократии. Втоже время, если представитель в Совете Федера- ции от законодательного органа субъекта Федерации первона- чально становится депутатом этого органа путем прямого во- леизъявленияизбирателей, а за- тем на втором этапе избирается членомСовета, топредставитель от исполнительных структур не проходит процедуру непо- средственного избрания, дело ограничиваетсяопросомизбира- телей. Думаю, столь сходные по сутипроцедурынадо привестик общему знаменателю. Не будет ли целесообразно избирать вме- сте с главойисполнительного ор- гана субъекта РФ также одного его заместителя? Кандидаты в этом случае должныидтина вы- боры вместе, вместе заниматься предвыборной агитацией. А по- бедив, глава назначает избран- ного путем непосредственного волеизъявления избирателей заместителя членом Совета Фе- дерации. И еще один момент. Есть практика (например, в Италии) назначения в верхние палаты парламента кандидатов непо- средственно президентом по установленной конституцией квоте в пять человек. С учетом этогоопытаполагаювозможным внести предложение о включе- нии в Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Со- День Конституции России — не только праздник, но и хороший повод поразмышлять, быть может, и поди- скутировать о том, как прожила страна двадцать лет, минувшие после голосо- вания за Основной закон. Насколько отвечает Конституция нынешним реа- лиям? Нужно ли в ней что-то менять, а если — да, то что именно и как? Своими соображениями на сей счет с нашим корреспондентом поделились член Совета Федерации Федерального Собрания от Липецкой области Анато- лий Лысков и наша землячка, журна- лист, в прошлом депутат Верховного Совета России Мария Сорокина. Гарантия стабильности АНАТОЛИЙ ЛЫСКОВ, член Совета Федерации Н ынешняя Кон- ституция Рос- сийской Феде- рации — итог очень сложных, проти- воречивых политиче- ских процессов, начиная с денонсации лидерами РСФСР, Украины и Бело- руссииСоюзного договора 1922 года, что привело к распаду СССР, и закан- чивая событиями осени 1993-го. Двадцать лет назад суще- ственно перестроилось консти- туционное пространство нашей страны. Этому в значительной степени способствовали по- правки и дополнения в дей- ствовавший тогда Основной закон. Убежден: избиратели на столь кардинальные изме- нения добро не давали. Но этих изменений было сделано более 400. В результате депутаты, избиравшиеся при одной по- литической системе, благодаря собственным действиямфакти- чески оказались в совсемдругой политической реальности. Обстановка грозила выйти из-под контроля. В стране, по сути, сложилось двоевластие. С одной стороны — Верховный Совет, с другой — Президент РоссийскойФедерации.Не буду анализировать этот драматиче- ский момент. Отмечу лишь, что президентом Борисом Ельци- ным были предприняты меры по недопущению двоевластия. Сегодня эти решения и шаги оцениваются весьма неодно- значно. Но все завершилось приня- тием новой Конституции. При- нималась она путем всенарод- ного голосования. Что дала она обществу? Каковы ее основные характеристики? Конституция — слово, происходящее от латинского constitution, впереводе—«уста- новление». Речь идет об особом юридическом документе. Как Основной закон государства он обладает высшей юридической силой.Конституциялюбойстра- ны оказывает большое влияние на все стороны жизни общества и государства. И ныне действу- ющаяКонституция Российской Федерации выполняет эту мис- сию в течение двадцати лет. Прежде всего она позволила создать дееспособную право- вую систему государства. В соответствии с правовой на- укой значение Конституции определяется ее функциями: учредительной, регулятивной, охранительной и целепола- гающей. Они в совокупности способствуют установлению и юридическому оформлению важнейших институтов обще- ства. В Основном законе закре- пляется конкретный перечень прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права.Внимательныйчитатель, желающий пополнить свои зна- ния о полномочияхПрезидента России, Федерального Собра- ния, Правительства, судов, может найти здесь соответству- ющую информацию. Консти- туция — основной источник права, содержащий исходные начала для всей правовой си- стемы, она непосредственно регулирует основополагающие государственно-правовые от- ношения. Конституционные нормы направлены на охрану основ конституционного строя, прав и свобод человека и граж- данина. В Основном законе за- креплены стратегические цели и задачи развития общества и государства. Обращу внимание на наи- важнейшую черту действую- щей Конституции. Положения некоторых ее глав (первой — «Основы конституционного строя»; второй — «Права и свободы человека и граждани- на»; девятой — «Конституци- онные поправки и пересмотр Конституции») не могут быть пересмотреныФедеральнымСо- бранием. Это своеобразная га- рантия неизменности ведущих конституционных принципов, исключающая принятие реше- ний, меняющих судьбу страны только по воле высшего законо- дательного органа. Если пред- ложение о пересмотре этих глав наберет три пятых от общего числа членов СоветаФедерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с за- коном созывается Конститу- ционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разраба- тывает проект новой, который принимается двумя третями его состава или выносится на всена- родное голосование.Апоправки к главам 3—8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных за- конов, и вступают в силу после одобрения органами законода- тельной власти не менее чем двух третей субъектов Россий- ской Федерации. Мне представляется, что чем меньше в короткие сроки вно- сится поправок вКонституцию, тем выше стабильность право- вого пространства и непосред- ственно стабильность самого государства. Когда в средствах массовой информации появля- ются публикации о немедлен- ном изменении действующей Конституции, я выступаю в качестве оппонента. Один из аргументов — опыт Соединен- ных Штатов Америки. Первые поправки в Конституцию США были внесеныспустя129лет по- сле ее принятия! Подчеркиваю еще раз: стабильность государ- ства, его внутреннего состояния начинается с Конституции. К настоящему моменту у нас были приняты поправки в Основной закон о сроках избра- нияПрезидента России (с 4 до 6 лет), сроках избрания Государ- ственной Думы (с 4 до 5 лет) и по особому порядку изменения статьи 65 о новых субъектах Российской Федерации (Перм- ский край, Забайкальский край, Камчатский и другие). Сейчас запущен процесс изме- нений Конституции в связи с объединениемВерховного Суда иВысшегоАрбитражного Суда. Сравнительно небольшой перечень поправок и позиция политического руководства страны свидетельствуют о том, что ресурс действующей Кон- ституции далеко не исчерпан. Причем перечисленные по- правки не посягают на основы конституционного строя и на права человека. Разумеется, многие пози- тивные стороны Основного закона Российской Федерации стали бы еще очевиднее, если сделать серьезный научный их анализ в сравнении с конститу- циями, по которым жила наша страна в предыдущие десятиле- тия, а также с конституциями других государств. Но это, разумеется, задача для специ- ального издания и для читате- лей-специалистов. У меня же цель несколько иная. Итак, достоинств Консти- СВОБОДА СЛОВА ФОТО АЛЕКСАНДРА ГОСТЕЕВА № 239/24617/ 12 ДЕКАБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 6 Чем меньше в короткие сроки вносится поправок в Конституцию, тем выше стабильность правового пространства и непосредственно стабильность самого государства. Россия—социальное государство, политика которого направлена на создание
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz