Липецкая газета. 2013 г. (г. Липецк)
№ 220/24598/ 14 НОЯБРЯ 2013 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 4 ТЕНДЕНЦИИ ФОТО LIPETSKMEDIA Город теряет свое значение как место эффективного производства товаров и услуг и приобретает как место, обеспечивающее комфортную среду проживания. Двадцать шагов за горизонт Липецк начинает разработку очередного стратегического плана ВИКТОР КОНСТАНТИНОВ Липецкие власти пред- принимают вторую по- пытку заглянуть в буду- щее. При этом в отличие от первой, когда было сделано всего десять ша- гов за горизонт (страте- гический план, принятый в середине нулевых на десятилетие, простирался до 2016 года), нынешнюю временную дистанцию предполагается удвоить и предатьсяразмышлениям о том, что бы мы хотели видеть вЛипецке в туман- ном 2035 году. Надо сразу отметить: путе- шествия на виртуальной «ма- шине времени» вызвали огром- ный интерес, что и подтвердили прошедшие недавно с аншлагом форсайт-сессия («форсайт» от английского «взгляд в буду- щее, предвидение») и между- народная научно-практическая конференция «Липецк 2035. Стратегия развития». Организовавшие дискуссию департамент экономическо- го развития администрации областного центра и филиал Финансового университета при Правительстве России при- гласили к разговору ученых, чиновников, бизнесменов, представителей общественных организаций. Словом, людей, представляющих едва ли не все социальные, политические и профессиональные группы. Не удивительно, что и круг тем, обсужденных в Липецке, оказался весьма обширным. От прогнозов с точностью плюс- минус километр, о чем с само- иронией рассказал заместитель главы города Липецка и по совместительству председа- тель департамента финансов Владимир Мигита, до способов приручения строптивого ЖКХ — сферы деятельности заме- стителя главы администрации Липецкой области Руслана Гу- байдуллина. От вариантов раз- вития городов с моно-экономи- кой, в чем совершенно неспра- ведливо, как полагает доктор экономическихнаук, профессор института социально-политиче- ских исследований РАН Игорь Богданов, подозреваютЛипецк, до мировых брендов и трендов, широко популяризируемых экспертами консалтингового агентства «ФОК» вообще и его управляющим партнером Мо- исеем Фурщиком в частности. Ну а что из всего этого вышло? Не вдаваясь в детали Футурология, как известно, наукане самаяпунктуальная.А потому не все прогнозы, кото- рыми изобиловал первый стра- тегический план, оправдались. Некоторые — к счастью. Ну, например, Липецк не только не выбыл из реестра крупнейших европейских го- родов, насчитывающих свыше полумиллиона жителей, но и увеличил население до 509 тысяч жителей. Вполне веро- ятно, что сделал он это за счет окрестных сельских обитате- лей, подавшихся на заработки в областной центр. Но таковы современные тенденции, как полагают эксперты. Они же не исключают, что уже в обозри- мом будущем миграционные потоки могут радикально изме- ниться, и горожане стройными рядами потянутся обратно в де- ревню—житьна земле, дышать озономи кислородоми вкушать натуральные продукты, выра- щенные на собственной грядке. При этом работать в городе и получать соответствующую зарплату. Или взять проблему не- хватки детских садов. Пред- полагалось решить ее лишь в 2016 году. Однако, как заявил ВладимирМигита, уже в следу- ющем году всех дошкольников начнут «охватывать образова- нием повышенного уровня». Быстрее, чем прогнозирова- лось, в Липецке росли средне- душевые доходы. По словам заместителя главы Липецка, достигнув 26 тысяч рублей, они уже сегодня вдвое превос- ходят уровень, намеченный 8 лет назад. Из несбывшихся прогнозов — уровень развития малого и среднего бизнеса. На конферен- ции отмечалось, в частности, что количество людей, занятых предпринимательством, вряд ли дотянет до предусмотренных планом 27 тысяч. Из всего этого главный вы- вод, который делают сторонни- ки стратегического планирова- ния: не стоит останавливаться на частностях и деталях. За- глядывая в очередной раз за горизонт, они решили обой- тись без контрольных цифр- индикаторов, предложив Ли- пецку и липчанамподумать над идеей, масштабнымконцептом, который учитывал бы, что «большое видится на расстоя- нье», иконструировалбыновую реальность с лучшим, достой- ным будущего, уровнемжизни. Предложение понравилось, ина дискуссионных площадках научной конференции «Город сильный», «Город умный» и «Город дружный» были на- рисованы первые эскизы посе- ления с курортным прошлым, промышленным настоящим и многовариантным, но, как ожидается, сбалансированным будущим. Слоган всему голова? Окажется ли оно действи- тельно сбалансированным — пока большой вопрос. Однако и инициаторы«поисковых»работ в сфере стратегии, представите- ли группыподдержки, и в част- ности управляющий партнер консалтинговойкомпанииФОК Моисей Фурщик, убеждены в успехе. Последний профессио- нально занимается изучением особенностей развития круп- ных городов и распространяет их созидательный опыт по всей стране. Насколько этот опыт полезен, сказать трудно, но то, что любопытен — не вызывает сомнений. Г-н Фурщик, например, обнаружил, что за послед- ние двадцать лет на Западе резко изменились подходы к городскому стратегическому планированию. Перемены, на его взгляд, связаны с утверж- дением постиндустриальной экономики, выбрасывающей на улицу сотни и тысячи ин- дустриальных рабочих. При этом, размышляя о кризисе индустриальной модели города и масштабах сокращения ра- бочих мест в промышленности (а они составили, например, от 60 процентов в Филадельфии до 85 процентов в Питсбурге), бизнесмен делает лишенные каких-либо сантиментов выво- ды: город теряет свое значение как место эффективного про- изводства товаров и услуг и приобретает как место, обеспе- чивающее комфортную среду проживания. Разумеется, не для безра- ботных. Впрочем, о нихМоисей Фурщик и не заикается. Зато уточняет, что городам, ставшим «средой проживания», ничего не остается, как обрести и новое целеполагание. И советует, из чего при этом следует исходить. Разумеется, из амбиций, кото- рые как раз и позволят вместо набора набивших оскомину скромных «технологических» лозунгов типа «создать возмож- ности для роста экономики» придумать слоган завлекатель- ный, свежий и, разумеется, эксклюзивный. К примеру. Манчестер, от- правивший на отдых свыше 80 процентов промышленного пер- сонала, дал честное джентль- менское слово «развиваться в качестве центра технологиче- ских инноваций». И не обма- нул, приняв на работу в мест- ный университет двух безра- ботных российских ученых. На родине онине смогли закончить исследования, начатые в одном подмосковном наукограде, но с блескомсделали это вМанчесте- ре. В итоге стали нобелевскими лауреатами и добавили баллов и почтенному университету, и Манчестеру. Звучный слоган, как счи- тают адепты брендирования, самый короткий путь к успеху, что, по их мнению, подтверж- дает и вдохновляющий пример Сингапура.Аттестовавшийсебя скромно, но со вкусом: «Интел- лигентный народ, глобальный город, движимые новейшими информационно-коммуникаци- онными технологиями», Синга- пур, конечно, немало преуспел на ниве хай-тека. Но только ли из-за слогана? Достаточно ли только красивой фразы для процветания, в том числе и ин- новационного, чего так остро не хватает России? Меняем деньги на комфорт Подробный разговор на кон- ференции шел и о вариантах поддержки бизнеса, и о разви- тии государственно-частного партнерства, и о модернизации жилищно-коммунального хо- зяйства. Хотя о ЖКХ столько всего сказано, что, казалось бы, количество слов в полном соответствии с законами диа- лектикидолжно было перейти в качество и преобразовать пред- мет разговоров. Ан нет. Меккой для бизнесменов коммунальная сфера не становится. И сферой радикальных реформ пока что тоже. Почему? Причин предостаточно. В их числе — и изношенные фонды, и латаные- перелатаные сети, и не знавшие ни одного даже косметического ремонта здания, построенные во времена незабвенного Ники- ты Сергеевича Хрущева. Ну а есть ли выход? Руслан Губайдуллин видит его в раз- витии частной инициативы, формировании нового типа предпринимателя, ставящего на первое место не деньги лю- бой ценой, а результат. Таких бизнесменов готова поддержи- вать и власть, предоставляя различные преференции, бла- гоустраивая старые кварталы, обучая владельцев квартир, го- товых взяться за организацию товариществ собственников жилья. Акцент на ТСЖ не случа- ен. Появившиеся в областном центре товарищества собствен- ников жилья уже доказали, что способны работать эффек- тивно, качественно, эконом- но. При этом действующие в жилкомхозе инструкции вовсе не обязывают жильцов браться за организацию работ лично. Собственники квартир имеют право выбрать управляющего или управляющую компанию и строить с нею отношения на ясных, прозрачных, договор- ных условиях. ЖКХ—это рынок. Ирынок емкий, платежеспособный, вы- годный. Более — когда обслу- живаются новостройки. Менее — когда приходится работать в старых кварталах. Но и они восстанавливаются. Как под- черкнул Руслан Губайдуллин, в Липецкой области разрабо- таны программы капитального ремонта многоквартирных домов, благодаря которым с 2008 года в регионе отре- монтирована почти четверть такого жилья. На эти цели направлено свыше 3 миллиар- дов рублей. А вот удастся ли сохранить объемы ремонтных работ—покажет будущее. Как и покажет, станет ли Липецк к 2035 году «сильным, умным и дружным»городом. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz