Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Куклы на всю жизнь Чему учат экспонаты необычного музея народных игрушек ДАЛЕКОЕ-БЛИЗКОЕ № 234/24612/ 5 ДЕКАБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 31 ФОТО ИЗ АРХИВА ОЛЬГИ КОРОТКИХ На Руси считалось, если кукле нарисовать лицо, в нее может вселиться злой дух и навредить ребенку „ Основатель университетского музея Ольга Коротких демон- стрирует свою необычную кол- лекцию. ЕЛЕНА БРЕДИС Таких подарков я еще никогда не получала. Пе- редо мной на столе стояли две куклы: побольше и поменьше. Тяжеленькие, похожие на столбики, в русской народной одежде и без… лиц. А третья ку- колка вообще стоять не могла, поскольку вместо ножек и ручек у нее были ниточки. На ощупь они были почему- то теплые и как бы живые. Эти куклы сделала для меня своими руками кандидат педагогиче- ских наук, доцент ЕГУ имени И.А. Бунина Ольга Коротких. Заметив, как недоуменно я их разглядываю, Ольга Валериев- на ответила на мой незаданный вопрос: «Именно таких делали наши далекие предки». Ее уси- лиями собрана коллекциякукол Центральной России и создан музей при университете. Но ин- тересует ее не просто история на- родной игрушки, а то, как наши пращуры при помощи игрушек этих воспитывали своих детей, передавали традиции и нрав- ственную культуру. И возник этот интерес не на пустомместе. — Когда мы нынче стенаем насчет бездуховности и безнрав- ственности нашей молодежи, мы совершенно не увязываем это с теми игрушками, в кото- рые они играли в детстве. Чему может научить Барби? Это уже «зрелая девица» с ярко вы- раженными формами и всеми атрибутами взрослойжизни. Не лучше и другие ее «подружки» с яркиммакияжем, надутыми гу- бами, в сексапильных одежках. К ним прилагаются роскошные кукольные дома, машины, же- нихи и «дружки-ковбои». С такими куклами можно играть в «дочки-матери»? А потом мы удивляемся, что девушки поголовно мечтают попасть на Рублевку. Американцы пошли еще дальше — у них уже есть куклы-гермафродиты: до пояса — девочка, а ниже — мальчик. Наверное, пытаются воспитать таким образом терпимость к разным формам сексуальной ориентации. Или же с детства настраивают ребенка на то, что, будучи мальчиком, он может ощущать себя девочкой. — Неужели и до такого аб- сурда можно дойти?! —Как видите. Апредставьте себе куклу, у которой ножки словно ампутированы выше колен, зато к игрушке прилага- ются протезы. Неужели они все- рьез думают, что вот так можно научить ребенка состраданию и доброму отношению к людям с ограниченными возможностя- ми? Я ничего не придумываю, у меня есть фотографии с амери- канского сайта. Но больше всего менядобила«вешалкадляодеж- ды», на которой вместо крючков торчат кукольные руки и ноги. Вид жуткий! А подпись гласит, что если кукла сломалась, это не беда—можно сделать вот такую «прикольную» вешалку. — Извращенная фантазия взрослых не знает границ… Но расскажите мне про тех кукол, которые я держу в руках. — Вот эти две тяжеленькие — куклы-зерновушки, они на самом деле наполнены зерном, причем отборным. Их дарили осенью, после сбора урожая. Молодой паре желали столько же детей, сколько зернышек в кукле, а пожилым — столько добрых дел. Весной, когда на- чиналась посевная, первым в землю бросали именно зерно из кукол. Оно становилось своего рода оберегом будущего урожая. Бывали куклы-зерновушки с локоть, в них помещалось ведро зерна. — А почему у этих кукол лица не нарисованы? — На Руси считалось, что если кукле нарисовать лицо, в нее может вселиться злой дух и навредить ребенку. Опять же, с лицом уже идол получается. А вот когда мордочка не на- рисована, какой простор для фантазии ребенка! Такая кукла может быть и дочкой, и мамой, и бабушкой. Вот он, огромный вариант ролевых игр, которые исподволь готовили девочку к семейной жизни. А какие роле- вые игрымогут быть сБарбиили куклами Братц? Вы правильно заметили, что «зерновушки» теплые: их туловище — это по- лотняный мешочек, в который насыпано зерно, а от него тепло обязательно идет. А еще рискну предположить, что это ощуще- ние тепла связано как-то и с нашей родовой памятью. — А вот это что за странная куколка: маленькая, некраси- вая, с ниточками вместо рук и ног? — А это кукла-жалейка. Ее специально делали такой некра- сивой, как быубогонькой. Мама давала эту куклу дочери, когда тойисполнялосьлетшесть-семь, и приглядывалась, как ребенок с нею обращается. Если завора- чивает в лучший лоскуток, ба- юкает, жалеет — все в порядке. А если оторвал ниточные ручки- ножки да забросил подальше, значит, прореха в воспитании и надо срочно эту прореху за- делывать, душу ребенка лечить. —Сегодня«семейные тради- ции» чаще всего воспроизводят- ся в ссорах молодоженов: «Моя мамаиначе готовила»—«Амоя мама иначе убирала». А как было тогда? — В старину народные тра- диции служили как раз укре- плению семьи. Выдавая дочь замуж, мать делала ей специ- альную куклу: без рук, туго перетянутую лентой. Кукла должна была напоминать не- весте и молодой жене о том, что она уходит в чужой дом, где свои правила и порядки. А в чужой монастырь, как известно, со своим уставом не лезут, так что и руки без спроса протягивать нельзя.Нравитсянамэтот уклад жизни или не нравится, но в те далекие времена он был таким, и готовить к нему начинали за- ранее, даже с помощью таких символических кукол. Еще были «зольные» куклы, у них единственных не было платоч- ков на голове. Голова делалась из ткани, в которуюнасыпалась зола из домашнего очага. Такую куклу родители тоже дарили дочери, когда она уходила жить к мужу. Огонь родного очага должен был хранить и оберегать ее, одновременно на уровне огня соединялись и благославлялись два рода. А еще такую куклу делали, когда собирались пере- езжать вновыйдом, чтобывнего перешло тепло старого очага и чтобы забрать с собой домового. Если суженый должен был от- правиться в дальний путь или военный поход, женщина дава- ла ему с собой такую же куклу, но уже как оберег. А оберегал, опять же, родной очаг. Видите, какое огромное значение при- давалось семье и дому! — А для мальчиков кукол делали? —Да, делались«куклы-маль- чишки» с торчащими в разные стороны руками. Крепились такие игрушечные «образы» на палочки, которые можно было крутить между пальцами. Крутясь, куколки размахивали руками, получалось, что они как бы дерутся. Имальчишки устра- ивали такие шутливые драки на куклах.Нашипредкибылиочень умнымииумелиагрессиюудетей перевести на уровень игры. —Но тогда не было психоло- гов, значит, это все возникалона уровне интуиции? — Я сама поражаюсь их мудрости и каким-то интуитив- ным знаниям. Малышам тоже делали куклы-вертушки. Это теперь мы знаем, что моторная зона правой руки располагает- ся рядом с речевым центром в головноммозге. Иразвиваямел- куюмоторику, мы стимулируем развитие речи у малыша. Но они-то этого знать не могли! А посмотрите вот на этупогремуш- ку, в которую насыпали горох или семечки. Упоры на ее ручке сделаны так, что пальчики ма- лыша невольно складывались в кулачок абсолютно правильно. И если была какая-то родовая травма, то такая погремушка служила своего рода тренаже- ром для ручек. —Абываликакие-то«злые» игрушки? — «Злые» игрушки, сти- мулирующие с самого раннего возраста агрессиюижестокость, делают сейчас. Если это игру- шечное оружие, то оно внешне подчеркивает и демонстрирует наибольшую разрушительную силу. Если это кукольные герои, то они непременно беспощадны и жестоки. Я уже не говорю о том, что сейчас в качестве игрушек делают вампиров и прочую нечисть. А ведь дети отождествляют себя с тем, во что играют. Встарые временакуклы делились на игровые, обрядовые и магические. Игровые куклы никогда не были злыми или устрашающими, не изображали отрицательных персонажей. Родители считали, что в детей могут вселиться «оригиналы» этих персонажей. —А с какими куклами нель- зя было играть? — Ну, тут примеров может быть много. Ну, скажем, куклы- Лихоманки, которые должны были оберегать от Кумохи. Ку- мохой в нашей местности назы- вали весеннюю лихорадку — за зиму организм слабел, терял витамины, и люди начинали болеть. Считалось, что Кумоха с двенадцатью сестрами прони- кают через печные трубы в избы и нападают на людей. Чтобы из- бежать этого, женщина читала заговор и одновременно вязала тринадцать кукол. Последний узел должен был совпасть с по- следнимсловомзаговора. Счита- лось, чтоКумоха с сестрами уви- дит кукол и вселится в них, а не в людей. Их ставили за печкой, а накануне Благовещения Пре- святойБогородицысжигали. Но в эти куклы, понятно, никто не играл. Или кукла «мамка-кор- милица». К ней привязывалось много-много кулечков, как бы младенцев. Эта кукла олицетво- ряла многодетную семью, а в на- ших краях, связанных с земле- делием, чем больше работников в роду, тем он благополучнее. Эту куклу ставили куда-нибудь повыше и не разрешали чужим до нее дотрагиваться. — А игровых кукол делали только мамы и дети со време- нем начинали приобщаться к необычному ремеслу? — Знаете, были такие «ку- клы на Выхвалку». Девочка сама их делала, когда ей испол- нялось лет десять-двенадцать. Она должна была не только сама сшить куклу, но и одеть, обуть ее, чтобы потом продемонстри- ровать старшим девушкам на посиделках. От мастерства, с которым была сделана кукла, зависело, позволят ли девочке ходить на посиделки, на ко- торых девушки занимались рукоделием, а парни выбирали себе невест. Неумеху замуж бы никто не взял. Это было своего рода возрастное посвящение, после которого девочка могла уже считаться невестой. — Я вот слушаю вас и по- нимаю, сколького мы лишили наших детей и сколького лиши- лись сами… —Да,новедьвсеэтоисегодня можно возродить! Особенно, если начинать с детского сада. Мы проводилиисследованияиприш- ли к выводу, что современные куклы, всякие компьютерные игры не дают возможности де- тям по-настоящему наиграться, они часть детства своего теряют. Так давайте общими усилиями попробуем вернуть им его!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz