Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
С оюз наш творческий Выпуск подготовлен региональным отделением Союза журналистов России СУББОТА , 23 НОЯБРЯ 2013 № 227 (24605) 5 ЛИПЕЦКАЯ газета Дверь в волшебный мир Дорогая Елена Сергеевна В редакции «Золотого ключи- ка» всего четыре кабинета. Ав них работают дети, которые часто за- бывают, что они давно взрослые. Елена Сергеевна Митина, глав- ный редактор. Человек, 20 лет на- зад придумавший газету для маль- чишек и девчонок Липецкой об- ласти. Заслуженный работник культуры, блестяще знающий отечественнуюи зарубежнуюлите- ратуру. Ей почти всегда приходит- ся быть взрослой — такая долж- ность. У Елены Сергеевны потря- сающая интуиция на пишущих. Прочитает малюсенькую заметку какого-нибудь старшеклассника — и безошибочно угадает в нём будущего Василия Пескова или Юрия Роста. Именно благодаря этой интуиции уже сто пятнадцать воспитанников «Ключика» стали профессиональными журналиста- ми и работают теперь в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ли- пецке. Весточки её «птенцов» ле- тят в редакцию даже из других стран. Не забывают профессиона- лы, кому обязанысвоимпризвани- ем. Помню себя, без пяти минут инженера-металловеда, которая в свободное от изучения металличе- ской структуры время сочиняла сказки для маленькой дочурки. Старший брат прочёл мои опусы и отправил в редакцию. — Софья, что вы делаете в тех- ническомуниверситете?—спроси- ла Елена Сергеевна при первой встрече. —Хорошо учусь,—честно при- зналась я. —И долго ещё учиться? — Четыре месяца. Потом пла- нирую в аспирантуру. В ту встречу Елена Сергеевна больше ничего не сказала. Но тем же летомпредложиламне во время отпуска поработать в редакции. Я согласилась. С той поры минуло девять лет. …Елена Сергеевна очень пере- живает за всё. Без этого в нашей работе нельзя—дети ведь. Помню, как-то раз в редакцию приехала бабушка нашей юной читательни- цы из Волово. Привезла поделку своей внучки. — Вы на автобусе? — спросила Елена Сергеевна. —Да, — ответил женщина. Редактор отвела меня в сторон- ку и шепнула: — Сходи, пожалуйста, в столо- вую, а я пока с ней поговорю. Купи пару булочек. Человек с дороги, наверное, укачало. И бабушка уехала из редакции словно помолодевшая — оттого, что её здесь встретили по - человечески, не по форме «сдал- принял». А поделку мы сфотогра- фировали и поставили в следую- щий же номер. …Планируем новый выпуск газеты. Елена Сергеевна всегда говорит: — Давайте определим, что вы, ребята, сдадите сразу же. Надо по- думать о Викторе Сергеевиче, ему ведь всё это оформлять. Дядя Витя и кот в обмороке Виктор Сергеевич Нелюбов — художник. Он практически в оди- ночку рисует 32 страницыкаждого «Золотого ключика». Работа под стать Геркулесу, но нашдядя Витя гораздо сильнее знаменитого гиган- та. Скромныйипоройнезаметный, он носит в себе огромный запас до- броты, энциклопедических знаний и неиссякаемого юмора. Потому и иллюстрации в «Ключике» такие добрые, мудрые и весёлые. Помню, к публикации о музы- кальном детском конкурсе Виктор Сергеевич нарисовал трёхглавого дракона. Милый и нелепый одно- временно, он держал в лапах бала- лайку и распевал: «Спасибо тебе, дорогая мамочка!»… Или — смешилка. Отличник просит двоечника: — Дай мне свой дневник, я ро- дителей попугаю. Рисунок: мальчишкапоказыва- ет школьный документ маме и папе, они в ужасе. Рядом, на полу, бессильно разбросав лапы вдоль туловища, валяетсявобморокекот. Не выдержало его сердце такой на- грузки… Вообще, коты — конёк нашего дяди Вити. Казалось бы, после Ма- троскина что-то новое уже не при- думать. А у него получилось. Мне кажется, из Нелюбова вы- шелбыещёвеликолепныйучитель. Он очень любит детей и сразу же находит с ними общий язык. Если вредакциюприходиткакой-нибудь стеснительный ребёнок, я, словно на терапию, веду его к художнику. — Как тебя зовут? — строго, блестя очками, спрашиваетВиктор Сергеевич. —Ваня,—потупив от волнения глаза, еле выговаривает тот. —Собака есть?—также строго. —Нет. —А кот? —Да. Строгостьизочковмоментально исчезает. —Коту—огромный, душевный привет! Вот тебе коробка с моими рисунками, ищи здесь портрет сво- его кота. И мальчуган, забыв о всяком волнении, копается в огромной картонной коробке. Находит рису- нок, уносит с собой. Вот так, запро- сто берёт бесценный дар — ведь каждаяиллюстрациянасамомделе шедевр. Но Виктору Сергеевичу для детворы ничего не жалко. …Явышлана работупосле боль- ничного — был жуткий гастрит. Сил нет, настроение на нуле. Рас- пахивается дверь, входит Виктор Сергеевич: — Девушка, вы о чём думаете? Марш в столовую есть кашу! Тебе надо часто кушать. И мы идём, и я покорно ем — день, другой, третий.Имнелегчает. А когда случается, что в перерыв нахожусь на задании, в кабинете меня всегда ждёт булочка. Виктор Сергеевичникогданезабывает, если кто-то из нас остаётся без обеда. А ещё он очень застенчивый. …В Елецком государственном университете мы открывали вы- ставку его иллюстрацийк«Ключи- ку».Янаписала сценарийисказала Виктору Сергеевичу, что придётся выйти на сцену, поздороваться с ребятами, а потом одна девочка на- денет ему на шею огромную крас- ную бабочку в белый горошек. ВикторСергеевич выслушалменя, что-то пробормотал… и на целую неделю превратился в угрюмого молчуна. Редакция ломала голову: что случилось?Заболел?Проблемы дома? Украли кошелёк с зарпла- той? В конце концов догадались позвонить супруге—сам-то Нелю- бов уходил от ответа. —Да он так сильно переживает за своё выступление! — ответила Зинаида Геннадьевна. —Всё дума- ет, как выйдет к ребятам, что ска- жет. Ведь это очень ответственное дело. …Несколько лет назад нашего дядюВитюпрямо с работыувозили в больницу. Мышли следом за вра- чами, потом поехали за машиной «Скорой помощи». «Ключик» оси- ротел на две недели. Никто из нас не мог смотреть на стул, где сидел нашнезаметныйи такойнезамени- мый Виктор Сергеевич. Зато когда он вернулся, стало так радостно! Каждый из нас до сих пор помнит дату, когда редакция снова стала прежней. Конь Вася и два его хозяина ПавелЖуков появился в «Клю- чике» почти четыре года назад. Опять же с лёгкой руки Елены Сергеевны, которая разглядела в юноше технической профессии «своего» человека. Он пришёл — молчаливый, замкнутый, насторо- женный, чем-то напомнивший агента 007. Мы недоумевали: в детскуюредакцию?Неужелиполу- чится? Но крепко верили, что наш главный никогда не ошибается в людях. Паша долго осматривался, у него не всё получалось. Ошибки переживал молча. И потихоньку осваиваясь, вдруг показал настоя- щий талант пантомима. Ему сразу же нашли амплуа: играть на дет- ских праздниках роли животных. Пашка ворчал, что в его служебные обязанности не входит ползать на коленкахпо сцене, лаять собакойи щёлкать клювом. Он, мол, внима- тельно прочитал должностную ин- струкцию— ничего подобного там нет. Мы ответили, что слова «спо- собствовать увеличению количе- ства подписчиков газеты» надо пониматьшироко.Ионсогласился. Помнювыступлениевлипецкой тогда ещё прогимназии №59. Мы проводили встречу учеников раз- ных школ с ветеринаром зоопарка ДмитриемВасиным. Ребятпришло много, почти все со своими питом- цами. Доктор Айболит терпеливо ответил на вопросы, посмотрел птичек, морских свинок, хомяч- ков. Чувствовалось, что Дмитрию нужна передышка — вопросов оставалось ещё очень много. Мы пригласилина сцену«шотландско- го сеттера», и на коленках вышел «дрессированный» Жуков. В чёр- ных ушах, варежках, которые специально к празднику сшила его бабушка. Какой поднялся визг, смех! «Сеттер» подавал голос, вста- вал на задние лапы, а потом пошёл по залу искать спрятанную там морскую свинку. Не утерпел, из-за кулис вышел ветеринар, который в этот момент должен был отдыхать. Свистом по- дозвал Пашку и стал его осматри- вать. Ребята не расходились не- сколько часов. Огорчились только из-за одного: «сеттер» ушёл за ку- лисы, и с ним не успели сфотогра- фироваться… Интуиция не подвела Елену Сергеевну — Павел действительно «расписался». Особенно удаются ему рассказы о животных и зари- совки о мальчишках. Однажды Жуков решил напи- сать заметку о липецком четверо- класснике Владе Викторове — тот замечательно лепил из пластилина динозавров. Встречу назначили на ближайшуюпятницу.Аспонедель- ника Паша в обеденный перерыв усердно копался в энциклопедиях по древнему миру и увлечённо ле- пил. Не хотел перед мальчишкой ударить в грязь лицом. К тому же за совместным делом и разговор проходит проще и интереснее. И заметка вышла замечательная. …В селе Доброе мы готовили праздник для ребят района.Мечта- ли удивить. Придумали много викторин, а в награду решили… вывести на сцену коня. Пусть про- катит победителя! Так сказать, пе- редняя половина — корр Жуков — была в наличии. А, извините, задняя в редакции не работала. И Пашка ангажировал своего бывше- го одноклассника Алексея Фроло- ва. Алексей, улыбчивый и спокой- ный, трудолюбиво взялся за дело. Они часами репетировали выход коня Васи, отрабатывали слажен- ный шаг. Василий скакал по кори- дорам издательского дома и весело ржал. Из кабинетов выглядывали журналисты, недоумённо смотрели и снова закрывали двери: Вася ме- шал им работать. А в Добром коня встретили восторженно.Под друж- ные аплодисменты он лихо прока- тилвтороклассницу-победительни- цу и ускакал за кулисы. Вскоре Алексей начал офици- ально работать в «Золотом ключи- ке» педагогом-организатором — слово «менеджер» не очень подхо- дитдлядетскойредакции.И, кроме разных бумаг и прочих официаль- ных дел, Лёша с удовольствием «летает» по сцене птичкой и даже «плавает» рыбкой. Он ни разу не закапризничал: видимо, друг Па- вел объяснил ему фразу «способ- ствовать увеличению количества подписчиков». …К празднику 20-летия газеты требовалась большаякрасиваяпре- зентация, которая сопровождала бы детское мероприятие. Узнав об этом, Алёша сразу вызвался по- мочь. Кропотливо и спокойно взял- ся за дело. И лишь когда всё было готово, признался, что необходи- муюпрограмму раньше и в глаза не видел. Освоилна ходу. Надо—зна- чит, надо. Оторванная пуговица Козина Ещё один человек, который официальноне трудится в «Ключи- ке», но всё равно наш — фотограф АлександрНиколаевичКозин. Его хорошо знают в школах. А когда видят впервые — надолго запоми- нают. Приходит в класс этакий дед Мороз и ставит ребят «на уши»: безобидно дразнит, кукарекает, мяукает, на ходу сочиняет смеш- ные стихи. Все хохочут, а Козин «ловит» кадры. Они получаются удивительными и очень детскими. Никакой специальнойпостановки, всё вживую. Именно то, что надо «Ключику». ЕстьуАлександраНиколаевича летняя рубашка в синюю клетку. На ней нет средней пуговицы. Кто замечает, спрашивают: «Почемуне пришьёте?» А её бесполезно при- шивать, всё равно сразуже оторвёт- ся. Потому что лето для Козина — пора во всех смыслах горячая. Едет онпокакому-нибудьселу, замечает, кпримеру,малыша сощенком.Вы- лезает измашины, падает наживот и ползёт к нему. Малыш в восторге — дядя играет в шпиона! Щенок лает, Козин щёлкает камерой. Однажды в командировке по Усманскому району Козин увидел девочку на стареньких качелях. Плюхнулся на живот, а будущая героиня кадра испугалась и убежа- ла в дом. Вышла мама. Козин объ- яснил, что снимает для детской редакции, показал документы. Мама согласилась на съёмку, но предупредила, что дочка очень стеснительная. Козин начал кука- рекать. Потом замяукал. Потом достал из машины абрикосы и на- чал громко есть. Такогоискушения малышка не вынесла. Вышла, скромно забрала весь пакет и усе- лась на качели. А дядя Саша, всё такжекукарекая, сделалотличные снимки. Он увлечённый рыболов. И в августе-сентябре внашейредакции всегда пахнет сушёной плотвой и карасями. * * * Словом, обстановка в «Ключи- ке» совершенно особенная. Это — территория детства. Даже стены кабинетов украшены детскими поделками и рисунками Виктора Сергеевича. Ни один подарок на- ших юных читателей не выбрасы- вается. Всё — к месту, потому как подарено от чистого ребячьего сердца. Здесь рабочий день запросто может начаться с того, что в мой кабинет тихо-тихо войдёт дядя Витя и, спрятавшись за шкафом, вдруг начнёт театрально стонать из-за того, что уже получил план нового выпуска. А он только что купил новые карандаши и не хочет их исписывать. Здесь то и дело раздаются звон- ки родителей, бабушек и дедушек с вопросом: «Мой мальчик (девоч- ка) письмо вам написал… Вы уже получили? А завтра можно прийти за призом?» Здесь может внезапно распах- нуться дверь, и на пороге появится чья-нибудьмама с тортомилисамо- дельным вкуснейшим пирогом и словами благодарности. Здесь постоянно возникают по- воды для смеха. Так, недавно я сдала на оформление интеллекту- альную игру. Ребятам было пред- ложено найти в серьёзномнаучном тексте орфографические ошибки и составить из них слово. —Наши внимательные коррек- торы исправят всё ещё до составле- ния макета, — сказал Виктор Сер- геевич. Действительно, от Инны Капу- стиной и Елены Манаенковой не ускользнёт ни одна запятая. Они — настоящие энциклопедии рус- ской речи. Здесь может позвонить опера- тор электронной вёрстки Зинаида Петровна Строкова и спросить: — Софья, дракона в угол ста- вим? Так он гармоничнее. Здесь повсюду лежат письма, и каждое ждёт ответа. Здесь, готовяпубликацию, при- думанную нашим новым корре- спондентом Юлей Скопич, мы вы- ходим в общий коридор, наряжен- ные во что-то невообразимое, и фотографируемся. Никто не может просто пройти мимо, все останав- ливаются и недоумённо смотрят. Правда, не как тузик на нильского крокодила — в издательском доме все знают, что ключиковцы «слег- ка не в себе». Здесь идёт огромная и очень ответственная работа по охране беззаботного детства. Её не изме- рить всероссийскими и междуна- родными наградами, которых у «Ключика»болеепятидесяти. Этой работойможно толькожить. Как и нашими детьми, которые так нуж- даются в добре. Софья МИЛЮТИНСКАЯ, заместитель главного редактора «Золотого ключика». С ЮБИЛЕЕМ, КОЛЛЕГИ! Газета для мальчишек и девчонок Сегодняшний выпуск тематической страницы «Союз наш творческий» посвящен 20-летию областной детской газеты «Золотой ключик». В минувший понедельник в липецком педуниверситете прошел большой праздник издания. В гости к журналистам приехали их главные читатели — более 400 мальчишек и девчонок со всех районов области. Звучало очень много теплых слов в адрес коллектива редакции. И ни у кого не было сомнения, что в Липецке живет лучшее в стране периодическое издание для детей. Газета противостоит злу, потому что учит расти, набирая силу в добре, и это единственно верная позиция для русского периодического издания. Так держать, коллеги! Удивлять и удивляться П рошлым летом бойкая подруга буквально за руки привела меня в редакцию «Золотого ключика». По- топтавшись несколькоминут, мывзволнованно пере- глянулись и вошли в кабинет. — Хотите быть журналистами, девочки? — спросила Елена Сергеевна. — Я хочу… Стало стыдно. Какой из меняжурналист, если двух слов связать не могу? А Елена Сергеевна сказала: —А умеешь ли ты удивляться? Хорошим журналистом будет лишь тот, кто умеет это делать. Я пообещала научиться. Моим«боевымкрещением» сталВсероссийскийконкурс «Учитель года-2012». Липецк принимал лучших учителей страны в стенах 12-й гимназии и педагогического универ- ситета. Амы, юнкоры, стали сотрудниками детского пресс- центра. Даже бейджики у нас были, как у взрослых. Как тут не раздуться от гордости! Однако надуваться оказалось преждевременно: предстояло без устали брать интервью, писать репортажи и заметки, освещать события — словом, издавать газету конкурса «Ключ». Она родилась «под кры- лом» «Ключика» и выходила в электронном формате каж- дый день состязаний. Конечно, мыне смогли бы её издавать полностью сами. Потому наш «выводок», ещё не успевший нюхнутьжурналистского пороху, оберегали старшие—Со- фья Николаевна Милютинская и Павел Вячеславович Жу- ков. Оберегали и учили—успевали как-то!—каждого всему, что знают и умеют. Учили «в бою»: брали на задания, по- могали собирать информацию, правили наши первые тек- сты, не позволяли бояться трудностей, давали советы. Я на практике поняла, что такое работа журналиста. Узнала — и влюбилась в эту деятельную жизнь. «Ключик» стал добрым другом моего детства. У меня «руки помнят» приятные на ощупь листы газеты ещё старо- го образца. «Ключик» тогда ещё не былцветным, как сейчас. Но его иллюстрации уже поражали воображение. Мне нра- вились журналисты газеты, добрые и понимающие. Когда я читала «Ключик», думала, что все взрослые могут так просто и занимательно разговаривать с ребятами. И только когда выросла, поняла: умение говорить с ребёнком на его языке — величайшее искусство. Пусть мне уже не положено верить в сказки, всё-таки скажу: есть в этом какая-то магия. «Ключик» творят вол- шебники, я-то это наверняка знаю. И именно с помощью их магии — слова, карандаша, фотоснимка — уже двадцать лет самаяискренняя газета учит своихмаленьких читателей самому главному: удивляться. Анастасия Стурова, студентка Воронежского государственного университета, корреспондент службы информационных программ телевидения ВГТРК «ГТРК «Липецк». Эффект плетеного кресла В не очень далекие времена я учила плюшевых зверей и кукол. Специально для каждого «ученика» делала учебники, пробовала выпускать свой журнал, писать стихи и даже тиражировать собственную газету. При этом меня преследовала одна мысль: писать! И вот однажды произошло мероприятие, которое, по моемумнению, стоило осветить в настоящей, не игрушечной газете. Я принимала участие во встрече с липецкой детской писательницейЛарисойЯковлевнойШевченко. Сразу после этого я написала небольшую заметку и решила отправить ее в «Ключик». Я замучила родителей своим новоявленным «шедевром», и мама решила съездить со мной в редакцию. И вот я в редакции, меня посадили в большое плетеное кресло перед главным редактором Еленой Сергеевной Ми- тиной. Мама молчала: ребенок захотел прийти сам, пусть самиразговаривает.А«ребенок» вдруг совершенноперестал бояться и во все глаза рассматривал кабинет. Посмотреть было на что: много книг, интересных поделок и других не- обычных вещей. Сейчас уже не вспомню, о чем разговари- вала с ЕленойСергеевной, но я вышла из кабинета довольная и гордая. А еще больше гордость выросла через две недели, когда мою заметку опубликовали. С «Золотымключиком» я дружу уже девять лет и ни разу не пожалела об этом. Будучи только читателем, я узнавала много нового о родном городе и крае, известных людях, мероприятиях и праздниках, необычных увлечениях моих ровесников. Став внештатным корреспондентом, получаю огромный опыт деятельности, которую хочу сделать своей профессией. «Золотой ключик» подарил мне много друзей, в первую очередь — сотрудников редакции. Лиля Колаева, ученица липецкой гимназии № 69. КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz