Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
Семь вопросов начальнику управления энергетики и тарифов Липецкой области Владимиру Чунихину О тарифах на услуги ЖКХ № 225/24603/ 21 НОЯБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 6 КОМПЕТЕНТНО ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Наведение порядка в коммунальной отрасли — задача непро- стая, но жизненно необходимая. И эта работа ведется на уровне правительства, министерств, региональной власти. В отличие от методов «реформирования» наскоком, как это практиковалось в 90-е годы прошлого века, сегодня процесс носит более осмыслен- ный, сущностный характер. Арезультатыв итоге должныотвечать (и удовлетворять) интересам потребителей услуг ЖКХ, их постав- щиков, работников самой отрасли. Не все так просто: тарифы растут по-прежнему, а разумного ответа на вопрос: почему? — так и нет. Отсюда недовольство на- селения, стремление экономическую, порой, проблему перевести в политическую плоскость. Сложившуюся ситуацию мы попросили прокомментировать начальника областного управления энергетики и тарифов Влади- мира Чунихина. 1. Начнем, пожалуй, с энер- гетики, поскольку тарифы на ЖКУ во многом зависят от «здоровья» и порядка в этой отрасли… — В новый осенне-зимний отопительный период энергети- ки вошли в плановом порядке, все работы по ремонту и рекон- струкции, как и инвестпро- граммы, выполнены. Введено в строй восемь новых котель- ных, особенно много сделано в Лебедянском районе. Вторым направлением модернизации остается перевод малоэтажного жилья на индивидуальное ото- пление. На такую схему в ны- нешнем году переведено почти в четыре раза больше квартир, чем в прошлом. Темпы будут только возрастать, ведь эффект очевиден, и люди все чаще обра- щаются с просьбой продолжить эту работу. Да это и понятно: снижается стоимость услуг, повышается их качество, в до- мах появляется горячая вода, которой раньше не было. 2. Как известно, правитель- ство обещало замедлить рост тарифов на ЖКУ. Как реали- зуются эти решения в нашем регионе? —Правительство свои реше- ния выполняет. Мы уже полу- чили предельные индексыроста тарифов на следующий год. Темпыпримерно в два раза ниже показателей предыдущего года. Дляпримера: по водоснабжению тарифы в среднем по области в 2013 по отношению к 2012 году выросли на 10 процентов. Рост в 2014 по отношению к теку- щему составит 5,2 процента. По муниципалитетам он будет, естественно, колебаться.По дру- гим энергоресурсам ситуация такая же. Безусловно, шаги, предпринятые правительством, осложняют производственную деятельность ресурсоснабжаю- щих организаций, поскольку заставляют всерьез заниматься своимивнутреннимирезервами, а не решать проблемы за счет потребителей. Объективно этот процесс на- зрел: невозможно далее вести нормальную экономическую деятельность с 50-процентными потерями ресурсов. До сего дня это была норма жизни многих «Водоканалов»: уровень техни- ческих и коммерческих потерь у них очень высок. Конечно, их надо устранять. Потери тепла также есть, но меньше. И здесь стратегия остается прежняя: комплексная и масштабная мо- дернизация теплосетей. Кстати, в текущем году в Липецке Восточным филиалом «Квадры» закончена рекон- струкция очень важного участка теплотрассы от ТЭЦ-2, идущей в Правобережную часть города. Теперь за надежность работы здесь можно не беспокоиться. 3. Составной частью рефор- мирования ЖКХ предложено ввести так называемую со- циальную норму потребления коммунальных услуг. Насколь- ко, на ваш взгляд, эта идея обо- снованна? — Администрация области, как известно, дваждыотказыва- лась стать пилотным регионом, где такая норма вводится. Это решение поддержано и област- ным Советом депутатов. В итоге область не вошла в число субъ- ектов страны, где социальная норма введена в качестве экспе- римента. Таких регионовшесть. От того, какие результатыон по- кажет, — зависит последующее правительственное решение. Думаю, опыт будет серьезно осмыслен, проанализирован, внесены необходимые коррек- тировки. Пока восприятие экспери- мента неоднозначное, многие против введения соцнормы. Немало поступает замечаний от общественных организаций, в том числе иОбщественной пала- ты России. Известно также, что мэр Москвы Собянин направил Президенту страны предложе- ние — предоставить субъектам РФ самим определять, когда вводить эту норму. Пока же решение таково: с 1 июля 2014 года она должна быть введена повсеместно. Но в таком виде, как пред- лагается, применять её будет довольно сложно. В оставшееся время надо сделать все, чтобы убрать «минусы» или же скор- ректировать саму идею. Еще более настораживают планы ввести нормы на потребление другихкоммунальныхресурсов: газа, тепла, воды. Непонятно, зачем? Логику тут сложно уяс- нить. 4. Авозможно ли технически отследить «употребление» со- циальной нормы конкретным потребителем и есть ли условия для этого? —Конечно, нужен безупреч- но налаженный учет потребляе- мых услуг: в пределах ли нормы они использованы или выше? Оценка тут должна быть объек- тивной, полной и точной. Чего пока у нас не достигнуто. Нет технических средств измерения и учета, которые обеспечивали бы эту объективность. Ведь по- казания счетчиков передаются самими потребителями, а это уже субъективный фактор. В итоге — наслоение ошибок, а значит, множество проблем, избежать которые будет очень трудно. Если учесть, что мы еще не до конца разобрались с новыми правилами оказания коммунальных услуг (напри- мер, с проблемой начислений ОДН), то появление соцнормы лишь усугубит и без того непро- стуюситуацию. Посмотрим, чем завершится эксперимент. 5. Предлагаю вернуться к проблеме энергосбережения, которая наконец-то всерьез овладевает умами населения. —Да, все больше людей осоз- нает, зачем и почему эта задача должна решаться эффективно, поэтому липчане поддерживают усилия власти в этом направле- нии. Бюджетных средств на это расходуется все меньше, что объективно. Поэтому решать за- дачу надо за счет внебюджетных источников, то есть привлекать те бизнес-структуры, которые располагаютфинансовыми сред- ствами и готовы вкладывать их в отрасль. В следующем году мы рас- ширим практику привлечения таких структур для решения вопросов энергосбережения. Примеры тому можно привести уже сейчас: ставятся энергосбе- регающие светильники, а опла- та за них будет осуществлена за счет сэкономленных средств. Та- кая схема расчетов называется энергосервисным контрактом. Мы намерены резко увеличить объемработ с энергосервисными компаниями: зиму посвятим подготовке необходимых усло- вий. Что касается установки об- щедомовых приборов учета в многоквартирных домах, то сегодня это обязана сделать ре- сурсосберегающая организация (если жильцы не установили прибор самостоятельно) с по- следующим пятилетним (не более) сроком сбора средств по частям. Это правильно, тем бо- лее люди осознают, что такими приборами должны оснащаться все дома. 6. Не менее важен вопрос распределения платежей вну- три самого многоквартирного дома: здесь претензий больше всего. — Сложный вопрос. Даже сам термин «общедомовые нужды» ситуацию скорее за- путывает, чем проясняет. На самом деле здесь — и потери, и технологические сливы, и утеч- ки. Кроме того, сам принцип распределения платы за ОДН не стимулирует экономное по- требление ресурсов. Требует корректировки и вопрос уста- новления тарифов на горячую воду. Та идея, которая есть в законодательстве — имеется в виду двухкомпонентный тариф (на холодную воду и на ее подо- грев), — вызывает отторжение большинства. Мы согласны с критикой: получается, что рас- четная стоимость кубометра воды каждый месяц колеблется в зависимости от соотношения кубометровводыиобъема тепло- энергии на ее подогрев. То есть стоимость меняется постоянно, что, естественно, трудно вос- принимается потребителями. Целесообразнее, когда тариф остается стабильной величиной в течение года. Мы сейчас готовим свои предложения правительству по этой теме: необходимо вернуть- ся к однокомпонентному тарифу на горячую воду. Корректиров- ки должны вестись раз в год и в величинах несущественных. Та- кой механизм нами разработан. Естественно, надо узаконить от- ветственность тех потребителей, которые не используют приборы учета. Ответственность такая должна быть—и юридическая, и экономическая. Это проблема федерального уровня: надеемся, ее разрешит вновь созданное Министерство строительства и ЖКХ. 7. В сфере ЖКХ сделано, если говорить объективно, за последние годы все-таки много. И, тем не менее, градус недо- вольства в обществе достаточно высок. Почему? — Несмотря на трудности, очевидно: объем потребления всех энергоресурсов в жилых домах снижается. Понимание у людей есть: за все надо платить, надо экономить. Задача в том, чтобы не свалиться в другую крайность: не допустить неразу- мных ограничений в поставке энергоресурсов. Есть разные комментарии в связи с идеей внедрения социальной нормы, в том числе запугивающие. Думаю, во всем должна быть разумная середина. Хотелось бы напомнить еще вот о чем: бремя за содержание имущества возложено на его владельцев. Это норма закона. В доме, кроме владельцев по- мещений (жилых и нежилых), других собственников нет. Да, многоквартирный дом содер- жать непросто. Без поддержки власти не обойтись. И помощь предлагается: например, вне- дряемая система капремонта домов. Это касается и других проблем: энергосбережения, выработки технических реше- ний, поиска исполнителя работ, контроля за их качеством. Мы будем продолжать эту работу, оставаясь помощниками жиль- цов в решении стоящих задач. Но нужно встречное движение. Хорониться за дверями соб- ственной квартиры — тупик, который ничего не решает. Жильцы должны стать полно- ценными собственниками, хо- зяевами дома и активно взаимо- действовать с органами власти. Не только критиковать, а взаи- модействовать. Тогда порядок будет наведен. Это касается и платежной дисциплины: чем полнее и свое- временней станут оплачивать- ся коммунальные услуги, тем легче добиться чаемого всеми порядка. Дискуссии тут бес- смысленны. Нужны жесткие санкции к неплательщикам. Это объективно необходимо и справедливо. Платежная дис- циплина должна стать нормой жизни: от этого выиграют все — поставщики ресурсов и их потребители. Вопросы задавал Владимир Петров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz