Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
№ 224/24602/ 20 НОЯБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 Слово обозревателю Поев грибочков, сказку расскажу... Елена Бредис Кто бы из современных родителей отказался от такой няни, как Арина Родионовна? И добрая, и заботливая, и сказки рассказывает. А в наше время еще и к школе бы малыша готовила. Что еще надо? Душа спокойна, зани- майся своими делами. Правда, возникает маленький вопрос: а какие бы сказки рассказывала или читала нынешняя Арина Родионовна? Вдруг она оказалась бы «продвинутой няней» и сочла бы вкусы своей предше- ственницы устаревшими? И рванула бы с энтузиазмом в просторы Интернета, дабы отыскать там что-нибудь соответствующее реалиям двадцать первого века. И нашла бы без особого труда! С е г о д н я з в у ч а т мнения,что в новое время должны быть и сказки новые, теперешним детям тот же «Конек-гор- бунок» скучен. Даешь со- временные сказки! И дают. Издательство «Апрель», к примеру, выпустило книж- ку Антона Сои «Звездочка. Лошадка, которая поет». Антона Соя ныне величают «королемрусского галлюци- ногенного реализма». И вот теперь он за сказки взялся. В названном шедевре Сои есть все: и наноконезавод, где вывели крохотную ло- шадку Звездочку. И эконо- мический кризис в стране, из-за которого «наноконево- дам»не на что сталокормить своих питомцев. И коррум- пированный шоу-бизнес, правда, в звериной среде. И олигарх-дауншифтер, раз- давший все свои богатства детским домам и с одним- единственным миллионом укрывшийся от суеты и цивилизации на ферме в по- селке Синекуры. Представляете, какую разностороннюю информа- цию об окружающем мире получает ребенок? Как он, бедный, будет развивать- ся, если не узнает о нано- технологиях, коррупции и экономическом кризисе? Наверняка вырастет лохом и лузером. В своеобразном чувстве юмора автору не откажешь, и родители, читающие сво- ему чаду это сочинение, не раз хихикнут. Ну, хотя бы над таким пассажем: «Звёздочка и Ветерок были первыми в стране мини- лошадками, и поэтому на них приехал посмотреть сам Президент. Ему очень понравились весёлые и ла- сковые лошадки. Он вообще оченьлюбиллошадейидаже свою собаку назвал Кони. Президент целыйдень гонял с лошадками по лугу, чесал им спины, кормил коче- рыжками и совсем не хотел возвращаться в Кремль на работу. Пришлось учёным подарить ему Ветерка, что- бы спасти страну». П о правде сказать, странноватым юмо- ром все это отдает. Скорее, похож он на типич- ное прикалывание в каком- нибудь интернет-блоге. Но чем там взрослые развле- каются, это их дело. А как объяснить ребенку, почему президент не хочет на рабо- ту в Кремль возвращаться. И главное — почему это так смешно? С какой стати президенту куда важнее с лошадками по лугу бегать, чем страну спасать? И уж совсем сложно малышу рас- толковать, как можно на- звать собаку Кони, то есть — Лошади. Понимаю: писатель по- смеивается иной раз отнюдь не без повода. Знаете, как он объясняет необходимость разработки нанолошадей? «Таких маленьких и ми- леньких лошадок, ростом с небольшую собаку, чтобы каждый россиянин мог не только в деревне, но и в городской квартире лошадь завести. Потому что ло- шадка в квартире — это не только признак достатка, но ещё радость и веселье каждый день». Тут вам на- мек и на дороговизну на- норазработки, и на нашу страсть демонстрировать свой достаток... Вот только что это дает ребенку? Какое представление сложится у него о мире? Мир из-за подобных «приколов» выглядит, как говорила Алиса, все странь- ше и страньше. Например, «беглый» олигарх дружит с «синеносыми работниками и краснощекими работни- цами фермы». Уже засада! Попробуй ответить на во- просмаленького слушателя, по какой причине у дядей в деревне синие носы. Может, надо об алкоголизме расска- зать? Заодно ваше чадо уз- нает, как пьют в российской деревне. Очень полезная информация. Чего только нет в этой сказке: и инопланетяне, и полицейские, и тусовка, и современная Москва, и птичий грипп, и политика, и детдомовские дети, и диг- геры. Нет лишь одного — понимания, для чего нужна ребенку сказка, какую роль она играет в его душевном развитии. Или я ошибаюсь, и автор адресует свое про- изведение не дошколятам, а подросткам? Но им тем более не нужен весь этот пустой «стёб». Им пора уже Джека Лондона или Вла- дислава Крапивина читать, а может, и более серьезную литературу. Но меня добило мнение о книге Сои одного литературоведа: « Язык книги более чем актуален, пожалуй, через несколько десятилетий она вполне сможет выступить одним из источников для научной ра- ботыпо актуальному сленгу начала века». Да уж, луч- ший критерий для детской сказки. Так, неровен час, к середине века «нашим всё» будет уже неПушкин, а Соя. Н о фантазию совре- менных писателей не уймешь. Нанолошад- ка—это еще очень милый и вполне традиционный пер- сонаж, если быне приставка «нано». Во всяком случае, по сравнению с… экскре- ментами, которые стали ге- роями другой сказки. Да-да, эстонский писатель написал сказку о Какашке, которая путешествует, влюбляется, страдает от одиночества. Она даже в песочницу по- падает, где малыш берет ее в руки и что-то из нее лепит. Бррр! Не знаю, что хотел ска- зать этим автор из При- балтики. Но еще больше не понимаю, зачем у нас-то понадобилось этот шедевр переводить ииздавать?! Адо того героями сказки тогоже сочинителя были девочка Кай и ее друг глист Тынис. Иэтукнижку тоже перевели на русский язык. Ну, видно, кому-то очень уж Колобки и Василисы Премудрые на- доели. Тем не менее отечествен- ные пииты фольклора не чураются. Они осознают: на- следие предков ценить надо. Но все равно необходимо как-то это наследие осовре- менить, а то ведь «отстой» полный получится. В сказе про «Мишку-молодца» вы найдете такие приметы вре- мени: «Акикимора играла,/ Танцевала, соблазняла,/ Дева редкостной красы/ От подмышек до косы:/ Черноброва, краснощёка,/ Белогруда, синеока,/ Чуть темна, русоволоса,/ Кру- глопопа, востроноса,/ Губы на лице строптивом/ С фио- летовым отливом!/ Мишка совести не внял/ И пред ней не устоял». Вот это, я понимаю, нравственное воспитание! А то Шемаханская царица уАлександра Сергеевича со- всем не сексапильная. И от- куда Кикимора с Лешим на Мишкиномпутипоявились, вполне реально объясняет- ся: «Даже пухнул с голо- духи, /Красных с пятнами грибов /Он поел и был таков —/ Прибежали злые духи». Мораль: нечего баловаться галлюциногенами, тогда и кошмаров не будет. Как видите, выбор весь- ма широк, на любой вкус. Вот только вряд ли можно вслед за Пушкиным вос- кликнуть: «Что за прелесть эти сказки!»Ивряд ли стоит надеяться, что из детишек, которым продвинутые Ари- ны Родионовны будут их читать, вырастут будущие Пушкины. Елена Оленина «Вы сегодня позавтракать успели? А пообедать? А настоя- щие чебуреки и хачапури вы когда-нибудь пробовали?» Не знаю, быть может, президент Российской академии художеств Зураб Церетели, как истинный сын своего гордого народа, всех своих гостей встречает так хлебо- сольно. Но на сей раз этим вопросам предшествовал другой, изумленный: «И откуда же вы такие?!» В мастер- ской мэтра в тот момент находились ученики липецкой школы-студии Ольги БУЕВОЙ вместе с их наставницей. А вот как они там оказались, лучше расскажет она сама. — Сначала, когда четве- ро моих ребят победили на городском конкурсе, воз- никла идея сделать им сво- его рода подарок — мастер- класс у Зураба Константи- новича. Потом подумалось: а почему быне повезти всех, кто сможет и захочет по- ехать? Желающих набра- лось два десятка. Сразу ого- ворюсь, поскольку в наше меркантильное время это немаловажно: такие ма- стер-классы Церетели дает совершенно бесплатно, так что мы потратились только на дорогу. Что такое одиндень вМо- скве?Это возможность полу- чить массу впечатлений, и упустить ее мыне могли. За- чем просто сидеть и ждать, когда в двенадцать часов начнетсямастер-класс, если в Третьяковской галерее проходит выставка выда- ющегося нидерландского живописцаМондриана? Так что с вокзала мы сразу по- ехаливТретьяковку. Уменя уже была договоренность с прекрасным искусствове- дом Еленой Герасимовой о том, что она расскажет ребятам о художнике и его работах. Поначалу, увидев на афише репродукцию его абстракции, дети были на- строены скептически. Но вот Герасимова провела их через всюэкспозицию, от са- мых ранних традиционных работ до поздней геометри- ческой абстракции, рас- ставила точные и нужные акценты, и ребята испытали потрясение. Стыдно признаться, но из-за Мондриана мы немно- го опоздалинамастер-класс. А может, даже хорошо, что приехали к Церетели уже с таким багажом впечатле- ний. Из-за нашего опозда- ния мэтра пришлось ждать. Впрочем, нас провели в ма- стерскую, ребятам дали палитры, на которые щедро выдавили масло. Вообще масляные краски — вещь не дешевая, так что дома дети позволить себе эту ро- скошь в таком количестве не очень-то могут. А тут — пиши, как хочется, клади красок, сколько душа про- сит. В мастерской Зураба Константиновича сразу воз- никает ощущение роскоши. Но не в смысле богатства, а в смысле масштабности мировосприятия ее хозяина. Очень «вкусно» сделанные искусственные пионы и сирень, которые фонтаном бьют из ваз, огромные вазыс муляжами фруктов, работы Церетели на стенах, короче — пиршество красок. Япредложила детям сра- зувзятьсязакисти, посколь- ку неизвестно ведь, когда придет Церетели. Никакой темы, никаких установок, каждый писал, что хотел. У кого-то возникали пейзажи чисто московской школы, кто-то изображал деревья и людей под зонтами — ви- димо, успели окунуться в атмосферуутреннего города. А у кого-то вдруг пошли интересные абстракции, явно под влиянием Мон- дриана. К приходу Зураба Константиновича все было почти готово. Работы полу- чились необычайно разные по жанру, стилю, пластике. Для Церетели это, видимо, было неожиданностью. Он ходил от картинык картине и приговаривал: «А эта… а эта… а вот эта… Да откуда же вытакие?ИзЛипецка?А как выдобрались?»Итутже распорядился приготовить нам в грузинском ресторане чебуреки и хачапури. Я понятия не имела, как мастер-класс будет прохо- дить. Будет ли Церетели каждому давать советы, по- казывать, поправлять? Но оказалось, что мастер-класс в его исполнении—это свер- шено другое. Он прошел к холсту и начал писать сам. Для детей это было не учени- чество, а сотворчество. Они вытягивалишеи, подходили к нему, смотрели, как он работает. Он говорил очень МОНОЛОГ ПЕДАГОГА | Юные художники из Липецка побывали в гостях у Зураба Церетели Автограф академика немного, но всегда важные и значимые вещи. Вдруг по- вернулся к нам и произнес: «Знаете, ребята, мне дове- лось работать и вмастерской Пикассо, и в мастерской Шагала. Так вот, эти вели- кие художники повторяли: надокаждыйденьподходить к мольберту и писать. Каж- дый день». Или когда зашла речь о цвете: «Цвета не надо бояться!» Вроде несколько слов, но все было настолько в точку, настолько вовремя! Вообще удивила душевная доброта выдающегосямасте- ра.Онкаждомуподарилсвой альбом, каждому оставил свой автограф. Из здания Академии ху- дожеств мы выходили в приподнятом настроении. Эти полдня вместили в себя невероятно много. Мы были уже переполнены впечатле- ниями, но сидеть на вокзале все равно было обидно. И снова отправились в Тре- тьяковку, теперь уже на вы- ставкуНаталииГончаровой. Выставка огромная! Там и живопись, и графика. Дети, конечно, устали, номолодцы —выдержали! Да еще потом бродили по вечернейМоскве до самого отхода поезда. Я все время напоминаю детям: жизнь художника — это вынашивание мыслей, ощущений, переживаний. Это путь к осознанию того, что ты хочешь сказать лю- дям на холсте или ватмане. Но чтобы суметь что-то ска- зать, надо работать каждый день, как и советовал Зураб Церетели. После возвраще- ния у моих студийцев воз- никлонеожиданноежелание писатьмаслом.Прямо в день приездаонименяпопросили: «Может, на пленэр поедем?» Да какой пленэр, говорю, холодно ведь! А они готовы ипомерзнуть.Итутже новое предложение: «Аможет, нам вПитер теперь съездить?»— «Ребята, отдохнуть-то дайте! Может, к лету и съездим». Но уже и самой захотелось свозить их в мастерские пи- терских художников. Многие ли из них захо- тят в будущем продолжить профессиональное творче- ское образование? Не знаю. В студии есть две девочки, кандидаты в мастера спорта по художественной гимна- стике, у них тренировки шесть раз в неделю. У меня они начали заниматься с пяти лет и бросать не со- бираются, хотя и не имеют ни одного выходного. Зна- чит, им это необходимо. Есть еще одна спортсменка. Мама спросила, не проще ли ей бросить студию. А она в ответ: «Должно же у меня быть что-то для души!» Вот пока их душа требует творчества, за них можно не волноваться, какую бы про- фессию они ни выбрали. Но вообще многие мои ученики поступают потом и на худ- граф, и на архитектурные факультеты, и на дизайнер- ские. Одна моя воспитан- ница учится в Британской академии дизайна. Когда я решилась оста- вить себе одну работу — эту студию, то думала, что у меня станет больше свобод- ного времени для собствен- ного творчества. Ничего по- добного. Все время строишь какие-то планы, что-то при- думываешь.Мы, к примеру, объездили все старинные усадьбы области, очень мно- го там рисовали. Все это для ребят не проходит бесслед- но. Их родители говорят, что не перестают им удив- ляться. Ну а я сейчас так счастлива... даже сглазить боюсь. И счастлива, прежде всего, благодарякругу обще- ния, который у меня есть. У меня появилось столько новых друзей! Кому-то из них—пять лет, кому-топят- надцать, но это настоящие друзья. И я не знаю, кто из нас и кому больше дает: я— им или они — мне. В гостях у мэтра. Фото на память. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА ИНИЦИАТИВА | В НКО достоин быть не каждый На защите интересов детей Елена Панкрушина Граждане, привлекавшиеся к уголовной ответственности за совершение ряда преступлений, не смогут быть учреди- телями, членами или участниками общественных объеди- нений и некоммерческих организаций, которые работают с детьми. Такие изменения в федеральные законы «Об общественных объединениях» и «О коммерческих органи- зациях» рассмотрел вчера комитет регионального парла- мента по законодательству и правовым вопросам. Данные поправки были подготовлены Липецким област- ным Советом депутатов совместно с СоветомФедерации. —Этиизмененияпродик- тованы временем, — сказал заместитель председателя комитета Вячеслав Марков. — Аналогичные поправки уже приняты в Трудовой ко- декс страны, атеперьназрела необходимость внести их и в соответствующие законы. Исполняющая обязан- ности начальника правового управления облсовета Елена Орлова пояснила, что в 2010 году Трудовой кодекс запре- тил заниматься педагогиче- ской деятельностью людям, имевшим судимость за пре- ступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, по- ловой неприкосновенности, семьи, общественной без- опасностиинравственности. Однако проблема детского насилия в современной Рос- сии на этом не была решена. И сегодня она продолжает оставаться одной из злобод- невных. Липецкие депутаты предлагают закрыть доступ гражданам, привлекавшим- сякуголовнойответственно- сти за вышеперечисленные злодеяния, к работе в обще- ственных организациях, занятых в сфере образова- ния, воспитания и развития подростков, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и соци- ального обслуживания, дет- ского и юношеского спорта. Представлять разработан- ный липчанами законопро- ект в Госдуме будет сенатор Максим Кавджарадзе. ЗатемпредседательЕлец- кого горсоветаВикторНико- нов предложил внести ряд поправок в областной закон «Об общественных воспи- тателях». По его мнению, необходимо разрешить за- нимать данную должность всем студентам липецких вузов, независимо от того, имеют они постоянную ре- гистрацию в регионе или временнуюв общежитиипри высшем учебном заведении. Кроме того, депутаты заслушали доклад замести- теля главы администрации регионаВячеславаЩеглева- тых о проекте законаЛипец- кой области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и утвердили план работыкомитета по за- конодательству и правовым вопросам на 2014 год. В тот же день природоох- ранный комитет заслушал информацию об экологи- ческом образовании. В Год охраны окружающей среды в образовательных учреж- дениях региона было про- ведено множество ярких мероприятий, в томчисле об- щественная акция«Отходам — вторая жизнь», в которой принялиучастие стошколиз двенадцатимуниципальных районов. Стоит также на- зватьмолодежныйюридиче- скийфорум,организованный облсоветом в начале года. На нем студенты юридических факультетовУкраины,Бело- руссии и России предлагали поправки в международное экологическое право. ОБЩЕСТВО | Елецким лицеистам напомнили о проблемах наркозависимости Универсальная «вакцина» Милада Федюкина Отправляясь в елецкий лицей № 5 на выездное заседание «круглого стола» по профилактике наркомании и алкого- лизма в подростковой среде, который организовала прокуратура Липецкой области, я никак не могла взять в толк, зачем и почему местом проведения мероприятия было выбрано одно из благополучных и успешных образовательных учреждений города. Однако директор лицея Нина Журавская, едва услышав вопрос, тут же парировала: «Беда, имя которой «нарко- мания», к счастью, не пришла в дома наших лицеистов. Почему? Потому что дети наши заняты. У них время проходит не впустую. И когда, к слову, родители жалуют- ся на большую загруженность детей, я им говорю: этому радоваться надо». Словом, с первого и до последнего звонка все один- надцать лет каждая минута лицеиста четко расплани- рована и предопределена педагогами. Но что будет потом, в новой взрослой жизни? Готов ли ребенок к ее соблазнам, способен ли отличить мнимых друзей от настоящих лидеров? Вот что по-настоящему тревожит учителей. «Мы волнуемся, в какую социальную среду попадут наши выпускники. Но надеемся, что сформиро- ванный в лицее приоритет здорового образа жизни бу- дет сопровождать их и после школы. И в этом, уверена, им поможет организован- ный представителями об- ластной прокуратуры «кру- глый стол». Внутри лицея мы постоянно устраиваем аналогичные беседы, дис- путы. Но очень важно, что сегодня о наркозависимости и ее последствиях говорят не «свои» учителя, а люди в погонах, специалисты в об- ластимедицины, наркологи. Именно из их уст серьезная статистика становится ав- торитетным аргументом», — говорит Журавская. Не случайно заместитель прокурора области Андрей Долбнин и прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства облпроку- ратуры Светлана Семенова в числе многих называли одну очень важную задачу: привить ребятам стойкий иммунитет против первой дозыи отвращение к любым формам психоактивных веществ. По словам специ- алистов, в России средний возраст детей, впервые про- бующих сегодня наркотики, — 14 лет. Значит, именно к этому возрасту ребенок уже должениметь четко сформи- рованную позицию отказа. Потому профилактика нар- команиидолжнаначинаться намного раньше. Безусловно, это задача взрослых — научить ребят правилам поведения, по- зволяющим преодолевать наркогенное давление со стороны окружения, убе- дить, что здоровье человеку дается один раз. Как это объяснить? Конечно же, на понятном и доступном мо- лодежной аудитории языке. Заведующему отделением профилактики областного наркологического диспан- сера Вячеславу Трушову это удалось. На встрече он приводил многочисленные примеры из собственной лечебнойпрактики, говоря о том, как пагубная привычка коверкает судьбы наркома- нов и их близких. Был по- казан и небольшой фильм, в котором все повествование шло «от первого лица». Не- ожиданный сценарный ход (сюжет строится на озвучи- вании мыслей пса, который наблюдает за падением, обе- зличиванием хозяина-нар- комана) потрясмолодежную зрительскую аудиторию. Последние кадры как за- кономерный финал. Стук сердца отбивает последние минуты жизни. Удары глу- ше, глуше. Тишина... О том, какая ситуация складывается в регионе, с чем сталкиваются право- охранительные органы в своейработе, какиепроводят мероприятия, лицеистам рассказала замначальника отдела организациидеятель- ностиучастковыхуполномо- ченныхполициииподразде- лений по делам несовершен- нолетних УМВД России по Липецкой области Светлана Ушакова.Азатемлицеистам предложили задавать во- просы профессиональным экспертам в области юрис- пруденции, медицины, пси- хологии. И ребята, конечно же, этим воспользовались. Их интересовало, чем гро- зит увлечение, казалось бы, «безобидными»веществами, какова в разном возрасте степень ответственности за употребление и хранение наркотиков. Ответызвучали исчерпывающие. К тому же организаторы«круглого сто- ла» всем участникам разда- ли брошюры, выпущенные областной прокуратурой в этом году, которые так и на- зываются: «Ответственность несовершеннолетних». В конце встречи слово взяла заместитель дирек- тора службы коррекции и реабилитации несовершен- нолетних, употребляющих или склонных к употре- блению психоактивных ве- ществ, Наталья Стебенева. Подробно рассказав о струк- туре организации, методах работы и оборудовании, она в игровой форме провела ряд тестовых упражнений и пояснила, какие особен- ности характера вскрывают эти задания. Свой мастер- класс психолог завершила короткими упражнениями на повышение самооцен- ки и снятия стресса. Урок оказался очень полезным. Сами участники объясняли это тем, что эмоциональное состояние, его изменение и, как следствие, развитие пси- хологических комплексов приводят к страшным по- следствиям: собственное «я» не всегда способно справить- ся с «я» наркотическим. Завершая раз говор , заместитель главы адми- нистрации Ельца Татьяна Ромашина обратилась к лицеистам, подчеркнув, что знания, которыми каж- дый из участников «кру- глого стола» поделился на встрече, нужны для того, чтобы уметь выживать в этом сложном мире. А еще пожелала научиться твердо говорить «нет!» и сформиро- вать четкую позицию по от- ношениюк наркотическому безумию. ФОТО МИЛАДЫ ФЕДЮКИНОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz