Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)

РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ № 225/24603/ 21 НОЯБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 ЕЛЕНА БРЕДИС Когда мы слышим сло- ва «терпимость» или «то- лерантность», то первым делом в памяти всплы- вают недавние события в Бирюлево и колонны людей с транспарантами «Россия — для русских!» Хотякартинки этикак раз демонстрируютотсутствие у нас этой самой толерант- ности, такой популярной на Западе. Но почему мы всегда вспоминаем о ней, когда речь идет о межна- циональных конфликтах? Разве все мы в той или иной степени не страдаем от отсутствия терпимости в человеческих отноше- ниях? Старушки на лавочке, шипя- щие вслед девушке: «Ты бы еще короче юбку надела!» Подрост- ки, сообщающие своим родите- лям, что те «полный отстой». Жены, пилящие мужей за ув- лечение футболом, и мужья, предъявляющиепретензии: «Ты чего на работу вырядилась, буд- то на свиданку?» Все этимелочи потихоньку отравляют нашу жизнь. Как научиться быть терпимым к чужим слабостям, взглядам, традициям? Об этом наш сегодняшний разговор с психологом, психоаналитиком Екатериной Антоновой. — Мне кажется, между по- нятиями «терпимость» и «тер- пение» есть некая тонкая гра- ница. Ведь в силу вынужденных обстоятельств человек может терпеть то, что не любит или даже ненавидит. А терпимость основана на усвоенных челове- ком гуманистических ценно- стях. По-моему, на Западе эта подмена и произошла. Людям сказали, что они обязаны быть политкорректными, назвали негров афроамериканцами, объявилимультикультурализм. И что? Ведь в самих людях ничего не изменилось. И вот они уже демонстрируют свою «политкорректность» во время погромов в арабских кварталах. Терпимость не стала их внутрен- ним убеждением, качеством их души. — Ну да, все по известной фразеиз американскогошоу: «Я не выношу две вещи: расовые предрассудки и этих вонючих узкоглазых». Они тут сами над своей политкорректностью из- деваются. И все-таки, откуда же «растут ноги» нашей нетер- пимости? — Как известно, «все мы родом из детства». Причины очень многих проблем надо ис- кать там. Если вывести такого нетерпимого человека на откро- венный разговор и расспросить его о детских годах, то нередко можно обнаружить, что его самого в детстве обесценивали. Ведь очень часто родителимогут ругать за одну четверку, но не похвалить за десять пятерок. Или одноклассники издевались над ним за то, что онплохо играл в футбол и вообще был бота- ником. В уже зрелом возрасте такой человек может подсозна- тельно захотеть «взять реванш» за все свои детские обиды. И тогда он станет безапелляцио- нен в своих суждениях, будет признавать только свое мнение, считать себя вправе судить всех окружающих. Позволь другому быть другим Но и у терпимости есть свои границы Нас могут возмущать в других людях те качества, которые мы боимся обнаружить в себе. — Как я понимаю, терпи- мость — качество не врожден- ное, оно закладывается и раз- вивается в процессе семейного воспитания. — Конечно! Но начинается все с принятия матерью своего ребенка таким, какой он есть, с ее безусловной любви к нему. Если малыш растет с ощущени- ем, что при всех его ошибках и неудачах мама все равно бу- дет любить его, он и к чужим ошибкам и слабостям станет относиться терпимо и с понима- нием. Он с детства усвоит, что человек не обязан соответство- вать каким-то общепринятым критериям, к примеру, быть отличником, играть в футбол и нравиться девочкам. Что люди могут быть очень разными, не- похожими и при этом все равно заслуживать любви. —Мне кажется, что сегодня молодые семьи не хотят жить вместе с родителями еще и из-за того, что сейчас степень нетерпимости между разными поколениями очень возросла. Ведь не секрет, что теща или свекровь нередко становятся причиной разводов. —Да, это так, хотяистинные причины могут быть различ- ными. Я знала случай, когда на девушку ополчилась вся женская половина ее семьи: мама, старшая сестра, бабушка, тетя. Они искали в ее семейной жизни недостатки и постоянно тыкали в них носом: «Ты пло- хо готовишь, ты вовремя не убираешь, ты плохая жена и хозяйка». А причина крылась в банальной зависти: у них самих не сложилась семейнаяжизнь, а девушка сломала этот сценарий несчастнойженской долии у нее были прекрасные отношения с мужем. Вот это-то и вызывало самое большое неприятие. Бы- вает и другая ситуация: мама считает, что ее дочь или сын заслуживают гораздо лучшего избранника или избранницы. Начинается регулярное «капа- нье на мозги» по поводу или без повода. На самом деле за этим нередко стоит элементарное чувство собственничества, когда мама не может и не хочет рас- статься с уже взрослым ребен- ком, «отпустить его на волю». — А если она как более зре- лый человек на самом деле ви- дит серьезные недостатки зятя или невестки? — Надо уважать выбор ва- шего ребенка. Тем более если он счастлив. Выможете сколько угодно быть недовольны этим выбором, но держите свое мне- ние при себе. Другое дело, если ребенок несчастен и просит вас о помощи. Но не надо эти несча- стья заранее предрекать. — Мы с самого начала за- говорили о некоторой разнице между терпением и терпимо- стью. Наверное, терпимость без уважения вообще невозможна. Без уважения чужого мнения, чужой культуры, чужого вы- бора. Но сколь далеко могут и должны простираться границы этой терпимости? —С границами все довольно просто: если я принимаю ваш выбор, то принимайте и вы мой. Чтобы не получалась игра в одни ворота, как вышло на Западе с правами сексуальных меньшинств, где уже права большинства попираются. Да, я признаю за вами право на одно- полую любовь, я не призываю преследовать вас по закону или закидывать камнями. Меня вообще не интересует «постель- ная» сторона вашей жизни. Но я живу в обществе с традицион- ной моралью и не хочу видеть на улицах гей-парады, не хочу, чтобы моему ребенку с детства «подсказывали» разные вариан- ты ориентации. Это мой выбор, и его тоже надо уважать. Или другойпример. Яуважаюлюдей любого вероисповедания, но я не хочу, чтобы на моих глазах и на глазах моих детей мусульмане резали жертвенных барашков. Потому что это не в традициях православной веры и культуры, потому что мы воспринимаем ритуальное убийство как же- стокость. А вот наличие мечети меня нисколько не покоробило бы. Взаимоуважение и взаимо- понимание — вот две основы терпимости. — Вернемся к теме семьи: как там определить эти грани- цы? Я очень люблю девиз пси- холога Николая Козлова «По- зволь другому быть другим», но насколько другим? А если этот «другой» пьет запоем, употре- бляет наркотики, поднимает на вас руку? —Не надо путать терпимость с мазохизмом и чрезмерной жертвенностью. Одно дело, если жена любит классическую музыку, а муж—тяжелый рок, и ониуважают пристрастия друг друга. Совсем другое дело, если жена кладет своюжизнь на «ал- тарь» алкогольной зависимости мужа. Но и тут, как мы когда- то уже с вами говорили, у нее чаще всего присутствует своя «вторичная выгода». Или она не знает, чем без этого «служения» заполнить своюжизнь. Или она таким «служением» подчерки- вает в глазах окружающих свою значимость. А возможно, у нее огромная сексуальная зависи- мость от него. Вариантов может быть много. Не думаю, что это имеет отношение к терпимости. Мы ведь уже говорили, что она основывается на взаимном ува- жении. Я могу позволить тебе быть другим, если это не будет меня порабощать и ущемлять мои права. Если после работы тебе надо молча посидеть за ком- пьютером, потомучто тыименно так расслабляешься, я не буду лезть к тебе с расспросами. Но если ты «подсел» на компью- терную игру и забросил работу, я этого терпеть не стану. Вся штука в том, что каждый сам устанавливает для себя эти гра- ницы. Каждый сам решает, на основе чего строить отношения: уважения или порабощения и подчинения. —Ивсе-таки, почему другие люди нас так часто раздража- ют? —Это еще один интересный психологический аспект. Не- редко нас начинает раздражать в других то, чего мы сами себе позволить не можем в силу ка- ких-либо причин. Например: «Она такая ветреная, меняет мужиков как перчатки!» А копни поглубже, и выяснится: женщине самой хотелось бы пользоваться таким успехом у мужчин и тасовать кавалеров, как колоду карт, но ей с детства внушили, что это нехорошо. Нас могут возмущать в других людях те качества, которые мы боимся обнаружить в себе. Это так называемая проекция. Если человек не хочет самому себе признаться в том, что, до- пустим, он боится начальника, то подобную трусость в других людях он просто заклеймит позором. Нередко женщины, которые в молодости вели весь- ма «свободный» образ жизни, к старости становятся насто- ящими ханжами и начинают порицать молодежь. Просто потому что они боятся не только признать за собой этот «грех молодости», но даже и вспом- нить о нем. — С чего бы вы начали вос- питание терпимости у малень- кого ребенка? — Прежде всего его надо учить слушать других, потому что обратная сторона категорич- ности суждений — это именно неумение слушать и слышать. Но для этого и сами родители должны не отмахиваться от малыша, а выслушивать его с искренним интересом. Именно такформируется уважение к чу- жомумнению, чужимвзглядам. Если родители пытаются понять причины, толкнувшие ребенка на тот или иной поступок, то и сам ребенок легче научится по- нимать окружающих. — Нынешние межнацио- нальные конфликты ставят нашему обществу страшный диагноз хотя бы потому, что в многонациональном госу- дарстве Россия не может быть только для русских — это озна- чает ее распад, крушение. Не понимаю, как могут называть себя патриотами те, кто ратует за это. Но почему же так трудно принять, что нет хороших и плохих национальностей, а есть хорошие и плохие люди? — Если родители с самого раннего детства относятся к ре- бенку как к личности, то и он в других будет оценивать прежде всего человеческие качества. Он априори будет уважать в другом личность, а не искать в нем врага.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz