Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
Визитная карточка Мирон Владимирович Мордухович родился в местечке Желудок в Польше (ныне Гродненская область Белоруссии). Окончил Латвийский государственный университет. С 1954 года живет в Липецке. Работал в отделе по делам строительства и архитектуры Липецкого облисполкома, в управлении главного архитектора города. С 1977 года по 2013 год — главный архитектор института «Липецкгражданпроект». Заслуженный строитель России, почетный архитектор России, ветеран труда. № 229/24607/ 28 НОЯБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 ЗЕМЛЯКИ ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ “ ПРИСТРАСТИЯ Город — Липецк Место в Липецке — Соборная площадь Историческая личность — Андрей Сахаров Писатель — Чехов Певец — Марк Бернес Увлечение — архитектура Растение — липа Животное — собака Время года — весна Архитектор, заслуженный строитель России Мирон Мордухович: «Верю в свою архитектуру и друзей» СОФЬЯ ВОБЛИКОВА Лестница с каскадом фонтанов, ведущая к Со- борной площади, и ме- мориальный комплекс на площади Героев, Цен- тральный и Универсаль- ный рынки, спортком- плекс «Динамо» и ДК строителей, набережная реки Воронеж и бульвар на улице Неделина, пар- ки — Нижний и Победы, микрорайоны— 7-й, 27-й и 26-й. Без малого шесть десятков лет активно тру- дился над обликом горо- да Мирон Владимирович Мордухович, заслужен- ный строитель и почетный архитектор России. «Моя работа — это вся моя жизнь», — скажет он уже по- сле нашей с ним беседы. Мирон Владимирович из числа тех немногих уже людей, кто не только хорошо помнит, каким был Липецк, когда он только- только стал областнымцентром, но и лично участвовал в его пре- ображении. — Городок был очень зеле- ным, интересным, — начинает рассказ наш собеседник. — За- мощено было лишь несколь- ко улиц. Например, Зегеля, бывшая Лебедянская, которая вела до белых ворот действую- щего Евдокиевского кладбища. Сегодняшняя площадь Героев тогда была окраиной города, так же, как и улица Одноличка (Га- гарина), вдоль которой стояли домики с соломенной крышей. На Соборной горе был пустырь, но Христорождественский со- бор, хоть и в запущенном состо- янии, выглядел величественно, красиво. И много садов, зелени было. —Мирон Владимирович, вы ведь родились далеко отсюда, можно сказать, за границей. — Да, в местечке Желудок. Несколько столетий назад это было довольно крупное селение, тамдажеКарлXII, корольшвед- ский останавливался. Раньше это была Польша, потом — СССР. Жили там дружно евреи, белорусы, поляки. — На каком же языке вы говорилив детстве, живя в столь многонациональном обществе? — На идиш и польском. Русскому стал учиться после 1939 года, с приходом в наши края Красной Армии. Отец мой тогда на седьмом небе был от счастья. Он же после учебы на портного в Вильнюсе вернулся убежденным коммунистом, большевиком. Да и все белору- сы, евреи были рады. В отличие от поляков, многих из которых потом действительно арестова- ли, выслали. А вскоре началась война. Мы с родителями и се- строй ушлиизЖелудка 23июня 1941 года, и это нас спасло. Меньше чем через год, 9 мая 1942 года около двух тысяч местныхжителей были расстре- ляны фашистами. Среди них — мои дяди, тети, двоюродные братья… Уже после войны мы все со- брались в Риге. Там я окончил школу, архитектурныйфакуль- тет университета. — И сразу оказались в Ли- пецке? —Не совсем. Немного пожил в Минске, где встретил свою будущую супругу, в Иваново. А уже оттуда поехал с женой в Липецк, где жили ее родители. Быстро почувствовал, что здесь будет интересно работать. При- ятели из Риги звалименя назад, а я все откладывал поездку, потому что с каждым годом все больше влюблялся в Липецк. Так и остался тут и не жалею об этом. — Помните свою первую работу здесь? — Проект реконструкции Христорождественского собора. Его сначала хотели снести, ря- дом ведь Дом Советов строили. Но главный архитектор области Леонид Рудаков убедил первого секретаря обкома партии Кон- стантина Жукова, что делать этого не нужно, лучше собор ре- конструировать и открыть в нем музей. Тем более что внешне это здание прекрасно вписывалось в общий классический стиль создаваемого ленинградским архитектором Николаем Бров- киным ансамбля на площади. — Трудно вам было? — Было страшно. Чтобы составить проект, требовалось обмерить здание. И вот мы со Станиславом Русиновым по- лезли на колокольню. Она тог- да выполняла роль пожарной вышки.Миновали пожарных. А дальше — лесенки, по которым десятилетия, наверное, никто не поднимался. И на них, и вокруг — сталактиты голубиного по- мета. Поднимались, выходили на карнизы, делали обмеры... — В смысле, вы по внешней сторонемерили?Без страховки? — Конечно. Так, за стенку держишься.Анакарнизах гнезд полно было, ногу поднимешь — не знаешь куда опустить. — Бедная ваша жена! —Да она и не знала. Ну вот, все замерили, составил смету, чертежи недели за две сделали, наняли бригаду строителей. И за 4-5 месяцев восстановили колокольню. Остальное — тра- пезную, саму церковь — уже проще было делать. Кстати, в церкви, где тогда располагал- ся склад, сохранилась роспись купола. Там были изображены апостолы. И еще я с удивлени- ем увидел четыре еврейских буквы. Откуда, думал, такое в христианском храме? Потом узнал, что так обозначается Имя Божие. —Слушая ваши воспомина- ния о городе, понимаешь, на- сколько же сильно изменился его облик. Правда, в последние годы многие жалеют о том, что от старогоЛипецка почти ниче- го не осталось. —Поверьте: когда сносились обветшавшие дома дореволю- ционной постройки, никто об этом не жалел. Да что там дома. Даже когда взрывали церковь на Театральной площади — она оказалась на пути трамвайной линии, — ни один человек не заступился за нее! Люди иначе мыслили, считали, что с рели- гией покончено, а трамвай вещь нужная, ему как раз все рады были. Или вот была небольшая церквушка неподалеку от уни- версама на площади Победы, который я проектировал. Она отличалась прекрасными свод- чатыми потолками. Мы хотели сохранить ее, превратив в дет- ское кафе «Золотой петушок», статью об этом написали вместе сжурналистомБорисомСемено- вым, в горком ходили. Но ее все равно взорвали. — Жаль. Понятно, что в прежнем, «уездном» виде город не мог оставаться, но… Кстати, вы ведь участвовали в состав- лении самого первого генплана Липецка? — Его делали в основном ленинградцы, организация такая была — «Ленгипрогор». Генплан потом каждые пять лет корректировался. Между про- чим, первоначальный вариант подразумевал развитие города на левом берегу. Потом уже стало ясно, что это невозможно из-за роста завода. — Наверное, с этими пери- петиями генплана связана и не- простая судьба ДК строителей? — Да. Вот улица Парковая почему так называется? Вна- чале предполагалось разбить на реке Воронеж водный парк. На площади должен был стоять Дом культуры строителей — тоже мой проект. От него улица Парковая вела к Дворцу метал- лургов — ему повезло больше, он так и остался на центральной магистрали. А ДК строителей, после всех перемен, оказался в глухом уголке, в окружении баз и складов. — Обидно, наверное, когда работаешь, а планы в итоге не воплощаются. — В советское время в ос- новном все реализовывалось. А что нет, то порой и к лучшему. Вот Елец: там московские ар- хитекторы предлагали вообще все снести и застроить город вершенно испортит вид города со стороны реки и Петровского моста. — Известно, что вы много внимания уделяете и обще- ственной деятельности, на- пример помогали развиваться еврейской общине города. — Да, несколько лет назад меня попросили сделать проект синагоги. Нарисовал. За два года здание построили. Но я туда хожу очень редко, так как неверующий. Сейчас в таком «пороке»как-то не принято при- знаваться, но что есть, то есть. — Значит, вера — это пу- стое? — Нет, не так. Вера нужна людям, она помогает им стано- виться лучше. Если бывсе евреи жили только по заповедям, все православные — только по за- ветам Иисуса Христа, это было бы замечательно! А я, кстати, и храм святой Татианы, что на 19 микрорайоне, проектировал, и купель у Древне-Успенской церкви. — В четверг, когда наше интервью будет опубликова- но, у православных начнется Рождественский пост, у евреев — празднование Хануки. Вы отмечаете какие-то праздники? — Да. Та же Ханука — ста- ринный праздник, почему бы не поддержать его? Зачем от- казываться от своих корней? Я не люблю, когда люди из-за какой-то выгоды стараются ка- заться не теми, кемонина самом деле являются. Но и отгоражи- ваться от всего мира не стоит. У меня много друзей, и я не делил их никогда по принципу, кто какой национальности, кто что исповедует и какие праздники отмечает. — Но все же, во что вы ве- рите? Что вас поддерживает в жизни? — Верю в свою архитектуру. Вдрузей. Сейчас ихпо естествен- ным причинам становится все меньше, ноониесть, яихценю.А в социальномплане верюв демо- кратию. Согласен с Черчиллем, который сказал, что эта форма правления плоха, но остальные еще хуже. Страна наша пока еще только развивается в этом направлении, но уверен: вам, молодым, конечно, будет лучше. типовыми домами. Хорошо, с подачи местных краеведов все опомнились, поняли, что так нельзя делать. — Вы упомянули о типовой застройке. Это благо илиминус? — Типовые районы есть во многих европейских городах. Жить в них одно удовольствие. Этому способствуют высокая культура строительства, грамот- ная планировка, использование различных отделочных матери- алов, озеленение. Правда, там нет такого однообразия, как у нас. — Сейчас разрабатывается очередной генеральный план Липецка, кстати, снова архи- текторы из северной столицы над ним работают. На ваш взгляд, на какие перспективы в развитии города стоит обратить внимание, каких ошибок следу- ет избегать? — Мест, которые ожидают своего часа, у нас много. Это и большая, запущенная сегодня территория Нижнего парка, и Каменный лог. Необходимо думать и о дорогах, о современ- ных развязках, способных на годы вперед решить проблему «пробок». А ошибки… Вот, на- пример, район набережной со- бираются застроить типовыми многоэтажными домами. Это недопустимо, потому что со- / / /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz