Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

№ 227/24605/ 23 НОЯБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Эмма Меньшикова В доме Антонины Глазуновой в тербунском селе Озерки весело: здесь регулярно собираются на спевку ее подружки. Все они живут на легендарной, как они считают, улице Сорочанской, издавна отличавшейся своими певуньями. Но не только улица и песни сдружили этих жен- щин, а еще и война… Солдатки — Как сейчас помню, сидят мой папа и двое его братьев за столом. И торжественно, в какой-то особой тишине, едят блины. Мне лет пять тогда было, — рассказывает хозяйка дома. — Только повзрослев, я поняла, что они уходили на войну. А в то время что тут могло показать- ся необычным? Мама испекла блинов, отец с дядьями едят. Но когда они чинно отставили тарелки и стали тоже как-то осо- бенно старательно, нонерадостно петь, даже нам, детям, стало не по себе. Мы поняли, что что-то случилось… Так мужчины прощались с домом, с семьей. Встали из-за стола, поклонились в пояс же- нам, матерям—и ушли. Больше своего отца Антонина не видела: он погиб на фронте. И все заботы о четверых ребятишках легли на маму… —И я тоже своего отца с того дня не видела, — вступает в раз- говордвоюродная сестраАнтони- ны Борисовны, тоже Антонина, но Ушакова. —Один из дядьёв и был мой папа. С фронта из них, троих братьев, вернулся живым лишь один. Анаши с Тоней отцы остались на поле брани — и рас- тила нас тоже мама. —И мой отец погиб, под Ста- линградом, — говорит третья собеседница, 84-летняя Мария Виноградова, бойкая, задорная, она вдруг вмиг погрустнела от нахлынувших воспоминаний. — Сколько же мы с мамой лиха хлебнули, слезы наворачива- ются… — И меня мама, солдатская вдова, растила, — добавляет «штатный» гармонист Дмитрий Болдырев. Ему 78 лет, во время войны был совсем мальчонкой. Мать рвала жилы в колхозе и дома, но вдовья доля и потеря дочки рано подорвали ее здоровье. И Митя ПАМЯТЬ БЕЗ ГРАНИЦ | Материнская любовь крепче брони : уроки военного лихолетья Бударовские бабушки тринадцатилетним подростком сам выстроил саманный домик для них с матерью, которую очень любил. Его троюродные сестры — те самые Антонины — вспоминают, как он мучился с трубой, не умея ее соорудить. Однако одолел и это испытание. Далее выяснилось, что и его жена, Татьяна Григорьевна Бол- дырева, и еще одна участница возрастного ансамбля «Бударов- ские бабушки»—Мария Зорина — тоже сироты войны, их отцы сложили головы на фронте. А всего с Великой Отечественной не вернулись 119 уроженцев Озерок. Яркие и, несмотря на пре- клонный возраст, красивые рус- ские женщины, с виду веселые и энергичные, оничерез всюжизнь пронесли в своих сердцах боль и горечь от этой большой утраты. В расписных шалях и платках си- дят вокруг уставленного яствами стола и по-доброму вспоминают своих замечательных матерей, выкормивших, вырастивших их в суровое, голодное фронтовое время. Дерябочки Хочу напомнить читателям, что во время войныОзерки были оккупированы немецкими вой- сками. А в 1942 году село ока- залось на направлении удара 5-й танковой армии. Бои были страшные. После освобождения Озерок многие семьи с малолет- ними детьми не имели крова, всё вокруг было разрушено, поля заминированы. — Нас у мамы четверо, — вспоминает Антонина Глазуно- ва, — чем кормить? Собирали лопухи, подорожники, сушили, мололи и даже жарили потом из этой «муки» что-то наподобие блинов. Ели анис, щавель. А то, бывало, помоет мама кормовую свёклу, разрежет на четыре ча- сти и даст каждому: грызем на печке. Да и после войны было не слаще. Бывало, мама возвраща- ется с работы и хоть что-нибудь несет в кармане фартука: тогда женщины в фартуках ходили. Угостят если чем, обязательно для нас в карман складывала… У Марии Виноградовой свои воспоминания. Их дом в войну разбомбило. Имать с тремя ребя- тишками устроилась в… окопе. Верх накрыли, получилась на- стоящая землянка. Но однажды землянка рухнула, да прями- ком на маму. Её тогда спасли односельчане, она получила серьезные травмы. Однако, едва окрепнув, ринулась сооружать жилье, худо ли бедно построила курень, какговоритМарияВино- градова. Там и обретались они до лучших времен. Уже после войны шестнад- цатилетней девушке в колхозе доверили носить из Тербунов чечевицу в мешках для посадки. И всю дорогу грызла она сухие, твердые зернышки, надеясь хоть немного подкрепиться. Но вместо этого только зубы раз- болелись, смеется Мария Афа- насьевна. АТатьяна Болдырева расска- зывает такую историю. В 42-м году ей шел уже двенадцатый год, и она носила на солдатскую кухню хлеб, который пекли для бойцов ее тетки. Заворачивали в дежник (холщовое покрывало) несколько караваев—и, прижав их к груди, девочка бежала к передовой. Сколько раз, говорит она, хотелось отломить корочку от хлеба, но ни разу этого не сде- лала. Потому что вдруг какому- нибудь солдату, который пойдет в бой, кусочка хлеба не хватит, думала она. Ивот через десять лет, в 52-м, приезжает она в колхоз уже ди- пломированным специалистом, полеводом. Досеивали ячмень, и поесть было просто некогда. А если честно, то и нечего. Один старый колхозник, заметив это, после трудового дня отрезал ей большую краюху хлеба: ешь, говорит, а то весь день голодная. Она прижала хлеб к груди — и так пошла домой. А там в каком-то блаженстве, прижимая хлеб к себе, засну- ла. И привиделась ей та самая дорога, по которой носила она хлеб солдатам. Проснулась вся в слезах и с такой благодарностью в сердце за этот хлеб от чужого человека. Вот они, мои дерябоч- ки (так в селе называют корочки) меня нашли, думала она тогда. И плакала, плакала от жалости и к маме, которая натерпелась с ними горя, и к себе, и к тем солдатикам, которые остались в поле навсегда… Такой народ не будет побежден После войны чем только наши женщины не занимались: пахали на себе, тяпали гектары свеклы, рожь крюками косили, прицепы таскали. А на работу ли, с работы — всегда с песней. Почему? Неужели не уставали? Антонина Глазунова раскрывает секрет: — Это чтобы о плохом не думать. И наши матери, и мы в молодости жили очень тяжело. Матери — вдовы, мы — сироты. И если об этом беспрерывно ду- мать, то как жить? А напоешься —вроде и дальше дышать ижить легче… Сейчас уже другое дело, счи- тают они. Есть крыша над го- ловой, тепло, светло, пенсию платят. —Жаль только, материнаши не дождались таких времен, — говорит Антонина Борисов- на. — А то бы увидели, что мы по-прежнему живем дружно, поем. У нас в селе все праздники отмечаются совместно: Новый год, престольный день Петров, Яблочный Спас. Ичасто вспоми- наем войну, мам своих, любовью и заботой вытянувших нас из голода, холода, нищеты. Поем, читаем стихи… Помилуйте, какие стихи в глухихОзерках, в небольшомдо- мишке, где собираются восьми- десятилетние старушки? А вот какие! И Антонина Дмитриевна Ушакова, скромная женщина в старинном платочке, начинает наизусть, с чувством читать длинное, очень трогательное стихотворение, в котором есть такие строки: Товарищ наш ползет в халате белом, И русская метель над ним летит, поет, И телом он своим, своим горячим телом Фашистский закрывает пулемет. И вмиг десятки пуль его пронзают, Он, умирая, слышит, слышит он: Бойцыидутвперед, они врага сметают. Такой народ не будет побежден! И впрямь, такой народ не будет побежден, думаешь, гля- дя на наших стойких бабушек, матерей. Только они могут петь с горя, петь от радости, петь, потому что с песней легче жить. И в свои немалые годы создать ансамбль, который быстро при- обрел большую популярность и в селе, и в районе, и в области. Недавно«Бударовские бабушки» произвели настоящий фурор на III областном фестивале народ- ной музыки. Сейчас они готовят целую программу к фестивалю «Рождественские встречи». Репетируют в домеАнтонины Глазуновой, где мы и побывали накануне Дня Матери с руково- дителем райотдела социальной защиты населения Ларисой Шатохиной и директором ком- плексного центра социального обслуживания Ольгой Тищенко. Кстати, все члены «бударовско- го» кружка обслуживаются на дому. Нет, они не одиноки, они сами мамы, бабушки, праба- бушки, но дети их разъехались. И соцработницы помогают им одолевать бытовые трудности… Осталось выяснить, откуда в Озерках «Бударовские ба- бушки». Оказалось, прежнее название села — Бударовка. А самим бабушкам не то чтобы очень хочется повторить успех бурановских победительниц Евровидения, а вот прославить свою Бударовку на весь белый свет они не против. Хотя бы в па- мять о земляках, родных, отцах и матерях своих, которая живет в их сердцах… ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото Егор Б. Мальчику десять лет. Егор мечтает стать сотрудником полиции. Хочет защищать всех своихдрузейибудущихродителей. Мама у Егора умерла, поэтому они со старшим братом и стали воспитанниками школы-интер- ната. Ребята помогают друг другу, делятся мечтами и желаниями. Егор, например, мечтает вот о чем: — Когда ко мне придут папа и мама, мы вместе с ними поедем смотреть Красную площадь. И деньги для этого буду копить сам. Более того, парнишка уже приступил к исполнению этой своей мечты: скопил уже около 300 рублей. Владимир К. Очень подвиж- ный, живой мальчик. Он ни ми- нутки не может удержаться на одном месте: ему все любопытно, интересно. Мечтает стать шофе- ром. Любимый предмет в школе — физкультура, остальные под- даются пока с трудом. Володя не унывает. Занимается футболом и теннисом, хочет проявить себя на спортивном поприще и подарить свои победы будущим родителям, чтобы они гордились и восхи- щались своим сыном. А еще он сказал, что хочет когда-нибудь… наесться вдоволь шоколадных конфет. И, конечноже, поделиться ими со своими друзьями. Занимается Володя по программе VII вида. Физически здоров, болеет редко. Летом этого года ему исполнилось десять лет. Владимир Г. Спокойный, рас- судительный мальчик. Любит за- ниматься автомоделированием, со- ставляет сложные и оригинальные поделки, которые затем экспони- руются на школьных выставках. Ив этом ему равных нет. Фантазер и маленький Кулибин постоянно совершенствует свое мастерство. Мечтает отправиться в космос на большомкосмическомкорабле. Учиться любит и может. Предпо- чтение вшколе отдает таким пред- метам, как математика, русский язык, труд. Когда Вова находился в другом детском доме, его часто навещал брат. А сейчас к нему ни- кто не приезжает. А мальчику так хочется найти близкого и родного человека… —Даже если мама или отец меня поругают, я обижаться не буду. Попрошу прощения, буду стараться помогать во всем. Ведь я умею и полы мыть, и посуду. Могу даже кар- тошку пожарить: не стыдно на нее и соседей пригласить. Кстати, ребята в детдоме знают, что завтра в стране от- мечается День матери. И не устают ждать, когда на пороге появится женщина, которую они смогут назвать таким до- рогим для них словом. СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Известный актер театра Владимир Борисов : «Липчане — искренние зрители» Сергей Малюков Актёр Липецкого государственного академического театра драмы имени Льва Толстого Владимир Борисов умеет на сцене убедительно вживаться в образы героев классики, не боясь при этом искать, экспериментировать, легко меняя амплуа. Сегодня он играет терзае- мого сомнениями русского интеллигента в пьесах Чехова, завтра может удивить публику эксцентричной ролью пса Крепыша в «Ангеле Марии» Марии Ладо или предстать комичным художником-халтур- щиком в «Семейном портрете с посторонним» Лобозёрова. Такая универсальность под силу далеко не многим. Постановка Сергеем Бобровским чеховского «Дяди Вани» стала новым важным этапом в карьере артиста. На недавно завершившемся международном фести- вале «Липецкие театральные встречи» спектакль собрал целый букет престижных призов. Сыгранный Борисовым в «Дяде Ване» Войниц- кий был единодушно признан жюри лучшей мужской ролью фестива- ля. Сегодня Владимир Борисов — собеседник «Липецкой газеты». — Владимир, принимайте наши поздравления с заслужен- ной фестивальной победой! Как работалось над ролью, насколько чеховский герой близок и понятен вам? — Не хочу кокетничать, ут- верждая, что роль потребовала невероятного эмоционального на- пряжения, как это иногда делают коллеги. Работать было нелегко, но интересно. Классика — это всегда определённое испытание, проверка на профессионализм. И как ни странно, с годами темы Островского и Чехова становятся всё актуальнее. Ну как можно было лет тридцать-сорок назад до конца осознать, что чувствует человек, который теряет в жизни всё? А сегодня, когда мы живем в обществе, где подобные ситу- ации не редкость, вживаться по Станиславскому в предлагаемые обстоятельства, мысли и поступки героев стало проще. Бесспорно, в жизни я не Войницкий, я не стал бы совершать, как он, какие-то странные, нелепые поступки. Но я понимаю своего героя. Времена меняются, а люди и жизненные драмы остаются неизменными. Думаю, поэтому переживания и стремления моего героя находят отклик у зрителей. Чехов-то по сути писал и о нас с вами. —Вы почти десять лет работа- ете вместе с Сергеем Бобровским. Каков он за кулисами — деспот, тиран или, напротив, постанов- щик-демократ, предоставляющий артистамполнуюсвободу самовы- ражения? — Наверное, он где-то посре- дине между этими крайностями. Выбор творческого метода зависит от личности человека и художе- ственных задач. Товстоногов был очень жестким, требовательным режиссёром, но и спектакли у него получались замечательные. Эфрос, напротив — очень мягкий, деликатный человек, и эти ка- чества ему помогали добиваться великолепных результатов. В на- шем деле главное — спектакль, который удивит и порадует зрите- лей. Какимиметодамидостигается нужный результат—для публики совершенно неважно. Я представ- ляю, что ждет от меня режиссер, он знает мои возможности. Когда есть взаимопонимание между по- становщиком и актёрами, то на сцене возникает та самая атмос- фера, помогающая раскрыться. У Бобровского это хорошо получает- ся с полуслова. — Из вашей биографии на сайте театра можно узнать, что в театральное училище вы попали за… компанию. Начало вашей ак- тёрской карьеры больше похоже на комедийный сериал! — Пожалуй, но всё это было со мной на самом деле. Я родился на Урале,вгородеКаменск-Уральский Свердловской области. Закончил школу, освоил профессию «засоль- щик шкур» и «формовщик мясо- колбасных изделий», отслужил в армии, устроился работать на мя- сокомбинат. В девяностые жилось непросто, иработарядомс«сытным местом» здорово выручала. В городе на базе школьного театрального кружка возникла студия. В детстве я, как все, что-то изображал в самодеятельности и продолжал общаться со многими студийцами. Студия нуждалась в актёрах. Её худрук предложил нескольким ребятам, в том числе и мне, попробовать свои силы в Новосибирском театральном учи- лище. Когда ты молод, тебя не пу- гают любые авантюры. Приехали в Новосибирск. Оказалось, одних хороших рекомендаций мало, не- обходимо проходить творческий конкурс. Я, естественно, не гото- вился. Вспомнил армейскую стро- евуюпеснюи с чувством исполнил её перед приёмной комиссией. Наверное, благодаря солдатскому обаянию в конце концов попал на курс Станислава Горбушина, пе- дагога по актёрскому мастерству Владимира Машкова и многих новосибирских артистов. Окончив училище с красным дипломом, я принял приглашение новоси- бирского театра «Старый дом», уважаемого в театральной среде за творческие эксперименты, и в День смеха, 1 апреля 2000 года, вышел на работу играть поющего поросёнка в спектакле Бобровско- го. Так и началось наше сотруд- ничество. — В Новосибирске у вас всё складывалось удачно: яркие роли, признание публики, театральные награды… Сложно ли было всё бросить и отправиться по при- глашению Сергея Бобровского в далёкий Липецк в неизвестность? — Мы с супругой восприняли это как большое приключение. Жизнь даёт шанс все поменять, почему бы им не воспользоваться? Честно признаюсь, сибиряки с трудом представляют географию Европейской части России. Мы знали, что Липецк где-то рядом с Москвой, а подробности о городе уже выяснили из Интернета. На новом месте освоились довольно быстро. Конечно, непросто вли- ваться в новый коллектив, тем более академический, но всё ока- залось не так страшно. Сегодня мычувствуем себя здесь почти как дома, хотя и скучаем по Сибири, роднымместам и старым друзьям. — Чем, на ваш взгляд, отли- чается местная публика от ново- сибирской? —Липчане—более искренние, по-хорошему наивные, не иску- шённые в театральном искусстве зрители. Для них всё как в первый раз, итакаяреакцияочень трогает. ВНовосибирске не редкость, когда маститые театралымогут во время действия демонстративно встать и уйти со спектакля, показывая тем самым своё отношение к происхо- дящему, или подкараулить актёра у гримёрки и высказать всё, что накипело. А здесь такое поведение не принято, чувствуется уважение к артистам. Правда, мобильные телефоны люди в зале всё равно не отключают. Я привык, меня это не напрягает, а вот коллегам звонки нередко мешают. Вообще подметил интереснуюдеталь: если спектакль провисает, кто-то недо- рабатывает на сцене, то обязатель- но раздаётся телефонная трель, портя всё окончательно. — Какие роли вам ближе — откровенно комичные или же драматические? — Я дорожу ими в равной сте- пени и не делаю особых различий. Помню, после «Ангела Марии» ко мне подошла женщина в возрасте и сказала: «У меня раньше жил пёс, его уже давно нет со мной, а вы мне его так напомнили, спаси- бо большое за это!». Я был очень тронут. Стараюсь в каждую роль привнести что-то оригинальное, подсмотренное в жизни. Так, работая над образом Евсея в спек- такле «Обыкновенная история» по Гончарову, я подметил, что многие местные жители в разго- воре артикулируют характерное «гы» и обыграл это на сцене. Осо- бо выделил бы, пожалуй, образ месье Амилькара в одноимённом спектакле. Я играл в этой пьесе в Новосибирске другого персонажа — Поло, и мечтал о главной роли. В Липецке эти планы осуществи- лись. Герой, покупающий любовь окружающих, получился неодно- значным, противоречивым, тем интереснее его было играть, тем более что партнёром по сцене был сам постановщик спектакля Сер- гей Бобровский. —После того как нафестивале взята новая творческая планка, о чём теперь мечтаете? — О новых фестивалях и га- стролях. Актёру жизненно не- обходимы новые впечатления. Нужно ездить, общаться, жадно впитывать всё новое. Очень не хватает в городе специфической театральной среды. В Новосибир- ске есть несколько арт-кафе, в которых собираются актёры. На таких площадках возникают ин- тересные эксперименты, делаются постановки в духе актёрских «ка- пустников» икабаре, оттачивается профессиональное мастерство. Я надеюсь, что рано илипоздно такое место со своей особой атмосферой появится и в Липецке. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО АЛЕКСАНДРА ЮШКОВА АКТУАЛЬНО Вырваться из табачного плена Ирина Смольянинова — Эффект от нового антитабач- ного законодательства мы начали ощущать уже с того момента, как законопроект был вынесен на всеобщее обсуждение, — сообщил в минувший четверг на брифинге, посвященном Международному дню отказа от курения, главный врач областно- го наркологического диспансера Михаил Коростин.— Только за 2012 год число курильщиков в области снизилось с 55 до 53 процентов. Это примерно 10—15 тысяч человек. По данным ВОЗ, ежегодно в мире от болезней, связанных с курением, умирает около 4,9 мил- лиона человек. В Российской Федерации из-за употребления табака каждый год гибнет около 500 тысяч граждан. Более 30 тысяч имеют проблемы со здоровьем от последствий пас- сивного курения. При этомРоссия — по-прежнему мировой лидер по потреблениютабачной продукции. Среди взрослого населения РФ курят 65 процентов мужчин и 30 процентов женщин. Особенно тревожит врачей высокая популярность курения среди молодежи. Так, по данным анонимного анкетирования, прове- денного специалистами облнарко- диспансера в 2012 году, курят 25,4 процента школьников и 13,3 про- цента школьниц. Среди учащихся профессиональных и средних специальных учебных заведений курят более 41 процента юношей и почти 20 процентов девушек. Среди студентов вузов — почти 34 процента молодых людей и 23,5 процента девушек. Не секрет, чтомногие любители подымить осознают вред курения и дажежелали быизбавиться от этой вредной привычки. Но далеко не всем это под силу, особенно если стажкурения насчитывает не один десяток лет. — Если не получается само- стоятельно бросить курить — об- ращайтесь в ближайший к вашему месту проживанияЦентр здоровья или в консультационное отделе- ние областного наркодиспансера по телефону 43-00-98. Работает и телефон «горячей линии» нар- кологической службы 55-50-12, по которому вам предоставят всю необходимую информацию, — со- общил Михаил Коростин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz