Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
НАШЕ ИНТЕРВЬЮ | Благочинный церковного округа о взаимоотношениях прихожан и священнослужителей «Ради Иисуса, а не хлеба куса» Валентин Липовцев Первое Липецкое благочиние объединяет восемнадцать приходов. Храмы в основном действующие, но пять находятся еще в разных стадиях восстановле- ния и строительства. Если церковь священномученика Уара — первого Липецкого епископа — только начали возводить, то храм преподобного Серафима Саровского, к примеру, уже совсем скоро порадует верующих куполами. Во главе благочиния в течение семи лет находится протоиерей Константин Гришин. Несмотря на сравнительно молодой возраст, за его спиной богатый опыт пастырства. До переезда в Липецк он был клириком Покровского собора в Лисках Воронежской области, затем на протяжении трех лет служил настоя- телем Успенского Адмиралтейского храма в Воронеже. Кроме того, отец Константин с матушкой Лидией воспитывают семерых детей, шесть из которых уже ходят в школу. Несмотря на высокую занятость, батюшка нашел время ответить на вопросы корреспондента «Липецкой газеты». —ОтецКонстантин, легко ли руко- водить благочинием и при этом быть настоятелем? —А здесь многое зависит не только от моего желания. Все мы, священно- служители, выполняем послушание правящего архиерея Высокопреосвя- щеннейшего Владыки Никона. У нас с ним существует прямая связь, как у детей с родителями. Если архиепископ дает какое-либо распоряжение, мы обязаны его выполнить. Это в церков- ной жизни именуется простым словом «послушание». Либо ты берешься за дело, либо, если не чувствуешь в себе достаточно сил и понимаешь, что не справляешься, — добровольно ухо- дишь. Силынам всем дает Бог. Так что стараюсь, как могу, следить за всеми приходами, находящимися в ведении благочиния. Что касаетсяХристо-Рож- дественского храма, настоятелемкото- рого я служу, то мне хорошо помогают протоиерейНиколайВербицкий, иереи Алексий Шумаков, Максим Павлов- ский и Андрей Костин, диакон Марк Кантарюк. Вместе мы стараемся орга- низовать деятельность прихода наи- лучшим образом и сделать его родным домом для верующих людей. — А много у вас прихожан? — Наш приход всегда был немало- численным. Но в последнее времяменя больше волнует не количество, а, если можно так говорить, качество верую- щих. Видите ли, как-то поймал себя на мысли, что расстояние между духовен- ствоми паствой ощутимо увеличилось. Церковь как бы живет своей жизнью, в своем замкнутом мире, а прихожане ходят туда только для того, чтобы ре- шить свои насущные проблемы. По- стоянная и прочная связь не ощущает- ся. При выборе храма многие люди руководствуются лишь его близостью к их домам. Ине многие задумываются над тем, родной ли для них тот или иной приход, будут ли они со временем водить туда своих детей и внуков. — Отец Константин, но почему это происходит? —Причинылежат глубоко. Своими корнями они уходят в историюнашего государства иЦеркви. Первый тревож- ный звонок прозвенел еще в годы ре- форм патриарха Никона во второй по- ловине XVII века. Многие люди тогда не приняли его нововведений, посчи- тали, что тем самым была предана оте- ческая вера. Ну и, конечно, не будем забывать о гонениях на Церковь, на- чавшихся после Октябрьской револю- ции 1917 года. Многие связи между священнослужителями и простыми людьми были нарушены, нарушилась духовная традиция, формировавшаяся столетиями. Врезультатемыполучили духовенство, определенная часть кото- рого просто не знает, как работать с прихожанами, ипаству, интересующу- юся лишь тем, образно выражаясь, на каком автомобиле ездит священник. По этому поводу могу привести всего один пример. Мы обсуждали програм- му поддержки воскресных школ. Как только речь зашла о деньгах, многие представители общества, не обращая внимания на то, что работа в воскрес- ных школах проводится с детьми всех липчан, а не только священников, обо- значили свою позицию так: «У вас и так все нормально, а вы еще чего-то просите…»Интересно, что все этилюди считают себя истинно верующими, ходят в храмы, рассуждают о духов- ности. Вот такой парадокс. — Видите ли вы сейчас пути сбли- жения прихожан с церковью? —Путь только один—священники должны как можно чаще показывать примерыбескорыстного и самопожерт- венного служения, чутче относиться к каждому пришедшему в храм челове- ку. Понимаю, что в последние двадцать лет духовенство потратило слишком много сил на восстановление храмов и монастырей. Нередко священникам приходилось заниматься этим едва ли не в одиночку. Но сегодня удалось за- вершить большую часть этой работы. Значит, пришло время истинного па- стырского служения. Как это сделать? Например, у нас отличная воскресная школа. В перспективе планируем на- ладить систему оказания психологиче- ской и духовной поддержки людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. —А готовыли священники вашего прихода к «истинному пастырству»? — Не сомневаюсь, что готовы. И очень рад, что у нас собраны священ- ники, понимающие настоящий смысл церковного служения. А смысл этот святитель Тихон Задонский определял так: «Служите радиИисуса, а не хлеба куса». Представители духовенства, которые этого не понимают, долго у нас не задерживаются, импросто становит- ся некомфортно. Например, был слу- чай, когда священник, совершая требу, оставлял людям бонусно-накопитель- ную карточку. Дескать, обратитесь ко мне повторно, и будет вам скидка. Как это назвать? И ведь по нему будут су- дить обо всех. Разумеется, мы расста- лись с ним — таким не место среди священников. — Батюшка, предлагаю немного отвлечься. Вопрос скорее не как к свя- щеннику, а как к многодетному отцу. Каково это — воспитывать семерых детей? — Непросто. Но кому, скажите, сейчас легко? Неужели лучше жить для себя и ради себя, руководствуясь лишьжаждой легкой наживыи лично- го комфорта? Возможно, при доброт- ной материальной базе так действи- тельно будет проще на первых порах, но впоследствии непременно возник- нут вопросы. Кому я нужен? Кого лю- блю? Кто любит меня? И человеку, живущему одними эгоистическими устремлениями, ответить на них будет достаточно сложно. —Что бывыпожелали вашимпри- хожанам в завершение нашего разго- вора? — Самое главное пожелание — по- больше интересоваться приходской жизнью и работать над своей духовной составляющей. Ведь долгие годы было распространено заблуждение, будто храм — это такое место, где человека обязательно встретит умудренныйопы- том старец и решит все его проблемы. На самом деле все иначе. Человек дол- жен понимать, что все зависит только от него, от того, насколько глубоко он готов раскаяться в грехах и взять на себя ответственность за свой выбор. И тогда посещение храма обязательно по- может емуобрестиутешениеинадежду. ИЗ ЖИЗНИ ПРИХОДА | Послушать певчих Свято - Казанского храма приходят не только местные жители Путь к гармонии Алексей Шишкин В Свято-Казанский храм села Таволжанка, что на грязинском шоссе, вошел я уже к концу утренней службы. Занимавшие больше половины церкви прихо- жане вытянулись в очередь к батюшке для целования креста в его руках. Священник в парчовой ризе и красивой митре благословлял верующих. Бросилось в глаза великолепие современного храма, возносящее душу ввысь, под самые своды. Невольно пришла мысль, что человеку иногда тоже необхо- димо почувствовать себя в полете, услышать зов надежды. Уютный мир икон, строгие взгляды святых угодников Божиих дают успокоение от внешней, неизбежной суеты. …Когда очередь к кресту поредела и батюшка остался один, я подошел к нему и представился. «Вы подождите здесь, у амвона, а я пойду разобла- чусь», — сказал он и направился в ризницу. Помещение с купелью в виде чаши, для крещения младенцев, от- крыла мне послушница в черноммона- шеском одеянии и головном уборе, называемом скуфьей. Через пару ми- нут вслед за мной вошел сюда и сам батюшка, одетый уже в серую рясу. Разговорились. Бессменныйнастоятель храма, про- тоиерей Алексий Богодеев, он к тому же еще и благочинный Грязинского церковного округа, рассказал, что при- ходская жизнь Свято-Казанского хра- ма Таволжанки началась в 1988 году по благословению Святейшего Патри- арха, правящего архиерея и с разреше- ния властей разного уровня. «Движе- ние по восстановлениюхрама возникло снизу. Сначала был избран приходской совет, который обращался в различные инстанции, настаивал на необходимо- сти возрождения церкви и в конце концов добился успеха. А ведь тогда Свято-Казанскийхрамлежалвруинах, как и многие другие церкви», — вспо- минает отец Алексий. После назначе- ния его в приход батюшка вместе с прихожанами в течение двух недель подготавливал храм к проведению служб. Дело это было непростое: дыря- вые своды закрыли полиэтиленом, убрали помещение, люди принесли из своих домов иконы. Сам отец Алексий привез аналой, подсвечники, лампады и многое другое, необходимое для службы. Одновременно искали и пев- чих. На время в клирос были пригла- шены те люди, кто мог хоть что-то ис- полнить из церковного песнопения. Практически с первых же дней свя- щенник основал воскресную школу, которая вскоре стала настоящейкузни- цей кадров. За двадцать четыре года из нее вышло более пятидесяти священ- нослужителей, которые сегодня служат в самых разных приходах епархии. После окончания воскресной и средней школюношипоступали вМосковскую, Ленинградскую, Воронежскую духов- ные семинарии, успешно заканчивали их и становились пастырями. Искал настоятель людей для работы в храме и среди прихожан. Присматривался, бе- седовал, а потом приглашал нести цер- ковное послушание: петь в хоре, гото- вить пищу в трапезной, убирать поме- щения. На сегодняшний день в храме два клироса. Так называемый правый соз- дан для служб в двунадесятые и вели- кие праздники. В него входит пятнад- цать-двадцать человек, все с музыкаль- ным образованием. Есть также малый хор для каждодневных служб, состоя- щий из трех-четырех человек, для ко- торых служба в церкви является по- стоянной работой. Правым клиросом руководит Лидия Богодеева. Она за- кончила здешнюю воскреснуюшколу, музыкальное училище, затем стала регентом в Свято-Казанском храме. Пройдя все ступени воцерковления, Лидия отлично знает Устав Церкви и всю службу. Спевки большого хора проводятся еженедельно—повторяют- ся песнопения к предстоящим по годо- вому циклу церковным праздникам, тропари, прокимены и многое другое. Прощаясь, отец Алексий Богодеев обратил мое внимание на одну важную особенность церковных песнопений: петь a capella гораздо труднее, чем под музыкальное сопровождение. «Чтобы возникла настоящая гармония, нужен идеальный слух регента и певчих, а также — постоянные репетиции. Од- ним словом, работа и еще раз работа. Если в храме все красиво, то это резуль- тат нашего общего труда, невидимого прихожанам. А люди воспринимают красоту всей службы как нечто само собой разумеющееся. Так и должно быть»,—уверен настоятель Свято-Ка- занского храма. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ СЛОВО ПАСТЫРЯ | Высокопреосвященнейший Владыка Никон в необычных жизненных ситуациях Для Бога нет ничего невозможного Д орога к Храму Страница выходит по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Липецкого и Елецкого Никона Ведущие страницы Александр Хаустов и Сергей Кибальниченко 6 ЛИПЕЦКАЯ газета ЧЕТВЕРГ , 7 ФЕВРАЛЯ 2013 № 24-25 (24402-24403) Пишите : 398055, г . Липецк , ул . Московская , 83, « Липецкая газета ». Электронный адрес : alekhaus_58@mail.ru с пометкой « Дорога к Храму » Александр Хаустов, Максим Ионов Когда Высокопреосвященнейший Владыка Никон, архиепископ Липецкий и Елецкий, рассказывает истории из своей богатой жизненной практики, то просто заслу- шиваешься. В любом его повествовании всегда — прямо или косвенно — просматривается некая духовная подо- плека. Даже если это и случай с оттенком юмора. Сначала посмеешься, а потом… задумаешься. Немало интересных историй услышали журналисты от Владыки Никона и во время недавнего посещения Задон- ского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, наместником которого он является. О зрении и... духовной жажде Однажды Владыка Ни- кон решил проверить зре- ние, что-то все труднее ста- новится читать богослужеб- ные книги. Отправился он к окулистам в соседнюю об- ласть, говорят, там очень хорошая клиника. Благопо- лучно добрался, приходит к врачам на прием. Дескать, проверю глаза — да и в об- ратный путь. Не тут-то было. При- шлось ему ходить из кабине- та в кабинет. Думаете, так тщательно зрение проверя- ли? Ошибаетесь. Каждый из медиков хотел задать архи- ерею вопрос, посоветовать- ся, получить наставление, благословение. Так бы и «путешествовать» ему це- лый день, но кто-то внес рацпредложение. Архиерея привели в актовый зал, уса- дили в центре. На беседу собралась почти вся больни- ца. И посыпались вопросы. Наконец Владыка Никон не удержался и спросил — а зрение-то, мол, у меня про- верять будут? Да-да, конеч- но — спохватились медики. Зрение тут же быстренько проверили и «успокоили» — в силу вашего возраста, мол, хрусталики глаз по- мутнели, но тут уж ничего не поделаешь. В монастырь архиерей вернулся поздно. А на вопросы братии, что сказали медики насчет зре- ния, с улыбкой отвечал: «Все хорошо». Не было бы крещения, да... станок помог Как известно, Владыка Никон любит работать по дереву — резьба, вытачива- ние и все такое прочее. Сей- час, правда, времени на это нет. А раньше, когда только начинали восстанавливать Рождество-Богородицкий мужской монастырь, ны- нешнийправящий архиерей многое делал собственноруч- но. И вот потребовался ему небольшой станокпо дереву. Поехал он за ним в Липецк, на один из специализиро- ванных заводов. Директор выслушал необычного по- сетителя, но порадовать ничем не смог. Дескать, за- кончились станки, приез- жайте в другойраз. Владыка огорчился, но +что делать. Руководительже, темвреме- нем, захотел пообщаться на духовные темы. «А вы вообще-то крещеный?» — спросил Владыка. «Нет», — честно ответил собесед- ник. «Азнаете ли вы, что все некрещеные прямиком по- падают в ад после смерти?». Руководитель задумался… Тогда Владыка предло- жил: «Априезжайте к нам в монастырь, и мы совершим обряд крещения». «Я по- думаю», — ответил дирек- тор. И вот через какое-то время знакомые рассказы- вают архиерею, что было после его отъезда. Директор на планерке объявил: «Унас былпопиз Задонска, сказал, что раз у нас нет станка по дереву, то мы все попадем в ад». То ли не понял, то ли пошутил, достоверно неиз- вестно. Но главное в другом. Через пару недель директор и его супруга приехали в монастырь, где и приняли Святое Крещение. И, кста- ти, проблема со станком че- рез некоторое время тоже была решена. Впрочем, это не един- ственный случай, когда по- сле беседы с нашим архиере- ем люди меняли свои взгля- дынажизнь и обращались к Богу. Например, другой ру- ководитель приехал в мона- стырь не один, а со своей двухлетней внучкой. Чаще всего дети такого возраста, когда их троекратно погру- жают в купель, плачут и всячески выражают свое возмущение. Но в данном случае девочка была столь веселой, радостной и счаст- ливой, что дедушка сильно удивлялся: «Да что это с ней, не понимаю. Она так радуется!». Ничего не отве- тил ему Владыка, лишь улыбнулся. Он-то хорошо знал, в чем причина. Ведь Крещение — это рождение для новой жизни. И милость к падшим... Христа ради Едва Владыка Никон по- является на территории монастыря, к нему спешат, кажется, все вокруг—мона- хи и монахини, прихожане, паломники, нищие, дети. Даже голуби и монастыр- ские упитанные коты, будто специально, вокруг увива- ются. Архиерей такое по- стоянное нашествие терпит, иногда беззлобноприговари- вает: «Да откуда же вас столько взялось-то, поми- луй Господи! Ведь только что никого вокруг не было». Но это скорее так, для по- рядка. Темнеменее каждого к нему подходящего он бла- гословляет, выслушивает, дает житейские советы, ду- ховные наставления. На недоумениежурнали- стов (по нашим светским меркам можно ведь каким- то образом и отсечь такие толпы людей) Владыка от- рицательно качает головой: «Нельзя, ведь они все мои духовные чада, мои дети. А разве родители вправе ото- гнать от себя своих детей?» Вот и архиерей наш ни- кого не отгоняет. Доброже- лательно относится к ни- щим, просящим милосты- ню, никого старается не обидеть, как заповедал нам поступать Господь наш Ии- сус Христос. ... Утренний звонок в дверь архиерейских покоев. АрхиепископНикон откры- вает сам. На ступеньках мужичок с помятым лицом. «Владыка, с похмелья уми- раю. Подайте…». «Да Го- сподь с тобою, — отвечает архиерей, —в проповедях и беседах я, значит, выступаю против пьянства, а тебе по- дай на бутылку. Ладно бы, голодный был, на хлебушек просил. Иди с Богом... ». Через час снова раздается звонок. Все тотжемужичок. Глядит на архиерея «чест- ными» глазамииприговари- вает: «Владыка, Христа ради, подайтенахлебушек». Чем закончилась эта история, архиепископ не уточнил. Но предполагаем, что сжалился все-таки над страждущим. А, с другой стороны, как отказать в по- даянии, если человек Хри- ста ради просит. Тем более на хлебушек. В другом случае, связан- ном, кстати, тоже с пьян- ством, Владыка показал себя с неожиданной стороны для присутствовавшего ря- домсветскогоруководителя. Начиналась зима. Одному послушнику монастыря былапорученаработа вцехе, куда пока не подвели ото- пление. И вот наутро кто-то докладывает архиерею, что так и так, дескать, задание человек не выполнил, на- пился и уснул в цехе до утра. И что с ним теперь делать? Как наказать? Ответ оказал- ся неожиданным: «Да как же он, бедный, ночь там вы- держал, отопления-то в цехе еще нет! Что с ним сейчас, не обморозился?» Присут- ствовавший при этом диа- логе руководитель крупной строительной организации очень удивился реакции архиерея. А для верующих людей, знающих Владыку Никона, это было просто очередное подтверждение библейской мудрости «Не судите, да не судимы буде- те». Сомнительные грибы и сила молитвы Нельзя не вспомнить об одном особенном увлечении ВладыкиНикона, о котором онможет говорить бесконеч- но и тоже, конечно, очень интересно и не без юмора — «тихой охоте». Верность любимому занятию наш ар- хиерей хранит уже не один десяток лет. Как только на- чинается грибной сезон, обязательно выбирается он в лес и всякий раз возвраща- етсяоттуда с полнымлукош- ком. Даже зимой умудряет- ся собирать какие-то нео- бычные экземпляры. Разу- меется, как и каждый гриб- ник со стажем, Владыка хранит в памяти немало историй, которые время от времени рассказывает сво- им собеседникам и о кото- рых наслышаны даже и за пределами нашей епархии. Об одном таком случае мы попросили Владыку расска- зать лично. Архиерей улыб- нулся: — Одна женщина при- слала в подарок монастырю много засоленных грибов. Все наши монастырские сначалаплечамипожимали, мол, зачем нам грибы, если у самих этого добра видимо- невидимо? Но приняли по- дарок, все-таки человек старался. А позже... Кто-то из служителей монастыря неожиданно вспомнил, что среди грибов, оказавшихся в общем котле, были, похо- же, и ложные опята. Что делать? И за здоровье людей страшно, и выбрасывать такое количество продукта жалко. Кто-то, не вспомню уже, обратился ко мне за советом.Посмотреляна этот бочонок, перекрестил его, помолился, да и попробовал грибы. Потом говорю бра- тии: «На все воля Господня. Если в живых останусь, значит, хорошие грибы». Слава Богу, беда миновала. И с моим здоровьем ничего не приключилось, и все остальные позже грибов от- ведали, итоже все обошлось. Как угодно можно этот слу- чай расценивать, но одно надо всегда помнить — для Бога нет ничего невозмож- ного, и Он творит чудеса всюду, где захочет. ЕПАРХИАЛЬНЫЕ НОВОСТИ Священник в армии Не у всех на « гражданке » получалось посещать храм , по - молиться , хотя и была такая возможность . А вот в армии это случилось , причем во время присяги , которую принимала группа молодых военнослужащих Липецкого авиацентра . Торжественная церемония завершилась молебном , его от - служил священник Илия Азарин . Пастырь обратился к воен - нослужащим с напутственной речью , отметив , насколько важно исполнение священного долга защиты Отечества , и ответил на вопросы родителей , приехавших поздравить сыновей с принятием присяги . Отец Илия Азарин возглавляет отдел Липецкой и Елецкой епархии по взаимодействию с вооруженными силами и право - охранительными учреждениями . И подобных мероприятий на его счету десятки . Недавно священник отслужил на военном аэродроме Божественную Литургию , исповедовал и причащал военнослужащих . Прикосновение к духовному Уже третий год подряд в средней школе № 4 г . Чаплыгина проводится Неделя православной культуры . Вот и на этот раз мероприятия проходили интересно и насыщенно . Священ - нослужители и педагоги рассказывали детям о русских мона - стырях , жизни святых угодников Божиих и о многом другом . Ребятам интересно было узнать историю здешних святынь , например Петропавловской пустыни , которая сейчас возрож - дается , Тихвинской иконы Божией Матери , святом источнике в честь святителя Николая Чудотворца . На любой свой вопрос они смогли получить ответы от священника отца Олега Боро - дина и педагогов , интересующихся православной тематикой . ФОТО АЛЕКСАНДРА ХАУСТОВА ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz