Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

СДЕЛАНО В ЛИПЕЦКЕ № 229/24607/ 28 НОЯБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 31 Народовольцы, «ЗИС» и кладка Необычное рядом: прошлое и настоящее областного центра В очередной раз приглашаем читателей прогу- ляться по улицам и заповедным уголкам Липец- ка, чтобы по-новому взглянуть на них, открыть что-то интересное для себя. Бобры в городе О том, что в 19-м микро- районе Липецка есть урочище, в котором водятся редкие жи- вотные, знаютне все местные жители. Зеленые насаждения прак- тически не видны со стороны автодороги, поскольку рас- полагаются в низине по обоим берегам Липовки. А между тем площадь урочища, которое называется «Сосновый лес», достигает почти семи гектаров. Помимо сосен здесь растут дубы и березы. Для города такая рекреаци- онная зона — довольно редкое явление, в том числе и из-за бо- гатогоживотногомира.Помимо обитающих здесь зайца-русака, серой куропатки и кряквы, на ее территории встречаются обыкновенный зимородок, за- несенный в Красную книгу Липецкой области, и красно- брюхая жерлянка — редкий вид лягушки. А в начале 1980 годов здесь даже устраивал лежкуволк.Не такдавнозаводь в этомместе облюбовали бобры, выбрав ее в качестве жилища. Ландшафтный комплекс урочища любопытен тем, что с лесными растениями здесь со- седствуют травы, характерные для степей, такие, как чабрец, змееголовник, шалфей. Как говорят городские эко- логи, этому искусственно вы- ращенномулесунеменее50лет. В 2009 году урочищу придан статус особо охраняемой при- родной территории местного значения. Это означает, что под угрозой штрафа от 300 до 5 ты- сячрублей здесь запрещенораз- водить костры, заготавливать лекарственные травы, наносить вред растительному и живот- ному миру. Несмотря на такие ограничения, горожане часто устраивают в «Сосновом лесу» и близ него пикники, из-за чего территория, увы, пребывает не в самом лучшем виде. Как в Куршевеле 20 января 2009 года в Липецке была отк рыта с ама я настоящая горно- лыжная трас са , которую горожане сразу же прозвали «Липецким Курше- велем». Открывал трас- су, которая располо- жилась на довольно крутом склоне возле Октябрьского моста, мэр города Михаил Гулевский. Первы- ми ее опробовали главный архитекторЛипецка Вера Ива- нова и известный липецкий путешественник Александр Сарапулкин. Кстати, по его замечанию, для Липецка 160-метровый горнолыжный спуск да еще и с 30-метровыми перепадами высот — настоящий прорыв. Здесь можно развить скорость до 60 км/ч, что для приобще- ния к горнолыжному спорту вполне достаточно. Кстати, для устройства лыжного спуска был выбран именно северо-вос- точный склон, и не случайно: на нем снег обычно лежит вплоть до конца марта. Всего в липецком «Курше- веле» четыре освещенные трас- сы. Ширина их от 5 до 25 ме- тров. Три из них — для спуска на горных лыжах и сноуборде, и одна—для катания на специ- альных баллонах-тюбингах. Примечательностью лыжной базы стал и современный подъ- емник. За час он способен под- нять до 800 человек. Там, где лодочка качалась В самом дальнем углу Ниж- него парка находится один из самых интересных и противо- речивых памятников Липецка — народовольцам. Он был от- крыт 17 июня 1972 года, как раз к 100-летнемуюбилею съез- да участников революционной организации «Народная воля». Прошел он в 1879 году пря- мо на водахПетровского пруда: собравшиеся обсуждали планы переустройства России, сидя в лодках. Липецк стал местом сбора потому, что был тихим провинциальным курортным городком, куда съезжались отдыхающие с разных концов России, и это отводило все по- дозрения полиции от приезжа- ющих революционеров. Сам памятник представ- ляет собой девять пилонов, соединенных вверху широким металлическим кольцом и установленных на многогран- ной площадке, отделанной плиткой. Они символизиру- ют народовольцев, спаянных единой идеей. По внутренней стороне кольца сделана над- пись: «Здесь в июне 1879 г. проходил съезд народоволь- цев». На внешнюю сторону кольца между пилонами на- несены фамилии участников съезда. Памятник сделан по проекту архитектора Нико- лая Полунина. Основным методом поли- тической борьбынародоволь- цев был, как известно, тер- рор, что дало повод президен- ту США Рональду Рейгану назвать в свое время Липецк родиной терроризма. Об этом вспомнили участники город- ского Общественного совета на состоявшемся недавно заседании, где речь, кроме прочего, шла о дальнейшей судьбе и реставрации памят- ника, находящегося сегодня в плачевном состоянии. Дорогой прогресса Довольно необычный па- мятник уже более сорока лет украшает в Левобережье ав- тотранспортное предприятие ОАО «НЛМК». У самых его ворот на пье- дестал установлен гигантский самосвал «БелАз» и легендар- ный грузовик военной и после- военной эпохи — «ЗИС-5». На самомпостаменте символичная надпись: «Дорогой прогресса». Раньше в кабинах авто сидели шоферы-манекены, привет- ствовавшиепрохожихтрадици- оннымподнятиемруки, однако несколько лет назад их почему- то убрали из кабин. История автотранспортного управления гиганта металлур- гииначалась в 1934 году с выво- дом в отдельное подразделение гаража. Бурное развитие авто- мобильного хозяйства связано с послевоеннымвосстановлением завода. Появление больше- грузных самосвалов позволило значительно увеличить объемы внутризаводских перевозок. Так что появление подобного памятника вполне оправдано историческими реалиями. Стоит заметить: эти автомо- били, несмотря на то, что стоят на пьедестале не один десяток лет — на ходу! Два года назад на комбинате провели не толь- ко конкурс мастерства, но и парад раритетных грузовиков. Главным героем его как раз и стал старенький «ЗИС-5». Машину 1947 года выпуска вос- становили, поставив двигатель от «уазика». Восстановили и ее «коллегу» по памятнику и автомобильному прогрессу — самосвал «БелАЗ». Кирпичик к кирпичику По-настоящему творче- ские люди, неравнодушные к своему делу, могут проявить себя даже в условиях жестких ограничений. О чем и свиде- тельствует история «липец- кой» кладки. Появилась она в 1960 го- дах. Резко возросшие темпы строительства, в том числе и жилого, были связаны, кроме прочего, и с безусловным тор- жеством типовой застройки, а также со строжайшей борьбой с «излишествами». Причем в число последних попала даже отделка фасадов — штукатур- кой, керамической плиткой, не говоря уже о естественном камне. Это и стало поводом к поиску новых решений в оформлении«лица»кирпичных зданий. Традиционные виды кладки были однообразны. И тогда специалисты института «Липецкгражданпроект» и «Жилстроя»разработалиновый вид — «липецкую декоратив- ную». Особенность этой кладки — строгое членение облицовоч- ного ряда по вертикальной и горизонтальной линии по всей высоте здания с применением специально разработанной рас- шивки. Выполнялась она из силикатного кирпича. Кстати, еевнедрениеповлеклозасобойи модернизациюспособадоставки строительного ма- териаланаплощад- ки, так как при- менявшийся ранее приводил к боль- шому количеству боя, что ухудшало качество работы. Первые дома из чистого кирпи- ча в декоративной кладке произвели фурор не только в городе, но и далеко за его пределами. Данный метод де- монстрировался в павильоне «Стро- ительство» на ВДНХ, а его создатели были награждены медалями ВДНХ. А в 1967 году в Липецке был проведен соот- ветствующий всероссийский семинар. «Липецкая» кладка стала широко применяться во многих городах страны. В прогулке участвовали Андрей Новиков, Софья Вобликова, Марина Кудаева и фотокорреспондент Ольга Белякова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz