Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
№ 220/24598/ 14 НОЯБРЯ 2013 ПЕРЕКЛЮЧАЯ КАНАЛЫ с Исааком Розенфельдом Как Герасим утопил Каштанку КИНО НОЯБРЯ Все произошло в один день. Сперва я ли- стал интервью Александра Чубарьяна. Для тех, кто не в курсе: это директор Института всеобщей истории РАН. Он руководил раз- работкой той самойконцепции единого курса школьной истории. Как я понял, г-н Чубарьян со товарищи озабочены тем, чтобыновые учебники были толерантными, полит- корректнымииодновременно правдивымиичестными. Чтобы там был сплошной патриотизм, но при этом никакой идеологии. В общем, надо ухитриться без зон- тика пробежать между струями дождя и не вымокнуть. Историявдореволюционныхгимназияхисоветских школах изучалась, конечно, неправильно. В эпоху Чу- барьяна историческая наукашагнула далеко вперед по сравнению с Карамзиным, Ключевским, Соловьевым, Иловайским, Тарле, Рыбаковым. И ее выдающиеся от- крытия пора сделать достоянием детей дошестнадцати и старше. Допустим, втолковать им, что Октябрьской социалистической революции не было, а была просто Великая российская революция. Отчего у них в головах случится прояснение и все встанет на свои места. Ну, примерно так же, как улучшилась охрана порядка, когда милицию переименовали в полицию. А потом я случайно нажал кнопку на ТВ-пульте. И услышал очень правильные слова телеведущего о чтении. Нация, которая сохранит культ книги, имеет перспективу дожить до двадцать второго века. А кото- рая предпочтет книге игры с гаджетами, может и не дожить. Мне тутже на память пришел афоризмизвест- ного остроумцаАлександраДавидовича: «Писатель по- писывает, а читатель посматривает телевизор». Теперь это глобальный закон, действующий и в российской, и, очевидно, в мировой культуре. Я тоже, увы, ему подвластен. В тот день я отложил толстый и слишком сложный для воскресного уик-энда роман и продолжил щелкать пультом. Дощелкался до концерта Михаила Задорнова. Концерт назывался «Реформа необразования». Сатирик Задорнов давно то всерьез, тошутливо раз- мышляет вслух на эту тему. И ему со всех концов учи- теля и родители шлют, так сказать, плоды нынешнего просвещения. А он их любит публично цитировать. В частности, из сочинений по литературе. «Герасим уто- пил в реке Каштанку». «Аленушка сидела на берегу, а в заду у нее чернел лес». Кто такой Чацкий? А это тот, кто постоянно сидит в чате. Что танцевали на балах герои Пушкина и Льва Толстого? Да был, знаете ли, тогда такой танец — мензурка. У Задорнова этих перлов—сотни. Ипо литературе, и по биологии, и даже по математике. Учительница за- дает ученику задачку: четыре ежикашагают по дорож- ке, сколько ножек идут по дорожке? Ребенок говорит: шестнадцать. А учительница: нет, неправильно, во- семь. И показывает картинку, где мультяшные ежики топают на задних лапках. У нас уже подоспело новое поколение педагогов, вы- росшее на масскульте. Это уже их питомцы, на- смотревшись рекламных роликов, уверяют: Петр Великий велик тем, что брил бояр и дарил им по банке кофе. А академик Чубарьян все хлопочет, чтобы пре- подавание его дисциплины не плелось в хвосте передо- вой науки. Ему быпослушать Задорнова с его цитатами из письменных работ по истории. «Хазары напали на СССР без объявления войны». «Иван Сусанин перевел Суворова через Альпы». «На Куликово поле вышли советские дружины, а на них из-за кургана выскочило татаро-монгольское иго». Кто защищал Сталинград? Все тот же Александр Суворов, там он и глаз потерял. Как звали рядового, бросившегося на вражескую ам- бразуру? Александр Матроскин! Вы не верите, что это не хохмы записного эстрадни- ка? Журналисты РЕН ТВ развеивают ваши сомнения. Концерт «проложен» картинками уличных опросов. Вы знаете, кто такой Юрий Цезарь? — спрашивают у молодых людей. Не знают. Какой-то особо продви- нутый краем уха, правда, слышал, что неведомо где и когда живший Кай Юлий мог сразу делать несколько дел. Следующая тема — Гимн России. Легкая детская провокация: Гимн Советского Союза сочинил Сергей Михалков, Гимн России — Никита Михалков, вам какой текст больше нравится? Мнения разделились. Кто-то долго рассуждает, что у Сергея слова патрио- тичнее, зато у Никиты отвечают реалиям времени. И ни один не показал и тени сомнения в том, что режиссер НикитаМихалков действительно переписывал папины стихи. Третий опрос—о Ганнибале: кто он? Смущаясь, говорили, что это человек, который, ну, кушает других людей. Некоторые уточняли: имеется в виду Ганнибал Лектор из «Молчания ягнят»? О прадеде Пушкина и тем более о полководце из древнего Карфагена не упомянул никто. Беду, которая стряслась с отечественным образо- ванием, Задорнов называет опокемониванием. Она началась в девяностые. Теперь — расплата. Педагог одного из липецких вузов, заглянув в гости, передал мне с женой рассказ профессорши с журфака МГУ. Там в первые дни учебы ребят, принятых с высокими баллами ЕГЭ, просят написать диктант. Надо же выяснить, чего реально стоят эти отличники, чему их дальше можно учить. Так вот, тех, кто допустит меньше сорока ошибок, считают светочами разума. Потому как у остальных ошибок вдвое больше! Когда выступает Задорнов, зал хохочет не переставая. Но по существу-то речь идет о гуманитарной катастрофе. Икакоежтут утешение, что почти то же происходит в других странах, что тотальная безграмотность и неве- жество захлестнулипланету! Да к томуже захлестнули- то, как ни крути, неодинаково. Между прочим, мне по- палась на глаза ошеломляющая статистика. В России, как оказалось, каждый еежитель в среднемтратит в год на покупку книг пятьсот рублей, то есть где-то двенад- цать евро. А в Германии сто двадцать. А в Финляндии — сто пять. А в Южной Корее — девяносто пять… Кто согласен с мыслью, что от привычки к чтению зависит, доживет ли тот или иной народ, оставаясь самим собой, до следующего века, пусть прикинет, у кого вероят- ность дожить больше… Сейчас немодное еще пятнадцать — двадцать лет назад слово «культура» в России повторяется все чаще, в том числе и руководителями страны. Может, дозреем и поймем: опокемонивание не остановить хорошим учебником по какому-либо предмету. Каштанку от Герасима придется спасать, мобилизуя все резервы воспитания, образования, меняя всю духовную, нрав- ственную атмосферу жизни. Иначе через несколько лет, услышав на концерте Задорнова, чтоПетрПервый прорубил очко в Европу, никто даже не улыбнется, не уловит, над чем смеяться. И в зале будет стоять гробо- вая и пугающая тишина. ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 Нация, которая сохранит культ книги, имеет перспективу дожить до двадцать второго века. Смех и ужас Легенды возвращаются, герои Стивена Кинга не сдаются СЕРГЕЙ ИВАНОВ Роберт Де Ниро, Майкл Дуглас, Морган Фриман, КевинКлайн, а все вместе «Starперцы» в одноимённой комедии Джона Тертелтауба. Билли, Пэдди, Арчи и Сэм дружат больше полувека. И когда убежденный холостякБиллинаконец-то делает предложение своей юнойподружке, великолепнаячетверка отправляется в Лас-Вегас, чтобы скинуть с себя груз прожитого и зажечь, как в последний раз. Великовозрастные гуляки и не подозревают, как за де- сятилетия эволюционировал Город Грехов…В российском прокате похождения стари- ков-разбойников идут под де- визом «Мы—легенда!». Джон Тертелтауб известен своими фильмами девяностых «Пока ты спал», «Крутые виражи», «Феномен». Классический роман ма- стера триллера Стивена Кинга «Кэрри» 1974 года о девочке, обладавшейпаранормальными способностями воспламенять предметы впервые был экра- низирован почти сорок лет на- зад, затем в 2002 году по нему был снят ещё телефильм. Этот сюжет мог никогда не увидеть свет, если бы жена Кинга не спасла один из ранних черно- виков книги из мусорного ведра. Кинг очень сомневался в том, что история будет до- статочно сильной и эмоцио- нальной. В своих мемуарах писатель вспоминал: «Она вынула страницы из мусорной корзины, стряхнула сигарет- ный пепел со смятых листов бумаги, разровняла их и села читать. Затем она сказала, что хочет, чтобы я написал про- должение истории. Она хотела знать, чем все закончится». В этот четверг на россий- ские экраны выходит новая версия этой страшнойистории, получившая в нашем прокате название «Телекинез» . Не- взрачная старшеклассница по имени Кэрри с рождения обладает способностью к теле- кинезу. Давление со стороны фанатично религиозной ма- мочки и постоянные издевки сверстников лишь способству- ет развитию ее сверхъесте- ственных способностей. На выпускном одноклассники ре- шают жестоко подшутить над ней, что приводит к фаталь- ным последствиям… Главную роль сыграла «Убивашка» из фильма «Пипец» Хлоя Грейс Морец, ее мать — опытная Джулианна Мур. Интересно, что это первая экранизация, в которой актриса, исполняю- щая роль Кэрри, на самом деле является подростком. Впериод съемокХлое ГрейсМорец было всего 15 лет. В то время как Сисси Спейсек и Анджеле Бет- тис, когда они исполняли эту роль, исполнилось 26 и 28 лет соответственно. Съемки про- ходили в Торонто летом 2012 года. Постановщик фильма Кимберли Пирс номиниро- валась на «Оскар» за драму «Парни не плачут». Сюжет легкой комедии Тома Морриса «Средняя шко- ла» довольно незатейлив. Леви Коллинс собирается поступать в местный университет, но он забыл сказать родителям, что не закончил школу. В результате он должен пойти в летнююшколу, прежде чем его родители выяснят это. Вшколе Леви влюбляется в свою одно- классницу Кэти…Аполучился весьма обаятельный фильм о «последнем лете детства». Звезда «Квартета И» Ка- миль Ларин сыграл главную роль в комедии Петра Гла- дилина «Упакованные» . Уж если день не задался, готовься к крупным проблемам. А если разругался с любимой женой, ни в коем случае не садись за руль. Обязательно будут не- приятности. Но крутой бизнес- мен Сергей Камаев сел за руль и обеспечил проблемы себе, своей жене Марго, ее бывше- му любовнику Ивану. И даже Анечке, молодой жене Ивана. Судьба-злодейка распоря- дится так, что они все вместе ночью окажутся в одной ма- шине, да еще и в шикарном кабриолете, упакованные в целлофан во весь рост, и их будут преследовать два от- вратительных типа на ржавом пикапе. Алесная дорога ночью полна неожиданностей. Коми- ческое и трагическое, любовь и ненависть превращают ночное путешествие героев в захваты- вающее зрелище. «Париж любой ценой» — такова цель у героини одно- имённой французской коме- дии. Майя, восходящая звезда мира моды в Париже, собира- ется получить свою первую по- стоянную работу в знаменитом модном доме. Но как назло, обычная полицейская провер- ка выявляет, что срок ее визы истек, и Майю сразу депор- тируют в Марокко, в страну и семью, которую она хотела забыть. Майе остается сделать все возможное и невозможное, чтобы попасть обратно в па- рижский рай. Всей семьей на этой неделе можно сходить на премьеру трёхмерного перуанско-ар- гентинского мультфильма «Приключения мышонка» . Давным-давно, в густых и ши- роких лесах стояло прекрасное королевство Роденсия — ме- сто, где обитали удивительные создания и могущественные волшебники. Приключение, которое произойдет здесь, расскажет нам о любви между неуклюжимученикоммагама- леньким мышонком Эдамом и красивой и уверенноймышкой Бри, которым придется пре- одолеть много опасных препят- ствий для того, чтобыполучить силу зубной феи и победить отрядкрыс подкомандованием злого Ротекса, который вторг- ся в мирное мышиное царство. В таинственной глубине леса магия света и тьмы, любви и обиды столкнутся, а Эдами Ро- текс будут сражаться, и только один выйдет победителем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz