Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
СУББОТА , 7 ДЕКАБРЯ 2013 № 236 (24614) 6 ЛИПЕЦКАЯ газета Д орога к Храму Страница выходит по благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона Ведущие рубрики Александр Хаустов и Сергей Кибальниченко Пишите : 398055, г . Липецк , ул . Московская , 83, « Липецкая газета ». @ Электронный адрес : alekhaus_58@mail.ru с пометкой « Дорога к Храму » «Липецкая газета» пред- ложила Владыке Никону высказать свою позицию. Архиерей начал разговор с таких слов: —Прежде всего хочу по- здравить всех с Рождествен- ским постом, который про- должается в эти дни, поже- лать провести его достойно, в покаянии имолитве. Боль- ше участвуйте в церковных службах, делах милосердия и благотворительности, а заодно старайтесь избегать всевозможных увеселитель- ных мероприятий, далеких от христианства. —Вы имеете в виду нео- языческие праздники, по- добные Хэллоуину? —По поводу этого празд- ника хочу напомнить, что к Хэллоуину предельно на- стороженно относились еще в царские времена. Этот «праздник» долгое время был под запретом из-за сво- их языческих корней. А се- годня он все активнее куль- тивируется в России. Но давайте посмотрим, откуда все началось. С поверья древних кельтов, которые считали, что в эту ночь от- крывается дверь в потусто- ронний мир и обитатели ада проникают на Землю. От- сюда ипошел укоренивший- ся в языческоммире обычай бродить на Хэллоуин в ко- стюмах привидений, ведьм и всякой нечисти, символи- зирующих общение с загроб- ным миром. Неужто этому надо радоваться и веселить- ся? Наоборот, Церковь ста- рается оградить детей и мо- лодежь от дел тьмы. Да и вообще, языческая сущ- ность этого «праздника смерти», шабаш и оккуль- тизм несовместимы с верой в Воскресшего Христа как Победителя ада и смерти. Тем более что большинство жителей Липецкой области считают себя православны- ми. Между прочим, и у ка- толиков Хэллоуин отнюдь не приветствуется. А социо- логи считают принятие об- ществомподобных праздни- ков самой тревожной при- метой нашего времени. По их мнению, празднование Хэллоуина и подобных ему мероприятий говорит о на- растающем кризисе культу- ры. —Владыка, а как же на- счет Масленицы? Вроде безобидное мероприятие, да иЦерковьюне отрицается… — По-православному Масленица—это подготови- тельная неделя перед Вели- ким постом. Мы постепенно переходим на другуюпищу, в это время вкушаются мо- лочные продукты, блины, чтобы организм потихоньку отвыкал от мясных продук- тов. Верующие начинают усиленно молиться, а в Про- щеное воскресенье идут в храмы. Так вот, блины в это вре- мя — хорошая благочести- вая русская традиция, впол- не соответствующая Масле- ной неделе. Но сжигание чучела, что и подразумева- лось в моем обращении, это совершенно конкретный языческий ритуал, пришед- СЛОВО АРХИПАСТЫРЯ | Что скрыто под маской « веселых » праздников Творите добрые дела Александр Хаустов Недавно митрополит Липецкий и Задонский Никон призвал оградить школьников от языческих праздников и обрядов. Речь шла о Хэллоуине и сжигании чучела на Масленицу. В образовательных структурах с пониманием отнеслись к обращению правящего архиерея, зато на одном из липецких интернет-порталов разгорелась жаркая дискуссия. Причем в комментариях встречались и агрессивные выпады против духовенства. Следует заметить, что против того же Хэллоуина и других языческих обрядов высказывается не только Православ- ная Церковь, но и здоровая часть общества. С обращени- ем, подобным тому, что написал Владыка Никон, высту- пила региональная общественная организация «Омское родительское собрание». Она потребовала запретить этот праздник древних кельтов, в ответ региональное мини- стерство образования официально рекомендовало шко- лам не праздновать Хэллоуин. В ведомстве пояснили, что эта мера направлена на профилактику экстремистских настроений у детей и молодежи. ший к нам из дохристиан- ских времен. У нас сейчас любят повторять, дескать, «что вы хотите — двадцать первый век», но при этом… сжигают на Масленицу чу- чело как в самые древние времена, гуляют с размахом, пьют безмерно спиртное… в канун Великого поста. Не лучше ли было бы в эти дни начать творить добрые дела, посетить нуждающихся в больницах и детских домах, проведать одиноких преста- релых людей? Даже если рассуждать со светской точки зрения, практика сжигания чучела на Масленицу бессмыслен- на и в чем-то вредна. Дети ведь чувствительнее взрос- лых. И вот, представьте, они своими руками наряжа- ли, раскрашивали это чуче- ло, а потом видят, как его сжигают. Не станет ли это для ребят, особенно младшего возраста, силь- ным стрессом? — Не так уж много вре- мени осталось и до Дня влюбленных, к которому Церковь также относится с настороженностью… —Церковь этотпраздник не отмечает и не признает. Влюбляйтесьвлю- бойдень—чистой, настоящей любо- вью, Господом Бо- гом дарованной. На мой взгляд, хо- рошие и искрен- ние отношения между людьми не обязательно под- тверждатьпублич- но, яркими от- крытками с сер- дечками. Это лич- ное дело, тайна двоих. Что касает- ся Дня влюблен- ных, то этотпразд- ник, как и некото- рые другие, при- шел в нашу страну из-за границы и отнюдь не прино- сит обществу пользы. В этот день люди зачастую преда- ются не влюбленности, а блуду и разврату, оргиям, разгульным мероприятиям. О душе, морали и нравствен- ностиниктоине вспоминает. — Владыка, что бы вы сказали в заключение тем людям, которые критически комментировали ваше об- ращение? —Бог имсудья, конечно, и лучше бы они смотрели на своюжизньикомментирова- ли ее, а не искали повод, чтобы хоть как-то зацепить и «уколоть» Православие. Церковь плохому не учит и ничего пагубного не реко- мендует. Наоборот, она пе- чется о спасениидушчелове- ческих. «Комментаторам» следовало бы помнить о за- бытой в наше время истине: защищая языческие и мерз- кие обряды, люди оскорбля- ют тем самым Господа. И сами же потом удивляются — за что мне, дескать, такое наказание или испытание в жизни, ведь я ничего плохо- го вроде не сделал? Но надо знать, что за каждое сказан- ное слово мы будем держать ответ перед Богом. У нас сейчас любят повторять, дескать, «что вы хотите — двад- цать первый век», но при этом… сжигают на Масленицу чучело как в самые древние времена, гуляют с размахом, пьют безмер- но спиртное… в канун Великого поста. Не лучше ли было бы в эти дни начать творить добрые дела, посетить нуждающихся в боль- ницах и детских домах, проведать одиноких престарелых людей? ” Ольга Шкатова Каждый год 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, в гимназии № 1 города Данкова отец Николай (Стаднюк), настоя- тель храма Иоанна Богослова, служит молебен. Для этих целей специально выбирается спорт- зал, способный вместить всех желающих. После устраивается чаепитие с пирогами, заказанны- ми по такому случаю на местном хлебозаводе. Так отмечается день рождения школы и …Данковского духовного училища, преемника- ми которого по праву считают себя учащиеся и педагоги. Дело в том, что гимназия рас- полагается в здании, построенном в 1870 году специально для духов- ного училища. Открыто же оно было гораздо раньше, в 1813 году, приПокровскоммонастыре. Эти и другие факты по крупицам собра- ли преподаватели данковской гимназии. — Мы постарались системати- зировать материалы по истории Данковского духовного училища, — рассказывает руководитель школьного музея Римма Анохина. —Этой теме было посвящено мно- го работ, но собранные в них сведе- ния были разрозненными и непол- ными. Результатымноголетнего труда РиммыАнохиной и ее подопечных представлены не только в виде на- учного доклада. На их основе соз- дана новая экспозицияшкольного музея. —Мы условно разделили исто- рию училища на две части — до СВЯЗЬ ВРЕМЕН | В Данкове отметили 200- летие духовного училища Служили Отечеству верой и правдой 1870 года и после,—говорит педа- гог. — В первую очередь нас инте- ресовали выдающиеся выпускни- ки, такие как епископ Дионисий (Хитров). Его прижизни называли апостолом якутов, потому что именно он создал азбуку этого се- верного народа и перевел церков- ные книги на якутский язык. Учился в нашемучилище иигумен Парфений, впоследствии ставший первым игуменом женской общи- ны в Иерусалиме. К сожалению, в 1909 году он погиб от рук грабите- лей. В здании духовного училища на улице Семинарской, где сейчас располагается гимназия, учились епископРязанскийиКасимовский Борис (Скворцов) и епископ Ка- лужский и Боровский Онисифор (Пономарев). Не забыли мы и про Василия Михайловича Скворцова —миссионера, издававшего духов- ную литературу. Он доводился родным дядей Владыке Борису (Скворцову). Один из стендов, представлен- ных в экспозиции школьного му- зея, посвящен выпускникам и пе- дагогам Данковского духовного ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Роман Ромашин Недавно председатель Данковского районного Совета депутатов Михаил Зайцев передал в церковь села Ново- никольское большую старинную икону, принадлежавшую храму до революции. По случаю возвращения святыни прихожане устроили праздничную службу. Во время всеобщей молитвы под сводами родного храма потемнев- ший образ начал обновляться прямо на глазах изумлен- ной паствы. Церковь не воссоздали целиком, поэтому ныне икона Богоматери временно пребывает в поселенче- ской библиотеке. Любой приходящий сюда может увидеть продолжение чуда. Изображение на потрескавшейся доске по-прежнему светлеет, словно радуясь тому, что Божий дом обретает подобающий ему вид. Поют ангелыи в сердцах прихожан, ведь настрадав- шаяся в прошлом столетии церковь СвятителяНиколая Чудотворца вступила в зиму с добротной новой крышей, теперь ей не страшны снега и дожди. Однако радость смешана с грустью, ведь бле- стящая оцинковка засияла лишь на половине храма. —Поглядите, насколько сильно просел главный ку- пол, ставший похожим на дно стоящей чаши,—делит- ся наболевшим—активист- ка приходского совета Вера Шляхова. — Он в любой момент обвалиться может. За десятилетия забвения в некогда монолитной кладке образовалось бесчисленное количество микроскопиче- ских каналов, по которым попадает внутрь вода. Из-за постоянной сырости кирпич рассыпается, а несущие ко- лонны окрасились в зелено- ватый грибковый цвет. Что- быостановить разрушитель- ный процесс, нужно срочно спасать алтарь. Но стремле- ния наши с возможностями не совпадают, мало денег в церковной казне. За три года активного сбора прихожане осилили чуть больше миллиона ру- блей. Сумма вроде немалая. Но для просторного осани- стого храма с тремя приде- лами этокапля в бескрайнем море. — На земляков грешно обижаться, — вступает в беседу Татьяна Гайдешко. — Все посильно помогают. Взносы рублем на благое дело получаем из Москвы, Рязани и даже Чехии. Там тоже проживают выходцы из Новоникольского. Само- деятельные артисты дали в местном клубе несколько ВСЕММИРОМ | В данковском селе восстанавливается уникальный храм Чему радуется Богоматерь Соединила все классическая трапезная в конце позапро- шлого столетия. А вот огра- били нажитое поколениями добро быстро. В тридцатые годы XX века воинствую- щие безбожники вывезли отсюда педантично описан- ную в специальной ведомо- сти серебряную утварь. Ее набралось довольно много, общим весом больше пуда. Внесговорчивомсвящен- нике Иоанне Лебедеве и псаломщике Андрее Балов- неве власти разглядели ярых антисоветчиков и от- правили в северные лагеря. Но верующие не сдавались. Службы совершал сын на- стоятеля Александр Лебе- дев, но и ему пришлось раз- делить участь отца. Лишь тогда на кованые ворота церкви навесили крепкий замок, а позднее превратили ее в совхозный склад. Но и этого строителям «светлого будущего» показалось мало: они сломали большую часть изумительной красоты кир- пичной ограды со стройны- ми башенками, разбросали неподъемные гранитные надгробия да закатали уча- сток древнего кладбища в асфальт. К поруганной свя- тыне пристроили деревян- ное зернохранилище. Но нет худа без добра. Приспосо- бление здания под аграрные нужды в какой-то мере спо- собствовало его сохранению. Однако неумолимое время работает противНикольско- го храма. — Одним из вариантов его сохранения может стать консервация. Для этого нужна хотя бы временная кровля, наподобие той, ко- торую над Владимирским храмом в селе Баловнево поставили, — делятся мыс- лями прихожане. Но хватит ли у новони- кольцев терпения осилить восстановление? Упорные энтузиастки отвечают без раздумий: — Обязательно доведем задуманное до завершения. Старикам хочется прикло- нять колени для молитвы в своем храме. Молодые в православной святыне тоже нуждаются, желают здесь венчаться, детишек кре- стить... благотворительных концер- тов, сборы от которых цели- ком ушли в пользу храма. Сейчас спектакль репетиру- ют. Предприниматели вы- ручают. Владельцы райцен- тровских магазинов строй- материалов жертвуют до- ски, гвозди, крепеж, да еще бесплатно привозят. Зять по Интернету связался с мо- сковскими волонтерами, которые тоже обещают под- собить. — Песок для строитель- ных работ выделила адми- нистрация сельсовета во главе с НиколаемШустико- вым, — продолжает Вера Шляхова. — Субботники проводим регулярно. Ново- никольцы действительно стараются. По первому на- шему зову кто с лопатой, кто смастеркомкхраму спешат. АВикторУльянов приезжа- ет на маленьком тракторке. Но сколько еще дел впереди! Никольскому храму, впрочем, к испытаниям не привыкать. Возводился он тожемноготрудно, в течение почти ста лет. В век просве- щенного екатерининского абсолютизма прихожане пустили шапку по кругу и «при пособии» набожного барина — секунд-майора Авраама Спешнева — по- строили взамен обветшав- шей бревенчатой изящную каменную церковь. Лишь через полвека появилась звонница с гулким трехтон- ным запевалой-колоколом. ФОТО РОМАНА РОМАШИНА » Пожертвования на восстановление Николь - ского храма можно перечислить на р / с 30301810435006001300 кор . счет 30101810800000000604 БИК 044206604 Данковское ОСБ филиала 8593/200 лицевой счет 40817810835000379277 ИНН 7707083893 КПП 482545001. Контактный телефон Татьяны Гайдешко — 8-915-855-61-29. Елена Болотских Если спросить у жителей Волово о самом любимом и посещаемом месте в их селе, многие назовут родник. История его появления такова. Осенью 2004 года в райцентре приступили к возведению храма в честь Архистратига Михаила на месте прежнего, построенного еще в позапрошлом веке. Инициатива принадлежала жителю села Большеивановка, председателю Воловского районного Совета Виталию Акутину и его единомышлен- никам. Через пять лет задумка воплотилась в жизнь. Владыка Никон, правящий архиерей Липецкой епархии, совершил чин освящения храма. А меньше чем через год здесь появился родник. Вер- нее, он существовал и рань- ше. Старожилы утвержда- ют, что святому источнику не менее двух веков. Многие десятилетия родник нахо- дился в неприглядном виде, затерявшись среди зарослей кустарника и мусора. Почти сразу после воз- ведения храма вторую жизнь обрел и источник во имя Архистратига Михаи- ла. А у Виталия Акутина и его единомышленников появилась новая задумка —построить здесь часовню. Помощь в этом деле оказа- ли земляки Нина Анохина, Геннадий Кузнецов, Влади- мир Дроздов, Александра Селищева, настоятельница Благовещенского монасты- ря села Ожога матушка Серафима, житель Тербун- РОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ | В Волово души прихожан очищает святой источник Рукотворная красота вать и купель. Думается, что и эта задумка воловчан по милости Божьей осуще- ствится. За короткий срок родник превратился в самое живо- писное место села, которое в народе именуется Нижним парком. Неподалеку от него есть ротонда, откуда можно любоваться красотами окру- ги. А их немало — «долина роз», два озерка под назва- нием «мужские слезы» и «женские слезы», «мост влюбленных», «пень при- мирения», аисты, детская площадка, мельница... Теперь ни одна свадьба в районе не обходится без по- сещения родника — это стало уже традицией. И, конечно же, люди приходят сюда за святой водой. Даже поздним вечером можно увидеть, как кто-то спуска- ется вниз к роднику. Смо- тришь на эту картину — и душа радуется... ФОТО ЕЛЕНЫ БОЛОТСКИХ ского района Сергей Уша- ков, липчанин Юрий Брат- ков и многие другие. Всем миром старались, чтобы к дню освящения здесь все было красиво. Теперь на месте бывшего пустыря воз- вышается часовня, а рядом с ней красуется клумба. Минувшим летом на Ме- довый Спас в Волово прие- хал Владыка Никон, митро- полит Липецкий и Задон- ский, который совершил чин освящения часовни. Архиерей пожелал пришед- шим на молебен хранить чистоту не только этого места, но и собственной души, постоянно стремить- ся к духовному совершен- ствованию. Кто-то озвучил мысль, что неплохо бы ря- дом с источником оборудо- училища, репрессированным в атеистические годы. Среди них протоиерейИоаннКучеров, препо- даватель русского языка Михаил Шувалов, протоиерей Василий Зимин, который был почетным попечителем Данковского духов- ного училищаивходилвкомиссию по оказаниюпомощинуждающим- ся ученикам. — Исторически молебен об от- крытии духовного училища был отслужен 19 октября 1813 года. Но в школе отмечали это событие че- тырнадцатого, на Покров, — ут- верждает РиммаАнохина.—Свою роль сыграла близость Покровско- го монастыря, восстановление ко- торого, к слову сказать, началось в наши дни. Не менее важным мы посчитали и другой исторический факт. Существующий ныне храм в честь апостола и евангелистаИоан- на Богослова, освященный в 1913 году, имел три престола: в честь Иоанна Богослова, святой велико- мученицы Параскевы Пятницы и Покрова Пресвятой Богородицы. Вот почему 14 октября стало для гимназии особенным днем. В марте будущего года на базе школьного музея пройдут четвер- тые по счету Ермаковские чтения, названные так по имени городско- го головы Василия Ермакова, много сделавшего для развития Данкова в 60-е годы XIX века. Это еще одна традиция гимназии. На сей раз чтения будут посвящены храмамДанковского района. Вних примут участие юные краеведы со всех окрестных школ. — Дети должны знать наши традиции, — убеждена Римма Анохина, — а также людей, по- служивших Отечеству верой и правдой. ФОТО АЛЕКСАНДРА ХАУСТОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz